12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щербакова Ирина340
Учитель истории, обществознания, права, экономики.Руководитель РМО учителей истории, обществознания , географии и ОРКСЭ Петровского района, Почетный работник общего образования РФ, Победитель конкурса "Лучших учителей РФ", 2006г
Россия, Саратовская обл., Петровск

Классный час в форме  Урока- импровизации 

« Три пути у человека , чтобы разумно поступать:…»

(Конфуций, китайский мудрец)

Цель: создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего

Задачи:

-способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;

-иметь представления о возможности учиться на своем опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;

-способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции

Инструментарий : проектор, компьютер, видеоклип «Кукушка »П.Гагарина из к/ф «Битва за Севастополь» , кофейник, кофе и чашки.

Ожидаемый результат:

способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни; осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл жизни , своего бытия в этом мире и свое место в нем.

Методы: проблемно-поисковый, интерактивный

Технологии : ситуативного анализа, моральной дилеммы, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве

                                                      Сценарий урока

Учитель. Здравствуйте уважаемые коллеги!

Мне очень приятно, что эти 20 минут мы проведем вместе и , надеюсь , с пользой. Получится ли у нас совместная работа , все ли сложится гармонично зависит от нас самих. Давайте попробуем.

Я делаю хлопок в ладоши , а вы повторите .

(пока не получилось, но мы только в начале пути ! Начнем? )

Учитель. На доске вы видите среди множества букв зашифрованное слово.

Б ч А е Р л Щ о К в Т е Ж к .

Попробуйте отгадать это слово?

ЧЕЛОВЕК

Именно человек станет ключевой фигурой нашего урока, темой нашего сегодняшнего разговора.

Учитель. Бесспорно, что главной ценностью является жизнь.

-А с чем вы ее сравниваете? (на слайде варианты:)

-рост дерева

-восхождение

- американские горки

- зигзаг

- череда полос

- водоворот

- Объясните свой выбор.

Каждый сделал свой выбор, а что все эти варианты объединяет?

(Что жизнь – это движение, изменение или по – другому : ПУТЬ. Что взять с собой, а от чего отказаться – это выбор каждого.

Центральной темой учения известного китайского мудреца Конфуция является человек . Мудрец говорит, что у человека есть три пути , чтобы разумно поступать. Какие они, нам и предстоит сегодня выяснить.

Тема: «Три пути у человека, чтобы разумно поступать…»

Да простит нас великий мудрец, но мы несколько изменим очередность путей в его высказывании и начнем с самого, как считает Конфуций , легкого.

Задание. На слайде картинки с изображением детей , подражающих взрослым.

Или

игра «Зеркало». Участники разбиваются по парам .Один –зеркало, показывающий какие –либо действия, другой его копирует, т.е. подражает.

- Что эти картинки или действия объединяет ? ( подражание )

Да. Этот путь Конфуций называет подражанием.

-Почему он его называет легким? ( можно не думать, не анализировать, делать как другой человек: кумир, идеал, близкий и т.д. )

- Почему мудрец считает его . тем не менее, важным?

( Это тоже способ познания мира, человек может получать удовольствие, испытывать радость)

«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться» Конфуций

Самым благородным Конфуций считает путь размышления. Почему?

Задание. Предлагаю стать участником одной притчи.

Группа участников становятся выпускниками престижного колледжа

«Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе

После согласия профессор ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом.

( вношу кофейник, поднос и разные чашки)

Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие – простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые.

- Посмотрите, что вы выбрали, - начал профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке. – Вы все взяли лишь самые красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник ваших бед – вы стремитесь получить всё лучшее для себя.

Но главное не то что снаружи, а что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной целью. Задумайтесь: кофе – это наша жизнь, а деньги, общество, работа – это всего лишь чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное – кофе и его вкус.

-Может быть ,кто то желает поспорить?

(организуется дискуссия при желании участников)

-Почему Конфуций называет этот путь благородным?

( заставляет нас думать, оценивать свои и чужие поступки .

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

И третий путь Конфуций определил для человека.

Задание. Посмотрите клип «Кукушка» в исполнении Полины Гагариной ( к/ф «Битва за Севастополь»)

- О чем заставляет нас задуматься этот клип?

( ключевые фразы фильма: «война –не место для женщин», « если ты не придумаешь ради чего тебе жить, тебя убьют..» , «война – это не только смерть, это еще такая жизнь…» )

Выводы учащихся:Война(как пример)- это опыт в масштабе всего человечества. Только – очень ГОРЬКИЙ.

Итак, какие же пути определил для человека Конфуций?

(на слайде)

Учитель. (либо звуковая запись либо чтение) стихи Бориса Межиборского на высказывание Конфуция:

Я иногда бываю полон дум,

Когда меня терзают размышленья,

И верховодит мною дерзкий ум,

Зовёт меня к покою и смиренью.

И знаю я, что этот самый путь,

Путь совершенства, чести, благородства,

Позволит мне на истину взглянуть,

Как на прекрасный стимул превосходства.

Я знаю, есть на свете лёгкий путь,

Обычный путь простого подражанья,

И в этом мы находим счастья путь,

Для радости прекрасной, обожанья.

Но не хочу я лёгкого пути,

Всё пройдено и всё давно знакомо,

И хочется душе моей найти,

Всё то, что может быть искомо.

Но можно по пути ещё пройти,

Который, так порой печалит,

Мне счастье там конечно не найти,

И спать нельзя от боли той, ночами.

Но если все пути объединить,

И каждому пути назначить меру,

То я надеюсь, можно долго жить,

И вечно красоту любовью мерить.

               Учитель. Спасибо за ваши мысли, сотрудничество.

Опубликовано


Комментарии (4)

Алина Яковлевна Корогод, 27.02.18 в 19:03 1Ответить Пожаловаться
Работа очень интересная, но нет ссылки на презентацию.
Сафонова Елена Валерьевна, 28.02.18 в 05:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, отличная разработка.
Мельникова Светлана Федоровна, 28.02.18 в 23:38 1Ответить Пожаловаться
Отсутствует видеоклип для просмотра, однако работа заслуживает внимания. Спасибо.
Евгения Георгиевна, 01.03.18 в 14:09 1Ответить Пожаловаться
Материалы представлены не все.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.