" УРОК МУЖЕСТВА. В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ"
" УРОК МУЖЕСТВА. В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ"
Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия:
- Пояснительная записка
- Тематическое направление
Тематическое направление данного воспитательного мероприятия - гражданское и патриотическое воспитание.
- Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Тема воспитательного мероприятия - " УРОК МУЖЕСТВА. В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ". Я считаю, что «Уроки Мужества» сейчас очень актуальны. В данной разработке показаны примеры, казалось бы, повседневной жизни подростков и взрослых. На самом же деле любой поступок из приведенных в разработке требует мужества, внутренней силы, самоотверженности. Учащиеся должны об этом знать. Очень важно, что в группах на равных работают дети, учителя, родителя и гости-военные. Они помогают друг другу, сотрудничают, корректируют, подсказывают, спорят, учатся выражать свою точку зрения и свои чувства. Совместная работа объединяет и многому учит. Дети должны знать и помнить тех, кто защищал нас во времена Великой Отечественной и в данный момент, а тем более тех героев, кто погиб за нашу свободу. Это должны быть примеры их близких и родных, знакомых и друзей. Только так, мне кажется, мы сможем привить настоящую неподдельную любовь к Родине.
- Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Данное воспитательное мероприятие рассчитано на подростков – старшеклассников, 13-17 лет. Для 8-11 классов оно будет особенно актуальным. Ребята начинают искать свое место в обществе, и важно, чтобы они оказались на правильной стороне. Задача учителя и классного руководителя направить детей в нужном направлении.
- Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
У каждого учителя, классного руководителя должна быть копилка своих (детских, где выступал куратором) работ: сочинений, эссе, видеоматериалов, творческих и поисковых работ, рисунков, писем. Мы смотрим Киноуроки, проводим Всероссийские уроки, участвуем во всевозможных конкурсах, занимаемся поисковыми работами. Это все не только для того, чтобы помочь детям проявить себя, выявить свой талант (а дети все до единого талантливы, и именно наша задача разглядеть их талант), но и в каждом нашем конкурсе, работе и сочинении есть воспитательная цель- прививать любовь к родному краю, семье, чувство ответственности за будущее нашей Родины.
Я решила в данной разработке использовать, в основном, материалы моих учеников и выпускников, которые я курировала:
-сочинение Семенова Константина «Войны в Донбассе больше нет…или недетские воспоминания»;
-эссе Зименко Ивана «Два Ивана»;
-стихотворения Макаренко Евгении;
-видео о Викторе Чукарине команды «Влюбленные в волейбол» на Всероссийский конкурс «Смотри, это – Россия!»
-поисковая работа «Железный Чукарин» учеников 8 класса 2016года.
Старалась показать связи с литературой, историей, информатикой. Но самое главное – связь с семьей, традициями села, память и осознание, что каждый день мы можем совершать поступки, достойные назваться «мужеством и героизмом».
- Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель:
-повышение гражданско-патриотических компетенций учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на становление и развитие личности учащихся;
-формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств;
-расширение кругозора;
-воспитание познавательных интересов и способностей;
-овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
-служение целям совершенствования и воспитания гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине;
-воспитание уважения к окружающим.
Задачи:
- формирование системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого обучающегося готовности приносить пользу обществу и государств;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
- создание условия для развития творческих способностей учащихся, формирования их активной гражданской позиции через проведение исследовательской и поисковой деятельности;
- обеспечение внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в процесс формирования гражданско-патриотического сознания учащихся;
- повышение компетентности участников проекта в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать социализации учащихся, стимулировать их познавательную активность через поисковую деятельность по сбору дополнительного материала;
- создать методический продукт проектной деятельности в виде стенда по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашем учреждении образования; обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
-сохранение и развитие славных боевых традиций;
- приобщение школьников к поисково-исследовательской деятельности;
- воспитание бережного отношения к историческому наследию края;
-сформировать у учащихся чувство ответственности за свою Родину.
Планируемые результаты:
ценностное отношение к России, своему народу, своей земле, национальному культурному и историческому наследию, государственным символам, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям;
- возрождение патриотического воспитания.
-формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества;
-формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимания прав и свобод личности;
- воспитание любви к своему родному городу, селу, как к малой Родине, развитие потребности в изучении истории родного края и Отечества;
- развитие толерантности и сохранение славных воинских и трудовых традиций нашего народа;
-повышение уровня духовной культуры;
- Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения мероприятия –классный час.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
- Педагогическая технология/методы/приемы, используемые
для достижения планируемых результатов
- Педагогическая технология/методы/приемы, используемые
Принципы:
1. комплексный подход (исследование, трудовая деятельность);
2. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
3. доступность;
4. добровольность ;
5. обучение и воспитание в коллективе;
6. взаимопомощь и взаимовыручка.
Используемые педагогические технологии:
-информационно-коммуникационные технологии.
Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию, создает дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
-здоровьесберегающие технологии:
-обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья во время обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
-смена видов деятельности;
-индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
-построение урока с учетом работоспособности учащихся;
-проведение физкультминуток и динамических пауз.
Применение данной технологии помогает сохранению и укреплению здоровья школьников, препятствует их переутомлению, улучшает психологический климат, повышает концентрацию внимания.
Игровые технологии.
Игра, наряду с трудом и учёбой, - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Технология сотрудничества.
Технология сотрудничества – коллективный способ обучения/воспитания в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
При проведении данного воспитательного мероприятия были применены словесные, наглядные, практические методы обучения.
- Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данная методическая разработка может использоваться на классных часах, уроках истории, литературы, во внеурочной и внеклассной деятельности с учащимися 5-11 классов. Я постаралась показать ребятам, что подростки всегда могли и могут проявить свои личностные качества, совершая мужественные и героические поступки.
- Основная часть
- Описание подготовки воспитательного мероприятия
1. Ребята пригласили родителей, учителей, военных.
2. Из Киноуроков был просмотрен и обсужден фильм «Шайба»
3. Была проведена экскурсия к памятникам в нашем населенном пункте.
4. На классных часах говорили о героях Донецкой Народной республики и пионерах – героях.
5.Был проведен классный час об уроженце нашего села Викторе Чукарине.
6. Собран и систематизирован материал по творческим работам выпускников.
7. Дети написали письма солдатам и собрали Посылку солдату.
- Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
- Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
Ход мероприятия
I. Оргмомент. Приветствие.
Здравствуйте, мои дорогие ученики, уважаемые учителя и гости. У нас сегодня необычный классный час, на котором присутствуют учителя, родители и гости (военные). Для того, чтобы успешно и плодотворно поработать, нам нужно разделиться на несколько групп.
(В группы входят ученики, по 1 родителю, по 1 учителю и 1 военному).
Когда вы входили в аудиторию, я вас всех просила пройти в группу цвета времени года, когда вы родились. Соответственно, у нас 4 группы. А теперь откройте названия ваших команд и прочитайте их вслух:
- Мужество
- Героизм
- Поступок
- Подвиг
II.Основная часть.
Прежде всего, для начала урока, надо узнать его тему. Для этого я предлагаю вам посмотреть начало фильма из цикла Киноуроки в школах России, буквально полминуты, и ответить на мои вопросы
(За неделю до мероприятия ребята смотрят и обсуждают фильм «Шайба»)
Итак, что это за фильм, его название? О чем он? Какие духовно-нравственные и моральные качества показаны?
(Ответы детей: мужество, героизм, воля)
Верно, му́жество — одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха.
Итак, ключевое слово «мужество». А вот антоним нашей темы - «Перемена трусости», а наша тема…
(Ответы детей: «Урок мужества»)
«Урок мужества. В жизни всегда есть место подвигам»
1 часть. « Мужество и подростки в повседневной жизни»
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Скажите мне, мужество присуще только взрослым? Мужчинам? Известным? Давайте посмотрим видео, а вы мне ответите, кто здесь и по какому поводу вы собрались?
(Видео Первого звонка 2009 г).
Ребята, кого вы узнали?
