Статья на тему «30 видов работы с текстом на уроках русского языка и литературы» (5–9 классы)

3
0
Материал опубликован 21 February

30 видов работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Г.Н.Мицько, учитель Государственного

общеобразовательного учреждения

Луганской Народной Республики

«Краснолучская школа № 9»

Материал из опыта работы учителя русского языка и литературы по видам работы с текстами будет полезен не только филологам, но и преподавателям других предметов.

«Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», утверждал В.А. Сухомлинский. Сегодня эти слова звучат особенно актуально. Ведь нам, учителям, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем, чтобы обучающимся было интересно учиться, а педагогам учить.

В современной методике преподавания русского языка используется текстоцентрический подход как эффективное направление по работе с текстом. Он заключается в изучении теоретического языкового и речевого материала, а также его практической отработки на основе текста или нескольких текстов одной тематики.

Текстоцентрический подход позволяет формировать речевую компетенцию в единстве с языковой и прописной, развивать универсальные способы мыслительной деятельности, воспитывать любовь к родному языку и Родине.

Использование отрывков из произведений писателей – это превосходный, незаменимый материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено лингвостилистическими достоинствами художественных текстов.

Работа с текстами разных стилей необходима на каждом уроке, так как это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор.

На уроках литературы наша главная цель воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир, т.е. формировать личность, которая не боится мыслить. Необходимо создать условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, способствовали формированию его мировоззрения. В этом поможет работа с текстом.

Какие же виды работы с текстом можно использовать?

Беседа с сопровождением выборочного чтения текста.

Высказывание своих мыслей после прочтения текста учителем или учеником.

«Живой рисунок» (один ученик читает, другие мимикой лица реагируют на услышанное).

Кто быстрее найдет слова в тексте на выученное на уроке языка правило.

Нахождение всего предложения по данному началу или концу.

Нахождение в тексте нескольких выводов.

Нахождение и чтение в тексте ключевых слов, образных слов, различных описаний (пейзаж, портрет, интерьер).

Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

Нахождение слов, выражений, цитат, которые можно использовать для написания сочинения.

Чтение всего текста (по заданию учителя).

Чтение в парах друг другу.

Чтение вполголоса.

Чтение и пересказ.

Чтение и подбор звукового оформления «фильма» по рисункам или фотоматериалам.

Чтение любимого отрывка произведения.

Чтение, нахождение отрывков к рисункам или иллюстрациям.

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.

Чтение отрывка, который доказывает, что произведение понравилось и что больше всего запомнилось.

Чтение отрывка с разной интонацией (презрение, просьба, радость, грусть и т.д.)

Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.

Чтение по готовому плану.

Чтение-подготовка к сжатому изложению.

Чтение по ролям.

Чтение по цепочке по предложению или абзацу.

Чтение предложения или отрывка, в котором отображена главная мысль произведения.

Чтение предложений с разной скоростью (быстро, медленно).

Чтение предложений с разным звуковым эффектом (тихо, громко).

Чтение, разделение на части, составление плана.

Чтение с пометкой незнакомых слов.

Словарная работа, чтение слов-сносок.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации