12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаркова Елена Анатольевна167
Материал размещён в группе «Методическая копилка библиотекаря»
5

Классный час "900 дней мужества"



Классный час для учащихся начальных классов «900 дней мужества»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: Расширить представления детей о жизни в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны;

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда

Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к защитникам Родины.

Ход мероприятия:

Я предлагаю вам совершить путешествие на машине времени и вернуться в 1941 год.

Кто знает, какое событие произошло в нашей стране в 1941 году?

А как называлась тогда наша страна?

В 1941 году на Советский Союз напала фашистская Германия.

2 слайд

Советские солдаты отважно сражались, защищая Родину, но армия фашистов была сильнее, у них было больше оружия и боеприпасов, поэтому наши войска вынуждены были отступать. Враги разрушали занятые города, сжигали деревни, убивали мирных жителей.

В начале сентября армия фашистов оказалась недалеко от Ленинграда.

Кто знает, как теперь называется этот город?

3-6 слайды

Ленинградцы не хотели, чтобы их город был разрушен, поэтому они стали помогать солдатам: копали противотанковые рвы, строили укрепления, уходили добровольцами на фронт. На ленинградских заводах стали изготавливать патроны и снаряды, которые сразу же отправляли на передовую.


Тогда фашисты решили окружить город. Они надеялись, что без помощи ленинградцы не смогут долго обороняться.

7 слайд

Враги ежедневно обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов, по радио объявлялась воздушная тревога: звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. На стенах многих домов были сделаны надписи: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле».

Бомбежки и обстрелы были не единственной опасностью для жителей.

8 слайд

В городе перестал работать водопровод, люди вынуждены были ходить за водой на реку; в домах было холодно – не работало отопление, жителям приходилось ставить в комнатах маленькие печки и ломать мебель на дрова.

9 слайд

Но самым страшным испытанием стал голод. Продукты начали выдавать по карточкам, т.е. нельзя было придти в магазин и купить еду, даже если есть деньги.

10 слайд

Продукты выдавали бесплатно, но нормы были очень маленькими.

/Привести пример из книги С.Алексеева «Подвиг Ленинграда» - р-з «Блокадный хлеб»/

11 слайд

Доставить в осажденный город продукты и боеприпасы можно было только по Ладожскому озеру. Сначала грузы перевозили на баржах. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни, стала проходить по льду.

12 слайд

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

13 слайд

А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули.

/р-з «Первая колонна» из книги С.Алексеева «Подвиг Ленинграда» /

А советские солдаты в это время продолжали сдерживать натиск фашистов и сражаться за освобождение Ленинграда.

Среди них были и наши земляки.

Кто знает, кого называют земляками?

14 слайд

Иван Куликов родился в 1925 году в деревне Прокино. Позднее их семья переехала в Ленинград. Когда началась война, Иван ушел на фронт и принимал участие в боях за город, где жила теперь его мама.

В одном бою фашистский пулемет, спрятанный в дзоте, не давал нашим солдатам подняться в атаку.

Что такое дзот?

Иван подполз к нему и бросил гранату, но промахнулся. Тогда он накрыл дуло пулемета своим телом. Ценой своей жизни юноша помог однополчанам перейти в наступление и выбить фашистов из их укреплений.

Ивану было всего 19 лет.

За этот подвиг рядовому Куликову Ивану Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

15 слайд

Павел Иванович Смирнов. Когда началась война, ему было 34 года. Со своей женой и 3 детьми он жил в деревне Быковищи. Став солдатом, он отправился на Ленинградский фронт, и в одном из боев погиб.

16 слайд

Иван Алексеевич Шарков. Оставив жену и сына в деревне Медведчиково, ушел на фронт и в 1941 году пропал без вести под Ленинградом.

17 слайд

Василий Александрович Калинин сражался на Ленинградском фронте, прошел всю войну и вернулся домой в деревню Сутоки.

18 слайд

Терентий Евдокимович и Дарья Ивановна Ефименок. Терентий Евдокимович служил в танковых войсках на Ленинградском фронте, а Дарья Ивановна была медсестрой в госпитале в блокадном Ленинграде. После окончания войны они жили в Красном Холме.


