Материал на проверке

Классный час, посвященный блокаде Ленинграда. "900 дней мужества"

0
0
Материал опубликован Сегодня в 01:50

Классный час, посвященный блокаде Ленинграда

"900 дней мужества"

Цели. Познавательные: познакомить учащихся с одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда.

Воспитывающие: воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, выстоявшую в борьбе с фашизмом; показать мужество и героизм жителей и защитников города.

Развивающие: развивать интерес к историческому прошлому Родины; развивать умение работать с различными источниками информации; умение выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, выражать и аргументировать свою точку зрения.

Участники: учащиеся 6 класса.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён блокаде Ленинграда.

Кто из вас был в г. Санкт-Петербурге? А как в годы Великой Отечественной Войны называли этот город? (Ленинград).

На рассвете, в воскресное утро 22 июня 1941 г. Германия перешла границы нашей страны без официального объявления войны. Началась Великая Отечественная война.

Почему война называется Великой Отечественной? (Потому что, многие страны были втянуты в войну, а в нашем государстве весь народ сплотился и дружной семьёй разных народов встал на защиту своей страны).

Ученик: Город Ленинград называли и называют Северной столицей нашей страны. Это крупный промышленный, научный, культурный центр, как в годы Великой Отечественной войны, так и в настоящее время.

Правительство города и страны приняло решение о вывозе (эвакуации) заводов, людей в безопасные районы. Многие жители Ленинграда не хотели уезжать. Люди не верили, что может случиться трагедия.

Ученик: В первой половине июля 1941 года начались ожесточенные бои на дальних подступах к Ленинграду. Гитлеровское командование бросило к городу огромные военные силы – более 40 хорошо подготовленных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.

Ударная мощь налетов вражеской авиации была невиданная. Только за один заход бомбардировщиков на город сбрасывалось до 1000 зажигательных бомб. От немецкой бомбежки сгорали продовольственные склады, большое количество зданий, в том числе имеющих культурную ценность.

Учитель: Ребята, мы с вами много говорили о войне. А кто из вас знает, что такое блокада? (ответы детей).

Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.

Постепенно вокруг Ленинграда образовалось кольцо вражеских войск. Немцы «перерезали» железную дорогу Москва-Ленинград, город лишился железнодорожного сообщения. Адольф Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», – говорил он.

8 сентября 1941 года сообщение с Ленинградом полностью прекратилось. Началась блокада города. Это была самая страшная осада города в военной истории человечества.

Ученик:

Что сейчас мы помним о блокаде?

Когда, зубы голодные сжав,

Жили люди в нашем Ленинграде,

Бились с немцем, что на них напал.

Ученик 2. Книги, и статьи, и кинофильмы

Передали всё нам, что могли,

Как страдали люди и как гибли,

Не сдавая северной земли.

Во главе обороны Ленинграда стояли маршал Леонид Александрович Говоров и генерал-полковник Андрей Александрович Жданов.

Ученик: В городе действовали рабочие патрули. Они следили за порядком и за крышами домов. На крыши часто падали зажигательные бомбы. Жители города тушили такие бомбы. На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок Ленинград был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Учитель: Почему такие маленькие дети оказались на фронте?

Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов. Школьники сражались наравне со взрослыми и награды за свой труд получили такие же, как и у всех защитников Ленинграда.

Как можно было сохранить памятники?

В городе постарались сохранить памятники архитектуры. Скульптуры обкладывали мешками с песком, прятали под фанерными щитами. За годы войны архитектурным памятникам был нанесён большой вред. Многие оказались разрушенными, вывезена в Германию знаменитая янтарная комната.

Как вы думаете, учились ли дети в школе в то время?

Ученик: Школы продолжали работать. Хотя не хватало бумаги, школьных принадлежностей. Учителя и дети могли упасть в обморок от голода. И всё равно люди находили в себе силы, чтобы не потерять самообладание, постараться выжить в очень трудных условиях. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученик:

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
(Пауза. Стук метронома.)

Учитель: Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941 г. было не более чем на 30 – 60 суток. Почти не было картофеля и овощей. А в Ленинграде, кроме коренного населения, находились десятки тысяч беженцев.

Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог.

Когда открывался магазин, продавец начинала резать хлеб и раздавать, сразу образовывалось две очереди. В одной – женщины, старики, которые пришли получить свой кусочек “священного дара” - так в Ленинграде называли хлеб, в другую очередь становились дети. Когда из-под ножа падала крошка хлеба, ребёнок осторожно, без суеты нанизывал её на пальчик и отправлял в рот, а затем уходил в конец очереди, уступая место другому малышу.

Надвигался голод! Люди научились готовить себе еду из того, что было под рукой.

В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Легко ли было добывать воду? А сколько надо воды человеку в сутки?

В городе сложилась критическая обстановка. Как вы понимаете слово критическая?

Ученик: Необходимо было наладить связь с внешним миром, и это было возможно только воздушным путём и по Ладожскому озеру. Снабжение Ленинграда топливом и продовольствием было налажено к середине сентября 1941 года благодаря ледоставу на Ладожском озере. Эту дорогу назвали Дорогой жизни. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу.

Ученик: 22 ноября 1941 года по льду пошли первые грузовики с мукой. По Дороге жизни вывозили население, детей, промышленное оборудование, а доставляли продовольствие, топливо и боеприпасы. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А, бывало, лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.

Ученик:

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.


Учитель: Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью “Всё для фронта – всё для Победы!”



Ученик: Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Весной стало легче. Появилась первая трава и меню ленинградцев стало «очень богатым»:

щи из подорожника,
– биточки из лебеды,
– котлеты из свекольной ботвы.

Была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Ученик: Блокада… страшное слово. Во время блокады целые семьи гибли от холода и голода. Но даже в это страшное время город продолжал жить и бороться.

В ночь на 19 января 1943 г. радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. Но окончательное освобождение наступило только через год.

В день памяти о блокаде Ленинграда в домах зажигают свечи, как напоминание о тех страшных днях.

Давайте минутой молчания почтим память всех, кто погиб, защищая нашу Родину от фашизма. (звук метронома)



Учитель: Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. А выжившие были представлены к уникальной награде – медали “За оборону Ленинграда”. Среди награждённых – 15249 детей. Город Ленинград был награждён орденом Ленина и ему было присвоено звание города-героя.

Ученики: (каждый встаёт и рассказывает по одной строчке)

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Учитель:

- Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?

- Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. Вспомните, пожалуйста, кто является символом мира?

- Правильно, голубь. И сейчас каждый из вас сделает голубя. (Изготовление голубей из бумаги).

- А теперь вручим этих голубей нашим гостям. Пусть они унесут с собой частичку тепла и мира.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.