Несколько крамольных мыслей об образовании. Общение с родителями.
На мой взгляд, очень проблемная тема. Нигде специально не учат этому, а ведь родители - полноправные участники образовательных отношений. Родительский коллектив - мощная сила, которая может быть как разрушающей, так и созидающей. От того, как учитель построит отношения с ними во многом зависит общий результат.
Учитель должен четко понимать, чего ждёт от родителей и декларировать свои ожидания, чем конкретнее, тем лучше.
Не надо упрекать родителей в плохом воспитании, указывать на ошибки и, тем более, обвинять. Надо строить конструктивный диалог.
Если родители недовольны действиями учителя, не стоит уходить в глухую оборону. Стоит проанализировать проблему, найти общее решение. Что не устраивает? Чаще всего родители возмущаются отсутствием информации или её несвоевременностью, непониманием требований учителя, его системы оценки работы детей, организации работы в классе. Доносите информацию четко и ясно и половина проблем отпадет.
Говорите побольше общих фраз, читайте нотации и тогда построите глухую стену, через которую невозможно потом будет пробиться.
Нужно понимать, что родители могут стать главными союзниками и помощниками, если вы сумеете грамотно повести работу. В самом начале моей педагогической деятельности родители были крайне недовольны моей работой. Но именно они помогли мне наладить контакт с детьми, тосковавшими по прежней учительнице, которая, разумеется, была лучше. Открытый разговор с родителями, четко обозначенные проблемы и те действия, которых я жду от них, помогли мне и детям сделать первые шаги в налаживании отношений.
1. Не упрекать и не обвинять. Не жаловаться на ребенка, тем более в присутствии других родителей. Говорить о проблеме и о способах ее решения.
2. Показывать родителю, что вы также заинтересованы в успехах ребенка, как и он.
3. Подчёркивать сильные стороны ребенка, его успехи. Только потом говорить о недостатках.
4. Стараться узнать побольше о самих родителях, привлекать их к школьной активности, согласно способностям. Кто-то может помочь организовать экскурсию, кто-то подготовить сценарий, украсить класс, а кто-то и сам не прочь вспомнить юность и поучаствовать в школьном вечере.
5. Сплотить родителей сложная задача, но сплотить костяк из 4 - 10 человек вполне реально. А там и другие потянутся: человек - существо коллективное.
6. Всегда оставаться профессионалом, особенно в конфликтной ситуации. Не давать волю эмоциям. Нужно помнить, родители защищают своё чадо, это нормально. Покажите, что вы понимаете их позицию, и конфликт, скорее всего, будет исчерпан. Останется договориться до чего-то конструктивного.
7. В то же время, доносить до родителей мысль, что образование и воспитание в равной мере их ответственность. Обьяснять родителям их права, а потом обязанности. Если действовать в обратном порядке, вряд ли вас услышат.
8. (А надо бы первое). Уважать родителей и их право воспитывать детей так, как они считают правильным, даже если вы с этим не согласны. Разумеется, в рамках закона.
9. Слышать и слушать родителей, считаться с их мнением.
10. Проводить собрания регулярно, четко планировать пункты обсуждения, не позволять отклоняться в беседе в бессмысленные споры и рассуждения, экономить своё и чужое время. Не говорить при всех об одном ребенке, разве что похвалить за достижения. Начинать и заканчивать на позитивной ноте.
11. Обозначить границы своего личного пространства, не допускать поздних звонков и пространных разговоров без крайней необходимости.
12. Не обсуждать других родителей и детей, ни в коем случае не провоцировать сплетни или конфликты.
Учитель должен четко понимать, чего ждёт от родителей и декларировать свои ожидания, чем конкретнее, тем лучше.
Не надо упрекать родителей в плохом воспитании, указывать на ошибки и, тем более, обвинять. Надо строить конструктивный диалог.
Если родители недовольны действиями учителя, не стоит уходить в глухую оборону. Стоит проанализировать проблему, найти общее решение. Что не устраивает? Чаще всего родители возмущаются отсутствием информации или её несвоевременностью, непониманием требований учителя, его системы оценки работы детей, организации работы в классе. Доносите информацию четко и ясно и половина проблем отпадет.
Говорите побольше общих фраз, читайте нотации и тогда построите глухую стену, через которую невозможно потом будет пробиться.
Нужно понимать, что родители могут стать главными союзниками и помощниками, если вы сумеете грамотно повести работу. В самом начале моей педагогической деятельности родители были крайне недовольны моей работой. Но именно они помогли мне наладить контакт с детьми, тосковавшими по прежней учительнице, которая, разумеется, была лучше. Открытый разговор с родителями, четко обозначенные проблемы и те действия, которых я жду от них, помогли мне и детям сделать первые шаги в налаживании отношений.
1. Не упрекать и не обвинять. Не жаловаться на ребенка, тем более в присутствии других родителей. Говорить о проблеме и о способах ее решения.
2. Показывать родителю, что вы также заинтересованы в успехах ребенка, как и он.
3. Подчёркивать сильные стороны ребенка, его успехи. Только потом говорить о недостатках.
4. Стараться узнать побольше о самих родителях, привлекать их к школьной активности, согласно способностям. Кто-то может помочь организовать экскурсию, кто-то подготовить сценарий, украсить класс, а кто-то и сам не прочь вспомнить юность и поучаствовать в школьном вечере.
5. Сплотить родителей сложная задача, но сплотить костяк из 4 - 10 человек вполне реально. А там и другие потянутся: человек - существо коллективное.
