Конспект урока по ИЗО на тему «Человек и его украшения» (2 класс)
Здравствуйте, ребята, Меня зовут Елизавета Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок ИЗО.
Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему, пожелайте хорошего дня.
2 слайд- Ребята, отгадайте загадку:
Это маленький предмет
Он для брошек и монет.
Для колец и серёжек,
Иголок, ниток и застёжек.
- Угадайте, что это?
Нажать - Верно, это шкатулка.
-Как думаете, что в шкатулке может быть?
Слайд 3
-А как можно назвать это одним словом? - украшения
-Как думаете, какая тема нашего урока?
Слайд 4
-Тема нашего урока: Человек и его украшения
На уроке мы будем учиться изображать в цвете женские украшения, а вот какое именно, сейчас узнаем
- С давних времен человек любил украшать себя.
Слайд 5 Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. Вид искусства, в котором работает Мастер Украшения, называется «декоративно-прикладное искусство».
- Все украшения имели своё значение. Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма.
-Ребята, как вы думаете, чем женщины раньше украшали голову? (Платками, лентами).
Был распространён кокошник.
Головные уборы: Слайд 6-7-8
Девичья повязка - девичий головной убор, заканчивающийся лентами.
Платок (плат) - покрывал голову замужней женщины.
Кокошник - женский головной убор с высокой передней частью, в виде гребня вокруг головы, украшался самоцветными камнями, жемчугом, шелком, бархатом. Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, который после венчания носился до появления первенца, а затем только по праздникам.
Раньше считалось, что распущенные волосы замужней женщины способны принести несчастье и её семье, поэтому женщины прятали волосы под кокошником.
-Чем же украшен кокошник?
Слайд 9 Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером, шёлком, бархатом, парчой. Поверх кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок.
Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.
- Как вы думаете, что можно узнать о человеке через украшения, могут ли они рассказать о человеке?
- Украшения выражают характер и настроение человека. К каждому событию человек подбирает соответствующее украшение.
Слайд 10 Попробуйте по украшениям определить, какой характер у человека?
Слайд 11 В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
Форма головного убора всегда сочеталась с прической.
Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове. Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.
-А сейчас мы с вами рассмотрим палитру цветов на головных уборах, что они обозначают. -
Слайд 12-КРАСНЫЙ – символ огня, жизни, любви, здоровья, защиты от всего дурного.
БЕЛЫЙ – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы.
13 СИНИЙ – символизирует небо воду, силу и мощь мужчины.
ЧЁРНЫЙ– символизирует землю, а как известно земля это кормилица.
14 ЗЕЛЁНЫЙ – цвет растений, является символом весны и молодости.
ЖЁЛТЫЙ – является символом ночных светил месяца и звезд, но в тоже время считается цветом разлуки.
-Ребята, сегодня на уроке изобразительного искусства вы будете создавать древнерусские украшения.
Перед тем, как вы приступите к украшению собственного кокошника, давайте подумаем, какое же настроение будет у наших героев, украшения которым мы создаём.
Ведь мы с вами знаем, что очень многое зависит от цвета. Если мы хотим создать красивый, праздничный кокошник для девушки, нам с вами надо постараться, нужно будет выбрать яркие, красочные цвета, рисовать аккуратно и красиво.
Вы должны украсить кокошник
Слайд 15 Шаблоны кокошников представлены у нас на слайде.
Давайте с вами проверять ваши готовые работы. Выходите по одному к ддоске, а ребята будут помогать мне оценивать.
Надежда Алексеевна Паршукова
Кияйкина Наталья Федоровна