Тест для детей "Путешествие"
Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы в компании - как занятную игру.
Мы же предлагаем провести его как сказку-путешествие со своими детьми. Можно одновременно играть и вдвоём, и всей семьёй. Младшие дети просто с удовольствием поиграют в "воображалки". Взрослые и старшие дети (кому 12 лет и больше), узнав расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для размышления о себе и мире, а вы получите довольно-таки чёткий срез их эмоционального состояния, причем как сознательного, так и бессознательного.
Сначала пройдите этот тест сами, а потом, как-нибудь вечерком, сядьте рядышком с ребёнком и предложите ему "путешествие". Пусть он закроет глаза и представит, что вы идёте по лесу. Мягко и бережно задавайте вопросы, не перебивайте, но следите за тем, чтобы ваши вопросы не содержали "подсказки" и не навязывали ребёнку поведение (например, слово "перейти" имеет меньшую эмоциональную окраску, чем слово "преодолеть"; "оказаться" - меньшую, чем "достичь", и т. д.). Слушайте всё, что он хочет рассказать, и мотайте на ус. Будете читать ответы - тогда размотаете.
Представь/те себе...
Итак...
Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь?
Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду?
Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь?
Ты идешь дальше, впереди - река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?
Ты оказался на другой стороне - и видишь дом. Какой это дом? Хочется тебе туда идти? Ты подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь. На двери табличка, как она выглядит? На ней написано твое имя - прочитай "надпись".
Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В какую комнату ты пойдешь сначала? Опиши ее. Какие еще комнаты в доме? Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто там живет? Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь?
Одна из комнат в доме - совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок на стенах. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать? Что ты чувствуешь?
Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя - забор. Как ты окажешься на той стороне?
Около дороги, по которой ты идешь, есть нора. Как ты поведёшь себя?
Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?
В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от берега? Ты будешь до него добираться?
Вот и все, твоё путешествие счастливо закончилось. Ты возвращаешься домой отдохнувшим, посвежевшим и радостным. Не спеша открывай глаза. Скажи, тебе понравилось?
А вам? Обычно такое путешествие освежает и обнадёживает. А ещё даёт ребёнку (да и взрослому) ощущение, что кто-то очень сильный и добрый ведет его по жизни за ручку, помогает, направляет и не даст пропасть ни в коем случае.
Давайте теперь присмотримся к расшифровке ассоциаций. В тесте даны ключевые символы, которыми оперирует подсознание большинства людей. Возможно, что-то лично вы или ваш ребёнок воспринимаете не так, как все, но именно поэтому в тесте есть "дублирующие" ситуации и образы, чтобы картина была более чёткой.
Итак, лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает саму жизнь и своё движение по ней. Согласитесь, большая разница - вышел ребёнок гулять или потерялся в лесу. Обратите внимание на сам лес - насколько ребёнку там комфортно, светло, интересно. Точно так же важно посмотреть на то, каким видит ребёнок дом издалека. Светлым или тёмным, симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в семье. Обратите внимание, если какую-то деталь дома человек выделяет особенно - крышу с дырками, открытую или запертую (даже забитую деревяшками) входную дверь.
Родник - это восприятие всего нового, что приносит вам жизнь. Если он видит захламлённый, забитый окурками родник, то скорее всего он не привык ждать от жизни милостей. Так же и животное - это то, как видит других людей ваш ребёнок. Обратите внимание, это страшный медведь или пушистая белка, кто первым идёт на контакт - он сам или детка ждёт, пока подойдут к нему?
Или он вообще маскируется, чтоб его не увидели? Тоже довольно показательно.
Река и стена - это символы препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он видит преграды в жизни. Есть люди, которые вообще боятся войти в воду, есть те, кто крушит стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом, и лесенка с поддержкой. Обратите на этот пункт внимание, если в нем появились крайности - "взорву на фиг" или "повернусь и уйду".
