Практические задания для формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры
Практические задания для формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Функциональная грамотность понимается PISA (Programme for International Student Assessment) как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Первоначально в данном исследовании PISA оценивалось четыре вида грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая. В дальнейшем добавляется оценка креативности мышления, глобальные компетенции и совместное решение проблем. Следовательно, исследование развивается.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «...в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, её развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребёнка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована ещё и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности для становления личности определила основные задачи при проведении уроков по различным общеобразовательным предметам.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.
Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Рассмотрим формирование видов грамотностей на уроках физической культуры.
Математическая грамотность - это способности человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Задания, направленные на развитие математической грамотности, предполагают использование умений формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, факты, процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание.
Для этого необходимо предлагать задания, содержание которых включает графические данные (рисунки, схемы, таблицы, графики), а также задачи, решение которых может быть выполнено графическим способом (расчет калорий, необходимой нагрузки, ЧСС, выполнять функции помощника судьи, создание календаря соревнований).
Пример 1: Посмотрите на фото и определите сколько конусов и сколько участников изображено на фото?
Пример 2: Посмотрите на фото и определите на каких весах показатели меньше?
Пример 3: Мальчику 12 лет, его рост составляет 155,6 см., и вес 36,8 кг.
Вопрос: Соотнесите данные с таблицей. Что можно сказать по имеющимся у нас данным?
Пример 4: Спортсмен после бега по дистанции 400м, измеряет пульс. За 10с, он насчитал 29 пульсирующих ударов.
Вопрос: Определите показатели пульса у спортсмена?
Пример 5: Участник команды «Зенит» при метании показал результат 32м, участник команды «Буревестник» показал результат на 7 м больше, чем участник команды «Адреналин», который показал результат на 5 м меньше, чем участник команды «Зенит».
Вопрос: Какой результат показал участник команды «Буревестник»? Какой результат показал участник команды «Адреналин»? Участник какой команды одержал победу?
Пример 6: Используя свои антропометрические данные, рассчитайте индекс массы своего тела.
Вопрос: Рассчитав индекс массы, соотнесите данные с рисунком. Что у вас получилось?
Пример 7: Как правильно построиться по росту учащимся имеющим следующий рост: Вова – 176,5 см, Сергей – 178,5 см, Маша – 155,4 см, Вика – 164,4 см, Миша – 172 см, Коля – 163,8 см.
Читательская грамотность - это способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На уроках ФК понимать смысл рекомендаций по физической нагрузке, по дозировке и назначению «спортивных добавок», инструкций по выполнению упражнений, сводов правил спортивных игр и т.д.
Для развития читательской компетенции на уроках физического культуры должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). С целью применения в жизни следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из разных источников, например инструкций по здоровому образу жизни, схемы опорно-двигательной системы и т. д. (прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка).
Естественнонаучная грамотность - это способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Для формирования и развития естественнонаучной грамотности рекомендуется предлагать учащимся задания, основанные на учебном материале физики и биологии например, расчет длины прыжка, скорости при определенных погодных условиях, физических параметрах человека (разбираться в вопросах здоровьесбережения, личной гигиены, владеть навыками первой помощи, понимать принципы биомеханики упражнений).
Пример 1: Изучите инструкцию «Защитимся от жары». Внимательно рассмотрите рисунок, на котором изображены ребята. Игра проходит в жаркую погоду в 13-30.
Вопрос: Как вы считаете, кто из ребят защитился от жары? Отметьте знаком (V) на рисунке этих ребят?
Пример 2: Каждый кто катался на лыжах, знает, что у лыж иногда бывает отдача. Когда лыжник, делая очередной шаг на лыжне, отталкивается ногой, то лыжа, вместо того чтобы скользить вперёд, проскальзывает назад, мешая лыжнику быстро бежать. Это и есть отдача. Для того чтобы уменьшить или даже совсем устранить отдачу, используют так называемую лыжную мазь держания. Спортсмен нанёс мазь держания + 10см от начала крепления, по направлению движения лыжника.
Вопрос: Будет ли такой вариант нанесения мази, способствовать комфортному бегу на лыжах (без отдачи)? Объясните свой ответ?
