Классный час в 8 классе «Три пути у человека, чтобы разумно поступать… »
Классный час в форме Урока- импровизации
« Три пути у человека , чтобы разумно поступать:…»
(Конфуций, китайский мудрец)
Цель: создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего
Задачи:
-способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;
-иметь представления о возможности учиться на своем опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;
-способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции
Инструментарий : проектор, компьютер, видеоклип «Кукушка »П.Гагарина из к/ф «Битва за Севастополь» , кофейник, кофе и чашки.
Ожидаемый результат:
способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни; осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл жизни , своего бытия в этом мире и свое место в нем.
Методы: проблемно-поисковый, интерактивный
Технологии : ситуативного анализа, моральной дилеммы, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве
Сценарий урока
Учитель. Здравствуйте уважаемые коллеги!
Мне очень приятно, что эти 20 минут мы проведем вместе и , надеюсь , с пользой. Получится ли у нас совместная работа , все ли сложится гармонично зависит от нас самих. Давайте попробуем.
Я делаю хлопок в ладоши , а вы повторите .
(пока не получилось, но мы только в начале пути ! Начнем? )
Учитель. На доске вы видите среди множества букв зашифрованное слово.
Б ч А е Р л Щ о К в Т е Ж к .
Попробуйте отгадать это слово?
ЧЕЛОВЕК
Именно человек станет ключевой фигурой нашего урока, темой нашего сегодняшнего разговора.
Учитель. Бесспорно, что главной ценностью является жизнь.
-А с чем вы ее сравниваете? (на слайде варианты:)
-рост дерева
-восхождение
- американские горки
- зигзаг
- череда полос
- водоворот
- Объясните свой выбор.
Каждый сделал свой выбор, а что все эти варианты объединяет?
(Что жизнь – это движение, изменение или по – другому : ПУТЬ. Что взять с собой, а от чего отказаться – это выбор каждого.
Центральной темой учения известного китайского мудреца Конфуция является человек . Мудрец говорит, что у человека есть три пути , чтобы разумно поступать. Какие они, нам и предстоит сегодня выяснить.
Тема: «Три пути у человека, чтобы разумно поступать…»
Да простит нас великий мудрец, но мы несколько изменим очередность путей в его высказывании и начнем с самого, как считает Конфуций , легкого.
Задание. На слайде картинки с изображением детей , подражающих взрослым.
Или
игра «Зеркало». Участники разбиваются по парам .Один –зеркало, показывающий какие –либо действия, другой его копирует, т.е. подражает.
- Что эти картинки или действия объединяет ? ( подражание )
Да. Этот путь Конфуций называет подражанием.
-Почему он его называет легким? ( можно не думать, не анализировать, делать как другой человек: кумир, идеал, близкий и т.д. )
- Почему мудрец считает его . тем не менее, важным?
( Это тоже способ познания мира, человек может получать удовольствие, испытывать радость)
«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться» Конфуций
Самым благородным Конфуций считает путь размышления. Почему?
Задание. Предлагаю стать участником одной притчи.
Группа участников становятся выпускниками престижного колледжа
«Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе
После согласия профессор ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом.
( вношу кофейник, поднос и разные чашки)
Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие – простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые.
- Посмотрите, что вы выбрали, - начал профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке. – Вы все взяли лишь самые красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник ваших бед – вы стремитесь получить всё лучшее для себя.
Но главное не то что снаружи, а что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной целью. Задумайтесь: кофе – это наша жизнь, а деньги, общество, работа – это всего лишь чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное – кофе и его вкус.
-Может быть ,кто то желает поспорить?
(организуется дискуссия при желании участников)
-Почему Конфуций называет этот путь благородным?
( заставляет нас думать, оценивать свои и чужие поступки .
При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
И третий путь Конфуций определил для человека.
Задание. Посмотрите клип «Кукушка» в исполнении Полины Гагариной ( к/ф «Битва за Севастополь»)
- О чем заставляет нас задуматься этот клип?
( ключевые фразы фильма: «война –не место для женщин», « если ты не придумаешь ради чего тебе жить, тебя убьют..» , «война – это не только смерть, это еще такая жизнь…» )
Выводы учащихся:Война(как пример)- это опыт в масштабе всего человечества. Только – очень ГОРЬКИЙ.
Итак, какие же пути определил для человека Конфуций?
(на слайде)
Учитель. (либо звуковая запись либо чтение) стихи Бориса Межиборского на высказывание Конфуция:
Я иногда бываю полон дум,
Когда меня терзают размышленья,
И верховодит мною дерзкий ум,
Зовёт меня к покою и смиренью.
И знаю я, что этот самый путь,
Путь совершенства, чести, благородства,
Позволит мне на истину взглянуть,
Как на прекрасный стимул превосходства.
Я знаю, есть на свете лёгкий путь,
Обычный путь простого подражанья,
И в этом мы находим счастья путь,
Для радости прекрасной, обожанья.
Но не хочу я лёгкого пути,
Всё пройдено и всё давно знакомо,
И хочется душе моей найти,
Всё то, что может быть искомо.
Но можно по пути ещё пройти,
Который, так порой печалит,
Мне счастье там конечно не найти,
И спать нельзя от боли той, ночами.
Но если все пути объединить,
И каждому пути назначить меру,
То я надеюсь, можно долго жить,
И вечно красоту любовью мерить.
Учитель. Спасибо за ваши мысли, сотрудничество.
Алина Яковлевна Корогод
Сафонова Елена Валерьевна
Мельникова Светлана Федоровна
Евгения Георгиевна