Конспект урока литературы в 6 классе «В жизни всегда есть место подвигам»

7
0
Материал опубликован 7 May 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

«В жизни всегда есть место подвигам» (на примере анализа рассказа И.А. Бунина «Лапти»)

(6 класс)

/data/files/b1525701446.pptx (Бунин - Лапти)

/data/files/m1525701425.mp3 (Иван Бунин-Лапти_2)

/data/files/g1525701409.mp3 (Иван Бунин - Лапти_1)

/data/files/r1525701388.mp3 (Большой симфонический оркестр, В.Федосеев - Г.Свиридов - Ром)

/data/files/h1525701361.mp3 (Gilda Buttà - Black and White)

/data/files/s1525701322.gif (0x0)

Тип урока:. урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока: урок смешанного типа.

Методы: эвристический, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая (6 класс – 3 часа литературы в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 200 с., в соответствии с требованиями ФГОС общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

УМК: учебник «Литература. 6 класс». Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, Москва «Русское слово - учебник», 2012 г.

Цель урока: формировать читательскую компетенцию через тренинг в определении проблемы, идеи, находящих отражение в подвиге героя рассказа И.А. Бунина «Лапти».

Задачи урока:

Образовательные:

обучение элементам анализа рассказа;

обучение нахождению художественных деталей, средств художественной выразительности;

выявить лексическое значение слова «подвиг».

Развивающие:

развитие логики;

развитие умение анализировать прочитанное;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

развитие речи;

развитие читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать тему и цель урока;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание милосердия, доброты, умения сострадать;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

использование ЭОР;

личные ПК или смартфоны детей;

рабочий лист;

Структура урока:

Самоопределение деятельности.

Постановка учебной проблемы.

Актуализация опорных знаний.

Открытие новых знаний и первичное закрепление.

Физ. минутка.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Используемые Интернет-ресурсы:

https://slovar.cc/rus/ushakov/432103.html

Технологическая карта конструирования урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

I. Самоопределение деятельности.

1 минута

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Максим Горький, русский писатель, прозаик, драматург, в одном из своих произведений однажды выразил такую мысль: «В жизни всегда есть место подвигу». Как Вы понимаете данную фразу?

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Делятся с друг другом личным опытом, ведут диалог с учителем.

Настрой на изучение нового материала.

II. Постановка учебной проблемы.

3 минуты

Обеспечение осознанного восприятия темы.

Учитель: А что такое подвиг? (Заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Я очень рада, что столько много у Вас различных вариантов толкования, каждое из них дополняет другое. Но чтобы уточнить значение этого слова, давайте обратимся к толкованию слова «подвиг», предложенному в Толковом словаре русского языка Ушакова. Для этого, чтобы это сделать Вам нужно воспользоваться QR кодом, представленном в карточке, лежащей на вашей парте /интерактивной доске (считать его с помощью устройства). Название точки доступа и пароль к wi-fi представлены на слайде. Если приложение у Вас не установлено или вдруг считать код не получится по каким-то техническим причинам, не переживайте, мы только учимся пользоваться современными технологиями, Вам чуть позже будет представлена выдержка из словаря, а пока в тетради попытаетесь подобрать как можно больше синонимов (помним, что это такое?) к слову «подвиг».

Прочтите, что такое подвиг.

Вы очень близки в истине, потому что в рассказе, и в самом деле, речь пойдет о человеке, который совершил подвиг.

Учитель: Ребята, а теперь скажите, исходя из того, что мы у Вами успели обсудить в начале урока, какой будет тема нашего занятия? (Формулировки обучающихся).

Учитель: Запишем тему занятия в тетрадь. «В жизни всегда есть место подвигам». Рассказ И.А. Бунина «Лапти».

Учитель: А какой будет цель нашего урока? Соотнесите тему урока и Ваши размышления о рассказе, его сюжете, содержании.

Обучающиеся дают толкования неизвестным словам, определяют тему и цель урока.

