
Интегрированный урок
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти и все остальные дисциплины преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира
Решить эту проблему призваны так называемые интегрированные уроки, включающие в себя два или несколько предметов, и рассматривающие ту или иную проблему под разным углом и с разных точек зрения. Другим способом является включение в урок отдельных элементов, относящихся совсем к другому предмету, но служащих иллюстрацией к той или иной теме.
Давайте соберем материалы для таких уроков
Решить эту проблему призваны так называемые интегрированные уроки, включающие в себя два или несколько предметов, и рассматривающие ту или иную проблему под разным углом и с разных точек зрения. Другим способом является включение в урок отдельных элементов, относящихся совсем к другому предмету, но служащих иллюстрацией к той или иной теме.
Давайте соберем материалы для таких уроков
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией

Манина Ольга Борисовна
Задание для ученика
Найди ошибку в стихотворении А. Фета “Бабочка”
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
#1, 09.12.2016
Задание для ученика
Найди ошибку в стихотворении А. Фета “Бабочка”
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
Отредактировано 09-12-2016 16:55

Манина Ольга Борисовна
#2, 09.12.2016
5 классе при изучении темы:
“Корень” используется стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как не тонок, неприметен
Под землей корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В. Жак.
“Корень” используется стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как не тонок, неприметен
Под землей корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В. Жак.

Манина Ольга Борисовна
#3, 10.12.2016
Этот отрывок можно использовать на уроке химии по теме "Физические и химические явления" - 8 класс
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
Отредактировано 10-12-2016 13:46

Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)
#4, 10.12.2016
Ой, Ольга Борисовна, заставили же вы меня задуматься)))) И ведь сразу в голову ничего не приходит на тему "Творчество А.С.Пушкина на уроках химии и биологии".... Ну вот , например, слово хрустальный, я думаю можно связать с химией (если сказать, что хрусталю придает блеск свинец, ну и вообще, объяснить, что такое хрусталь "по-химически")))) и напомнить строки из «Сказки о спящей царевне и семи богатырях»:
"… во мгле печальной
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном"
"… во мгле печальной
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном"

Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)
#5, 10.12.2016
Ответ на сообщение #4 пользователя Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Еще в произведениях Пушкина часто встречается слово Золото, и производные от него. "Золотой петушок" , "Золотая рыбка", и "…орешки не простые, все скорлупки золотые", и "У Лукоморья дуб зеленый; // Златая цепь на дубе том…" и т.д.

Манина Ольга Борисовна
Показать все (3)
#6, 10.12.2016
Лилия Мансуровна! Представляете какой чудесный урок у нас мог бы получиться. Ведь я даже не представляла, что Вы будете реально связывать творчество А.С. Пушкина с моим предметом. Я рассчитывала только на ссылки его произведений.

Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)


Надо еще подумать)))) Спасибо Вам за идею, Ольга Борисовна! Сама бы и не додумалась... Попробую предложить провести такой урок нашему химику))) В моей практике есть интегрированные уроки: Родной язык+ английский язык, Литература + история. А сейчас надо попробовать Литература+ химия))))))))
#12, 10.12.2016
Ответ на сообщение #6 пользователя Манина Ольга Борисовна





Манина Ольга Борисовна
#13, 10.12.2016
Ответ на сообщение #12 пользователя Кильмухаметова Лилия Мансуровна
А ещё лучше литература + биология)))))) Какой простор в выборе материала.

Сафонова Елена Валерьевна(эксперт сообщества)

#7, 10.12.2016
Фактически любой предмет можно сочетать с литературой. Фосфор - "Собака Баскервилей" (сюда же и биология: я слыхала, что собака бы сдохла от такой "маски"); колоссальный материал дает Пришвин, "Кладовая солнца", например: торф, экосистема болото, клюква, ель и сосна, растущие из одной "ямки"; про "Медного всадника" и говорить нечего: он не медный, и это интересно. А Есенин с его стихами, посвященными зверям и особенно деревьям? А что касается "Песни о вещем Олеге", то вопросу о том, что за змея тяпнула прославленного князя, посвящены целые исследования. Естественно, вся экология сюда же: книги Распутина, особенно "Прощание с Матёрой"; Е.Носов "Кукла", Астафьев. У Одоевцевой есть "Баллада о стекле" (мошенники подсыпали в сахар измельченное стекло, следствием чего стала гибель многих людей), можно и учителя обществознания привлечь, чтобы дать оценку преступлению с правовой точки зрения. Базаров умер от какого-то заражения, полученного при вскрытии трупа (так до сих пор и не поняла, чем он заразился - в учебниках литературы разные версии)(и, кстати, что за камень, которым надо было прижечь ранку и которого не оказалось в наличии?) Да много! Из книг можно узнать много обо всем!


