Разработка урока для начальной школы «Народная глиняная игрушка»

9
1
Материал опубликован 26 April 2016

Пояснительная записка к презентации

Народная глиняная игрушка

з класс

Цели:

  • Продолжить знакомство с народным творчеством (дымковская, филимоновская, каргопольская, и абашевская игрушки), познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
  • Развивать познавательный интерес, умение обобщать и сравнивать;
  • Развивать творческие способности;
  • Формировать самостоятельность, чувства взаимопомощи.

Формы работы: фронтальная индивидуальная.

Основные понятия: глиняная игрушка

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; экран, презентация, выход в интернет.

Практическая значимость

После знакомства с видами глиняной игрушки была организована экскурсия в деревню Нижние Таволги близ Невьянска, которая известна благодаря производству керамических изделий. Здесь производят керамику из местных красных глин, отличающихся хорошим качеством. Учащиеся вместе с родителями познакомились со всем процессом изготовления керамических изделий, а также смогли попробовать себя в качестве гончара. (Приложение 1)


Здесь будет файл: /data/edu/files/f1461659644.pptx (презентация)

Ход урока:

I.Формулирование темы урока

Хотите отправиться в сказку

Про компьютер и яркие краски?

Глиняной игрушке

Урок мы посвятим,

Компьютерные технологии

С трудом мы соединим.

Учащиеся настраиваются на работу. На экране появляется тема урока.

(Презентация, Слайд 1)

II Введение нового материала.

Издавна многие города и сёла России славились изделиями своих  гончаров. Лепить из глины люди начали давным-давно. Сначала это были сосуды. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце. Но огонь сделал посуду прочной, а красивой её делали руки и фантазия людей. Глиняная игрушка – это особый вид народного творчества. Её лепила повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом керамистов-игрушечников. Керамикой же называют обожженные изделия из глины. Это кувшины, вазы, тарелки, игрушки, фигурки людей, зверей, а также различные украшения.
В каждой местности игрушки имели свои особенности.

- Давайте подробнее узнаем об этих игрушках.

Учащиеся смотрят видеопрезентацию разработанного электронного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo


II Актуализация знаний.

- Какая же сказка без испытаний?

Ответить на вопросы первое задание.

Учащиеся по описанию игрушек, местности, в которой их изготовляют, вспоминают и называют промысел. После этого на экране появляется фотография села, а затем изображение соответствующих игрушек.

Лошади и индюки,

Гуси, утки, петухи

И коза – водонос

Задают вам вопрос:

Как называется, ребятки,

Слобода на речке Вятке,

Что зимой и летом

В дым печной одета?

(Дымково)

На экране фотография с видом Дымкова.

(Презентация , Слайд 2)


Как игрушки те зовутся,

Что на Свистунью продаются?

(Дымковская игрушка)

На экране – изображение дымковской игрушки.

(Презентация , Слайды 3, 4)



Есть в Тульской области село.

В нем глиняное ремесло

Давным-давно появилось,

До наших дней сохранилось.

Кавалеры с барынями

Танцуют дружно парами

Лошади, медведи, хрюшки –

Забавные свистки игрушки.

Яркие полоски

Фигурки украшают.

Что это за промысел?

Кто первым отвечает?

(Филимоново)

На экране – фотография с видом Филимонова.

(Презентация , Слайд 5)


Отвечайте быстро дети,

Как зовут игрушки эти?

(Филимоновские игрушки)

На экране – изображение филимоновской игрушки.

(Презентация , Слайды 6, 7)


В Архангельской области есть городок,

Где в умелых руках грубой глины комок

Легко превратится в фигурки людей,

Былинных героев и диких зверей.

Мужик бородатый (он занят работой).

Крестьянка стирает белье (вся в заботах)

Собака, корова, олень и медведь.

Полкан-богатырь, птица Сирин, заметь,

Фигурки неярки, приземисты, крепки,

Узнали вы промысел этот, детки?

(Каргополь)

На экране фотография с видом Каргополя.

(Презентация , Слайды 8, 9)


Как игрушки те зовут,

В Каргополе что живут?

(Каргопольские игрушки)

На экране – изображение каргопольской игрушки.

(Презентация , Слайды 10, 11, 12)


Под Пензой есть село,

Свистульками из глины

Прославили оно.

Игрушки эти лепят

Так много-много лет.

И красят в синий , красный

Или в зеленый цвет.

Рога животных и копыта

Златом-серебром облиты.

Как называется село –

Известно вам уже давно.

(Абашаво)

На экране – фотография села Абашаева.

(Презентация , Слайд 13)


Как игрушки те зовут,

Что в Абашаеве живут?

(Абашаевские игрушки)

На экране – изображение абашаевской игрушки.

