Раннее обучение чтению. Да или нет?
Уважаемые коллеги, как вы относитесь к раннему обучению чтению?
Дискуссию начал(а) Белик Яна Юрьевна30.01.2019 1174
Опубликовано в группе «Творчество для самых маленьких»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Ковалевская Светлана Петровна
#1, 30.01.2019
Зачем заранее "грузить" чтением ребёнка?
Белик Яна Юрьевна
#3, 30.01.2019
Ответ на сообщение #1 пользователя Ковалевская Светлана Петровна
Спасибо за ответ. А если ребёнок сам проявляет интерес?
Ковалевская Светлана Петровна
#30, 30.01.2019
Ответ на сообщение #3 пользователя Белик Яна Юрьевна
Если , конечно, сам проявляет - тогда стоит обучать! Но не переусердствовать!::smile17::
Белик Яна Юрьевна
#31, 30.01.2019
Ответ на сообщение #30 пользователя Ковалевская Светлана Петровна
::smile7::.
Антонова Надежда Николаевна(эксперт сообщества)
#36, 30.01.2019
Ответ на сообщение #30 пользователя Ковалевская Светлана Петровна
Полностью с вами согласна, вот именно,не переусердствовать::smile2::
Белик Яна Юрьевна
#48, 31.01.2019
Ответ на сообщение #36 пользователя Антонова Надежда Николаевна
::smile7::
Антонова Надежда Николаевна(эксперт сообщества)
#49, 31.01.2019
Ответ на сообщение #48 пользователя Белик Яна Юрьевна
::smile23::::smile23::::smile23::
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#2, 30.01.2019
Я - "за"! Если ребёнок САМ проявляет к этому интерес.
Белик Яна Юрьевна
#4, 30.01.2019
Ответ на сообщение #2 пользователя Бурых Елена Владимировна
Благодарю за ответ! Елена Владимировна, с какого возраста, по вашему мнению, можно начинать?
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#5, 30.01.2019
Ответ на сообщение #4 пользователя Белик Яна Юрьевна
Это индивидуально. Например, моя племянница уже в 5 лет читала как первоклашка второго полугодия, а её сестрёнка до школы от мамы "Букварь" прятала.
Белик Яна Юрьевна
#6, 30.01.2019
Ответ на сообщение #5 пользователя Бурых Елена Владимировна
::smile0:: какие все разные. Спасибо!
Белик Яна Юрьевна
#7, 30.01.2019
Ответ на сообщение #5 пользователя Бурых Елена Владимировна
А ваша племянница по какой-то определенной методике училась читать?
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#8, 30.01.2019
Ответ на сообщение #7 пользователя Белик Яна Юрьевна
Нет. Просто, когда её ровесники играли, она выбрала книгу.
Белик Яна Юрьевна
#10, 30.01.2019
Ответ на сообщение #8 пользователя Бурых Елена Владимировна
::smile2::
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#16, 30.01.2019
Ответ на сообщение #8 пользователя Бурых Елена Владимировна
И я из таких. Научил меня дед читать и выдал книгу. "Капитал" Маркса. ::smile7:: И что мне был после него Букварь с Лениным? ::smile5::
Белик Яна Юрьевна
#17, 30.01.2019
Ответ на сообщение #16 пользователя Ирина Анатольевна
::smile5::::smile1::
Смоленцева Татьяна Григорьевна(эксперт сообщества)
#23, 30.01.2019
Ответ на сообщение #6 пользователя Белик Яна Юрьевна
Моя дочь очень любила слушать книги, знала наизусть много стихов. Читала в основном ей бабушка. Слоги складывать научилась в 3 года, читать чуть позднее. У нас были кубики со слогами, читали, играя, её не надо было уговаривать почитать.
Белик Яна Юрьевна
#24, 30.01.2019
Ответ на сообщение #23 пользователя Смоленцева Татьяна Григорьевна
Спасибо, что поделились своим опытом, Татьяна Григорьевна!
Вренева Елена Петровна
#27, 30.01.2019
Ответ на сообщение #5 пользователя Бурых Елена Владимировна
Ну в 5 лет - это далеко не "раннее чтение"
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#39, 30.01.2019
Ответ на сообщение #27 пользователя Вренева Елена Петровна
Так в 5 она не училась, а читала достаточно бегло.
Болтова Елена Ильинична
#9, 30.01.2019
Если ребёнок проявляет интерес, то какой смысл ему отказывать в таком благоприятном деле! Я только "за"! Сама в детстве очень рано научилась читать. В 3 годика уже читала по слогам, а в 5 читала бегло. В школе мне было очень легко и интересно учиться. Сына своего тоже научила читать к 5 годам. Книжки читать он любит до сих пор...
Белик Яна Юрьевна
#12, 30.01.2019
Ответ на сообщение #9 пользователя Болтова Елена Ильинична
Спасибо за ответ, Елена Ильинична! Как вы учили читать сына, если не секрет?
