Статья на тему «30 видов работы с текстом на уроках русского языка и литературы» (5–9 классы)
30 видов работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Г.Н.Мицько, учитель Государственного
общеобразовательного учреждения
Луганской Народной Республики
«Краснолучская школа № 9»
Материал из опыта работы учителя русского языка и литературы по видам работы с текстами будет полезен не только филологам, но и преподавателям других предметов.
«Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», утверждал В.А. Сухомлинский. Сегодня эти слова звучат особенно актуально. Ведь нам, учителям, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем, чтобы обучающимся было интересно учиться, а педагогам учить.
В современной методике преподавания русского языка используется текстоцентрический подход как эффективное направление по работе с текстом. Он заключается в изучении теоретического языкового и речевого материала, а также его практической отработки на основе текста или нескольких текстов одной тематики.
Текстоцентрический подход позволяет формировать речевую компетенцию в единстве с языковой и прописной, развивать универсальные способы мыслительной деятельности, воспитывать любовь к родному языку и Родине.
Использование отрывков из произведений писателей – это превосходный, незаменимый материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено лингвостилистическими достоинствами художественных текстов.
Работа с текстами разных стилей необходима на каждом уроке, так как это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор.
На уроках литературы наша главная цель воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир, т.е. формировать личность, которая не боится мыслить. Необходимо создать условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, способствовали формированию его мировоззрения. В этом поможет работа с текстом.
Какие же виды работы с текстом можно использовать?
Беседа с сопровождением выборочного чтения текста.
Высказывание своих мыслей после прочтения текста учителем или учеником.
«Живой рисунок» (один ученик читает, другие мимикой лица реагируют на услышанное).
Кто быстрее найдет слова в тексте на выученное на уроке языка правило.
Нахождение всего предложения по данному началу или концу.
Нахождение в тексте нескольких выводов.
Нахождение и чтение в тексте ключевых слов, образных слов, различных описаний (пейзаж, портрет, интерьер).
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение слов, выражений, цитат, которые можно использовать для написания сочинения.
Чтение всего текста (по заданию учителя).
Чтение в парах друг другу.
Чтение вполголоса.
Чтение и пересказ.
Чтение и подбор звукового оформления «фильма» по рисункам или фотоматериалам.
Чтение любимого отрывка произведения.
Чтение, нахождение отрывков к рисункам или иллюстрациям.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.
Чтение отрывка, который доказывает, что произведение понравилось и что больше всего запомнилось.
Чтение отрывка с разной интонацией (презрение, просьба, радость, грусть и т.д.)
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.
Чтение по готовому плану.
Чтение-подготовка к сжатому изложению.
Чтение по ролям.
Чтение по цепочке по предложению или абзацу.
Чтение предложения или отрывка, в котором отображена главная мысль произведения.
Чтение предложений с разной скоростью (быстро, медленно).
Чтение предложений с разным звуковым эффектом (тихо, громко).
Чтение, разделение на части, составление плана.
Чтение с пометкой незнакомых слов.
Словарная работа, чтение слов-сносок.