Классный час «Служение миру и добру» (8–11 классы)
(Ценности православия в литературе и искусстве)
Цели:
Формировать понимание общечеловеческих нравственных ценностей, прививая нравственные идеалы;
Подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания и становления личности путем соприкосновения с духовными и культурными ценностями;
На примерах выдающихся памятников мирового искусства формировать представление учащихся об Иисусе Христе как о величайшем учителе человечества;
Расширить и углубить знания учащихся по истории мирового искусства.
Эпиграф занятия «Я увидел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена».
Св. Иоанн Дамаскин
Звучит музыка
Россия, милая моя,
Святая Русь,
Земля родная,
Который век идет война
Добра и Зла, тебя терзая.
Всё ищут люди на Земле
Богатства, власти непременно,
Но не поймут они никак,
Что все под Солнцем этим тленно.
Есть искра Божья в наших душах,
Не меркнет свет ее огня,
Но выбраться ему наружу,
Пока мешают Зло и Тьма,
Которые закрыли сердце,
Убив в нем веру и Любовь,
Но Бог опять их возрождает,
Давая Веру вновь и вновь.
Богатов В.
Учитель. В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…
Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности, Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека, о Вере. Человек не может не верить. Вера несет человеку свет, и тогда он не разрушает, а созидает. Без веры в душе путь через жестокие и горькие удары судьбы может привести лишь к ожесточению и отчаянию. Литература и искусство – это сила, ведущая борьбу за человеческую душу. Они – это островок надежды для бедствующей, тонущей души.
И на сегодняшнем занятии мы будем говорить об очень важном: о Добре и Зле, о Совести и Вере, прикоснемся к произведениям величайших мастеров живописи, поэзии и музыки и я очень хочу, чтобы ваши сердца откликнулись на прекрасное и вечное и вы стали еще добрее и чище…
Борьба Добра со Злом – труднейшая проблема человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, Библия.
Ученик. «Вот единственная книга в мире: в ней есть все. Есть книга, коей каждое слово истолковано, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира, из коего нельзя повторить ни одного выражения, которое не знали бы все наизусть».
Великий русский поэт А. С. Пушкин
Учитель. Библия – это Свет Света. Библия хранит вековую мудрость человечества. Верующие считают, что эта книга – «слово Божие», а ученые находят в ней сведения по истории, географии, философии, этике…Библия - это неисчерпаемый источник сведений для миссионеров, священнослужителей – проповедников. Из Библии на протяжении многих веков поэты и живописцы, музыканты и скульпторы черпали вдохновение.
Главная часть Библии называется Евангелие. На греческом языке это слово означает Радостную Весть. Весть о том, что Творец любит весь мир, каждого человека. О том, что Он может освободить нас от зла. О том, как однажды Он сам явился среди людей, чтобы говорить с Ним лицом к лицу.
Мир тонул в грехах, в печали…
Где спасенье? – вот вопрос.
А пророки предвещали,
Что рождается Христос.
И спаситель к нам явился –
Знал. Что мир лежит во зле.
По смирению родился
Царь небесный на земле.
В. Шамонин
Мир ожидал Спасителя-царя!
А он родился тихо, как заря,
Не во дворце богатом, не в столице
Где Богу подобало бы родиться!
Родился в хлеве в полуночный час,
Явив пример смирения для нас,
Родился Бог под небом Вифлеема…
Его рожденье – целая поэма.
Учитель. Трудно найти в мировом искусстве сюжет более распространённый, чем Рождество Христово. Слишком велико и значительно было событие в жизни людей, поэтому не случайно, что человечество именно от него ведёт отчёт новой эры летоисчисления. Событие это предстаёт перед нами в мозаиках и фресках, скульптуре и картинах поэзии и иконах.
Звучит музыка А. Лядова «Рождество твое, Христе Боже наш».
На экране картины А. Корреджо «Поклонение волхвов младенцу Иисусу», Б. Джорджоне «Поклонение волхвов», В. М. Васнецова «Богоматерь с младенцем».
