Как научить дошкольников слышать и слушать взрослого?
Дошкольники часто так увлекаются своими играми и общением друг с другом, что воспитателя без громкого голоса просто не возможно услышать. Но не все дети принимают громкую речь, некоторым кажется, что их ругают, они переживают это и не хотят идти в детский сад.
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Ковалева Галина Валентиновна(эксперт сообщества)
#1, 03.11.2016
Вот несколько правил, которые необходимо учитывать, чтобы научить ребенка слышать то, что ему говорят. Сразу уточню, речь идет о таком слышанье, когда ребенок понимает, что от него хотят и ДЕЛАЕТ это. Ведь вся трудность состоит не в том, что ребенок не слышит, а в том, что он не принимает наши слова, как инструкцию к действию и, соответственно, не выполняет.
Правило 1.
Детям доступно только одноканальное внимание. Малыш может воспринимать только одну задачу. Давая указание ребенку, обратите его внимание на себя, присядьте перед ним и скажите слова, глядя в глаза. Очень полезно попросить повторить ваши слова вслух.
Правило 2.
Вам когда-нибудь доводилось видеть малыша, который сидит в прихожей с горой одежды и не одевается? Знаете, почему? Часто он просто не знает, в каком порядке одевать одежду. Поэтому мы даем ребенку простые инструкции последовательно. Сделал первое действие, говорим второе. Любое сложное действие можно разбить на несколько простых и давать ребенку пошаговые инструкции.
Правило 3.
Нам очень хочется иногда прочитать ребенку целую лекцию о поведении, но надо ли? Ребенок может усвоить только короткую и четкую информацию. Если мы читаем ребенку длинную нотацию, объясняя, как плохо он поступил, когда забрал лопатку у брата, то вряд ли малыш что-то поймет из вашей речи. Любое объяснение должно быть коротким и четким. Иногда лучше просто переключить внимание ребенка на что-то другое и проблема будет решена.
Правило 4.
Дети очень плохо различают тон нашего голоса. Это было обнаружено в результате исследований в лаборатории в НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, в процессе исследования мозга первоклассников. Исследования показали, что «дети, только пришедшие в школу, тона не различают». Получается, что дети дошкольного возраста хорошо воспринимают мимику и эмоции, но очень плохо – тон голоса говорящего. Это тоже стоит учесть и больше использовать эмоции и мимику в общении с ребенком.
Правило 5.
Это правило касается не только малышей, оно касается абсолютно всех. Как любят родители наставлять ребенка: «Не лезь на горку!», «Не подходи к луже», «Не балуйся в школе!» Давая такие инструкции, мы часто не осознаем, что ребенок получает от нас инструкцию наоборот. Все дело в том, что наш мозг частицу НЕ не воспринимает. И любую инструкцию, сказанную с частицей НЕ, мозг принимает, как инструкцию к действию. Поэтому не стоит ругать ребенка, если он услышав вашу фразу «Не лезь в воду», сразу же начнет плюхаться в луже. Вы же сами так сказали!
Если вы будете соблюдать эти правила, общаясь со своим ребенком, то ребенок научится слушать и слышать вас с первого слова. А значит, вы избежите многих проблем в школе и с поведением, и с учебой.
Правило 1.
Детям доступно только одноканальное внимание. Малыш может воспринимать только одну задачу. Давая указание ребенку, обратите его внимание на себя, присядьте перед ним и скажите слова, глядя в глаза. Очень полезно попросить повторить ваши слова вслух.
Правило 2.
Вам когда-нибудь доводилось видеть малыша, который сидит в прихожей с горой одежды и не одевается? Знаете, почему? Часто он просто не знает, в каком порядке одевать одежду. Поэтому мы даем ребенку простые инструкции последовательно. Сделал первое действие, говорим второе. Любое сложное действие можно разбить на несколько простых и давать ребенку пошаговые инструкции.
Правило 3.
Нам очень хочется иногда прочитать ребенку целую лекцию о поведении, но надо ли? Ребенок может усвоить только короткую и четкую информацию. Если мы читаем ребенку длинную нотацию, объясняя, как плохо он поступил, когда забрал лопатку у брата, то вряд ли малыш что-то поймет из вашей речи. Любое объяснение должно быть коротким и четким. Иногда лучше просто переключить внимание ребенка на что-то другое и проблема будет решена.
Правило 4.