Пример 3: Спортсмены команды «Ювента» нанесли на кожу крем SPF 30, а их соперники, команда «Викинги» использовали крем SPF 50.
Вопрос: Спортсмены, какой команды эффективнее защитили свою кожу, играя в волейбол на пляже?
Пример 4: Спортсмен занимаясь в тренажёрном зале, решил быстрее подготовиться к соревнованиям и начал принимать «Анаболики». В течение 6 месяцев он принимал эти препараты.
Вопрос: Как называется универсальный орган, масса которого составляет 1,2-1,5 кг у взрослого человека, отсутствие которого несовместимо с жизнью. Находится он в правом подреберье и в норме не выступает за край реберной дуги, состоит из 2-х частей – левой и правой, разделенных между собой связкой, и имеет 4 доли: левую, правую, квадратную и хвостовую. Что это за орган, который в течение 6 месяцев подвергался воздействию «Анаболиков»?
Финансовая грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимыми для принятия разумных финансовых решений, а также достижения финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Для развития финансовой грамотности на уроке физической культуры необходимо включать задания на расчет стоимости спортивного оборудования и инвентаря для организации соревнований в школе, в классе.
Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для учащихся подготовку сообщений о знаменитых спортсменах, истории развития спортивных игр, осознанный подбор спортивного инвентаря; использование абонементов в спортивные залы, фитнесс клубы; «спорт как профессия»; подбор рационального питания.
Пример 1: Мама Таня отправилась в магазин спорттоваров, чтобы купить велосипедные перчатки. В кошельке у неё оказалось 500р.
Вопрос: Под каким номером, мама Таня сможет купить велосипедные перчатки р. L, имея в кошельке указанную сумму?
№ | Наименование | Вид | Цена |
1 | Велосипедные перчатки / STG / L |
| 520р |
2 | Перчатки велосипедные STG с защитной подкладкой, размер L |
| 490р |
3 |
| 930р |
Пример 2: Паше 7 лет, он посмотрел трансляцию по телевидению сборной США и России по баскетболу. Ему очень понравился этот вид спорта. Он захотел попробовать поиграть, но дома к сожалению не оказалось подходящего инвентаря. Тогда он обратился к папе с просьбой купить ему подходящий мяч. Вместе они отправились в магазин спорттоваров. Папа взял с собой 1300р.
Вопрос: Под каким номером, необходимо купить мяч для Паши, учитывая все обстоятельства описанные в ситуации?
№ | Наименование | Вид | Цена |
1 | TORRES МЯЧ ФУТБОЛЬНЫЙ / 5 размер |
| 1200р
|
2 | TARMAK МЯЧ ДЛЯ БАСКЕТБОЛА МУЖСКОЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОТ 13 ЛЕТ R500 РАЗМЕР 7 |
| 699р |
3 | TARMAK ДЕТСКИЙ БАСКЕТБОЛЬНЫЙ МЯЧ MINI В, РАЗМЕР 1. ДО 4 ЛЕТ. СИНИЙ. |
| 249р |
4 | МЯЧ ДЛЯ БАСКЕТБОЛА ДЕТСКИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ДО 10 ЛЕТ R500 РАЗМЕР 5 |
|
699р |
5 | MIKASA ВОЛЕЙБОЛЬНЫЙ МЯЧ V330W |
|
3799р |
6 | ALLSIX ВОЛЕЙБОЛЬНЫЙ МЯЧ V500 |
|
1199р |
Пример 3: Аня, с родителями поехали покататься по снежным склонам на горнолыжный комплекс. Для того чтобы забраться на вершину горы, необходимо заплатить за подъём на подъёмнике. Стоимость 1 подъёма = 120р. (детский), 1 подъём = 150р. (взрослый).
Вопрос: Сколько заплатили родители Ани за подъём на вершину горы, если Аня вместе с мамой совершила 5 спусков с горы, а папа спустился с горы 8 раз?
Пример 4: Митя любит плавать. Каждый день он посещает бассейн и плавает утром с 7-00 до 7-30. Стоимость 1 сеанса (30 мин) = 250р. Стоимость абонемента на 1 месяц = 6200р.
Вопрос: Какую сумму Митя может сэкономить, если приобретёт абонемент на 2 месяца?