Учитель. Икона – святыня. Человек на икону не взирает, не любуется, а живёт ею, а она содержит в себе большую теплоту и силу, способные победить мёртвый холод, владеющий теми, о ком поэт сказал: “сыны неверия и роптания”.
Икона смотрит на нас, а мы на нее.
Остановим свое внимание на иконе «Рождество Христово», созданной Андреем Рублёвым в 1405 году.
Перед нами лежащая на ярко-красном фоне Дева Мария и младенец в яслях. Особую торжественность иконе придает изображенное событие – пастухи, внимающие слову ангелов, волхвы, спешащие на свет Вифлеемской звезды.
«Дары волхвов»
Принесли Младенцу мудрецы
С дивными подарками ларцы
Слиток золота в одном ларце лежал
И сиял он ярче, чем заря.
Этот дар волшебный означал,
Что Христа встречают как Царя.
Ладан ароматный был в другом,
Этот дар всем возвещал о том,
Что Всевышний указал волхвам дорогу
И они в Младенце видят Бога.
В третьем же ларце лежала смирна.
Было ведь предсказано от века,
Что Господь придет на землю с миром
В образе земного человека. [8]
Учитель. В чём духовная ценность иконы?
- Показывает пример любви, сострадания, смирения, укор нашему себялюбию и пренебрежению к другим.
Учитель. Изображение библейских и, главным образом, евангельских сюжетов, стало в русском искусстве 19 в. характерной чертой. Центральное место в этом плане принадлежит Александру Андреевичу Иванову и его картине «Явление Христа народу». (На экране картина «Явление Христа народу»).
«Явление Христа народу» - произведение уникальное в истории русского искусства. Каждый находит в ней что-то свое, близкое и дорогое сердцу.
Человечество на распутье… какой выбор возможен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные, те, кто поверил сразу и сомневающиеся до сих пор. Потрясены и те, и другие. Все взволнованы… в эту минуту решается их судьба. Как по-разному выражают свои чувства собравшиеся.
Внимательно рассмотрим полотно художника.
Ученик. В центре композиции – масштабно выделенная фигура Иоанна Крестителя. Как страстно и самозабвенно звучат его пророческие слова! Одетый в грубую овечью шкуру, давно не стриженный, бородатый человек, он стоит перед нами, утомленный долгой дорогой и скитаниями, крепко держась за посох. Какая сила духа и убежденность в его взоре! Как благороден и выразителен его лик о царстве небесном он говорит так убедительно, что не понять его слов не возможно. Не поверить им тем более!
Ученик. За Иоанном Крестителем изображена группа будущих учеников Христа, будущих апостолов: Андрей Первозванный (первый, последовавший за Христом), златокудрый Иоанн Богослов в золотых одеждах, излучающих доверие и чистую радость. Их пропускает вперед «сомневающийся» в голубом хитоне. И если руки Иоанна Крестителя вдохновенно подняты вверх, то руки сомневающегося, напротив, спрятаны в широких рукавах хитона. А стоит ли пускаться в неизведанный путь? Стоит ли до конца верить странным словам пророка?
Ученик. Второй центр картины – Христос. На него указывает Иоанн, к нему обращены взоры всех присутствующих.
Свежий ветер разогнал облака, вспенил воды морей. Громким гулом пролетел над голубыми горами, заиграл складками темно-синего плаща, нежно прикоснулся к золотистым волосам того, кто идет по склону холма, едва касаясь стопами земли. Он никуда не спешит, ни на что не взирает, он, как всегда, сохраняя невозмутимый покой, идет к людям. Он несет в этот мир гармонию и красоту, покой и согласие.
Ученик. Обратите внимание на раба. Раб с веревкой на шее подает своему господину одежды, и в этот момент слова проповеди проникают в его сердце. И на изможденном лице раба появляется улыбка, улыбка надежды. Фигура раба в картине – это символ освобождения через духовное озарение.
