Как разобраться в тексте профстандарта педагога?
Как работать с текстом профессионального стандарта педагога
Среди отзывов, поступивших после официального утверждения Минтрудом России профессионального стандарта педагога, есть один, который мне особенно запомнился. Его автором является опытный добросовестный руководитель образовательного учреждения.
Среди отзывов, поступивших после официального утверждения Минтрудом России профессионального стандарта педагога, есть один, который мне особенно запомнился. Его автором является опытный добросовестный руководитель образовательного учреждения.
Дискуссию начал(а) Александр 24.05.2016 2495
Опубликовано в группе «Педагогические журналы и публикации»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Александр
#1, 24.05.2016
Цитирую: одной из участниц!!! «Чувствую себя полной дурой. Несколько лет потратила на детальное изучение квалификационных характеристик. На их основе научилась создавать должностные инструкции для своих сотрудников. А теперь придётся начинать всё сначала. Попыталась вникнуть в представленные в документе таблицы, быстро запуталась и бросила это безнадёжное дело. Всё в душе протестует против этого нововведения».
Коллегу можно понять. Дело в том, что существуют два, по сути, почти идентичных текста:
1) Развёрнутая концепция профессионального стандарта педагога, созданная в логике структуры его профессиональной деятельности с учётом новых задач, которые стоят сегодня перед образованием. Чтобы уловить суть, смысл и перспективы предстоящих изменений в деятельности педагога, необходимо изучить в первую очередь именно этот документ.
2) Профессиональный стандарт педагога, утверждённый Минтрудом России. По содержанию аналогичен развёрнутой концепции, но отличается по форме, так как разработан по утверждённой правительством форме описания профессионального стандарта, которая является универсальной для всех профессий вне зависимости от их специфики. В варианте Минтруда России закреплены трудовые функции, вменяемые в обязанность сотрудникам. На их основе должны составляться должностные инструкции, трудовые договоры, заключаться эффективные контракты, что в конечном итоге повлияет на оплату труда, начисление трудового стажа и пенсий. При подготовке данного документа учитывалось соответствие предъявляемых педагогу требований действующему трудовому законодательству России. Отсюда таблицы и коды, разобраться в которых непросто (пожалуй, для этого потребуется юридическая подготовка).
Я хорошо понимаю коллегу, которая испытывает дискомфорт от знакомства с таким «матричным» вариантом профстандарта: она вынуждена выискивать в таблицах заявленные новые профессиональные компетенции, восстанавливая содержательную логику документа. Подробное знакомство с развёрнутой концепцией позволяет преодолеть многие затруднения, возникающие при обращении к документу Минтруда России.
Опираясь на концепцию, можно уже сегодня решать ряд важных задач:
— обсуждать с педагогами ближайшие и отдалённые перспективы их профессиональной подготовки, исходя из актуальных потребностей образовательной организации;
— искать контакты с теми университетами, вузами и центрами, которые могут обеспечить необходимую переподготовку кадров;
— выявлять совместно с руководителями других образовательных организаций тех педагогов, кто уже сегодня владеет передовыми педагогическими практиками, налаживать сетевое взаимодействие и т. д.
Перечисленные управленческие шаги выстраиваются в содержательную педагогическую программу подготовки к освоению нового профессионального стандарта педагога. Можно сказать, что это план мероприятий или, как сегодня модно говорить, дорожная карта, определяющая этапы продвижения к поставленной цели. Только надо отдавать себе отчёт в том, что дорога предстоит долгая, а мы пока находимся в самом начале пути. Форсировать события, перепрыгивая через необходимые подготовительные этапы, — значит погубить всё дело.
Из книги Евгения Ямбурга "Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?"
Коллегу можно понять. Дело в том, что существуют два, по сути, почти идентичных текста:
1) Развёрнутая концепция профессионального стандарта педагога, созданная в логике структуры его профессиональной деятельности с учётом новых задач, которые стоят сегодня перед образованием. Чтобы уловить суть, смысл и перспективы предстоящих изменений в деятельности педагога, необходимо изучить в первую очередь именно этот документ.
2) Профессиональный стандарт педагога, утверждённый Минтрудом России. По содержанию аналогичен развёрнутой концепции, но отличается по форме, так как разработан по утверждённой правительством форме описания профессионального стандарта, которая является универсальной для всех профессий вне зависимости от их специфики. В варианте Минтруда России закреплены трудовые функции, вменяемые в обязанность сотрудникам. На их основе должны составляться должностные инструкции, трудовые договоры, заключаться эффективные контракты, что в конечном итоге повлияет на оплату труда, начисление трудового стажа и пенсий. При подготовке данного документа учитывалось соответствие предъявляемых педагогу требований действующему трудовому законодательству России. Отсюда таблицы и коды, разобраться в которых непросто (пожалуй, для этого потребуется юридическая подготовка).
Я хорошо понимаю коллегу, которая испытывает дискомфорт от знакомства с таким «матричным» вариантом профстандарта: она вынуждена выискивать в таблицах заявленные новые профессиональные компетенции, восстанавливая содержательную логику документа. Подробное знакомство с развёрнутой концепцией позволяет преодолеть многие затруднения, возникающие при обращении к документу Минтруда России.
Опираясь на концепцию, можно уже сегодня решать ряд важных задач:
— обсуждать с педагогами ближайшие и отдалённые перспективы их профессиональной подготовки, исходя из актуальных потребностей образовательной организации;
— искать контакты с теми университетами, вузами и центрами, которые могут обеспечить необходимую переподготовку кадров;
— выявлять совместно с руководителями других образовательных организаций тех педагогов, кто уже сегодня владеет передовыми педагогическими практиками, налаживать сетевое взаимодействие и т. д.
Перечисленные управленческие шаги выстраиваются в содержательную педагогическую программу подготовки к освоению нового профессионального стандарта педагога. Можно сказать, что это план мероприятий или, как сегодня модно говорить, дорожная карта, определяющая этапы продвижения к поставленной цели. Только надо отдавать себе отчёт в том, что дорога предстоит долгая, а мы пока находимся в самом начале пути. Форсировать события, перепрыгивая через необходимые подготовительные этапы, — значит погубить всё дело.
Из книги Евгения Ямбурга "Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?"
Похожие дискуссии:
- Всемирный день борьбы со СПИДом
- Всероссийская олимпиада для детей с ОВЗ «Знатоки географии»
- Дети не хотят учиться! Помогите!
- Добрались и до директора....
- Классный руководитель как человек-функция. Человек есть, а должности такой нет
- Минпросвещения видит потребность в изучении восточных языков в школах
- Опрос в школе
- Петербургский школьник создал профсоюз учеников, директор школы же прочит ему карьеру дворника
- Пора воспитывать элиту, а мы воспитываем мусор.
- Праздник мам?