Классный час в 8 классе «Три пути у человека, чтобы разумно поступать… »

3
4
Материал опубликован 16 January 2018

Классный час в форме  Урока- импровизации 

« Три пути у человека , чтобы разумно поступать:…»

(Конфуций, китайский мудрец)

Цель: создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего

Задачи:

-способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;

-иметь представления о возможности учиться на своем опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;

-способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции

Инструментарий : проектор, компьютер, видеоклип «Кукушка »П.Гагарина из к/ф «Битва за Севастополь» , кофейник, кофе и чашки.

Ожидаемый результат:

способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни; осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл жизни , своего бытия в этом мире и свое место в нем.

Методы: проблемно-поисковый, интерактивный

Технологии : ситуативного анализа, моральной дилеммы, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве

                                                      Сценарий урока

Учитель. Здравствуйте уважаемые коллеги!

Мне очень приятно, что эти 20 минут мы проведем вместе и , надеюсь , с пользой. Получится ли у нас совместная работа , все ли сложится гармонично зависит от нас самих. Давайте попробуем.

Я делаю хлопок в ладоши , а вы повторите .

(пока не получилось, но мы только в начале пути ! Начнем? )

Учитель. На доске вы видите среди множества букв зашифрованное слово.

Б ч А е Р л Щ о К в Т е Ж к .

Попробуйте отгадать это слово?

ЧЕЛОВЕК

Именно человек станет ключевой фигурой нашего урока, темой нашего сегодняшнего разговора.

Учитель. Бесспорно, что главной ценностью является жизнь.

-А с чем вы ее сравниваете? (на слайде варианты:)

-рост дерева

-восхождение

- американские горки

- зигзаг

- череда полос

- водоворот

- Объясните свой выбор.

Каждый сделал свой выбор, а что все эти варианты объединяет?

(Что жизнь – это движение, изменение или по – другому : ПУТЬ. Что взять с собой, а от чего отказаться – это выбор каждого.

Центральной темой учения известного китайского мудреца Конфуция является человек . Мудрец говорит, что у человека есть три пути , чтобы разумно поступать. Какие они, нам и предстоит сегодня выяснить.

Тема: «Три пути у человека, чтобы разумно поступать…»

Да простит нас великий мудрец, но мы несколько изменим очередность путей в его высказывании и начнем с самого, как считает Конфуций , легкого.

Задание. На слайде картинки с изображением детей , подражающих взрослым.

Или

игра «Зеркало». Участники разбиваются по парам .Один –зеркало, показывающий какие –либо действия, другой его копирует, т.е. подражает.

- Что эти картинки или действия объединяет ? ( подражание )

Да. Этот путь Конфуций называет подражанием.

-Почему он его называет легким? ( можно не думать, не анализировать, делать как другой человек: кумир, идеал, близкий и т.д. )

- Почему мудрец считает его . тем не менее, важным?

( Это тоже способ познания мира, человек может получать удовольствие, испытывать радость)

«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться» Конфуций

Самым благородным Конфуций считает путь размышления. Почему?

Задание. Предлагаю стать участником одной притчи.

Группа участников становятся выпускниками престижного колледжа

«Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе

После согласия профессор ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом.

( вношу кофейник, поднос и разные чашки)

Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие – простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые.

- Посмотрите, что вы выбрали, - начал профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке. – Вы все взяли лишь самые красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник ваших бед – вы стремитесь получить всё лучшее для себя.

Но главное не то что снаружи, а что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной целью. Задумайтесь: кофе – это наша жизнь, а деньги, общество, работа – это всего лишь чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное – кофе и его вкус.

-Может быть ,кто то желает поспорить?

(организуется дискуссия при желании участников)

-Почему Конфуций называет этот путь благородным?

( заставляет нас думать, оценивать свои и чужие поступки .

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

И третий путь Конфуций определил для человека.

Задание. Посмотрите клип «Кукушка» в исполнении Полины Гагариной ( к/ф «Битва за Севастополь»)

- О чем заставляет нас задуматься этот клип?

( ключевые фразы фильма: «война –не место для женщин», « если ты не придумаешь ради чего тебе жить, тебя убьют..» , «война – это не только смерть, это еще такая жизнь…» )

Выводы учащихся:Война(как пример)- это опыт в масштабе всего человечества. Только – очень ГОРЬКИЙ.

Итак, какие же пути определил для человека Конфуций?

(на слайде)

Учитель. (либо звуковая запись либо чтение) стихи Бориса Межиборского на высказывание Конфуция:

Я иногда бываю полон дум,

Когда меня терзают размышленья,

И верховодит мною дерзкий ум,

Зовёт меня к покою и смиренью.

И знаю я, что этот самый путь,

Путь совершенства, чести, благородства,

Позволит мне на истину взглянуть,

Как на прекрасный стимул превосходства.

Я знаю, есть на свете лёгкий путь,

Обычный путь простого подражанья,

И в этом мы находим счастья путь,

Для радости прекрасной, обожанья.

Но не хочу я лёгкого пути,

Всё пройдено и всё давно знакомо,

И хочется душе моей найти,

Всё то, что может быть искомо.

Но можно по пути ещё пройти,

Который, так порой печалит,

Мне счастье там конечно не найти,

И спать нельзя от боли той, ночами.

Но если все пути объединить,

И каждому пути назначить меру,

То я надеюсь, можно долго жить,

И вечно красоту любовью мерить.

               Учитель. Спасибо за ваши мысли, сотрудничество.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа очень интересная, но нет ссылки на презентацию.

27 February 2018

Спасибо, отличная разработка.

28 February 2018

Отсутствует видеоклип для просмотра, однако работа заслуживает внимания. Спасибо.

28 February 2018

Материалы представлены не все.

1 March 2018