Манина Ольга Борисовна
Комментарий был удалён пользователем 10 дек 2016 в 16:37

Манина Ольга Борисовна
Комментарий был удалён пользователем 10 дек 2016 в 16:40

Дмитриева Оксана Леонидовна
#11, 10.12.2016
Я тоже не раз задумывалась над соединением тем для интегрированного урока. Вот, например, Карамзин- тема истории и литературы. Можно описать на русском картину, где устный счет- соединить математику и русский.

Кильмухаметова Лилия Мансуровна(эксперт сообщества)
#15, 10.12.2016
Ответ на сообщение #11 пользователя Дмитриева Оксана Леонидовна


Манина Ольга Борисовна
#16, 10.12.2016
Зимнее утро
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
Урок биологии "Фотосинтез"
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
Урок биологии "Фотосинтез"

Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#17, 10.12.2016
Можно рассмотреть тему "Проценты" у русских классиков Салтыкова -Щедрина "Господа Головлевы" и Достоевского "Преступление и наказание", частично использовала в своем конкурсном уроке.
Тема "Прогрессии" в математике, биологии и литературе.
Тема "Прогрессии" в математике, биологии и литературе.

Манина Ольга Борисовна
#21, 11.12.2016
Ответ на сообщение #17 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
Большое спасибо! Идея очень интересная.

Седова Ольга Анатольевна
#18, 10.12.2016
Я соединяла русский язык и ОБЖ (разработка памятки, инструкций по поведению у водоемов, на соблюдение правил дорожного движения)

Устинова Валентина Ивановна
#19, 11.12.2016
На урок химии можно взять «Все мое!» - сказало злато;
«Все мое!» - сказал булат.
«Все куплю!» - сказало злато;
«Все возьму!» - сказал булат.
попросить учащихся прокомментировать пушкинские строки и спросить: «Есть ли здесь связь с современностью?»
На урок биологии взять высказывание А.С.Пушкина: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…»
(исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина).
«Все мое!» - сказал булат.
«Все куплю!» - сказало злато;
«Все возьму!» - сказал булат.
попросить учащихся прокомментировать пушкинские строки и спросить: «Есть ли здесь связь с современностью?»
На урок биологии взять высказывание А.С.Пушкина: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…»
(исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина).
Отредактировано 11-12-2016 01:49

Манина Ольга Борисовна
#20, 11.12.2016
Ответ на сообщение #19 пользователя Устинова Валентина Ивановна
Замечательно! Обязательно воспользуюсь Вашей рекомендацией.

Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#22, 11.12.2016
Интересно получится при рассмотрении темы "Золотое сечение": математика+МХК+история+биология

Манина Ольга Борисовна
#23, 12.12.2016
Ответ на сообщение #22 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
Очень интересно!!!!

Панкова Ирина Николаевна

#24, 16.12.2016
Уважаемые коллеги! Позволю себе высказать свое мнение по теме дискуссии и не согласиться с вами. Мне кажется, что все приведенные примеры относятся не к интегрированным урокам, а являются примерами межпредметных связей на них. При проведении интегрированных уроков обобщаются (чаще всего) или изучаются темы по предметам, соответствующим календарно - тематическому планированию. Я не уверена, что примеры, приведенные из литературы, являются темой изучения отдельного урока. Однако, каждый из приведенных примеров заслуживает пристального внимания. Во всяком случае, для меня это находка.Особенно для начала урока, чтобы вызвать у детей интерес, - песня.
Отредактировано 16-12-2016 19:08

Забелина Маргарита Владимировна(эксперт сообщества)
#25, 08.01.2017
Ответ на сообщение #24 пользователя Панкова Ирина Николаевна
Разумно! Согласна с Вами, Ирина Николаевна.

Панкова Ирина Николаевна
#38, 09.01.2017
Ответ на сообщение #25 пользователя Забелина Маргарита Владимировна
Спасибо.

Забелина Маргарита Владимировна(эксперт сообщества)
Показать все (13)
#26, 08.01.2017
Для меня интегрированный урок - сложно! Сколько материала необходимо перевернуть, чтобы в итоге все соединить в одной точке и получить результат.За все время работы проводила только два урока: физика - английский язык"Великие изобретения" и физика-литература "Механические волны".

