Внеклассное мероприятие «Город-Герой Ленинград. 900 дней блокады»

0
0
Материал опубликован 9 October 2018

МКОУ « Песковская ООШ № 2 им Д.А. Теплякова»

Открытое мероприятие:

Город –герой Ленинград

«900 дней блокады»

Подготовила и провела:

Тюнина Н.Е.

Цели и задачи:

Обучающие:

* формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

* формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

* развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

* создавать ситуацию для самовыражения ребенка;

Воспитывающие:

* познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;

* продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;

* воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

* воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

Оборудование:

выставка книг о Великой Отечественной войне,

фотоматериалы,

аудиозаписи песен "Священная война", "Седьмая симфонии" Д. Шостаковича,

метроном,

портрет Т. Савичевой

Ход мероприятия

Ученик 1: Внимание! Внимание! Внимание!

Ученик 2: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Ученик 3: Более 60 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Ученик 4:

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

Ученик 5: Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Учитель : Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ученик 6: Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Ученик 7 : Война... От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой.

Ученик 8: Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски – четыре года, 1418 дней

Ученик 9: Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.

Ученик 10: Германской группой армий «Север» командовал генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб, в общей сложности насчитывавший около 730 тыс. солдат и офицеров, более 13 тыс. орудий и миномётов, 1500 танков. Согласно разработанному плану, в Ленинградском сражении должны были принять участие также финские и норвежские войска, с такой поддержкой Гитлер планировал захватить Ленинград за три недели, но план не удался.

Ученик 1: 11 ноября 1941 года командующим Ленинградским фронтом был назначен генерал армии Г.К. Жуков. Прибыв в город на Неве, он сумел мобилизовать все силы фронта, Балтийского флота и жителей Ленинграда на отпор вражеским войскам, рвущимся к городу, и на укрепление.

Ученик 2: На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Ученик 3: Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

Ученик 4:

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в забытье.

Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…

Город жил –

Исполнен малых наших сил.

(Глеб Семенов, “Мужество”)

Песня «Ленинградская»

Ученик 5: Стратегия “молниеносной” войны, разработанная Гитлером, была провалена. Военно-политическое руководство Германии поменяло планы и решило наступать на Москву. Ленинградский фронт стабилизировался и принял характер позиционной войны. У противника уже не было сил на новое развёрнутое наступление Ленинград, город решили задушить блокадным кольцом

Ученик 6: Город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.

Ученик 7: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.

Ученик 8: Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

Ученик 9:

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь.

(Елена Рывина, “Ночь”)

Ученик 10: Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки.

Учитель:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит,

Он тоже знает: хлеба нет!

Ученик 1: Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими — ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.

Ученик 2: У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся

Ученик 3:

Тот, кто меня слушает, должен понять,

Что это серьезное дело:

Мальчишка, как ты, не хотел умирать,

А чтобы рабочий паек получать,

Вставал он к станку неумело.

Рядом стояли такие ж, как он.

Но дело не только в краюхе,

А в братстве, и в чести, и в духе.

Ученик 4:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали.

И только в сорок пятом -

Паспорта.

И в этом нет беды...

Но взрослым людям,

Уже прожившим многое года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда.

 

Песня «Им было всего лишь 13»

Звучит звук метронома

Учитель: Сейчас вы слышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.

Ученик 5: Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь, их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)

Ученик 6: А к дистрофии еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Учитель:

Девчонка руки протянула

И головой -

На край стола.

Сначала думали -

Уснула,

А оказалось -

Умерла...

Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки -

После похорон.

(Ю.Воронов.)

Ученик 7: 28 декабря 1941 года одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике:

Ученик 8: "Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.".

Учитель : Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк:

Ученик 9: "Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

Ученик 10: Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942

Ученик 1: Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942

Ученик 2: Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942

Ученик 3: Мама 13 мая в 7.30 утра 1942

Учитель: Савичевы умерли. Умерли все".

Ученик 4:

Машинально Таня полистала

Свой немногословный дневничок,

Все семейство Савичевых встало

Перед нею

Вновь наперечет.