Болтова Елена Ильинична
#13, 30.01.2019
Ответ на сообщение #12 пользователя Белик Яна Юрьевна
По старинке - сначала буквы, потом сложением слогов. Брала старый советский Букварь (ещё с фото Ленина).::smile3::
Белик Яна Юрьевна
#15, 30.01.2019
Ответ на сообщение #13 пользователя Болтова Елена Ильинична
Ого ::smile3:: спасибо!
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#11, 30.01.2019
Кода моя дочь "поступала" в частную школу для дошкольников, то директор этой школы рассказывала про обучение чтению вообще и в ее школе в частности. Не рекомендуют обучать чтению детей младше пяти. Ибо "угнетается" развитие того полушария, которое отвечает за творчество и эмоции. Так и было-начали читать в группе пятилеток, к"полшестому" почти все читали словами, текст понимали, пересказывали.
Белик Яна Юрьевна
#14, 30.01.2019
Ответ на сообщение #11 пользователя Ирина Анатольевна
Спасибо, Ирина Анатольевна, возьму на заметку!
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#18, 30.01.2019
Ответ на сообщение #14 пользователя Белик Яна Юрьевна
Мне кажется, что у детей более раннего возраста нет потребности изучать мир посредством самостоятельного чтения. Несомненно, если их обучать, то к двум годам они знают все буквы и цифры, но воспринимают они их как "фотографии" остальных предметов: стол, стул, книга, буква А, кошка. И сложат буквы и прочитают, но не так осознанно, как в более старшем возрасте, когда за прочитанным словом создается образ и смысл.
Белик Яна Юрьевна
#19, 30.01.2019
Ответ на сообщение #18 пользователя Ирина Анатольевна
Благодарю за Ваше мнение и мысли. Разумно!
Казанцева Людмила Александровна
#20, 30.01.2019
Я считаю, что учиться читать нужно с 5 лет. Я учила внучку по книге Е. Н. Агинской "Букварик. Первые шаги с мамой" Очень красочная книга, доступна именно для маленьких детей, нет заумных слов и текстов. Очень рекомендую.
Белик Яна Юрьевна
#21, 30.01.2019
Ответ на сообщение #20 пользователя Казанцева Людмила Александровна
Спасибо большое, Людмила Александровна, за совет и за то, что поделились опытом!
Шокур Людмила Николаевна
#22, 30.01.2019
Внучке 4,5 года, читать хочет сама, названия книжек старается прочитать и коротенькие слова, я сильно не настаиваю, пусть еще немного подрастет.
Белик Яна Юрьевна
#25, 30.01.2019
Ответ на сообщение #22 пользователя Шокур Людмила Николаевна
Здорово, что хочет сама! Спасибо за ответ, Людмила Николаевна!
Вренева Елена Петровна
#26, 30.01.2019
Что в вашем понимании "раннее" и "чтение"?
Белик Яна Юрьевна
#28, 30.01.2019
Ответ на сообщение #26 пользователя Вренева Елена Петровна
В моём понимании раннее обучение чтению - это обучение чтению примерно в 3 года.
Белик Яна Юрьевна
#29, 30.01.2019
Ответ на сообщение #26 пользователя Вренева Елена Петровна
Интересно узнать мнение специалиста.
Вренева Елена Петровна
#32, 30.01.2019
Ответ на сообщение #28 пользователя Белик Яна Юрьевна
Согласна. Я тоже думаю, что раннее - это до традиционного возраста обучения чтению. Но надо понимать, что в раннем возрасте обучение чтению будет по иной методике. И здесь вопрос целесообразности. Если мы используем чтение в качестве обходного пути у ребенка с проблемами в развитии - это оправдано. Если речь идет о норме, то надо понимать, что чтением в общепринятом смысле это не будет. Это будет узнавание знакомых слов. Тексты ребенок читать не будет. Тогда какова цель обучения?
Белик Яна Юрьевна
#41, 31.01.2019
Ответ на сообщение #32 пользователя Вренева Елена Петровна
Спасибо за ответ. Вас поняла, Елена Петровна!
Косякова Марина Николаевна(эксперт сообщества)
#33, 30.01.2019
Если у ребёнка есть желание, пусть читает. Заставлять вопреки желанию, не имеет смысла. У меня в этом году из 33 учеников только 12 пришли читающие. Сейчас многие "нечитающие" обогнали "читающих".
Белик Яна Юрьевна
#42, 31.01.2019
Ответ на сообщение #33 пользователя Косякова Марина Николаевна
Спасибо за статистику, Марина Николаевна! ::smile0::
Янакова Ольга Александровна(эксперт сообщества)
#34, 30.01.2019
Вот мнение специалистов (Из лекций на Фоксфорд о методиках раннего обучения).
