Классный час «Толерантность — путь к миру!» (5–8 классы)
Пояснительная записка к презентации
Тема: Толерантность – путь к миру!
Цель занятия:
Ввести понятие толерантности; показать учащимся, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
«Основа всякой мудрости – терпение».
Платон.
Сегодня на уроке мы побываем в гостях у живой книги
«Толерантность – путь к миру». Страницами данного издания будут:
«Основные понятия толерантности».
« Правила на каждый день»
«Ключевое слово»
« Толерантная репка»
«Толерантный класс»
Открываем первую страницу нашей книги «Основные понятия толерантности». А кому- нибудь знакомо это слово?
В переводе с лат. слово толерантность означает «терпение, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, также это слово означает прощение, снисхождение, готовность к примирению». Еще древнегреч. философ Платон говорил: «Основа всякой мудрости – терпение».
16 ноября отмечается Международный день толерантности.
1 конкурс: «толерантный человек» на карточках учащиеся кратко ,с помощью прилагательных, создают образ толерантного человека. Затем каждый ученик по очереди записывает на доске по одному слову, не повторяясь. Т.о. появляется образ толерантного человека.
Ответьте для себя на вопрос: «толерантны ли вы?»
Переходим к рассмотрению 2-ой странице нашей книги «правила на каждый день».
Я предлагаю поиграть вам в игру – эстафету « зачем нужны правила?»
2 конкурс: учащимся, которые сидят на первых партах, раздаются различные предметы и говорится: «игра началась. Начали.» Затем говорится, что необходимо передавать предметы на последнюю парту. Затем игра останавливается и говорится, что нужно передавать предметы правой рукой, потом – левой. Таким образом учащихся подводят к тому, что нужны правила игры знать.
Учитель: Так и в жизни, ребята. Живя в современном обществе необходимо придерживаться определенных правил. Вы учитесь в школе, поэтому тоже должны придерживаться определенных правил. Хоть на классных часах мы не раз говорили о них давайте еще раз перечислим их.
Не опаздывать на уроки
В школу ходить в школьной форме
Готовится к каждому уроку
Бережно относится к учебникам и тетрадям
Уважать друг друга
На переменах не бегать
В столовой не шуметь и снимать верхнюю одежду
Проблеме толерантности, гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые из них мы рассмотрим, читая 3 –ю страницу нашей книги « ключевое слово».
Перед вами некоторые изречения известных людей, ваша задача найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании.
Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь уважение к другим людям и уважать человечность вообще. (И. Кант).
Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим. (Р. Эмерсон).
Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность – также проявить человеколюбие. (И. Кант).
Лучшее, что есть в жизни человека, - это его дружба с другими людьми.(А. Линкольн)
Великий народ должен помогать малому сохранять себя, свой язык свою культуру. (Д.С. Лихачев).
Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).
Пропущенные слова: дружба, уважение, человеколюбие, нравы, расположение, язык.
Учитель: А вот по каким принципам живет толерантный человек нам поможет разобраться следующая страница нашей книги « Толерантная репка».
Вы наверное немножко устали, поэтому я предлагаю вам поиграть и разобрать эти принципы с помощью сказки «репка» И у меня сразу возникает к вам вопрос: «не забыли ли вы качества толерантного человека?» Давайте их напомним. Молодцы! Чтобы все это отложилось вашей памяти надолго мы с вами поиграем.
Игра: учащимся раздаются роли со словами. При назывании того или иного героя сказки, вы должны каждый раз говорить свою фразу.
Слова Репки: Толерантность – путь к миру!
Слова Деда: Понять и принять человека может не каждый.
Слова Бабки: Слушать и слышать другого – талант!
Слова Внучки: Принимайте меня такой, какая я есть!
Слова Жучки: Будьте милосердны!
Слова Кошки: «Простите, если что не так.»
Слова Мышки: Будьте снисходительны!
Учитель: Я думаю, что теперь вы на долго запомните, принципы толерантного человека.
А знаете ли вы, что понятие толерантности относится не только к одному человеку, но и к группе лиц, классному коллективу. Вы хотите узнать толерантен ли наш класс? В этом нам поможет следующая страница под названием «толерантный класс» .
Я буду зачитывать различные ситуации отношений между учениками, а вы должны отметить те, которые присуще нашему классу. Т. о мы выясним насколько наш класс толерантен.
Ребята, обращаясь к друг другу, используют унизительные клички.(-)
В разговоре друг с другом дети обращаются по именам.(+)
Ребята сваливают вину за проигрыш в соревнованиях на кого – то из одноклассников.(-)
Все относятся друг к другу с уважением и пониманием.(+)
Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга.(-)
Ребята поддразнивают одноклассников, привлекают внимание к его ошибкам.(-)
Ребята не высмеивают ошибки или внешние особенности других.(+)
Ученики угрожают ребятам, которые меньше или слабее.(-)
Ребята с удовольствием помогают друг другу в учебе (+)
Обсуждение ситуаций. Вывод.
Наверное всем интересно посмотреть образ толерантного класса. Вам хочется, ребята? У вас есть такая возможность. Для этого я раздам вам на каждую парту по одному комплекту мозаики, а вы должны как можно быстрее собрать всю картину. Особенностью данной мозаики является то, что каждая фигурка здесь представляет собой одного ученика нашего класса.
А как выглядит целый класс в целом мы увидим после того, как ребята соберут всю мозаику. Кто первым справится с заданием, поднимет руку. (одна мозаика целиком, в другой не хватает одной детали).
Обсуждение, почему не получилось создать целую картину?
Что нужно сделать, чтобы мозаика (т.е. коллектив)была собрана целая?(создать такую обстановку, чтобы всем было комфортно.) Молодцы!
Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое(картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив, объединенный общими целями, интересами.
И чтобы добиться этой цели нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями… Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, уважать, принимать такими какие есть, т.е. быть толерантными. Мне очень хочется , чтобы в нашем классе никогда не возникала ситуация в которой кто – то будет отвергнут коллективом.
А сейчас мне хочется прочитать стихотворение, которое называется:
« Про всех на свете»
Все – все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки не меньше нужны,
чем Слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,-
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела у Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем – то не очень дружны,
Мы все – таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто – нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Учитель: Мы разные, но жизнь каждого из нас, счастье и успех зависят от благополучия, счастья всех!
Если мы будем придерживаться правила «Не оценивайте людей, а цените их»! все будет хорошо.
Вручение буклетов каждому ученику.
пазл
DOC / 792.5 Кб
презентация к классному часу
PPT / 4.15 Мб
буклет к классному часу.
PUB / 143.5 Кб
Рябухина З.А.
Трунтаева Светлана Юрьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Трунтаева Светлана Юрьевна