Дети очень плохо различают тон нашего голоса. Это было обнаружено в результате исследований в лаборатории в НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, в процессе исследования мозга первоклассников. Исследования показали, что «дети, только пришедшие в школу, тона не различают». Получается, что дети дошкольного возраста хорошо воспринимают мимику и эмоции, но очень плохо – тон голоса говорящего. Это тоже стоит учесть и больше использовать эмоции и мимику в общении с ребенком.
Правило 5.
Это правило касается не только малышей, оно касается абсолютно всех. Как любят родители наставлять ребенка: «Не лезь на горку!», «Не подходи к луже», «Не балуйся в школе!» Давая такие инструкции, мы часто не осознаем, что ребенок получает от нас инструкцию наоборот. Все дело в том, что наш мозг частицу НЕ не воспринимает. И любую инструкцию, сказанную с частицей НЕ, мозг принимает, как инструкцию к действию. Поэтому не стоит ругать ребенка, если он услышав вашу фразу «Не лезь в воду», сразу же начнет плюхаться в луже. Вы же сами так сказали!
Если вы будете соблюдать эти правила, общаясь со своим ребенком, то ребенок научится слушать и слышать вас с первого слова. А значит, вы избежите многих проблем в школе и с поведением, и с учебой.
Корчагина Ирина Вилорьевна
#3, 03.11.2016
Ответ на сообщение #1 пользователя Ковалева Галина Валентиновна
Эти правила хороши ::smile1::, но в группах посещение детей выше нормы и применить их будет сложно::smile1::
Корчагина Ирина Вилорьевна
#2, 03.11.2016
Повышение голоса возможно, но лишь для привлечения внимания. А так речь педагога должна быть спокойной, негромкой.
Ковалева Галина Валентиновна(эксперт сообщества)
#4, 03.11.2016
Ответ на сообщение #2 пользователя Корчагина Ирина Вилорьевна
Да, конечно! ::smile28::::smile17::::smile25:: Наша работа сложная, но интересная! ::smile31::
Отредактировано 03-11-2016 21:46
Болтова Елена Ильинична
#7, 04.11.2016
Ответ на сообщение #2 пользователя Корчагина Ирина Вилорьевна
Совершенно верно! Иначе дети потом спокойную речь совсем воспринимать не будут.
Илюхина Антонина
#5, 03.11.2016
Научить ребенка слушать нас совсем не сложно, но это требует огромного терпения с нашей стороны. Просто надо говорить "глаза в глаза", если малыш не хочет СЛУШАТЬ. Присесть на корточки или взять ребенка на руки и сказать то, что вы хотите, тогда ребенок вас услышит! Бесконечные повторы, просьбы могут не понадобиться, а если вдруг ситуация повторится, то и ваша реакция должна быть такой же до тех пор, пока ваш ребенок не научится вас слушать. Учить ребенка реагировать на ваши слова вы можете только так. Иначе: крик и приказы, которые очень скоро тоже перестанут действовать. Ребенок просто к ним привыкнет и не будет на них реагировать или сам начнет говорить с вами на повышенных тонах.
Корчагина Ирина Вилорьевна
#6, 03.11.2016
Ответ на сообщение #5 пользователя Илюхина Антонина
Я СОГЛАСНА
Лебабина Ольга Вячеславовна
#11, 06.12.2016
Ответ на сообщение #6 пользователя Корчагина Ирина Вилорьевна
Действительно, это правильно. Если с детьми постоянно разговаривать на повышенных тонах, то они к этому очень быстро привыкнут.
Райлян Виктория Александровна
#8, 04.11.2016
У меня в группе детки очень громкие, практически все горластые, и поэтому часто приходиться перекрикивать, нарушать порой невыносимый зашкаливающий я бы даже сказала порог шума, спокойные дети при этом корёжат лица и закрывают уши руками. Это действительно проблема, но психолог к сожалению в нашем ДОУ вечно занят другими делами, достучаться с просьбой о помощи не получается. Красноярский край. Может есть ещё способы договориться с детьми?
Корчагина Ирина Вилорьевна
#9, 09.11.2016
Ответ на сообщение #8 пользователя Райлян Виктория Александровна
Все зависит от подбора детей и главная роль отводится педагогу::smile1::
Лебабина Ольга Вячеславовна
#10, 06.12.2016
Для того, чтобы ребёнок услышал обращение к нему педагога, необходимо:
Во-первых, убедиться, в том, что ребёнок вас внимательно слушает. Важно установить глазами зрительный контакт. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это очень трудно пропустить мимо ушей.