Про чтение
Мозг совершенно по-разному обрабатывает изображения и знаки (буквы, цифры, условные символы):
-Активируются разные участки мозга
-По-разному двигаются глаза по тексту
-Задействуются разные нейронные пути
Ребенок,которого учат знакам (буквам и цифрам) до того,как его мозг дозрел до обработки знаков (символьного мышления), воспринимает и обрабатывает их как изображения.
Последствия раннего обучения чтению
Последствия обучения знакам (буквам и цифрам) до 3лет (восприятие символов не как символов,а как изображений):
•Скорость чтения из-за изменения шрифта/начертания страдает сильнее
•Негативное влияние на развитие чувства числа,умение считать с переходом через десяток, записывать и читать большие числа
•Могут возникать речевые нарушения в позднем дошкольном и раннем школьном возрасте.
Марьяна Безруких, директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО,профессор:
«Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения».
Про чтение
Мозг совершенно по-разному обрабатывает изображения и знаки (буквы, цифры, условные символы):
-Активируются разные участки мозга
-По-разному двигаются глаза по тексту
-Задействуются разные нейронные пути
Ребенок,которого учат знакам (буквам и цифрам) до того,как его мозг дозрел до обработки знаков (символьного мышления), воспринимает и обрабатывает их как изображения.
Последствия раннего обучения чтению
Последствия обучения знакам (буквам и цифрам) до 3лет (восприятие символов не как символов,а как изображений):
•Скорость чтения из-за изменения шрифта/начертания страдает сильнее
•Негативное влияние на развитие чувства числа,умение считать с переходом через десяток, записывать и читать большие числа
•Могут возникать речевые нарушения в позднем дошкольном и раннем школьном возрасте.
Марьяна Безруких, директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО,профессор:
«Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения».
Белик Яна Юрьевна
#43, 31.01.2019
Ответ на сообщение #34 пользователя Янакова Ольга Александровна
Спасибо за информацию, Ольга Александровна!
Белянина Светлана Николаевна(эксперт сообщества)
#35, 30.01.2019
Я тоже наблюдаю картину, когда читающий ребенок , пришедший в первый класс, вдруг начинает отставать в чтении от других детей в 5 и 6 классах.Вообщем я считаю, что всему своё время.
Белик Яна Юрьевна
#44, 31.01.2019
Ответ на сообщение #35 пользователя Белянина Светлана Николаевна
Благодарю за ответ, Светлана Николаевна!
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#37, 30.01.2019
Зависит от развития ребенка.
Белик Яна Юрьевна
#45, 31.01.2019
Ответ на сообщение #37 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
::smile2::
Ботнева Мария Юрьевна
#38, 30.01.2019
Старшая научилась читать рано, года в 4. Младший 3,5 не разговаривает, но буквы знает. "Читает" по буквам. Вот думаю, может учить читать, а не говорить?
Белик Яна Юрьевна
#46, 31.01.2019
Ответ на сообщение #38 пользователя Ботнева Мария Юрьевна
У меня у знакомых мальчик говорил только те слова, которые, как вы говорите, читал по буквам ::smile0::
Отредактировано 31-01-2019 01:39
Соколова Елена Борисовна(эксперт сообщества)
#40, 30.01.2019
У нас на стене висел плакат-азбука. Проходя мимо, показывали как буквы, так и картинки, но! - без привязки друг другу. То есть не В - волк, а вперемешку: это - А, это - кошка и т.д.. Всё это где-то лет с 1.5. Так буквы достаточно быстро запомнили и дочь, и , позже. сын. Читать дочка начала в неполные 4. С ней играли с карточками - на одной стороне картинка, на обороте - слово (кошка, корова, белка.. -и было-то всего 6 картинок). Сначала слово читала я, она повторяла, а потом играли "Прочитай - проверь на обороте". А ещё писали слова (не умея читать) на слух, не по буквам. Занимались не ежедневно, хватило месяца, в 4 года читала с полным пониманием 20 слов в минуту, в 5 лет - 105 слов выразительно. А сына учили читать долго, помогли кубики со слогами - ездили на машинках от кубика к кубику, сливали в слова. Читать начал только в 5,11. По слогам дети не читали, сразу целыми словами. Все дети разные, кому-то интересно и пора читать, а кому-то нужно подождать, созреть.
Отредактировано 31-01-2019 08:57
Белик Яна Юрьевна
#47, 31.01.2019
Ответ на сообщение #40 пользователя Соколова Елена Борисовна
Спасибо за ответ! Слышала о чтении целыми словами, некоторые говорят, что именно так и научились читать.
Оксана Николаевна Никифорова-Пайзе
#50, 01.02.2019
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Существуют разные мнения ученых, преподавателей и родителей о том стоит ли начинать ранее обучение чтению. Заставлять ребенка до 5-6 лет естественно не следует, но если ребенок проявляет интерес, то необходимо с ребенком заниматься, но не настойчиво, только при возникновению желания ребенка.
