Познавательный проект «Народная игрушка – кукла»
Познавательный проект «Народная игрушка – кукла»
Зарицкая Вероника Александровна, воспитатель, высшая квалификационная категория
МБДУО компенсирующего вида детский сад № 40 «Солнышко»
Московская область, г.о. Коломна
Тезисы: В данной публикации представлен проект, который подготовлен совместно с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями.
Проблема: Низкий уровень знаний детей о народном искусстве, развитие нравственно-патриотического воспитания детей. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров. Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
Актуальность: Традиционные куклы – это и история, и путешествия к истокам далёких предков. А это всегда освежает разум, смягчает сердце и очищает душу. Желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.
Цель проекта: Пробудить интерес детей и родителей к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой. Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивать творческие способности детей.
Задачи проекта:
Познакомить с историей возникновения народной куклы.
Изучить виды кукол.
Приобщить родителей и детей к изготовлению народной куклы.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Этапы реализации проекта:
І. Подготовительный
1. Подбор материала для выставки народно-прикладного искусства
2. Подбор художественной литературы
3. Обращение к родителям о подборе с детьми пословиц, поговорок и иллюстраций народных игрушек
ІІ. Практический
1. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
2. Экскурсия в «Русскую избу».
3. Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей «Народные игрушки своими руками».
4. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
ІІІ. Итоговый
1. Выставка рисунков народной куклы.
2. Создание мини-музея «Народная кукла».
3. Презентация проекта.
Состав участников: Дети и родители второй младшей группы «Ягодка», воспитатель, инструктор по физической культуре.
Тип проекта: Практико-ориентированный
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. Художественная литература: рассказы, пословицы, поговорки
2. Мнемотаблица «Расскажи о кукле»
3. Коллекция кукол
4. Технические средства для демонстрации презентации
Экскурсия в мини-музей для детей второй младшей группы. Тема: «Русская народная игрушка»
Цель: Формирование представлений о различных видах народной игрушки.
Задачи:
Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.
Ход экскурсии:
В группу воспитатель вносит игрушку би-ба-бо бабушка и от её имени говорит.
Бабушка Забавушка:
Здравствуйте ребята, вы не видали, здесь колобок не пробегал? Вчера сшила колобка из лоскутков, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку без колобка рассказывать?
Воспитатель:
Ребята поможем бабушке найти колобка. Я знаю, что сегодня открылась выставка старинных игрушек у нас в саду, может колобок туда побежал. Пойдёмте посмотрим.
Дети с воспитателем проходят в музей и рассаживаются на лавках.
Воспитатель:
Вы знаете ребята куда мы пришли? (в музей).
Кто знает, что такое музей? (Воспитатель даёт определение. Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.)
А сегодня здесь открылась выставка старинных игрушек, которыми играли ваши бабушки и дедушки.
А как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не трогать предметы-экспонаты руками).
Воспитатель обращает внимание, что кто-то шумит за печкой. Достаёт домовёнка Кузю.
Да это же домовёнок, хранитель нашего музея. Давайте спросим может он видел колобка, которого сшила бабушка Забавушка. (Спрашивают.)
Домовёнок предлагает посмотреть в деревянных игрушках. Воспитатель подходит к деревянным игрушкам и обращает внимание детей на них.
Игрушки тарарушки
Ребята, из чего сделаны эти игрушки? (из дерева)
Значит они какие? (деревянные)
Первые игрушки у ваших бабушек и дедушек -это были деревянные погремушки, трещотки, колотушки, т.е. игрушки издающие разные звуки. Раньше они назывались потешки. (Обращает внимание на музыкальные инструменты.)
Проводится игра «Угадай по звуку» (Сначала педагог демонстрирует три инструмента: калатушку, бубен, погремушку, затем дети закрывают глаза и угадывают по звуку инструмент.)
Матрёшки
Воспитатель читает загадку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может- шесть.
Разрумянилась немножко
Эта русская ….(матрёшка). (показывает матрёшку)
Матрешка у нас появилась очень давно, более 100 лет назад. Это красивая, расписная кукла.
Из чего делается матрёшка?
Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. ( Рассказ сопровождается показом)
А какой секрет таится в матрёшке? (в ней ещё есть матрёшки)
Раньше ребята девочек в основном называли Матрёнами, вот и назвали эту красавицу Матрёшкой.
Она «одета в русский костюм» (дети перечисляют детали костюма: платок, фартук, сарафан.)
Танец «Весёлые матрёшки» (девочки выполняют движения, а мальчики танцуют с матрёшками в руках)
Воспитатель находит деревянный колобок и спрашивает у ребят:
Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (Нет, это деревянный, а бабушка из лоскутков сшила.)
Воспитатель переходит к глиняным игрушкам.
Может в этих игрушках спрятался наш колобок
Дымковская игрушка
Это глиняные игрушки, потому что сделаны из глины (показывает глину из которой лепили игрушки) ими раньше не играли, а украшали дома.
А называются ониДымковские . Эти игрушки делают в селе Дымково. Эти игрушки были самые яркие глиняные игрушки (рассмотреть и назвать узоры: кружочки, точки, полосочки).
Воспитатель показывая игрушку предлагает рассказать потешку:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
Ваня, Ваня-простата, купил лошадь без хвоста
Сел задом на перёд и поехал в огород.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, Женя на коровке,
Дети на телятках, внуки на козлятках.
Воспитатель находит глиняный колобок.
Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (нет, это глиняный, а бабушка из лоскутков сшила).
Воспитатель переходит к тряпичным игрушкам.
Тряпичные куклы
(Педагог показывает кукол.)
Что это за игрушки? (куклы).
А из чего они сделаны? (из лоскутков, тряпочек).
Ребята, а ваши куклы тоже сделаны из лоскутков? (демонстрирует современную куклу).
Ваши куклы сделаны из пластмассы и резины, о ваши бабушки играли в тряпичные куклы, которые они делали сами из лоскутков ткани.
Такие куколки были оберегами, т. к оберегали детей от болезней, злых сил.
Воспитатель находит тряпичного колобка и предлагает от имени бабушки Забавушки перейти в группу и послушать сказку.
Информация для воспитателя
Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша и клали потом в колыбельку. Такая кукла оберегала сон малыша.
«Кубышка-травница»
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял зло и болезни.
«День и ночь» - куклы обереги жилища. Днём поворачивали белую куклу, ночью-тёмную.
«Кукла Колокольчик» - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
Чем эти куклы отличаются от тех, которыми вы играете? (без лица).
Раньше люди считали, что кукла с лицом привлекает зло, и чтобы кукла не могла навредить ребёнку, её делали безликой.
Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Часто женщинам приходилось выходя в поле на сбор урожая брать с собой маленьких детей. Там они скручивали из соломы детям вот такие игрушки.
«Солнечный конь» приносит счастье и удачу в дом, а «Десятиручка» считалось помогает женщинам во всех делах.
Итог экскурсии
Нашли мы бабушкин колобок? А какие колобки мы ещё нашли? (глиняный, деревянный).
Понравилась вам выставка игрушек, которую для нас приготовил домовёнок Кузя?
Какие больше игрушки понравились?
Литература:
Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2011
Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. Волгоград: Учитель, 2009
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2010
Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru (дата обращения: 05.10.2011)
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб.: Детство-пресс, 2011