12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зарицкая Вероника Александровна22
Россия, Московская обл., Коломна

Познавательный проект «Народная игрушка – кукла»

Зарицкая Вероника Александровна, воспитатель, высшая квалификационная категория

МБДУО компенсирующего вида детский сад № 40 «Солнышко»

Московская область, г.о. Коломна

Тезисы: В данной публикации представлен проект, который подготовлен совместно с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями.


Проблема: Низкий уровень знаний детей о народном искусстве, развитие нравственно-патриотического воспитания детей. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров. Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

Актуальность: Традиционные куклы – это и история, и путешествия к истокам далёких предков. А это всегда освежает разум, смягчает сердце и очищает душу. Желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

Цель проекта: Пробудить интерес детей и родителей к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой. Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Развивать творческие способности детей.

Задачи проекта:

Познакомить с историей возникновения народной куклы.

Изучить виды кукол.

Приобщить родителей и детей к изготовлению народной куклы.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Этапы реализации проекта:

І. Подготовительный

1. Подбор материала для выставки народно-прикладного искусства

2. Подбор художественной литературы

3. Обращение к родителям о подборе с детьми пословиц, поговорок и иллюстраций народных игрушек

ІІ. Практический

1. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

2. Экскурсия в «Русскую избу».

3. Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей «Народные игрушки своими руками».

4. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.

ІІІ. Итоговый

1. Выставка рисунков народной куклы.

2. Создание мини-музея «Народная кукла».

3. Презентация проекта.

Состав участников: Дети и родители второй младшей группы «Ягодка», воспитатель, инструктор по физической культуре.

Тип проекта: Практико-ориентированный

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. Художественная литература: рассказы, пословицы, поговорки

2. Мнемотаблица «Расскажи о кукле»

3. Коллекция кукол

4. Технические средства для демонстрации презентации

t1626262084aa.jpg

t1626262084ab.gift1626262084ac.gif

​​​​​​​ Экскурсия в мини-музей для детей второй младшей группы. Тема: «Русская народная игрушка»

Цель: Формирование представлений о различных видах народной игрушки.



t1626262084ad.jpg

Задачи:

Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.

Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.

Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.

 

Ход экскурсии:

В группу воспитатель вносит игрушку би-ба-бо бабушка и от её имени говорит.

Бабушка Забавушка:

Здравствуйте ребята, вы не видали, здесь колобок не пробегал? Вчера сшила колобка из лоскутков, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку без колобка рассказывать?

Воспитатель:

Ребята поможем бабушке найти колобка. Я знаю, что сегодня открылась выставка старинных игрушек у нас в саду, может колобок туда побежал. Пойдёмте посмотрим.

Дети с воспитателем проходят в музей и рассаживаются на лавках.

Воспитатель:

Вы знаете ребята куда мы пришли? (в музей).

Кто знает, что такое музей? (Воспитатель даёт определение. Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.)

А сегодня здесь открылась выставка старинных игрушек, которыми играли ваши бабушки и дедушки.

А как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не трогать предметы-экспонаты руками).

Воспитатель обращает внимание, что кто-то шумит за печкой. Достаёт домовёнка Кузю.

Да это же домовёнок, хранитель нашего музея. Давайте спросим может он видел колобка, которого сшила бабушка Забавушка. (Спрашивают.)

Домовёнок предлагает посмотреть в деревянных игрушках. Воспитатель подходит к деревянным игрушкам и обращает внимание детей на них.


Игрушки тарарушки

Ребята, из чего сделаны эти игрушки? (из дерева)

Значит они какие? (деревянные)

Первые игрушки у ваших бабушек и дедушек -это были деревянные погремушки, трещотки, колотушки, т.е. игрушки издающие разные звуки. Раньше они назывались потешки. (Обращает внимание на музыкальные инструменты.)

Проводится игра «Угадай по звуку» (Сначала педагог демонстрирует три инструмента: калатушку, бубен, погремушку, затем дети закрывают глаза и угадывают по звуку инструмент.)

Матрёшки

Воспитатель читает загадку

Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука 
В деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может - три, а может- шесть. 
Разрумянилась немножко 
Эта русская ….(матрёшка). (
показывает матрёшку)

Матрешка у нас появилась очень давно, более 100 лет назад. Это красивая, расписная кукла.

Из чего делается матрёшка?

Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. ( Рассказ сопровождается показом)

А какой секрет таится в матрёшке? (в ней ещё есть матрёшки)

Раньше ребята девочек в основном называли Матрёнами, вот и назвали эту красавицу Матрёшкой.
Она «одета в русский костюм» (
дети перечисляют детали костюма: платок, фартук, сарафан.)

Танец «Весёлые матрёшки» (девочки выполняют движения, а мальчики танцуют с матрёшками в руках)

Воспитатель находит деревянный колобок и спрашивает у ребят:

Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (Нет, это деревянный, а бабушка из лоскутков сшила.)

Воспитатель переходит к глиняным игрушкам.

Может в этих игрушках спрятался наш колобок

Дымковская игрушка

Это глиняные игрушки, потому что сделаны из глины (показывает глину из которой лепили игрушки) ими раньше не играли, а украшали дома.

А называются ониДымковские . Эти игрушки делают в селе Дымково. Эти игрушки были самые яркие глиняные игрушки (рассмотреть и назвать узоры: кружочки, точки, полосочки).

Воспитатель показывая игрушку предлагает рассказать потешку:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

Детям спать не даёшь?

Ваня, Ваня-простата, купил лошадь без хвоста

Сел задом на перёд и поехал в огород.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, Женя на коровке,

Дети на телятках, внуки на козлятках.

Воспитатель находит глиняный колобок.

Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (нет, это глиняный, а бабушка из лоскутков сшила).

Воспитатель переходит к тряпичным игрушкам.

Тряпичные куклы

(Педагог показывает кукол.)

Что это за игрушки? (куклы).

А из чего они сделаны? (из лоскутков, тряпочек).

Ребята, а ваши куклы тоже сделаны из лоскутков? (демонстрирует современную куклу).

Ваши куклы сделаны из пластмассы и резины, о ваши бабушки играли в тряпичные куклы, которые они делали сами из лоскутков ткани.

Такие куколки были оберегами, т. к оберегали детей от болезней, злых сил.

Воспитатель находит тряпичного колобка и предлагает от имени бабушки Забавушки перейти в группу и послушать сказку.

Информация для воспитателя

Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша и клали потом в колыбельку. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница» 
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял зло и болезни.

«День и ночь» - куклы обереги жилища. Днём поворачивали белую куклу, ночью-тёмную.

«Кукла Колокольчик» - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

Чем эти куклы отличаются от тех, которыми вы играете? (без лица).

Раньше люди считали, что кукла с лицом привлекает зло, и чтобы кукла не могла навредить ребёнку, её делали безликой.

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Часто женщинам приходилось выходя в поле на сбор урожая брать с собой маленьких детей. Там они скручивали из соломы детям вот такие игрушки.

«Солнечный конь» приносит счастье и удачу в дом, а «Десятиручка» считалось помогает женщинам во всех делах.

Итог экскурсии

Нашли мы бабушкин колобок? А какие колобки мы ещё нашли? (глиняный, деревянный).

Понравилась вам выставка игрушек, которую для нас приготовил домовёнок Кузя?

Какие больше игрушки понравились?

Литература:

Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2011

Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. Волгоград: Учитель, 2009

Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2010

Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru (дата обращения: 05.10.2011)

Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб.: Детство-пресс, 2011

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.