Из своего опыта могу сказать: моей дочке 4 года. И она сама начала проявлять интерес к буквам и чтению.
Сейчас мы с ней изучаем буквы. при помощи мозаик, распечаток букв, раскрасок, развивающих карточек и др... Используем развивающие рабочие тетради. одновременно чтение звуков и письмо букв.
Существуют разные мнения ученых, преподавателей и родителей о том стоит ли начинать ранее обучение чтению. Заставлять ребенка до 5-6 лет естественно не следует, но если ребенок проявляет интерес, то необходимо с ребенком заниматься, но не настойчиво, только при возникновению желания ребенка.
Из своего опыта могу сказать: моей дочке 4 года. И она сама начала проявлять интерес к буквам и чтению.
Сейчас мы с ней изучаем буквы. при помощи мозаик, распечаток букв, раскрасок, развивающих карточек и др... Используем развивающие рабочие тетради. одновременно чтение звуков и письмо букв.
Белик Яна Юрьевна
#52, 02.02.2019
Ответ на сообщение #50 пользователя Оксана Николаевна Никифорова-Пайзе
Спасибо за ответ, Оксана Николаевна!
Черняева Галина Владимировна
#51, 01.02.2019
В первый класс я пошла уже хорошо читающей девочкой. Букварь выучила наизусть, пока сверстники тянули: МА-ма мы-ла ра-му. Урок чтения поэтому не любила. Забросила чтение и еле читала то, что задавали по программе. Интерес к чтению стал появляться только в 7 классе, а сколько было упущено! Конечно, не все зависит от интереса ребенка, но еще и от педагога и родителей, нужен индивидуальный подход.::smile41::
Белик Яна Юрьевна
#53, 02.02.2019
Ответ на сообщение #51 пользователя Черняева Галина Владимировна
Благодарю за ответ, Галина Владимировна! Спасибо, что поделились своим опытом.
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#54, 02.02.2019
Мне вот чего прислали
http://obu4arium.org/?utm_source=yandex&utm_medium=rsi&utm_campaign=40562334&utm_content=6965869451&utm_term=обучение%20чтению&yclid=304902286513561776
Что-то не доверяю я человеку, который берется учить детей читать, а при этом не умеет правильно предложение составить. Хотелось бы ошибаться, но...::smile13::
http://obu4arium.org/?utm_source=yandex&utm_medium=rsi&utm_campaign=40562334&utm_content=6965869451&utm_term=обучение%20чтению&yclid=304902286513561776
Что-то не доверяю я человеку, который берется учить детей читать, а при этом не умеет правильно предложение составить. Хотелось бы ошибаться, но...::smile13::
Белик Яна Юрьевна
#56, 06.02.2019
Ответ на сообщение #54 пользователя Ирина Анатольевна
Спасибо за информацию, Ирина Анатольевна!
Смагина Марина Ивановна
#55, 06.02.2019
Именно в возрасте 4 - 5 лет дети довольно быстро получают навыки познавательной деятельности, поэтому им будет легче научиться читать. А вот как обучать ребёнка этого возраста чтению? Это уже другой вопрос...
Белик Яна Юрьевна
#57, 06.02.2019
Ответ на сообщение #55 пользователя Смагина Марина Ивановна
Благодарю за ответ, Марина Ивановна!
Чернышенко Анна Юрьевна
#58, 15.02.2019
Если ребенок проявляет интерес то да, но к тому моменту, когда ребенок начинает читать у него должны быть сформированны фонематические процессы и он должен выговаривать все звуки. Как показывает практика сейчас очень много неговорящих детей,детки начинают говорить только в 3 года первые слова и в большинстве случаев имеют проблемы со звукопроизношением, то здесь ни о каком чтении не должно быть и речи. Читать учить лучше с 4-5 лет, но при соблюдении определенных условий и если ребенок готов,а если нет, то лучше заняться подготовкой к обучению чтению( выучить все звуки, формировать фонематический слух).
Белик Яна Юрьевна
#59, 15.02.2019
Ответ на сообщение #58 пользователя Чернышенко Анна Юрьевна
Благодарю Вас за развёрнутый ответ, Анна Юрьевна.
Похожие дискуссии:
- "Отцы и дети"
- Здравствуйте уважаемые коллеги!Хочу поделиться своей проблемой.
- Конфликтология
- Плагиат
- Проблемные ситуации в детском саду.
- Пути преодоления родительских страхов в период адаптации малышей к условиям детского сада.
- Работа музыкального руководителя - "от праздника к празднику" или следовать программе?
- Тематическое планирование в детском саду
- Трудные дети в детском саду,как сними справится?
- Что вы думаете о победе разума над человеческой глупостью?