(Презентация , Слайд 14)



III Повторение особенностей глиняных игрушек разных промыслов.

- Испытание второе.

Нам компьютер приготовил

Описание игрушек,

Ты внимательно читай,

Название промысла

Сам определяй.

Учащиеся выполняют второе задание «Think» из интерактивного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#review

Задание содержит описание в стихотворной форме основных особенностей игрушки и названия четырех промыслов. Необходимо прочитать задание и вписать ответ в пустое окно.

1.Какие так расписаны игрушки?

На одеждах барынь и на зверушках –

Точки, ягодки, кружки,

Волнистые линии и завитки.

 
 

2.Гусиное перо – не кисть!-

Художники возьмут,

Елочки, полоски

На игрушки нанесут.

Необычные цветы

Соединят в орнамент,

«Звездочки» и «солнышки»

На юбках засверкают.

Символы земли и солнца –

Треугольники и круг –

Сплетут в узорные соцветия.

В какой игрушке мы найдем

Особенности эти?

3.Круги и линии, двулистники-мазки,

Солнце, ромбы и цветки

Весело в узор ложатся,

Чтобы в нем переплетаться

«Елочка» и «колосок»

Украсят юбку или стог.

 
 

4.Затейливых узоров на игрушках нет.

Отдельные детали имеют особый цвет.

Их серебром или золотом покрывают.

Как промысел этот называется?

IV Анализ образца

– Посмотрите внимательно на образец нашей игрушки.

Показ образца.

(Презентация , Слайд 15)

Какой материал будем использовать для изготовления игрушки?
– Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины?
– Из каких деталей состоит игрушка? (Голова, туловище, лапы, хвост) 
– Каким способом изготавливают игрушки?

(Из раскатанного пласта, вытягиванием из целого куска, скатыванием)

 

V Планирование работы

А. Лепка туловища путем раскатывания пласта.
Б. Из куска пластилина вытягиванием лепим голову собачки.
В. Лепим лапы и хвост скатыванием.
Г. Соединяем все детали игрушки.

4. Правила безопасной работы

Повторение санитарно-гигиенических правил.

 

VI Практическая работа

Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).

(Презентация , Слайд 16)

Туловище

– Для лепки туловища потребуется кусок пластилина лепёшкой имеющий форму полукруга, из которого затем сворачивают конус.

Вылепите из пластилина пласт.

Пластиковой крышкой отмерим 3 раза её высоту. Чтобы определить размер полукруга.

Сворачиваем полукруг в конус.

Лапы и хвост

– Для лепки лап и хвоста потребуется 1 кусок пластилина. Делим его на две части: хвост и лапы. Кусок пластилина для лап делим ещё на две половины (2 лапы).

Заготовка остальных деталей

Обратить внимание на наличие ушей.

2. Сборка изделия.

Соединять детали можно по-своему. Голова собаки может смотреть вверх, можно спрятать голову под хвост и т.д.

 

VII. Итог урока

Демонстрация готового изделия

– Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на уроке рисования. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.

Рефлексия

- С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?

- Сумеете теперь отличить дымковскую и абашевскую, филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам?

- Какую игрушку мы сегодня лепили?

- Понравился ли вам урок?

Учащиеся отвечают на эти вопросы в интерактивном уроке в разделе «Discussion» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#discussion

 

Оценивание работ:

Критерии:

Правильность выполнения работы согласно полученному заданию и инструкции.

Творческий подход к выполнению изделия.

Организация рабочего места.

Время, затраченное на изготовление изделия.

Оценивание:

«5» – когда выполнены все критерии;
«4» – с учётом тех же требований, но допускаются исправления и недочёты в работе;
«3» – если работа выполнена неаккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

 

VIII. Домашнее задание.

1)Познакомится с изделиями «Гжель» и «Калининская игрушка» в интерактивном уроке в разделе «Dig Deeper» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#digdeeper

2)Узнать практическое назначение изделия, которое выполняли на уроке в интерактивном уроке в разделе «And Finally» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#finally



(Презентация , Слайд 17)

 

Приложение 1

   
   
   

Предварительный просмотр презентации

Народная глиняная игрушка Евдакименко Ольги Юрьевны

ДЫМКОВО

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Филимоново По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством.

 Филимоновская игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается  в древних летописях  XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру  всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок

Каргаполь Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни. Появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки. Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь. Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск).

Каргопольская игрушка Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине. На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла. Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края. Основа фигур белая Красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур.

Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

Абашево

Абашевские игрушки Производство игрушки возникло в XIX в.  Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

Анализ образца

Практическая работа

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо.Творческий учитель способен увлечь за собой детей. Успехов вам в вашей работе

16 January 2018