(ребята дают ответы).
А кто знает эту девушку? Она внучка ветерана педагогического труда, учителя английского языка Надежды Емельяновны. Это - Настя Матюшкина Эта девушка, буквально через пару месяцев после съемки потеряла часть голени, ниже колена, ее сбила машина на пешеходном переходе, а уже на выпускном танцевала на протезе вальс со своими одноклассниками. Можно ли внутреннюю силу этой стройной девочки назвать мужеством?
Наш первый блок посвящен примерам мужества в нашей повседневной жизни. Можете ли вы привести мне такие примеры?
(Ответы детей)
Я вам даю по одному имени, а вы через 3 минуты мне расскажите, какой же пример мужества нам дают эти подростки.
(Ваня Кононенко- наш выпускник, 19 лет. Ушел на СВО, когда ему исполнилось 18).
(Денис Кихтенко- спас тонущего маленького мальчика, Сережку Дзюбенко, на тот момент был учеником 7 класса).
(Гуля Королева- под Сталинградом ценою собственной жизни вынесла с поля битвы много солдат, забрасывала немцев гранатами, удерживая высоту. Была тяжело ранена и скончалась)
(Тюмидов Утнасн – 19-летний парень из поселка Тугшун Кетченеровского района, который ушел на фронт в 1941 году 16-летним мальчишкой и погиб, защищая наше родное село, очень далеко от своего поселка)
Защита своих мнений.
2 часть. Подвиг пионеров -героев Великой Отечественной войны
Для того, чтобы продолжить, нам нужно узнать, чему посвящена вторая часть нашего классного часа.
(буквы алфавита зашифрованы цифрами).
Шифровка для первой группы (17.16.5.3.10.4. 17.10.16.15.6.18.16.3. 4.6.18.16.6.3. подвиг пионеров-героев)
Шифровка для второй группы(3.6.13.10.12.16.11. 16.20.6.25.6.19.20.3.6.15.15.16.11. Великой Отечественной).
У нас получилась тема второй части «Пример пионеров-героев Великой Отечественной».
Наши ребята подготовили краткую информацию о 4 пионерах-героях (Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова.) Каждая группа будет презентовать своего героя, не называя его. Задача остальных догадаться, о ком идет речь.
(Выступления групп+ презентация 5 слайдов по каждому выступлению)
Стоит солдат на постаменте,
Железный, каменный, немой.
Смерть отобрала жизнь моментом,
Стоит он мраморной стеной.
Солдат тот был меня чуть старше,
Совсем мальчишка, без усов.
А сколько вот таких парнишек
Заснуло на земле сырой.
Они нас с вами защищали,
Наш мир, спокойствие и сон.
И тот солдат на постаменте-
Мой прадед, вечно молодой.
Это стихотворение, написанное нашим школьником – о подвиге тех мальчишек и девчонок в далекие годы Великой Отечественной.
Следующее задание – распределить в два столбика пионеров-героев и героев ДНР. У вас останется всего лишь одна фамилия. Ваша задача – назвать мне ее. (Володя Дубинин, Захарченко Александр, Саша Чекалин, Стрелков Игорь, Боря Цариков, Виктор Чукарин, Петя Клыпа, Кононов Владимир, Валя Котик, Павлов Арсений, Зина Портнова, Панфилова Екатерина, Леня Голиков, Толстых Михаил, Марат Казей, Крупин Алексей, Кобзон Иосиф ).
(Ребята выполняют задание и называют имя и фамилию)
Ответ: Чукарин Виктор
Ребята, прежде чем выполнять следующее задание предлагаю вам вспомнить, кто такой Виктор Иванович Чукарин, чем он известен, в чем его подвиг, чем он связан с нами.
Давайте посмотрим видеофрагмент из ролика, который снимали наши старшеклассники, команда «Влюбленные в волейбол» для участия во Всероссийском конкурсе «Смотри, это- Россия»
(просмотр фрагмента о В.Чукарине)
Ответьте на мои вопросы.
