Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как условие подготовки к школе
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что многие педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, нередко сталкиваются с проблемой слабого развития тонких движений руки. В таком случае, дети плохо владеют карандашом, кистью, не могут самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицу, в итоге, - быстро устают и часто отказываются выполнять какие-либо действия, говоря о сильной усталости рук. В связи с этим, педагоги стараются подобрать различные средства и методы развития мелкой моторики детей - дошкольников. В целостной системе обучения и воспитания, а так же в вопросе подготовки ребенка к школе, важную роль играет развитие мелкой моторики руки.
Мелкая моторика пальцев рук – это совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций К мелкой моторике относят огромное количество движений, начиная от жестов и заканчивая мелкими движениями, от которых, к примеру, зависит почерк человека. На сегодняшний день очень важной и актуальной проблемой является полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. И немаловажную роль в развитии ребёнка играет хорошо сформированная мелкая моторика пальцев рук. Важность этой проблемы даёт нам понять, что хорошо развитая мелкая моторика рук ребёнка, обеспечивает ему хороший навык письма, хорошо развитые чувство ритма и координацию движений, что является важной частью готовности ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку ощутить собственную успешность в различных видах деятельности, бытовых делах.
На основе изученной психолого – педагогической и методичкой литературы, я разработала методические рекомендации педагогам ДОО и родителям по решению данной проблемы:
• Работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста и продолжать ее на протяжении всего дошкольного детства. Необходимо приложить массу усилий, чтобы укрепить детскую руку, сделать пальчики ловкими, послушными и подвижными. Для начала нужно подготовить мышцы рук, а уже потом давать ребенку в руки карандаш, ручку или кисть.
• Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, на основе применения разных форм работы: совместной деятельности педагога с детьми, в том числе, специально организованного обучения и индивидуальной работы; а так же важна организация самостоятельной детской деятельности.
Были разработаны методические рекомендации по созданию ППРС. При создании предметно – пространственной развивающей среды, важно учитывать, чтобы каждый ребенок группы смог найти для себя удобное, уютное место для занятий и достаточно удаленное место от взрослых и сверстников, или наоборот, место, в котором он сможет почувствовать тесный контакт с ними, или же предусматривающее и контакт и свободу одновременно. Можно оформить уголок в группе, в котором могут находиться пальчиковый и теневой театр; разместить сухой бассейн, где находятся различные виды круп, для игр с водой и песком можно отвести отдельное место. Для насыщения предметно-пространственной развивающей среды можно использовать настольные игры «Колобок», «Умная шнуровка», «Мозаика» и т.д., в процессе которых у детей развиваются моторные навыки и координация, воображение и творческие способности.
В заключении хотелось бы сказать, что анализируя теоретические источники, диагностируя детей на определение уровня развития моторных умений старших дошкольников, я убедилась в том, что проблема развития ловкости рук ребенка-будущего школьника, действительно является актуальной. Ведь, развитие таких школьно-значимых функций, как: координация движений; пространственная ориентация; формирование координации в системе глаз-рука (например, умение перенести в тетрадь простейший графический образ-фигуру, узор); развитие мелких мышц руки (уверенное владение карандашом, ножницами); - позволяют будущему школьнику быть успешным. Диагностические мероприятия в процессе нашей работы показали, что у части детей данной группы были слабо развиты моторные умения. И для преодоления данных трудностей, мы разработали и реализовали в практической деятельности комплекс мероприятий. Проведенная нами, работа способствовала повышению уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников. Таким образом, в ходе моего исследования, проблема развития моторики детей старшего дошкольного возраста остается актуальной. Поэтому, мы считаем, что разработанные нами мероприятия, методические рекомендации, помогут педагогам и родителям, в работе по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Подчеркнем, необходимость слаженной работы педагогов ДОО и родителей, а так же организации насыщенная предметно - пространственной среды, которая будет способствовать развитию мелкой моторики, самостоятельности, активности ребенка, что является необходимыми качествами ребенка при поступлении в школу.
Мелкая моторика пальцев рук – это совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций К мелкой моторике относят огромное количество движений, начиная от жестов и заканчивая мелкими движениями, от которых, к примеру, зависит почерк человека. На сегодняшний день очень важной и актуальной проблемой является полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. И немаловажную роль в развитии ребёнка играет хорошо сформированная мелкая моторика пальцев рук. Важность этой проблемы даёт нам понять, что хорошо развитая мелкая моторика рук ребёнка, обеспечивает ему хороший навык письма, хорошо развитые чувство ритма и координацию движений, что является важной частью готовности ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку ощутить собственную успешность в различных видах деятельности, бытовых делах.
На основе изученной психолого – педагогической и методичкой литературы, я разработала методические рекомендации педагогам ДОО и родителям по решению данной проблемы:
• Работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста и продолжать ее на протяжении всего дошкольного детства. Необходимо приложить массу усилий, чтобы укрепить детскую руку, сделать пальчики ловкими, послушными и подвижными. Для начала нужно подготовить мышцы рук, а уже потом давать ребенку в руки карандаш, ручку или кисть.
• Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, на основе применения разных форм работы: совместной деятельности педагога с детьми, в том числе, специально организованного обучения и индивидуальной работы; а так же важна организация самостоятельной детской деятельности.