Манина Ольга Борисовна
#27, 08.01.2017
Ответ на сообщение #26 пользователя Забелина Маргарита Владимировна
Маргарита Владимировна!
Большое спасибо за консультацию. Я обязательно расскажу об этом своей коллеге.
Большое спасибо за консультацию. Я обязательно расскажу об этом своей коллеге.

Забелина Маргарита Владимировна(эксперт сообщества)
#28, 08.01.2017
Ответ на сообщение #27 пользователя Манина Ольга Борисовна
Ольга Борисовна, в книге "Раздвигая границы привычного" И.Я. Ланина, А.П. Тряпицына есть интересный пример урока - комплексный семинар с участием учителей физики, химии, биологии, географии. Называется "Вода-самое необыкновенное вещество в мире". Давно думаю про него, но так и не рискнула.

Наталья Монакова
#39, 19.01.2017
На уроках технологии большой простор для фантазии. Например,уроки по рукоделию.Здесь связь с русским языком, литературой, изобразительным искусством, музыкой и даже математикой. Нужно только желание учителя.

Манина Ольга Борисовна
#40, 19.01.2017
Ответ на сообщение #39 пользователя Наталья Монакова
Для творчества нет границ.

Клинова Елена Ивановна
#43, 22.03.2017
Некоторые считают, что исследованиями, связанными с жизнью или творчеством А.С.Пушкина, могут заниматься только те ученики, которые увлекаются литературой. Это ошибочное мнение!
Кто – то может исследовать путешествия А.С.Пушкина и составить карту этих путешествий. Это исследование для любителей географии. А можно создать карту путешествий его героев! А тема может звучать так: «Образ Дороги как важнейший элемент поэтики Пушкина»
Можно предложить тему, в рамках Экономики. Например, «Экономическая наука и А.С.Пушкин»
Терминология, существующая и используемая в современной теории налогообложения полностью соответствует строкам Пушкина в «Сказке о попе и его работнике Балде» - термины недоимка, порядок взимания, штрафные санкции – все прописано у А.С.Пушкина очень точно.
А, кроме того - В своем произведении «Скупой рыцарь» Пушкин показывает, что накопительная функция денег не должна быть единственной и осуждает лежащие мертвым грузом деньги.
Сравнение хозяйственных навыков двух помещиков в повести «Барышня-крестьянка», или сравнение мелкого и неэффективного хозяйства с большим имением в романе «Дубровский» - Пушкин показывает необходимость эффективного управления.
Кто – то может исследовать путешествия А.С.Пушкина и составить карту этих путешествий. Это исследование для любителей географии. А можно создать карту путешествий его героев! А тема может звучать так: «Образ Дороги как важнейший элемент поэтики Пушкина»
Можно предложить тему, в рамках Экономики. Например, «Экономическая наука и А.С.Пушкин»
Терминология, существующая и используемая в современной теории налогообложения полностью соответствует строкам Пушкина в «Сказке о попе и его работнике Балде» - термины недоимка, порядок взимания, штрафные санкции – все прописано у А.С.Пушкина очень точно.
А, кроме того - В своем произведении «Скупой рыцарь» Пушкин показывает, что накопительная функция денег не должна быть единственной и осуждает лежащие мертвым грузом деньги.
Сравнение хозяйственных навыков двух помещиков в повести «Барышня-крестьянка», или сравнение мелкого и неэффективного хозяйства с большим имением в романе «Дубровский» - Пушкин показывает необходимость эффективного управления.

Манина Ольга Борисовна
#44, 31.03.2017
Ответ на сообщение #43 пользователя Клинова Елена Ивановна
Большое спасибо за интересную информацию, Елена Ивановна!
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Похожие дискуссии:
- "Ваш урок не по ФГОС»: почему «современные» уроки в школе превратились в шаблон"
- Вербена бесплатные
- Интенсив «Я Учитель» 2.0
- Моё жизненное кредо
- Об одной бредовой картинке.
- Почему современные дети мало читают?
- Приглашаю на еженедельные встречи в Zoom-кафе "По секрету всему свету" от Центра смешанного обучения
- Старшие классы. Надо ли менять программу?
- Универсальный школьный учитель - требование ФГОС. Оценим степень собственной универсальности?!
- Что важнее – обучение или воспитание?