- Кто такой Виктор Чукарин? Он -первый советский абсолютный чемпион Олимпийских игр, абсолютный олимпийский чемпион 1952 и 1956, абсолютный чемпион мира 1954, абсолютный чемпиону СССР 1949, 1950, 1951, 1952гг.
-Как этот человек связан с нами? Виктор Иванович родился 09.11. 1921 года в нашем селе Красноармейское.
-В чем мужество Виктора Ивановича? Он ушел на фронт добровольцем. Служил артиллеристом-наводчиком в 1044-м полку 289-й дивизии Юго-Западного фронта. Во время военных действий в Полтаве Виктор Чукарин был ранен и взят в плен. За три с половиной года он прошел 17 концлагерей: в Эстонии, Польше, Германии, Бремерферде, Зандбостеле, Бухенвальде.
-А если говорить не о войне, как проявлялось мужество Виктора Ивановича? Вернувшись домой, его даже мама не узнала. Он весил всего лишь 40 кг. Но ежедневными многочасовыми тренировками смог добиться отличных результатов. Скромен, доброжелателен, требователен к себе.
Отлично.
Ребята, вы сейчас работаете в группах и выполняете следующее задание: за 2 минуты подготовьте рассказ-защиту вашей темы:
Кто такой В.Чукарин?
Война в жизни Виктора Ивановича
Спорт и Виктор Чукарин
Почему В. Чукарин – пример мужества и героизма?
Вы можете воспользоваться фотоматериалами для подтверждения своего рассказа.
(выступление команд)
В Донецке состоялась торжественная церемония награждения четырнадцати юных жителей ДНР, совершивших героические поступки, при спасении родных и близких, которые не побоялись отстаивать правду родной земли. Медалями «За мужество в спасении» и Почетными грамотами в торжественной обстановке наградили 13 ребят.
"Есть уникальные дети, которые вытаскивали родных из пожаров, из-под завалов. Этим детям мы вручили медали за мужество в спасении. Таких пять детей. Еще восемь получили награды за отличие в ликвидации чрезвычайных ситуаций", — рассказал журналистам Сергей Щетинин.
Самому младшему награжденных детей 12 лет. Мальчик спас свою мать, оказавшуюся под завалами после попадания снаряда в дом. Он не растерялся и вырыл ямку, чтобы мама могла дышать. Затем позвал соседей на помощь. Двое взрослых мужчин разобрали завалы и извлекли Сережину маму из-под обломков. Благодаря быстрой реакции мальчика его мама осталась жива.
О сколько подвигов на свете.
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима,
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
3 часть. Герои нашего времени
Ребята, мы подошли к третьей части нашего классного часа. Послушайте, пожалуйста, отрывки из работ нашего ученика под названием «Войны в Донбассе больше нет… Недетские воспоминания о мужестве и героизме…» Семенова Константина и «Два Ивана» Зименко Ивана
(второе сочинение сопровождается рассказом о медалях Зименко И.Т.)
( Приложение 1)
Ребята, похожи эти два отрывка? (Да)
Чем похожи? (Тема войны, мужества, защита своей Родины от врагов, патриотизм)
Не могу сейчас не вспомнить всех тех, кто защищает нашу Родину в данный момент, денно и нощно жертвуя своими жизнями и даже не задумываясь, стараются приблизить победу.
Ребята, я начну, а вы мне помогите. Давайте вспомним ваших родных и близких, друзей и родственников, наших выпускников.
(Учитель начинает, а ребята, родители, учителя и военные продолжают называть имена и фамилии участников СВО нашего села и ближайших сел)
К огромному сожалению, многие наши защитники сложили свои головы, защищая нас и нашу свободу.
Объявляется минута молчания в память всех павших в годы Великой Отечественной, в мирное время и сейчас, в период борьбы нашего народа с восставшим фашизмом.
(минута молчания)
Ребята, скажите мне, пожалуйста, в это тяжелое военное время, какие наши поступки можно назвать мужественными (развлечь малышей в подвале во время обстрела..)
Можем ли мы помочь нашим защитникам? Как?
