Научно - исследовательская работа «1973 год: памятные даты в жизни города и школы»

0
0
Материал опубликован 2 November 2018
Научно - исследовательская работа

 

Тема: «1973год: памятные даты в жизни города и школы».

Автор: Трясугина Надежда,

учащаяся 6 «а» кл. МБОУ «СШ № 21» г. Норильска.

Научный руководитель:

Гордиенко Галина Вячеславовна,

учитель истории и обществознания

2018 -2019

 

Тема: «1973год: памятные даты в жизни города и школы».

Цель исследования: изучить исторические архивные источники, касающиеся малоизученных фактов, произошедших в городе и образовательном учреждении в 1973 году.

Задачи исследования:

1.определить круг источников, связанных с основными этапами в развитии г. Норильска образованием школы № 21;

2.провести лекции с презентацией в общеобразовательном учреждении с целью популяризации знаний обучающихся о городе и школе;

3.выявить причины незнания истории города и школы среди школьников и педагогов.

Объект исследования: основные направления развития города и становления школы

№ 21.

Предмет исследования: документы, связанные с изучаемым периодом.

Методы работы: исследовательский, исторического анализа, анкетирование.

В современный период многие отмечают отсутствие патриотизма у подрастающего поколения.

На мой взгляд, существует достаточно большое количество причин, связанных с проблемой формирования патриотических чувств у молодёжи.

Вопрос патриотизма молодых людей является актуальным и интересным по причине того, что старшее поколение обвиняет молодёжь, нас, подростков, в незнании своей истории, а вместе с тем и отсутствии патриотических чувств.

Мне кажется, что если бы мы знали историю своей Малой Родины, то патриотические чувства были бы и по отношению к своей Малой Родине, и к своей великой стране.

Анкетирование ребят моего класса показало, что мы действительно не знаем практически ничего из истории своего города, школы.

Анкетирование учащихся 6а класса.

Количество респондентов - 20

Вопросы

В каком году был основан г. Норильск?

Дата основания школы № 21

Какие важные события произошли в г. Норильске в 1973г.?

правильно

ответили

5

8

7

неправильно

ответили

14

7

8

не знают

1

5

5

Результаты анкетирования педагогов школы № 21. Количество респондентов -15

Вопросы

В каком году был основан г. Норильск?

Дата основания школы № 21

Какие важные события произошли в г. Норильске в 1973г.?

правильно ответили

10

14

10

неправильно

ответили

4

0

2

не знают

1

1

3

Думаю, что анкетирование показало достаточно низкий уровень знаний разных категорий населения относительно знаний истории школы и города.

В своей работе мне хотелось бы с помощью архивных материалов осветить малоизвестные факты 1973года, которые произошли в Норильске, и как первый год работало наше учебное заведение. Затем предложить лекцию одноклассникам на уроке истории и всем обучающимся школы на классных часах.

Моя презентация на общешкольном мероприятии показала высокий интерес ребят к этой теме. Но, так как на празднике присутствовали не все школьники, то мне хотелось бы охватить просветительской работой большее количество.

Каковы же основные события в жизни города, которые произошли в 1973году, мне удалось найти?

Для того, чтобы ответить на эти волнующие меня вопросы, я отправилась в Городской архив, в котором работала с соответствующими документами.

Что же мне удалось найти по интересующим меня вопросам?

1970-е гг. часто называют «Золотой эпохой» в истории Норильска. Но мне бы хотелось остановиться на важных и интересных, на мой взгляд, культурных событиях 1973 года.

Для меня очень важен не только вечно актуальный смысл всей нашей деятельности, не только острое, волнующее сегодня каждого из нас чувство беспокойства за судьбу отечественной культуры, духовной жизни общества, поэтому мне и хотелось поразмышлять об исторической судьбе культуры моего города, причине незнания его истории.