Ученик. Большое ветвистое дерево с молодыми зелеными побегами и сломанными ветвями – это символ вечного цикла рождения, цветения, увядания и смерти. [10]
Учитель. Так о чем же картина Александра Андреевича Иванова? Об ожидании справедливости, правды, веры в совершенного человека, который готов принести себя в жертву ради спасения человечества. В главном труде своей жизни Александр Андреевич обратился к этому библейскому сюжету потому, что хотел силой искусства обратить души людей к учению Христа, он верил, что жизнь изменится, люди станут менее жестокими и более справедливыми.
Ученик. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.
Учитель. Вот таким предстает перед нами Иисус Христос на картине Ивана Николаевича Крамского «Иисус в пустыне». Замрем на мгновение, всматриваясь в эту картину.
Аудиозапись (И. Крамской о картине «Иисус в пустыне»)
Линия горизонта делит холст на две равные части – мир дольний, земную твердь, каменную пустыню, погруженную в тень, мертвую и холодную, и мир горний, освященный лучами предрассветного солнца, мир света и надежды, символ будущего преображения. Ровно на границе этих двух миров в геометрическом центре картины находятся сомкнутые в замок кисти рук Христа. По лицу Христа словно движутся и не находят исхода тяжелые мысли, мысли – глыбы.
Учитель. Эти слова Крамского не оставляют не малейшего сомнения в том, что именно хотел передать художник. Главное – это мучительный выбор Христом дальнейшего пути жизни. В бескрайней пустыне нет проторенных дорог, свой путь придется выбирать самому. Думы Христа глубоки.. тревожны, преисполнены страдания. Но это страдание не о своем горе. Его мысли о людях, души которых необходимо спасти для будущего. Несомненно, художник раскрывает драму человека, взявшего на себя ответственность решать проблемы человечества. И готов смиренно нести это бремя.
Так мыслит Он – и смерть ему любезна.
Не скажет Он, что жизнь Ему нужна,
Не скажет Он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно Ему ясна…
Его еще покамест не распяли,
Но час придет – Он будет на кресте;
Его послал Бог Гнева и Печали
Царям земли напомнить о Христе. [5]
Учитель. Образ Христа в силе и славе впрямую связан с Темой Страшного суда, которая получила широкое распространение в искусстве - и в живописи, и в литературе.
Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья.
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
К. Д. Бальмонт
Учитель. Перед нами картины И.Репина «Иисус в Гефсиманском саду», В. М. Васнецова «Распятие Христа».
Учитель. Но есть в христианском искусстве образ нерисованный, его называют нерукотворный. Он «создан самим Христом», - утверждает монах Никифор и стал иконой.
На экране икона “Спас Нерукотворный”
«Икона»
Икона темная Христа
В старинной золотой оправе,
Ты та же сердцу и не та,
Икона темная Христа,
Сокрытого в небесной славе.
Твои черты безгласно строги,
Зажгись, бессмертная мечта,
Икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!
К. Бальмонт
Существуют несколько преданий, связанных с нерукотворным образом Спасителя.
Ученик. Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платком, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, появилась первая икона.
Ученик. Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.[3]
Учитель. Гибель и предсмертные страдания сына Божьего за спасение людей – яркое доказательство его всеохватывающей и всепрощающей любви.
На фоне колокольного звона звучит стихотворение “Благовест”. А.К.Толстого.
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
Учитель. Увенчанный Крестом, символом победы жизни над смертью предстает перед нами храм православный. Золотые купола, величественные своды, росписи на стенах, запах ладана, святые образа в мерцании лампад, одетый в золото иконостас, горящие свечи, длительные службы Великого Поста, радостное пение на Пасху и Рождество.
Видеофильм «Троице – Сергиева лавра»
Учитель. С храмом связана наша жизнь – от рождения до смерти. Первый раз мы познали смысл церковных Таинств, когда принимали крещение. Мы с вами вместе неоднократно посещали храм. Многие из вас посещают храм с родителями. Какие чувства у вас возникают при входе в храм, перед святыми иконами?
Ответы детей:
- Тихое, спокойное, хочется очень бережно относиться ко всему живому и неживому, чисто, спокойно на душе.
- Я чувствую доброту, исходящую от икон.