(написать письма, собрать теплые вещи, вкусности, пригласить на мероприятие)
III. Рефлексия.
Ребята, свои выступления, защиты и презентации вы сопровождали фотографиями, вырезками, коллажами, которые мы оформили в плакаты нашим гостям, военным. Но, как вы заметили на плакатах еще осталось место для чего-то. Как вы думаете для чего? Конечно же, для ваших сенканов.
Мы сегодня с вами говорили о настоящих поступках многих людей; разбирали, что такое «мужество», «героизм»; смотрели и слушали отрывки из творческих работ наших выпускников и слушали авторские стихотворения наших учеников и выпускников. Самое время подвести черту и написать сенкан. Вспомним, что это такое и как они составляются.
(ответы детей)
А теперь главное. Тема сенкана- тема вашей группы: Мужество, Героизм, Поступок, Подвиг.
(Дети в группах пишут сенканы, озвучивают их, приклеивают на плакаты)
Уважаемые гости! Нам бы очень хотелось вручить вам наши плакаты- ваши совместные труды на нашем мероприятии с пожеланиями скорейшей победы. А еще и письма, которые детки написали вам и небольшие сладкие и теплые подарки.
А закончить наш классный час хочу авторским стихотворением Макаренко Евгении, нашей выпускницы:
(ребята красиво становятся полукругом и по 2 линии читают наизусть строки стихотворения)
Мне надоело видеть дырки от снарядов.
Мне надоело ночью слышать залпы градов.
Мне надоело видеть алые закаты
И вспоминать те траурные даты.
Мне надоело прятаться, бежать в подвал,
А ведь когда-то, в 45-м, Мир торжествовал.
Мне надоело плакать и бояться,
Ведь мне кошмары о войне ночами снятся.
Мне надоело видеть маленьких детей,
Которые лишились и отцов, и матерей.
Мне надоело видеть слезы,
Но, к сожаленью, это только грезы.
Я ничего поделать с этим не могу.
И даже, если очень сильно захочу,
Хотела б на минуту стать я Богом,
Чтоб очень тихо, вовсе ненароком,
Всех помирить и сделать мир добрее,
Чтоб небо стало чуточку светлее.
Я понимаю, погибших к жизни не вернуть,
А время… Время вспять не повернуть.
Но можно прекратить эту войну,
Чтобы спасти уставшую страну.
А у людей, пусть будет счастье внеземное,
Если Донбасс оставят, вдруг, в покое.
Приложение 1.
«Войны в Донбассе больше нет… Недетские воспоминания о мужестве и героизме…»
Семенов Константин
Меня зовут Константин, а друзья называют просто Костик или Костян. Мне почти 14 лет. Я – обычный тинейджер, который любит гонять в футбол, заниматься вёркаутом или слушать современную музыку.
Но, несмотря на то, что я живу в ХХI веке, веке информационных технологий, космических путешествий, фантастических открытий и немыслимых научных прорывов, я точно знаю, что такое война. Ужасная и несправедливая, жестокая и кровопролитная, варварская и примитивная война. Да, война… Война со свистом пуль и разрывом снарядов, с постоянными обстрелами и автоматными очередями. Война со слезами и страхом, болью и отчаянием, потерями и смертями.
Я живу на Донбассе. К огромному сожалению, для нас, жителей Донбасса, мирное время закончилось весною 2014 года. Поначалу, лично мне, все очень нравилось: мы делали крутые селфи в окопах, подвалах, нас могли прокатить на танке или БМП. Все было похоже на суперсовременную навороченную компьютерную игру, даже круче, чем «World of Tanks» или «Warface». Но я иногда замечал беспокойство моих родителей и видел тревогу за нас с братом в грустных глазах моей мамы. Она теперь не отпускала нас самих на стадион, а обязательно ехала с нами. Каждый вечер, ложась спать, мы обязательно собирали «дежурный чемоданчик»: теплые вещи, лекарства, документы и несли его в подвал (на всякий случай, не дай Бог!). Если раньше нас мама только крестила перед сном, то теперь мы не ложились спать без молитвы. Я уже привык делать уроки при свечке и рассказывать младшему брату интересную сказку, когда начиналась «дискотека» (так мы начали называть очередной обстрел), даже если тебе самому было очень страшно и предательски тряслись руки.