19, 20 слайды

Пока бойцы сражались с врагами, в цехах заводов трудились женщины и подростки.

21 слайд

В госпиталях за ранеными вместе с медперсоналом ухаживали девочки.

Во всех районах окруженного города были созданы группы помощников – девушки и подростки помогали больным, пожилым людям, которые из-за голода не могли самостоятельно двигаться – приносили воду, получали по карточкам хлеб и др.

22, 23 слайды

За самоотверженный труд многие ленинградские мальчики и девочки награждены орденами и медалями.

24 слайд

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

Утром 18 января 1943 года воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. Блокада была прорвана!

А 27 января она была снята окончательно.

25 слайд

Не все ленинградцы дожили до этого радостного события. За 900 блокадных дней многие умерли от голода или погибли во время бомбежек.

Уже после войны вся страна узнала о маленькой ленинградской девочке Тане Савичевой, которая в дни блокады вела дневник.

26 слайд

До войны Таня жила в большой дружной семье. Во время блокады все ее родственники умерли. В своем блокнотике Таня делала такие записи.

/Прочитать отрывки из книги «70 рассказов и стихов о Великой Отечественной войне» стр. 551 – 555/

После войны в Ленинград вернулась старшая сестра Тани. Она во время блокады жила в другом городе. В опустевшей квартире Нина Николаевна и нашла печальный дневник младшей сестренки.

Через 20 лет страницы, исписанные неровным детским почерком, стали частью мемориала «Цветок жизни»

27 слайд

Многие дети оказались разлучены с родителями, как герой книги В.Воскобойникова «900 дней мужества» Алеша Пахомов.

/ Прочитать выборочно отрывки из книги «70 рассказов и стихов о Великой Отечественной войне» стр. 547-551/

28 слайд

Вот так во время блокады выглядели воспитанники детских садов и детских домов - многие дети получили ранения во время бомбежек.

29 слайд

Давно закончилась война, ленинградцы восстановили свой город, и в память о погибших создали много мемориальных комплексов.

Один из них - «Цветок жизни». Он установлен на 3-м километре Дороги жизни и посвящен погибшим ленинградским детям.

Мемориал представляет собой высокий каменный цветок, на лепестках которого изображено лицо улыбающегося мальчика и выбит текст "Пусть всегда будет солнце".

30 слайд

Вокруг памятника посажены 900 берез, символизирующих каждый день блокады Ленинграда. От "цветка" идет аллея с каменными стелами. На них - имена детей - героев блокадного Ленинграда.

31 слайд

 Аллея ведет к кургану, на котором в камне высечены страницы дневника Тани Савичевой.

32 слайд

Мемориал «Разорванное кольцо» установлен на месте прорыва блокады на берегу Ладожского озера. Две полукруглые арки символизируют  разрыв блокадного кольца вокруг Ленинграда. На основании памятника виднеются уходящие к Ладожскому озеру следы от автомобильных шин. Ежегодно 27 января здесь проводятся торжественные митинги.


Давайте и мы с вами почтим светлую память жителей Ленинграда и его защитников минутой молчания.


Литература и интернет-ресурсы:

Алексеев С.П. Подвиг Ленинграда. 1941-1944. Рассказы для детей. – М.: Дет. лит., 2012. – (Великие битвы Великой Отечественной)

70 рассказов и стихов о Великой Отечественной войне. – М.:ОНИКС-ЛИТ, 2015

Час мужества. Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. - М.:ОНИКС-ЛИТ, 2015

https://ivbg.ru/7979955-pamyatnye-mesta-blokadnogo-leningrada.html

https://irecommend.ru/content/18-yanvarya-1943-goda-den-proryva-blokady-leningrada-dnevnik-tani-savichevoi-v-kamne-pamyatn

Материалы из семейных архивов учащихся и педагогов школы.




/data/files/v1645002766.pptx (900 дней)
Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 16.02.22 в 14:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, хорошо продуман и оформлен сценарий
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.