Пример 5: Арсений решил подготовиться к предстоящему походу. Для этого он пошёл в магазин и приобрёл недостающий товар. Арсений взял с собой 25000р.
№ | Наименование | Цена |
1 | Ботинки | 4200р |
2 | Термос | 450р |
3 | Складной нож | 300р |
4 | Кастрюля | 200р |
5 | Фонарик | 360р |
6 | Рюкзак | 5950р |
7 | Бинокль | 3400р |
8 | Складной стул | 420р |
9 | Спальный мешок | 2300р |
10 | Палатка | 3900р |
11 | Горелка | 1680р |
12 | Кружка | 220р |
13 | Головной убор (от комаров) | 340р |
14 | Рация | 3700р |
15 | Спички | 140р |
Вопрос: Сколько денег осталось у Арсения, если он купил в магазине различные товары (описать товары и их стоимость).
Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму, помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
Предлагаемые задания необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты …», «оцените …», «как изменится…, если…», «разработайте …» и т. д.
На урока это спортивные игры. Могут описываться ситуации и даваться несколько заданий по этой ситуации. В этих заданиях будет предложено: а) выдвинуть разнообразные интересные идеи, и/или; б) оценить свои и чужие идеи, выбрать самую креативную из них, и/или; в) доработать выбранную идею.
Пример 2: Вам необходимо преодолеть полосу препятствий. В вашем распоряжении:
1. Баскетбольный мяч
2. Волейбольный мяч
3. Футбольный мяч
Вопрос: Необходимо выбрать любой из этих мячей, какой на ваш взгляд будет удобен для преодоления полосы препятствий? При этом победителем считается тот, кто сделает это за минимальный промежуток времени не допустив ошибок.
Пример 3: В вашем распоряжении несколько мячей: «Волейбольный», «Футбольный», «Баскетбольный», «Набивной мяч 3кг», «Теннисный мяч», «мяч для пинпонга».
Вопрос: Вам необходимо расположить мячи таким образом (создать цепную реакцию), чтобы мяч для пинпонга оказался в лунке.
Глобальные компетенции – это способность воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Пример 1: Выполнить задания, цель которых - выяснить ваше мнение по проблемам, которые считаются глобальными, т.е. волнуют всех людей на нашей планете. Ответы на эти задания помогут выяснить, как вы умеете понимать точку зрения других людей, выбрать и объяснить свою.
Современные Паралимпийские игры возникли благодаря деятельности врача, нейрохирурга Людвига Гуттмана (Ludwig Guttmann, 1899— 1980), который после Второй мировой войны, будучи руководителем английского национального реабилитационного центра Сток-Мандевиля, собрал группу инвалидов, ветеранов войны, получивших травму позвоночника, и начал с ними регулярные тренировки с целью реабилитации больных. Именно он, Людвиг Гуттман, стоял у истоков мирового паралимпийского движения, не подозревая о том, что организованные им и его сподвижниками первые состязания для инвалидов будут иметь такое грандиозное продолжение. Это были проведенные впервые в Англии соревнования для спортсменов-спинальников по стрельбе из лука под эгидой Международной федерации Сток-Мандевильских игр, в которых участвовало 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих. Выступая по поводу начала этих игр, Людвиг Гуттман надеялся, обращаясь ко всем собравшимся на городском стадионе: «Глядя в будущее, я предвижу то время, когда это новое спортивное мероприятие станет поистине международным».
Проблемы и перспективы развития паралимпийского движения в России. В 2018г АНО Лига ФОРБС запустила детское движение «Будущие Паралимпийские Чемпионы России», направленное на становление и развитие детского паралимпийского спорта.
Комиссия Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни поддерживает инициативу АНО «Лига ФОРБС» в организации всероссийской акции «Россия за честный спорт!» в знак поддержки российских атлетов в преддверии старта международных Олимпийских игр в Токио 2020г. (XXXII летние Олимпийские игры состоятся в японской столице Токио с 23 июля по 8 августа 2021 года.) Известно, что по решению WADA наложен запрет на участие российских спортсменов в соревнованиях под флагом нашей страны.
Вопрос: Как Вы считаете, нужно ли проводить подобные акции и для чего?
Чернопятова Наталия Николаевна
Наталья Дорошенко