Но в конце лета 2015 года эта занимательная квази-игра закончилась. Все произошло неожиданно, ближе к полуночи, когда многие люди мирно спали. Была душная безветренная летняя ночь. Кто-то устроился на ночь в саду или во дворе, у всех окна и двери были открыты настежь. Неожиданный залп « Града», разорвал ночную тишину. (Я не знаю, что такое цунами, но мне показалось, что нас накрыла громадная волна на бешеной скорости). Все, что я слышал – крик моего младшего братика и звон падающего стекла. Как оказалось, два снаряда упали возле моей родной школы, и практически все стекла мгновенно выпали от ударной волны. Потом, беседуя с друзьями и одноклассниками, мне многие говорили, что по всему селу слышали этот зловещий звук бьющегося стекла. Он до сих пор звучит у меня в ушах, когда начинается очередная «дискотека».
К счастью, никто не пострадал той злополучной ночью, хотя были и прямые попадания в несколько домов, и пожар на ферме, который люди тушили, несмотря на продолжавшийся обстрел.
На следующее утро, в субботу, в выходной день, все: работники школы, ученики с родителями, выпускники и просто неравнодушные жители, пришли в нашу школу убирать последствия артобстрела. Эти битые стекла были везде: и внутри здания школы, и на траве, на асфальте, в шкафах, на книгах, под партами. Осколки хрустели под ногами, как снег в сильный мороз.
Мы, конечно же, могли забрать документы и уехать учиться в другую школу (куда-то подальше в тыл), но как я мог бросить своих лучших друзей, моих одноклассников? Я не мог так поступить ни со своей родной школой, ни со своим любимым классом. Моя совесть мне этого бы никогда не позволила!
К тому же, окна нашей классной комнаты, выходящие в школьный двор, куда и упал второй снаряд – единственные уцелевшие: ни трещинки, ни царапинки. А в других классах даже рам целых не осталось, не говоря уже о стеклах. Это был хороший знак, как для меня, так и для моих одноклассников, что все будет хорошо. А может, нас оберегает икона, которой нас благословили родители, когда мы шли в первый класс? Скорее всего, да!
Благодаря нечеловеческим стараниям взрослых, наша школа снова заработала: восстановили повреждения в школе, нашли и вставили стекла, вернулись дети, ушедшие в другие школы. Мы уже так привыкли к войне, что можем безошибочно определить, из какого вида орудий стреляют, куда падает (Коминтерново, Октябрь или окраины нашего села). Мы спокойно идем в школу, играем в футбол и катаемся на велосипедах под звуки канонады.
И, сами того не замечая, мы как-то сдружились с парнями- ополченцами. Один из них, Андрей, особенно запал в душу. Играя в футбол или волейбол, он всегда был в нашей команде, возможно, так получалось. Он каждый день нас тренировал, когда мы готовились на « Зарницу» и «А, ну-ка, парни!». Андрей все всегда объяснял спокойно, с улыбкой, хотя был старше нас всего на 6 лет. Он стал нам старшим братом. Я помню, как мы на квесте, посвященном Дню святого Валентина, носились по школе, а он был в первых рядах и очень нам помог. Мы даже победили в номинации « Самый дружный класс». Он был таким, как мы, был одним из нас. Но, он оказался там, где его не должно было быть, и всего один маленький осколок оборвал его жизнь. Все, что мы знаем о нем, что он не местный, приехал из Донецка. В нашей памяти навсегда останется его улыбка и спокойный уверенный голос. Я спросил родителей: « Так же несправедливо! Почему он? Ему всего – 20!», на что мне мама сказала, что такие люди и Богу очень нужны. Вот так.
Мне так хочется проснуться однажды утром и услышать, что войны на Донбассе больше нет, что можно спокойно засыпать, не беспокоясь, что будет ночью, спокойно учиться в школе, не прислушиваясь к странным звукам, похожим на обстрел.