Еще очень важно обращаться по имени. Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой. Часто -«Убираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все убирать игрушки».
Во-вторых, необходимо убедиться, что ребенок вас действительно услышал.
Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями где-то очень далеко был. На всякий случай лучше переспросить. Что-то типа этого: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросила? Катя, что мы сейчас будем делать?» И если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – поздравляю, вы услышаны. Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается (источник:http://4mama.ua/view/9001).
В-третьих- важно обязательно быть последовательным в своих просьбах.
В-четвёртых, для поддержания дисциплины можно совместно с детьми составить правила группы «Что можно делать, а что нельзя».
Но эти правила должны соответствовать следующим критериями и требованиям.
1.Требования должны быть сформулированы конкретно: поиграл – убери на место. Правила придумываются вместе с детьми. Каждый имеет право высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.
2.Любой запрет может быть выражен в позитивной форме, без использования частицы «не».
Например: «Не бегай – ходи медленно»; «Не разрушай постройки – береги постройки»; «Не дерись – ребята давайте жить дружно».
3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения.
Например: «Нельзя кричать в группе, но можно говорить спокойно, кричать на открытой площадке».
4.Обсуждайте с детьми возможные последствия нарушения правила.
5.Создавайте и проигрывайте вместе с детьми проблемные ситуации.
6.Детям недостаточно только произнесения правила, они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах.
7.Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они будут относиться.
«Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно».
Сначала дети будут нарушать правила, но когда они к нему привыкнут, можно напоминать о нем по-другому: «Вспомните правило!». Дети его проговаривают.
Во-первых, убедиться, в том, что ребёнок вас внимательно слушает. Важно установить глазами зрительный контакт. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это очень трудно пропустить мимо ушей.
Еще очень важно обращаться по имени. Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой. Часто -«Убираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все убирать игрушки».
Во-вторых, необходимо убедиться, что ребенок вас действительно услышал.
Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями где-то очень далеко был. На всякий случай лучше переспросить. Что-то типа этого: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросила? Катя, что мы сейчас будем делать?» И если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – поздравляю, вы услышаны. Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается (источник:http://4mama.ua/view/9001).
В-третьих- важно обязательно быть последовательным в своих просьбах.
В-четвёртых, для поддержания дисциплины можно совместно с детьми составить правила группы «Что можно делать, а что нельзя».
Но эти правила должны соответствовать следующим критериями и требованиям.
1.Требования должны быть сформулированы конкретно: поиграл – убери на место. Правила придумываются вместе с детьми. Каждый имеет право высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.
2.Любой запрет может быть выражен в позитивной форме, без использования частицы «не».
Например: «Не бегай – ходи медленно»; «Не разрушай постройки – береги постройки»; «Не дерись – ребята давайте жить дружно».
3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения.
Например: «Нельзя кричать в группе, но можно говорить спокойно, кричать на открытой площадке».
4.Обсуждайте с детьми возможные последствия нарушения правила.
5.Создавайте и проигрывайте вместе с детьми проблемные ситуации.
6.Детям недостаточно только произнесения правила, они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах.
7.Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они будут относиться.
«Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно».
Сначала дети будут нарушать правила, но когда они к нему привыкнут, можно напоминать о нем по-другому: «Вспомните правило!». Дети его проговаривают.
Отредактировано 06-12-2016 20:18
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#12, 22.01.2018
Если дошкольники не слышат взрослых, надо продумать план работы с родителями. А в частности, контакта мамы и ребенка. Именно в этом направлении необходимо вести коррекцию: устранить причины, выстроить новую модель общения.::smile0::Следующий шаг педагога дошкольного учреждения: проанализировать взаимодействия с проблемными детьми и продумать конструктивные методы, способствующие пониманию и мотивации... ::smile30::
Похожие дискуссии:
- "Дети - не книжки-раскраски, их не выкрасишь в любимый цвет" Халед Хоссейни
- "Когда раннее развитие приводит к отставанию".
- Выпускники детского сада.
- Деятельность "Родительского клуба" в рамках образовательного учреждения
- Здравствуйте уважаемые коллеги!Хочу поделиться своей проблемой.
- Пути преодоления родительских страхов в период адаптации малышей к условиям детского сада.
- Раннее обучение чтению. Да или нет?
- Тест для детей "Путешествие"
- Что вы думаете о победе разума над человеческой глупостью?
- Чудо-метод