Понятие «Культура Норильска» я воспринимаю с большой буквы, как знак уважения к старшему - ведь она зарождалась задолго до моего рождения. Я начала работать по этому вопросу в тот период, когда в моем собственном сознании возникает тревожная грань между живой трепетной влюбленностью в Норильск и чувством предстоящего расставания с любимым городом по причине дальнейшего обучения на «материке» в скором времени. Но думаю, что никто из ребят, проживших здесь любое количество времени, никогда не забудет того места, в котором он родился и жил, место, в котором он вырос и стал личностью, получил первый жизненный опыт.

Об уникальности Норильска сказано очень много. Природно-климатические условия, уникальные природные ресурсы, невиданный размах и потенциал промышленного освоения района, высокоразвитая социально-бытовая сфера. Примечательны слова писателя М. Колпакова: «... Норильск одухотворенный... Там жили поэты... Их произведениями стали дома на уникальных сваях, открытие и освоение Талнаха и многое другое... Почему Норильск запоминается, западает так глубоко? Почему хочется вернуться туда снова? Что задевает здесь даже мимолетных гостей? Почему потом, живя на «материке» в разных городах, чувствуют себя норильчанами, земляками?».

Понятием «творчество» в Норильске, на мой взгляд, охвачено все. Творческой атмосферой пронизан город, выражающийся и в культурных предметах гордости.

В этом году газете «Заполярная правда» исполнилось 20 лет. Согласно документу «О 20 летнем юбилее городской газеты «Заполярная правда», сотрудникам выделено 3 тысячи рублей для поощрения. Так же отмечено, что «газета проводит большую работу по коммунистическому воспитанию трудящихся».

В 1973 году в целях «улучшения эстетического воспитания молодёжи, пропаганды среди трудящихся произведений изобразительного искусства» по решению Городского совета была открыта картинная галерея. На организационно-издательскую деятельность было выделено 6 тысяч рублей.

В марте была открыта Детская музыкальная школа № 2 на 250 учеников.

В мае 1973 года создано первое в Заполярье отделение Всероссийского общества охраны исторических памятников и культурных мест. Его первым председателем стала С. М. Костричкина. Шесть школ взяли шефство над шестью памятниками города. В этот период открылась Детская библиотека имени Ленинского комсомола, считавшаяся самой современной библиотекой города.

В 1970гг. в Норильске была утверждена целевая программа «Поддержка профессионального искусства и творческих союзов». В 1973 г. начинаются семинары лаборатории в разных районах Таймыра. Это стало хорошей традицией, в которой принимали участие и профессионалы, и самодеятельные художники. Руководителями семинара были художники из Москвы, Красноярска. Иркутска, Новосибирска. Газеты пишут, что это был прекрасный опыт, который поднимал художественный уровень и достичь профессионализма.

Начало работу норильское бюро путешествий и экскурсий, которое завоевало популярность и стало лучшим бюро края. В бюро были открыты курсы по подготовке экскурсоводов. Более 50 человек обучалось из различных организаций. Экскурсоводами были разработаны темы экскурсий: «Норильск вчера и сегодня», «Норильск спортивный», «Норильск - детям» и другие. Для школьников были разработаны экскурсии по школьным программам. Для подготовительных групп детских садов проводились экскурсии: «Здравствуй, школа!», для призывной молодежи - «Наш город родной».

На улице Комсомольской в мастерской Н. Лоя сделали мозаичные панно на фасадах домов, которые сохранились до сих пор. Были открыты мастерские Художественного фонда РСФСР «в связи с тем, что в городе ежедневно растет объем художественных и рекламных работ, требующих профессионального оформления». Норильские художники вливаются в состав творческой группы художников Красноярского отделения Союза художников.

Ремесленные училища были переименованы в профессионально-технические училища. Для учащихся ПТУ введены дипломы общесоюзного образца о завершении среднего образования и присвоении разряда по полученной профессии.

Главным хитом телесезона стал фильм «Семнадцать мгновений весны». На экраны города вышел новый фильм С. Герасимова «Любить человека», съемки которого проходили в Норильске.