Здравствуй, мой родной прадедушка Ваня!
Пишет тебе твой старший правнук. Меня тоже зовут Ваней, так что мы с тобою – тезки. Мне 17 лет. С папой, мамой и меньшим братиком мы живет в том самом доме, который построил твой отец – Тарас Иванович, где ты родился и ушел в мир иной.
Ты знаешь, мне очень жаль, что ты не застал ни моего рождения, ни даже рождения моего папы, твоего единственного внука.
Я знаю о тебе много из рассказов моей прабабушки и твоей супруги, Лидии Николаевны. Говорят, я очень на тебя похож!
Мне бы хотелось повернуть стрелки часов назад и вернуть лето 1943 года. Ты тогда пошел на фронт и, в первом же сражении на реке Молочной, был серьезно ранен. А может мы бы с тобой немного поменяли историю? Чтобы ты прошел ту страшную битву без ранения?
Может, мы шепнем командиру, чтобы там, в Чехословакии, когда ты шел в разведку, лучше бы взял другого, не тебя. Вдруг тебя там ранят или возьмут в плен?
А вот тогда в боях за освобождение Кенигсберга, когда немецкие пули свистели над головой, и победа была так близка, попасть в тыл на пару дней? Или проведать таких родных, но таких далеких родителей?
Но, нет! Что я такое говорю! Не нужно ничего менять! Ты поступал именно так, как должен был. И я тебе за это благодарен. Ты честно выполнял свой долг - защищал свою семью и Родину от врага. В той долгожданной Победе 1945 года и твой огромный вклад. Я так горжусь тобой!
Мне бы тоже хотелось написать пару строк о себе. Ты знаешь, мне тоже нравится военное дело. Я думаю, что это – самая мужская профессия.
А еще я очень люблю смотреть фильмы. Особенно мне по душе военные фильмы. Вот читать о ней книги, как-то не очень, хотя без пару страниц на ночь, я не засыпаю. В современных фильмах война, как большое приключение. Единственное, что меня расстраивает в них и напоминает о реальности – гибель главных любимых героев, как правило.
Ты знаешь, прадедушка, чень хорошим фильмом в воспитательном значении, по моему мнению, является « Мы из будущего». Четверка друзей: мажор, скинхед, хиппи и «ботан» - разыскивают и раскапывают могилы погибших в Великой Отечественной солдат только затем, чтобы их разграбить. Мало того, они еще и кощунствуют! И только лишь испытав на своей шкуре, что такое война, побывав в самом ее пекле, они кардинально изменили свое мнение о тех событиях и свое отношение к ней. Да, им тогда было не до шуток!
Прадедушка, ты, наверное, согласишься, что все это нужно - не мертвым! Это надо – живым! Эту самую память мы должны беречь, как зеницу ока, хранить, как святыню.
Хотел бы я иметь машину времени! Как только кто-то начинает забывать об ужасах 41-45 годов, их нужно немедленно отправить в блокадный Ленинград, когда уже были съедены и кошки, и собаки; в пылающую Хатынь, стонущую и плачущую детскими голосами, а может, под Сталинград или в Освенцим…
Я твердо уверен, мой дорогой прадедушка, что пыл такого смельчака сразу поутихнет, и он, по крайней мере, призадумается. Как ты думаешь?
А вообще, если честно, я считаю, что все погибшие в той страшной войне, вернулись к нам. Кто-то – в цветочке, кто-то – в птичке, кто-то – в карапузе-малыше. Они безмолвно наблюдают за нами со стороны – достойны ли мы их самоотверженной жертвы, их героического подвига?
Поймем ли мы, что память о той войне нужна, прежде всего, нам – ныне живущим. Что самое дорогое и ценное– жизнь человеческая. Та жизнь, которую они тогда подарили нам!!
Дорогой мой прадедушка, я так хочу быть твоим достойным правнуком. Мне есть, кем гордиться и с кого брать пример!!
С чувством огромной благодарности и признательности
твой правнук, Зименко Иван.