Предварительный просмотр презентации
Презентация проекта На методическое объединение в средней группе «Сказка» «Знакомство с народными игрушками России.» Выполнила: Воспитатели: Баклагина Д.А Галактионова К.А.
Вид проекта: Информационно- творческий. Сроки реализации: краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, родители и дети среднего дошкольного возраста. Актуальность: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Цель проекта: Пробуждение интереса к культуре своего народа в процессе ознакомления с традиционными русскими народными игрушками. Задачи: познакомить детей с историей возникновения и особенностями русской матрёшки, дымковских игрушек; - способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства. Создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности . Устойчивый интерес к народным промыслам. - развивать интерес к народным промыслам, творческие способности детей; воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к народной игрушке; Организовать совместно с родителями выставку народных игрушек; развивать воображение, художественный вкус; привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и пополнению группы народных игрушек.
Методы: наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций игрушек, альбомов, картин. Словесные: беседа о дымковских игрушках, рассказа педагога, отгадывание загадок. Практические: д/и «Собери разрезные картинки, лепка « Укрась матрешку», просмотр презентации, изобразительная деятельность и так далее. Ожидаемый результат: - дети проявляют интерес к истории возникновения русских народных игрушек; дети знают об особенностях русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узоры); - дети активно проявляют себя в разных видах творческой деятельности (рисование, лепка); - дети бережно относятся к матрёшке и другим игрушкам родители принимают активное участие в организации мини-выставки народных игрушек. Продукт проектной деятельности: создание мини-музея народных игрушек России.
Организация развивающей среды: - тематические папки и альбомы для рассматривания «Народных игрушек», «Русская народная деревянная игрушка», «Русские народные промыслы»; - подборка художественной литературы, связанной с русской народной культурой и традициями; - Д/и «Собери матрёшку», «Расставь матрёшек по порядку» и др.; - организация мини-выставки « Русские народные игрушки»; - консультация для родителей «Русские народные игрушки в жизни ребёнка».
1 станция: Путешествие к матрешкам. К детям средней группы пришла веселая игрушка, которую любят все дети «Неваляшка». Неваляшка принесла детям в подарок игрушечную карту России и пригласила детей в путешествие по карте.
Путешествие к русским матрешкам. В первое путешествие дети отправились к русским матрешкам в Нижегородскую область, где познакомились с Хохломской, Семеновской, Майданской матрешками, дети говорили, что матрешка красивая, нарядная рассмотрели узоры на сарафанах.
Во время просмотра презентации: «Как появились первые русские матрешки» дети познакомились с различными видами изготовления и росписи матрешек, что в разных местах нашей большой страны, игрушки делали по-разному, поэтому и росписи матрешек были разные.
Дети очень полюбили матрешек и они решили построить домики для них.
В своей работе дети использовали разные виды конструкторов, проявляли творчество и фантазию.
В художественной мастерской дети рисовали матрешек, украшали им одежду и изготавливали атрибуты: платочки, фартучки. Раскраска: «Самая лучшая матрешка» Аппликация; «Домик для наших игрушек» Рисование: «Платочки для матрешек»
Очень интересным было занятие по пластилинографии, где дети с помощью метода размазывания пластилина моделировали наряды для матрешек.
С большим удовольствием дети играли с матрешками в дидактические игры : «Кто спрятался? Собери игрушку, по временам года, Собери матрешку»
Матрешка была нам доброй подружкой, она приходила к нам в гости , участвовала в режимных моментах. Дети радовались ее приходу, играли с ней в сюжетные игры: «Угостим матрешку чаем,» «Накроем стол к обеду» и многие другие игры.
Дети полюбили матрешек, примеряли сарафаны. разучили задорный танец: «Мы матрешки- вот такие крошки» и хороводную игру «Матрешечка-матрешка.»
А еще мы узнали, что матрешки тоже любят спорт На утренней гимнастике дети разучили комплекс упражнений «Мы матрешки-крошки» Пальчиковая гимнастика «Хлопают в ладошки, дружные матрешки» Подвижная игра: «Беги к матрешки». Шли матрешки по дорожке», «Добрось мяч до матрешки».
Подводя итоги проделанной роботы, мы поняли, что матрёшка не потеряла свою значимость в современном мире, она желанна и любима детьми. Ведь в её содержании отразились народные представления о мире, красоте, добре. И может быть поэтому народная игрушка рассматривается как символ русского искусства.
2 станция: Путешествие к дымковским игрушкам. Во втором путешествии ребята и Неваляшка отправились к дымковским игрушкам, в село Дымково, где их встретила Барыня и провела экскурсию .
Во время просмотра презентации, ребята познакомились с дымковскими игрушками. Узнали о истории происхождения, различных игрушках ( барыня, птичка, конь, петушок), узорах , было очень интересно посмотреть какими росписями украшали игрушки . Дети узнали, что особенностью росписи является геометрический арнамент. Они познакомились с цветами данной росписи, смогли называть некоторые ее элементы.
Литературные посиделки Читали и заучивали стихотворения о народных умельцах и дымковских игрушках «Петушок-петушок», разучивание потешек оказало благотворное влияние на речевое развитие детей; С восхищением дети рассматривали иллюстрации дымковских игрушек, составляли описательный рассказ «Петушок –золотой гребешок »
Дети с дымковскими игрушками устроили спортивные соревнования, где результатом победы стала дружба Комплекс утренней гимнастики «Дымковские птички-невелички» Подвижные игры: «Самые быстрые птенчики», шел козел по лесу.., золотые ворота» Горелки». 3. «Башмачки потерялись». 4. «Перетягивание каната». Пальчиковая игра:«Лошадки»
Работа с родителями Заинтересовались нашим проектом и родители, которые подбирали информацию из СМИ ресурсов о игрушках России. Участвовали в выставке «Народные игрушки моей семьи».
А педагоги подготовили консультации для родителей «Русские народные игрушки в жизни ребёнка».
Можно сделать вывод, что дымковские игрушки - это не просто игрушки, это культурное наследие и источник вдохновения для детей. Их яркие краски и уникальный стиль оставляют незабываемые впечатления.
Совместно с родителями в группе появился мини-музей «Русские народные игрушки» .
ВЫВОД В дальнейшем мы будем продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Ведь благодаря им дети начинают видеть красоту своего края, узнавать его историю. Приобщение к народному искусству оставляет отпечаток прекрасного в душе на всю жизнь, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Знакомство детей с народными промыслами развивают наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки изобразительной деятельности. Развивается усидчивость, тренируется внимание. А так же появляется интерес и любовь к искусству своего народа, к своей малой Родине.