Старшие классы. Надо ли менять программу?
Задумывалась об этом всегда, когда работала со старшими классами. А в этом году столкнулась с проблемой как родитель, поскольку являюсь мамой выпускника.
Ребенок уже выбрал направление своей деятельности. Его главная задача - подготовиться к экзаменам, от которых будет зависеть его дальнейшее образование. Зачастую, дети занимаются дополнительно на курсах, с репетиторами, дома, в школе вне уроков. НО остается программа, требующая выполнения! Учителя требуют подготовки по своим предметам, задают домашнюю работу. В итоге получается конфликт интересов: ученику предмет не нужен, времени на то, чтобы им заниматься нет, а учитель, естественно, требует...
Раз уж мы меняем систему образования, не лучше ли позволить ученику хотя бы в последнем полугодии выбирать предметы, которыми он хотел бы заниматься? Русский, математика, естественно, остаются, так как экзамены по этим предметам обязательны. Но вот остальные предметы... Зачем, к примеру, ученику мучиться, заучивая стихи на литературе, если он мечтает заниматься компьютерными технологиями?
Хотелось бы узнать мнение коллег по этому поводу.
Ребенок уже выбрал направление своей деятельности. Его главная задача - подготовиться к экзаменам, от которых будет зависеть его дальнейшее образование. Зачастую, дети занимаются дополнительно на курсах, с репетиторами, дома, в школе вне уроков. НО остается программа, требующая выполнения! Учителя требуют подготовки по своим предметам, задают домашнюю работу. В итоге получается конфликт интересов: ученику предмет не нужен, времени на то, чтобы им заниматься нет, а учитель, естественно, требует...
Раз уж мы меняем систему образования, не лучше ли позволить ученику хотя бы в последнем полугодии выбирать предметы, которыми он хотел бы заниматься? Русский, математика, естественно, остаются, так как экзамены по этим предметам обязательны. Но вот остальные предметы... Зачем, к примеру, ученику мучиться, заучивая стихи на литературе, если он мечтает заниматься компьютерными технологиями?
Хотелось бы узнать мнение коллег по этому поводу.
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Рождественская Елена
#1, 21.05.2018
У меня сын в 10-м классе. В следующем году будет сдавать математику (профиль) и физику. Очень серьёзно занимается судомоделированием. Те предметы, которые ему не нужны, раздражают его уже в этом году. Раздражают тем, что отнимают много времени. Племянница в своё время 2-3 недели не ходила в школу, чтобы дома спокойно порешать тесты ЕГЭ по русскому языку.Безусловно, что-то нужно менять.
Репп Валентина Валерьевна
#2, 21.05.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Рождественская Елена
Вот об этом и речь. Введение ЕГЭ неизбежно влечет за собой изменения в образовательной сфере в целом. Средний балл аттестата не особо важен, логично, что ребенок предпочитает "ненужные" предметы прогулять либо не готовится к ним так, как хотелось бы учителю. Учитель не заинтересован в снижении оценок - от них зависит качественный показатель его работы. Значит, он должен либо смириться и "рисовать" оценки, либо давить на ученика и родителей, закидывая ребенка двойками. Конфликт неизбежен, поскольку он заложен самой системой.
Елена
#4, 21.05.2018
Мне кажется, что неплохим решением могла бы стать отмена домашних заданий по "ненужным" предметам. Но для общего развития, так сказать, на уроки пусть старшеклассник всё-таки ходит. Чтобы иметь общее представление об изучаемом предмете достаточно бесед с учителем на уроке. А то совсем однобокое какое-то будет "общее" образование. ::smile0::
Елена
#5, 21.05.2018
Ученик пришел в 10 класс и выбрал профиль.. он уже все выбрал, что ему нужно! Где-то "лишние"(назовем их так) часы убраны! Остальное никто не отменял !И нет никакого конфликта интересов! Есть минимум, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ... и его никто не отменял!!А меня, честно говоря, шокирует.. когда учитель открывает подобную дискуссию!
Отредактировано 21-05-2018 16:26
Репп Валентина Валерьевна
#15, 23.05.2018
Елена, извините, если вас шокировала. Вы говорите "Есть минимум, обязательный для всех" - согласна. Но он же и максимум, вне зависимости от индивидуальных потребностей. Поэтому получается, что то, что НУЖНО ученику, значительно отличается от того, что ДАЕТ программа. Дает она всем одинаково, а вот нужно - разное. В последнее время много говорят об индивидуальных маршрутах, личностном подходе... а по факту - мы не можем отойти от стереотипа, заданного программой. Конечно, так можно дойти и до мысли о том, что вообще не нужно следовать каким бы то ни было стандартным программам - это крайность, на мой взгляд (хотя такие подходы в педагогике существуют). Но проблема есть, почему бы не поразмышлять над путями её решения.