6. Всегда оставаться профессионалом, особенно в конфликтной ситуации. Не давать волю эмоциям. Нужно помнить, родители защищают своё чадо, это нормально. Покажите, что вы понимаете их позицию, и конфликт, скорее всего, будет исчерпан. Останется договориться до чего-то конструктивного.
7. В то же время, доносить до родителей мысль, что образование и воспитание в равной мере их ответственность. Обьяснять родителям их права, а потом обязанности. Если действовать в обратном порядке, вряд ли вас услышат.
8. (А надо бы первое). Уважать родителей и их право воспитывать детей так, как они считают правильным, даже если вы с этим не согласны. Разумеется, в рамках закона.
9. Слышать и слушать родителей, считаться с их мнением.
10. Проводить собрания регулярно, четко планировать пункты обсуждения, не позволять отклоняться в беседе в бессмысленные споры и рассуждения, экономить своё и чужое время. Не говорить при всех об одном ребенке, разве что похвалить за достижения. Начинать и заканчивать на позитивной ноте.
11. Обозначить границы своего личного пространства, не допускать поздних звонков и пространных разговоров без крайней необходимости.
12. Не обсуждать других родителей и детей, ни в коем случае не провоцировать сплетни или конфликты.
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Репп Валентина Валерьевна
#1, 27.09.2019
Увы, всё прописанные "не" взяты из личного родительского опыта и из общения с другими родителями. Дважды мама, я четыре раза оказывалась в родительском комитете (хотя каждый раз надеялась отсидеться в уголке::smile6::). И лично сталкивалась с ситуациями, когда опытный учитель не умеет выстроить работу с родителями, достойно выйти из конфликта, не знает о чем говорить на собрании, как вовлечь родителей во внеклассную работу...
Тихова Татьяна Алексеевна
#2, 28.09.2019
Соглашусь с Вами, Валентина Валерьевна, общению с родителями в институтах не обучают, а зря...Пока научишься с ними взаимодействовать кучу шишек набьёшь. Мне в плане общения с родителями везло, всегда находили общий язык, помогали, конфликтов не было.
Репп Валентина Валерьевна
#3, 28.09.2019
Ответ на сообщение #2 пользователя Тихова Татьяна Алексеевна
Возможно, у вас просто есть талант строить отношения и вы хорошо знаете, чего хотите от родителей и чего они ждут от вас.
Александра
#5, 28.09.2019
Ответ на сообщение #2 пользователя Тихова Татьяна Алексеевна
Я как только пришла работать в школу, старшие коллеги сразу же пригласили нас, молодых специалистов, не только на уроки, но и на собрание. Многому научили, они охотно делились опытом. Поэтому на первое родительское собрание мы пошли очень уверенно. Работая в школе более 25 лет, родительское собрание провожу строго по пунктам, которые составляю между собраниями, т.е. по "горячим следам".
Репп Валентина Валерьевна
#9, 28.09.2019
Ответ на сообщение #5 пользователя Александра
А мне завучи очень помогли. Детки не хотели мириться с тем, что их любимая классная из школы ушла, родителям беспрестанно на меня жаловались, родители не ко мне, а к администрации бежали... Я не понимала, чем виновата и как себя вести. Эх, если бы тогда мне не помогли мудрыми советами, наворотила бы я делов! Может и вовсе из школы сбежала. Но дальнейшее было как чудо: родители жаловаться перестали, детям объяснили, что они не правы... С тех пор я не верю в то, что с родителями невозможно сладить.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#4, 28.09.2019
9. Слышать и слушать родителей, считаться с их мнением. Это хорошо, в принципе так и делаем. А вот родители наших учащихся (коррекционная школа) часто просто не хотят слышать учителей!
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#6, 28.09.2019
Ответ на сообщение #4 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Наталия Алексеевна, я в школе третий год работаю и прямо благодарна родителям ваших учащихся за то, что учителей услышали и своих деток в правильную для них школу отправили. А некоторые держат их в общеобразовательной, вот тут тоска...
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#7, 28.09.2019
Ответ на сообщение #6 пользователя Ирина Анатольевна
Конечно хорошо, когда услышали и сделали верный шаг!
Репп Валентина Валерьевна
#8, 28.09.2019
Ответ на сообщение #4 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Да, вам особенно сложно. И детки особые, и родители непростые.
Иоланта Юрьевна Жаркова(эксперт сообщества)
#10, 28.09.2019
Спасибо. Все верно. Полезно иногда перечитать.
Смирнова Лариса Анатольевна(эксперт сообщества)
#11, 29.09.2019
Умные родители, знают и характер своих детей, и способности. И с ними легко общаться. Нельзя заставлять человека делать непосильное дело. Есть дети способные освоить современную программу и есть не способные. Они ничем не хуже. Не могут все люди стать учеными, да и не нужно столько ученых. Всем нам важно, чтобы были профессионалы строители, парикмахеры, автомеханики, повара и т.д. Вот и надо не приучать детей к безделью на уроках, а отправлять учиться подходящей профессии. К сожалению и многие родители , и наше министерство образования этого не понимают.
Похожие дискуссии:
- «На ребёнка реформаторам наплевать». Эксперт о проблемах современной школы.
- Вечер школьных друзей!
- ВПР
- Как поступить в школу
- Новые должности в школах России
- Права учителей и обязанности учащихся
- Радость моя!!!
- Семейное обучение и карантин.
- Студентам разрешат учить школьников, а у педагогов со стажем не будут требовать наличия профильного
- Устное собеседование: плюсы и минусы...