Популярными у жителей Советского Союза и г. Норильска были фильмы: «Точка, точка, запятая», «Всадник без головы», «Руслан и Людмила», «Солярис», «Учитель пения», «Здравствуй и прощай» и другие.

На фронтоне театра им. В. Маяковского был установлен бронзовый барельеф с изображением В. Маяковского.

В сентябре 1973г. рабочие участка «Октябрьский» нашли в забое челюсть мамонта: два зуба весом в 10 килограммов каждый. Находка была передана в музей.

На норильском радиоузле была установлена новая аппаратура, позволяющая принимать не одну, а сразу три программы.

В этом году в Москве появилась улица Норильская.

Население Большого Норильска перешагнуло 180 тысячный рубеж.

В город приезжала с концертами артистка Э. Пьеха.

Было построено две школы: № 21 и 23.

В современный период город стремительно развивается, становится все более значимым регионом для всей страны. Увеличились технический и культурный потенциал, который продолжает делать все возможное на благо Родины, края, города! 17января 2018года наша школа отмечала День Рождения - 45 летие!

Что интересного было в стенах нашей школы в первый год открытия?

В архиве города найдено немного сведений о нашем образовательном учреждении. Многие педагоги школы были награждены грамотами за успехи в воспитании подрастающего поколения: Фомичёва И. И. Кандыбенко В.С., учителя русского языка и литературы и др.

На базе школы в 1973 году работал летний оздоровительный пионерский лагерь. Технический персонал был отправлен на уборку урожая в совхоз «Таёжный».

С 1973г. наши ученики 9,10 классов ходили на занятия в учебный центр для получения профессии. Наше поколение уже не посещает занятия в Центре образования. Актуальным вопросом для норильского образования стала проблема о количестве классов в связи с большим количеством выезжающих. А 1973г. в школе № 21 девятых классов было 3, количество учащихся составило 97 человек, 10 классов пока ещё не было.

Проведя сравнительный анализ, я сделала вывод, что наибольшее количество десятиклассников было в СШ № 3 - 139 человек.

16 педагогов нашей школы работали в методическом кабинете в целях изготовления дидактического материала для обучения учащихся, отстающих по болезни. В настоящее время эта работа продолжена, но уже на другом уровне - с помощью информационных технологий можно дистанционно обучать школьников.

Немаловажным вопросом был и остаётся отсев учащихся из школы. Согласно документу «Об итогах социалистического соревнования школ города за лучшую подготовку школ к 1973-1974 учебному году», школа № 21 значительно сократила отсев учащихся из 1-10 классов. Согласно архивным данным, в 1973 году в школе насчитывалось 14 неуспевающих в 9 классах. В данный период в школе 2 неуспевающих обучающихся. Педагоги проводили мероприятия по ликвидации пробелов знаний учащихся. Это делают наши учителя и сейчас.

Новшеством было введение кабинетной системы обучения учащихся 4-10 классов. Ребята нашей школы активно участвовали в спортивных соревнованиях: Петров И. в классической борьбе; в Красноярске на зимних каникулах был создан отряд баскетболистов и др.

По итогам смотра школьных кабинетов русского языка и литературы, в городе, кабинет нашего учреждения занял 3 место, благодаря педагогу Иванченко П. В., учителя русского языка и литературы.

Особое внимание педагоги уделили требованию новых программ. Так, в нашем образовательном учреждении и других школах города были оборудованы кабинеты техническими средствами: телевизорами, фильмоскопами, киноаппаратами, и хотя нам сейчас кажется, что это уже давно устаревшая техника, мы всё же понимаем, что для ребят того поколения это было действительно революционным техническим прорывом.

Должное внимание, на мой взгляд, работники отдела образования уделяли мерам по улучшению работы школ по предупреждению детской безнадзорности. В связи с этим, начал работу военно-спортивный проект «Мальчишки Севера», который работает и на базе нашей школы. По решению отдела образования был проведен «краевой смотр- конкурс на лучшую постановку воспитательной работы с детьми по месту жительства. Детские комнаты города заняли первое место в крае».