Елена
#19, 23.05.2018
Ответ на сообщение #15 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Дисциплины базовой части обязательны для изучения всеми обучающимися.Это обязательный МИНИМУМ. Не нужно подменять понятия! А дальше идут личные потребности- ПРОФИЛЬ. Час в неделю по химии, биологии, географии - не убьется ученик прочитать параграф и ответить на вопросы в конце. Если уже и это сложно.... то, о чем разговор! А индивидуальные маршруты не отменяют дисциплины базовой части.
Отредактировано 23-05-2018 14:58
Князева Наталья Борисовна(эксперт сообщества)
#6, 21.05.2018
Поддержу Елену. Вспомните как мы готовились в институты. В школу ходили, посещали подготовительные курсы. Вот только репетиторов не было. Экономили личное время и деньги родителей.
Что сегодня в образовании, если школьнику не хватает времени! Оно в критической ситуации!
И все же к западной системе, получающей очень узкого специалиста не надо стремиться.
Что сегодня в образовании, если школьнику не хватает времени! Оно в критической ситуации!
И все же к западной системе, получающей очень узкого специалиста не надо стремиться.
Отредактировано 21-05-2018 16:58
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#7, 21.05.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Князева Наталья Борисовна
Поддержу Вас!
Репп Валентина Валерьевна
#13, 23.05.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Князева Наталья Борисовна
Я согласна с вами, отчасти. Западная система имеет свои перекосы, она значительно отличается от нашей, и стремиться перенимать её вряд ли целесообразно. Но на практике получается так, что ученик стремится действовать в своих интересах. А в его интересах - сдать ЕГЭ как можно лучше. Аттестат же нужен лишь как факт - чтобы был. Поэтому многие дети предпочитают минимум времени тратить на те предметы, которые не сдают. А учитель, естественно, требует столь же внимательного и ответственного отношения к предмету как и раньше. Мало кто способен "тянуть" программу в полном объеме, выполняя все требования учителей, при этом ответственно готовясь к ЕГЭ. Я не говорю "взять и отменить". Я говорю о проблеме, которая, на мой взгляд, существует.
Князева Наталья Борисовна(эксперт сообщества)
#18, 23.05.2018
Ответ на сообщение #13 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Из личного опыта: сын - студент технического университета. Первые два курса велись базовые предметы. По истории и философии был лучшим из группы. Хорошие знания дала школа. В нашей семье не возникало разговоров о "лишних" уроках.
На 1 курсе с удовольствием выполнял задания по русскому языку. Успех по гуманитарным предметам стимулирует и освоение технических. Авторитет зачетки работает и в наши дни. Да и стипендию получают по итогом всех оценок, а не только профильных.
На 1 курсе с удовольствием выполнял задания по русскому языку. Успех по гуманитарным предметам стимулирует и освоение технических. Авторитет зачетки работает и в наши дни. Да и стипендию получают по итогом всех оценок, а не только профильных.
Богданова Оксана Васильевна
#8, 21.05.2018
И я Елену поддержу! Мы не знаем, что нам в жизни пригодится, может, так называемый "лишний" предмет будет определяющим в будущем.
Князева Наталья Борисовна(эксперт сообщества)
#12, 22.05.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Богданова Оксана Васильевна
Льюис Кэрролл, например, получил степень профессора математики. А
Федор Достоевский - военный инженер.
Федор Достоевский - военный инженер.
Репп Валентина Валерьевна
#14, 23.05.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Богданова Оксана Васильевна
Так и я не говорю об отмене "лишних" предметов. Мысль моя состоит в том, что ТАКАЯ проблема есть. Зачастую учителя в конце года "рисуют" оценки, понимая, что ученикам не до того, либо идут на принцип и снижают балл в аттестате, с сожалением констатируя: "А мог бы лучше".По факту же у ученика нет отдельного времени на подготовку к экзаменам: звонки отзвенели - тут же первый ЕГЭ сели писать. Человек выбирает то, что для него важнее. Лучше я не приготовлю доклад по истории и получу тройку в аттестате, но зато прорешаю ещё один вариант по химии.
Репп Валентина Валерьевна
#16, 23.05.2018
Ответ на сообщение #12 пользователя Князева Наталья Борисовна
Эти люди учились в другое время и в совершенно иной системе образования. Кроме того, это примеры, того, что люди могут поменять сферу деятельности уже в зрелые годы. И я не призывала вовсе отменить "лишние" предметы. Я лишь обозначила проблему, которая, на мой взгляд, актуальна. Один из способов её решения (может не лучший) предложила: дать ученикам время, которое они смогут посвятить исключительно подготовке к экзаменам (может полгода, может месяц...).
Князева Наталья Борисовна(эксперт сообщества)
#17, 23.05.2018
Ответ на сообщение #16 пользователя Репп Валентина Валерьевна
Не совсем верно.
Льюис Кэрролл на протяжении всей жизни оставался математиком и писателем. Первые рассказы и стихи начал писать еще в колледже.