- Как в стихотворении Алексея Константиновича Толстого, сердце замирает.
Учитель. Какие чувства у вас вызвали произведения искусств?
Ученик. Мы почувствовали доброту, нежность, заботу, идущую от этих песен и иконы. Чаще всего мы ведем подвижный образ жизни, мало думаем о вечных ценностях. В добре, мире, любви нуждается каждый человек.
Некоторые люди могут посещать храмы, неистово молиться, восхищаться произведениями искусства, но при этом быть людьми, у которых нет Совести, нет Любви в душе. Вот что читаем мы в учении Христа, изложенном для детей Л.Н. Толстым:
«Есть один храм Божий, это сердца людей, когда они любят друг друга»
На экране картина В. М. Васнецова «Христос Вседержитель»
Услышьте, люди, Божье Слово,
Откройте сердце нараспах,
Оно заполнится любовью,
Уйдет оттуда Зло и Страх.
И вы поймете, что на свете
Есть ценности совсем не те,
И полетите вы на крыльях
Навстречу счастью и мечте.
Богатов В.
Учитель. Вы еще дети, а я взрослый человек, и опыт познания мира у нас с вами разный. Но мне было очень интересно с вами общаться, познавать мир Евангелия, красоту святых икон, силу искусства. Я хочу, чтобы вы научились отличать добро от зла, откликаться сердцем на прекрасное и вечное, Дети как маленькие лучики, согревающие землю теплом. Насколько каждый из вас будет отдавать тепло другим, настолько богаче вы будете духовно, тем самым делая мир чище и добрее. Пусть познание мира станет для вас творческим, радостным и одухотворённым, а жизнь Иисуса Христа станет для вас примером.
Литература
Алеев В. В. Музыка, 3 класс, учебник для общеобразовательной школы, м. Дрофа, 2005
Библия для детей;
Бородина А. В. История религиозной культуры. Основы православной культуры. Учебное пособие для учащихся основной и старшей ступени образования. Раздел 6. М., Основы православной культуры, 2005;
Бородина А. В. История религиозной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя, М., Православная педагогика, 2004;
Основы православной культуры. Методическое пособие по курсу. Департамент общего и профессионального образования Брянской области, Брянск, 2008;
Сюжеты и образы древнерусской живописи, м., Просвещение, 1993
festival@1september.ru/ Воробьева Т. А. Конспект урока по теме «Библейские сказания. Царство Давида и Соломона»;
festival@1september.ru/ Наушкина Н. И. Литературный сценарий «Не в небесах Христос рожден»;
http://www.hramy.ru -Храмы;
Интернет - портал «Культура России». А. А. Иванов «Явление Христа народу»;
http://www.icon-art/info - христианство в искусстве, иконы, Фрески, мозаика;
http://www.evangelie.ru – Евангелие.
Зрительный ряд:
Икона А. Рублева «Рождество Христово»;
Икона «Спас Нерукотворный»;
Видеофильм «Троице-Сергиева лавра».
Репродукция картины Б. Джорджоне «Поклонение волхвов»;
Репродукция картины В. М. Васнецова «Богоматерь с младенцем»;
Репродукция картины В. М. Васнецова «Распятие Христа»;
Репродукция картины В. М. Васнецова «Христос Вседержитель»
Репродукция картины А. А. Иванова «Явление Христа народу»;
Репродукция картины А. Корреджо «Поклонение волхвов младенцу Иисусу»;
Репродукция картины И. Н. Крамского «Иисус в пустыне»;
Репродукция картины И.Репина «Иисус в Гефсиманском саду»;
Музыкальный ряд:
А. Лядов «Рождество твое, Христе Боже наш»;
И. С. Бах «Высокая месса си минор»;
Благовест и будничный звон;
Праздничный звон Свято-Троицкого монастыря;
Рахманинов «Всенощное бдение».
Справка об авторе
ФИО Костицына Людмила Леонидовна
Должность Учитель немецкого языка высшей категории, классный руководитель 10 класса
Место работы МБОУ-СОШ №7 города Клинцы Брянской области