Были разработаны методические рекомендации по созданию ППРС. При создании предметно – пространственной развивающей среды, важно учитывать, чтобы каждый ребенок группы смог найти для себя удобное, уютное место для занятий и достаточно удаленное место от взрослых и сверстников, или наоборот, место, в котором он сможет почувствовать тесный контакт с ними, или же предусматривающее и контакт и свободу одновременно. Можно оформить уголок в группе, в котором могут находиться пальчиковый и теневой театр; разместить сухой бассейн, где находятся различные виды круп, для игр с водой и песком можно отвести отдельное место. Для насыщения предметно-пространственной развивающей среды можно использовать настольные игры «Колобок», «Умная шнуровка», «Мозаика» и т.д., в процессе которых у детей развиваются моторные навыки и координация, воображение и творческие способности.
В заключении хотелось бы сказать, что анализируя теоретические источники, диагностируя детей на определение уровня развития моторных умений старших дошкольников, я убедилась в том, что проблема развития ловкости рук ребенка-будущего школьника, действительно является актуальной. Ведь, развитие таких школьно-значимых функций, как: координация движений; пространственная ориентация; формирование координации в системе глаз-рука (например, умение перенести в тетрадь простейший графический образ-фигуру, узор); развитие мелких мышц руки (уверенное владение карандашом, ножницами); - позволяют будущему школьнику быть успешным. Диагностические мероприятия в процессе нашей работы показали, что у части детей данной группы были слабо развиты моторные умения. И для преодоления данных трудностей, мы разработали и реализовали в практической деятельности комплекс мероприятий. Проведенная нами, работа способствовала повышению уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников. Таким образом, в ходе моего исследования, проблема развития моторики детей старшего дошкольного возраста остается актуальной. Поэтому, мы считаем, что разработанные нами мероприятия, методические рекомендации, помогут педагогам и родителям, в работе по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Подчеркнем, необходимость слаженной работы педагогов ДОО и родителей, а так же организации насыщенная предметно - пространственной среды, которая будет способствовать развитию мелкой моторики, самостоятельности, активности ребенка, что является необходимыми качествами ребенка при поступлении в школу.
Дискуссию начал(а) Посохова Юлия Сергеевна30.12.2017 2448
Опубликовано в группе «Подготовка детей к школе»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#1, 30.12.2017
Данная информация полезная. Тема действительно очень актуальна! Для результативности необходимо, с моей точки зрения, прежде всего выстроить работу с родителями: научить игровой деятельности с детьми, подбору правильных игровых пособий, системному выполнению пальчиковых игр. ::smile0::
Посохова Юлия Сергеевна
#2, 30.12.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Кияйкина Наталья Федоровна
Наталья, Вы безусловно правы, но стоит уделить большое внимание не только пальчиковым играм и игровым пособиям, но и тому, как ребенок держит карандаш или кисть.
Отредактировано 30-12-2017 17:49
Шабанова Алёна
#5, 30.12.2017
Ответ на сообщение #2 пользователя Посохова Юлия Сергеевна
Да, это важная тема, но я для своего самообразования выбирала другие темы. Можете ли вы поделиться своим опытом по этой теме? Как обследовали детей (какие методики использовали), как оформляли уголки(может, фото есть), какие результаты получили? Интересно узнать более конкретно
Посохова Юлия Сергеевна
#6, 30.12.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Шабанова Алёна
Для диагностики использовала такие методики, как: Графический диктант, узор, цветок, и тому подобное...Также использовала модульное оригами, также использовала рисование пальчиками для определения уровня развития координации
Шабанова Алёна
#7, 01.01.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Посохова Юлия Сергеевна
Модульное оригми-мне стыдно, но я первый раз слышу::smile9::
Посохова Юлия Сергеевна
#8, 01.01.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Шабанова Алёна
Модульное оригами - это когда поделка собирается из отдельных маленьких частей(треугольников). Подробно посмотрите в интернете.
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#9, 01.01.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Шабанова Алёна
Безусловно, опыт работы есть, которым могу поделиться. ::smile0::
Шабанова Алёна
#10, 02.01.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Посохова Юлия Сергеевна
Посмотрим. Спасибо
Шабанова Алёна
#11, 02.01.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Кияйкина Наталья Федоровна
Поделитесь, пожалуйста.
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#3, 30.12.2017
Совершенно верно! Об этом даже речи нет, родители и педагоги делают это в раннем возрасте, когда обучают ребенка рисованию...::smile0::::smile0::::smile0::
Посохова Юлия Сергеевна
#4, 30.12.2017
Ответ на сообщение #3 пользователя Кияйкина Наталья Федоровна
::smile0::::smile0::::smile0::
Похожие дискуссии:
- Педагог меняет мир! Конкурс фотографий социальных проектов
- Госдума планирует отменить требования к образованию опытных воспитателей
- За что я люблю работу воспитателя?
- Как наполнить себя творческими силами?
- Международный конкурс фотографий/коллажей "Наш любимый детский сад"
- Оценка качества дошкольного образования
- Оценка качества дошкольного образования
- Предшкольная подготовка
- Работа музыкального руководителя - "от праздника к празднику" или следовать программе?
- ФГОС дошкольного образования