То, на что в доме обращает внимание человек, - для него значимые вещи. Кто-то сразу идет на кухню, для него там смысл и центр дома. Кто-то сразу замечает детскую. Стоит обратить внимание, если при описании какая-то комната не появляется вообще, это значит, что какую-то сферу жизни или какого-то человека ребенок игнорирует бессознательно. Например, комнату брата или зал, где обычно собирается вся семья. Может быть, тут что-то не так - например, ребенку в этот период жизни нужно уединиться и подумать, а не "тусоваться" со всеми. Кстати, обратите внимание на общее описание дома - тесно, просторно, темно, пахнет чем-то вкусным или наоборот.
Особое внимание стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак - это все знания, навыки и умения, которые мы приобретаем в процессе обучения в школе или в университете, не важно. Хорошо, когда он представляется аккуратным, когда все разложено по полочкам. Или там живут веселые коты или добрые птицы. Но очень у многих он захламлен или запылен. А может быть, ваш ребенок настолько переучился, что вообще не захочет туда идти.
Подвал - это все подсознательные или плохоосознаваемые устремления, знания, желания и навыки, которые у человека есть. Если человек охотно лезет в подвал и с удовольствием там находится - то, скорее всего, его подсознательные страхи сильно его не тревожат. Если он боится идти в подвал и видит его захламленным, грязным, опасным, то, скорее всего, ребенка тревожат какие-то смутные страхи. Кстати, то же самое касается норы. Если ребенок легко проходит мимо или лезет в нору "покричать", посмотреть, кто оттуда вылезет, то, скорее всего, скрытых страхов у него немного.
Белая комната, лишенная любых выступов, - это метафора смерти. Не ожидали? Но подсознание мыслит так. Посмотрите, как ведет себя там человек. Бьется в истерике? Смиряется? Плачет? Ждет помощи? Редко кто чувствует себя хорошо в такой комнате, но тут стоит обратить внимание на степень интенсивности переживаний. Чем эмоциональнее реакция, тем болезненнее эта тема для ребенка сейчас.
Чайки у моря - это, как ни странно, родственники. Проверьте себя, посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек. Оцените "уровень шума", который они создают. Похоже на правду?
Ну и наконец, корабль -это заветная мечта. Посмотрите, насколько четко ребенок видит детали корабля, это покажет, насколько четко ребенок представляет себе, чего он хочет. Если это пиратский корабль - тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый остов корабля, посмотрите, какие разочарования сейчас гнетут юного человека.
Еще одни критерий - может ли он до корабля добраться. Не беда, если еще не может, и видит вообще "Корабль с алыми парусами". У него еще много лет на то, чтобы понять себя и мир вокруг. Плохо, если он говорит о корабле с печалью или сразу описывает препятствия - нет лодки, чтобы добраться, нет желания. Такое нередко бывает у подростков, но не пугайтесь, это возрастное "видение мира", оно проходит, когда выросший человек начинает лучше себя понимать.
Напомним еще раз, что ответы, которые вас обеспокоили, - еще не повод записывать себя или ребенка в разряд "неблагополучных", это всего лишь слепок нынешнего состояния сознания и подсознания. Но на какие-то спорные моменты стоит обратить внимание и учитывать их в дальнейшем.
Дискуссию начал(а) Брызгалова Наталья16.10.2017 2774
Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Забелина Маргарита Владимировна(эксперт сообщества)
#2, 16.10.2017
Очень интересный тест и действительно в нем что-то есть. Наверное, правдивый. Проверяла на себе. Спасибо!
Похожие дискуссии:
- "Дети - не книжки-раскраски, их не выкрасишь в любимый цвет" Халед Хоссейни
- А какие у вас есть методические идеи и технологии ?
- Выпускники детского сада.
- Ещё, про детский сад поговорим?
- Игра "Гримассимус"
- Конкурс для педагогов бесплатный на нашем любимом сайте ВШДА.
- Левши и правши
- Мнение педагога...
- Приём в 1 класс
- Типы учителей: "Бабуля" (Эссе молодой учительницы)