Первый роман Достоевского "Бедные люди" вышел в печать когда ему было 25 лет.
Систему образования того времени я сейчас не рассматриваю.
Льюис Кэрролл на протяжении всей жизни оставался математиком и писателем. Первые рассказы и стихи начал писать еще в колледже.
Первый роман Достоевского "Бедные люди" вышел в печать когда ему было 25 лет.
Систему образования того времени я сейчас не рассматриваю.
Юдинцева Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#9, 21.05.2018
Коллеги, веду один "Нужный", и один "ненужный" предмет(литературу). А как без литературы можно сдать "нужный" русский? Как привести аргументы? Да и почему вы хотите растить "непомнящих иванов"? Ведь литература - единственный предмет, где можно поговорить по душам, обсудить поступки героев, примерить маску на себя. А как бы я поступил в данной ситуации? Да и хочется сказать в защиту других предметов: все нужны в той или иной степени. На каждом учат думать, говорить, отстаивать свою точку зрения, что нужно на "нужных предметах". (тавтология умышленная).
Репп Валентина Валерьевна
#22, 05.06.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Юдинцева Светлана Сергеевна
Светлана Сергеевна, я тоже веду литературу. И не предлагаю её отменить. Я говорю о том, чтобы дать детям время на погружение в предметы, которые они выбрали. И хотелось бы, чтобы это было чуть больше, чем 3 дня.
Рождественская Елена
#11, 21.05.2018
Мой предмет давным-давно отменили в старших классах в пользу остальных - более нужных. Хотя на собственном опыте знаю, что моим домашним гораздо важнее каждый день быть накормленными, а не то, что я умею решать биквадратные уравнения и прочитала всю школьную программную классику. Другой предмет - черчение - вообще в некоторых регионах отменён. После школы поступившие в технические вузы сразу берут репетиторов. Программа меняется. Процесс идёт.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#20, 28.05.2018
Валентина Валерьевна! Мне очень нравятся педагогические идеи русского педагог и психолога ХIХ века П. Ф Каптерева. Вот одна из его мыслей: "Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами; на 1 плане стоит личность, субъект, его интересы, а предмет на втором; предметы только средство, цель - личность, ее развитие". То есть, я так понимаю, что Вашего сына раздражает литература, которую он не сдаёт. Мне жаль, что он не понимает, что ему даёт литература или ему это толком не объяснили. Точно так же я не понимаю гуманитария, который сдаёт историю и наплевать ему на физику. При всём уважении к истории, она не даст ребёнку то, что даёт физика.
Мне лично кажется, надо изучать всё, просто сами Программы надо пересматривать (есть то, что безболезненно, на мой взгляд, можно убрать), сетки часов тоже нужно пересмотреть. И наконец, пора избавляться от репетиторов. Я не понимаю, как можно, просидев столько часов в школе, потом идти к репетитору и снова изучать то же самое. С ума сойти!
Мне лично кажется, надо изучать всё, просто сами Программы надо пересматривать (есть то, что безболезненно, на мой взгляд, можно убрать), сетки часов тоже нужно пересмотреть. И наконец, пора избавляться от репетиторов. Я не понимаю, как можно, просидев столько часов в школе, потом идти к репетитору и снова изучать то же самое. С ума сойти!
Репп Валентина Валерьевна
#21, 05.06.2018
Ответ на сообщение #20 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Не совсем так. Сын любит литературу, у него всегда была пятерка по этому предмету. Также как и большинство остальных предметов - 4 и 5. Но в последней четверти он львиную долю времени отводил на подготовку к экзаменам, ему просто жаль тратить силы на написание литературных сочинений и докладов, которые требует преподаватель. Лучше лишний раз написать сочинение части С по тем предметам, которые он сдает, повторить темы, устранить пробелы. В вузе, например, давалось время на подготовку к ГОСам и написание диплома, когда с нас не требовали в последнем семестре писать рефераты и контрольные, при условии отсутствия задолженностей, конечно. Может я неверно выразила свою мысль. Я не за переход от академического образования к профильному, я за то, чтобы у детей было время погрузиться в тот предмет, который им необходим, раз уж выпускные экзамены в школе одновременно являются вступительными в вуз.
Отредактировано 05-06-2018 07:43
Похожие дискуссии:
- Астрономия в школе. Какие домашние задания давать?
- Дополнительные баллы за медаль
- ЕГЭ по физике 2017
- Кто "виноват" в успешно сданном ЕГЭ (ОГЭ)?
- Массовые ошибки из Открытого банка заданий ФИПИ. Заметят или "не заметят"?
- Педагогам предложили выразить свое мнение о ВПР
- Рабочие программы по информатике 2016-2017
- Сегодня 11-классники написали итоговое сочинение
- Типовые экзаменационные варианты по биологии 2019 года под редакцией Рохлова В.С. глазами учителя
- Эффективность применения листов достижений учащихся