И она,

Буквально

По два слова,

Пишет, как на крайней полосе:

Савичевы

Умерли. И снова:

Умерли,

И добавляет

Все.

За окном -

Весеннее дыханье,

А она

Сиротски

Занесла

В свой дневник:

"Осталась одна Таня",

Даже не поставила числа.

Ученик 5:

Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем.

Ученик 6: Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года.

Ученик 7: Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. (Слайд “Возле булочной”) Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки.

Ученик 8: Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.

Ученик 9: Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Но оставшиеся заводы продолжали работать. Писатели поддерживали дух ленинградцев своими патриотическими произведениями. В осажденном вымирающем городе композитор Д.Д. Шостакович написал свою знаменитую Седьмую ("Ленинградскую") симфонию. Город жил и боролся.

Ученик 10: Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

Ученик 1: По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

Ученик 2:

Страшный путь!

На тридцатой, последней версте

Ничего не сулит хорошего...

Под моими ногами устало хрустеть

Ледяное ломкое крошево.

Ученик 3:

Страшный путь!

Ты в блокаду меня ведешь,

Только небо с тобой, над тобой высоко.

И нет на тебе никаких одежд:

Гол как сокол.

Ученик 4:

Страшный путь!

Ты на пятой своей версте

Потерял для меня конец,

И ветер устал над тобой свистеть,

И устал грохотать свинец...

Почему не проходит над Ладогой мост?!

Учитель :

Нам подошвы невмочь ото льда отрывать.

Сумасшедшие мысли буравят мозг:

Почему на льду не растет трава?!

Ученик 5:

Самый страшный путь из моих путей!

На двадцатой версте как я мог идти!

Шли навстречу из города сотни детей...

Сотни детей!

Замерзали в пути...

Ученик 6:

Одинокие дети на взорванном льду, -

Эту теплую смерть распознать не могли они сами, -

И смотрели на падающую звезду

Непонимающими глазами.

Ученик 7:

Мне в атаках не надобно слова "вперед",

Под каким бы нам ни бывать огнем -

У меня в зрачках черный ладожский лед

Ленинградские дети лежат на нем.

(Александр Межиров. “Ладожский лед”)

Песня «Ладога»

Ученик 8: Блокада Ленинграда была прорвана в 1943 году. И все же город еще оставался прифронтовым. Враг стоял у его стен. Фашистская авиация совершала систематические налеты на город, тяжелые орудия обстреливали его жилые кварталы.

Ученик 9: Полностью город был освобожден только 27 января 1944 года

Ученик 10: За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.

Ученик 1: Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания.

Ученик 2: Почти треть жилья стала непригодной для проживания. Общий ущерб от всех разрушений и повреждений составил 26 миллионов рублей.

Ученик 3: За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек.

Учитель:

Наш город в снег

До пояса закопан.

И если с крыш

На город посмотреть,

То улицы

Похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть.

Вагоны у пустых вокзалов стынут,

И паровозы мертвые молчат, —

Ведь семафоры

Рук своих не вскинут

На всех путях,

Ведущих в Ленинград.

Луна

Скользит по небу одиноко,

Как по щеке

Холодная слеза.

И темные дома стоят без стекол,

Как люди,

Потерявшие глаза.

Но в то, что умер город наш, —

Не верьте!

Нас не согнут

Отчаянье и страх.

Мы знаем

От людей, сраженных смертью,

Что означает:

«Смертью

Смерть

Поправ». Мы знаем:

Клятвы говорить не просто.

И если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем :

Последнюю из простынь

Лишь на бинты,

Но не на белый флаг!

Ученик 4: С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград — символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.

Ученик 5: Очень много сил потребовалось на восстановление города. Сейчас это один из красивейших городов мира.

Ученик 6: Родина оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

Ученик 7:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Ученик 8:

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые.

Только не поют:

Ученик 9:

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Ученик 10:

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых.

Ученик 1:

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

стоишь или нет?

Учитель : Давайте почтим память ленинградцев блокадных дней, за подвиг, за то, что они отстояли этот красивый город от фашистских полчищ, минутой молчания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.