А в период с 18 по 25 января 1973 года все школы города Норильска были закрыты на карантин по гриппу. Думаю, что ребята, как и мы, сейчас, радовались возможности не ходить в школу.

Наша школа, как и любое учебное заведение гордится своими выпускниками: С. Стальмаковым (руководителем компании «Северная вода»), Е. Могалюк (кандидатом педагогических наук, преподавателем ВУЗа), И. Крючковым (заведующим городской больницей) и многими другими бывшими учениками, которые стали достойными гражданами своей страны. На мой взгляд, это означает, что школа хорошо выполняла функции и учебные, и воспитательные.

Наша школа поддерживает и продолжает те начинания, которые были более 40 лет назад. Среди них и желание наших учителей работать с новыми техническими средствами обучения, и стремление увеличить количество учащихся, и не допустить отсев ребят, и дать возможность каждому ученику восполнить пробелы в знаниях. А в спортивных городских мероприятиях ребята нашей школы постоянно занимают призовые места.

Поддержание традиций проявилось и в открытии школьного музея, который когда-то работал.

Все вышеперечисленные исторические факты показывают следующие причины отсутствия системных знаний у подростков и взрослых относительно истории города и школы.

На мой взгляд, в 1970гг. воспитанию школьников уделялось достаточно времени, поэтому ребята знали больше о своей истории. В первой половине 1990гг. в связи с перестроечными процессами снизилось о внимание к этому вопросу, недостаточно освещались события в средствах массовой информации, на уроках. А с конца 1990гг. я считаю, что воспитанию подрастающего поколения стали проявлять все больше и больше внимания. И то поколение, которое идет вслед за нами будет более грамотным в этих вопросах. Изучение национально-регионального компонента им в этом поможет.

Я горжусь тем, что я учусь в школе № 21! Мне здесь комфортно и уютно, я действительно ощущаю себя в родном доме. Мне хочется пожелать всем ученикам никогда не забывать то место, в котором нам дают путёвку в жизнь! Любить то место, в котором вы родились, знать его истоки, чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства».

Я узнала много нового из жизни своего любимого города и школы, чем и хочу поделиться с ребятами и педагогами.

Не встречал я города моложе,

Города, подобного мечте.

Ты поднялся на гранитном ложе,

Нет, ты встал на вечной мерзлоте.

Наша школа светлая такая,

Нами ты любимая, родная!

Процветай, живи и развивайся,

В нашей памяти навечно оставайся!

 

Источники:

НГА, ФР-10,on 1, д.200, 201, 202 (документы научно-практической конференции).

НГА, ФР-10, on 1, д.205 (документы по вопросам учебно-воспитательной работы).

НГА, ФР-10, on 1, д.199 (документы педагогических семинаров).

НГА, ФР-10, on 1, д.192 (приказы зав. от народного образования).

НГА, ФР-10, on 1, д.523, 522, 524, 527, 521, 526 (протоколы заседаний).

 

Литература:

В. А. Толстов «Летопись Норильска» (Норильск, 2001г.).

Ю. Бариев «Гнездовье вьюг» (Норильск, 1994год).

Л. Н. Овчинникова «Норильская школа в истории города, в истории страны» (Норильск, 2004г.)

М. Я. Важнов «В поиске» (Красноярск, 1981г.)

А. Л. Львов «Большой Норильск» (Москва, 1984г.)

А. Л. Львов «Норильск» (Красноярск, 1985г.)

Журнал «Норильский никель», № 5, 2003г.

Г. А. Захаренко «Первый за полярным кругом» (Красноярск, 2000г.)

Газета «Заполярная правда», 04.01. 2002г.

Л. Д. Пронюсова «Планета культуры Норильск» (Москва, 2006г.).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.