- Рассмотреть, чей и какой подвиг показан в произведении. Выявить его роль в понимании проблемы и идеи произведения

Записи в тетради. Усвоение значений новых слов.

III. Актуализация опорных знаний.

3 минут

Актуализация знаний учащихся

Учитель: Давайте откроем страницу ___ и прочитаем, как Иван Алексеевич Бунин назвал своё произведение?

Предположите, о чём будет это произведение. (Высказывания детей).

Учитель: Что такое лапти? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

- Обратимся к картинам: вот так выглядела эта обувь.

- Кто ходил в лаптях?

О ком и о чём пойдёт речь?

Учитель: Вы очень близки в истине, потому что в рассказе, и в самом деле, речь пойдет о человеке, который совершил подвиг.

 

Обучающиеся рассматривают картины, прогнозируют, о чем пойдет речь в рассматриваемом произведении.

- Лапти.

- Обувь из дерева.

- Крестьяне.

- Болен.

- Мать.

- Это крестьянин.

- Крестьянин.


 

Записи в тетради. Усвоение значений новых слов.

III. Открытие новых знаний и первичное закрепление.

13 минут

 

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися темы.

Учитель: Займемся чтением и анализом рассказа. Кто желает начать? Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова.


 

«Чтение вслух с остановками».

ЛАПТИ

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок.

И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходив­шая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами,—от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?

-В какое время года происходит действие рассказа?

-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?

-Что просит больной ребёнок?

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

-Почему мать одна переживает за сына?

Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

-Что имеет ввиду автор под словосочетанием «в такую страсть»?

-Давайте предположим, кто станет помогать матери?

Стукнуло в прихожей,— Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной све­жестью, приотворил дверь, заглянул:

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

— Лапти? Что за лапти такие?

— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...

Мотнул шапкой, задумался.

Шапка, борода, старый полушу­бок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

-С какими героями вы познакомились?

-Кто такой Нефед?

- Каким вы его себе представляете? Чтобы ответить на этот вопрос составим кластер-описание героя.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Когда мы рассматриваем образ какого-то героя, на что мы обращаем внимание? На одежду,... Продолжите ряд. (На одежду, внешность, особенности речи, черты характера). (устное словесное рисование).

Почему мать мальчика называет его Нефедушка?

-Почему он интересуется состоянием мальчика?

-Что заставило героя задуматься?

-О чем он мог задуматься?

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добы­вать.

— Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.

— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где же в такой ужас дойти!

Еще подумал.

— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

-Чем опасно то решение, которое принял Нефед? Чего он не учел?

-Почему он не подумал об этом?

И, приотворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, на­тянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой под­пояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было.

Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыден­кой в такую пору не вернешься.

Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страш­нее.

-Что взял с собой Нефёд? Для чего?

-Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

-Переживали ли домашние о Нефёде?

-Почему Нефед не вернулся, что с ним могло случиться?

-Читаем дальше.

Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, неска­занно великолепными и грозными видениями.

-Есть ли надежда на улучшение состояния мальчика?

А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

— Господи, помоги! Господи, защити!

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

-Почему стук в окно был «зловещим»?

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,— белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда.

Мужики ехали из города, сами всю ночь плу­тали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили про­падать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в вален­ках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, зна­комый человек...

-Что произошло? Как мужики нашли Нефеда?

-Что значит фраза автора «решили пропадать»?

Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хутор­ские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

-Почему спаслись мужики?

-Как вы думаете, сделал ли Нефед то, что пообещал?

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузы­рек с фуксином.

— Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

Учитель: Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

-Чью жизнь спас Нефед?

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

Учитель: В тексте вам встретились непонятные слова. Назовите. Давайте узнаем, что они обозначает, и для этого поработаем с карточкой у Вас на столах. В них вам даны определения и их толкования. Вам нужно соединить каждое определение с нужными толкованиями стрелочками. Работаем в парах.

Фуксин -

это верхняя одежда у крестьян.

Зипун -

это низкие широкие сани с расходящимися врозь от передка боками.

Розвальни -

это прикреплённая к палке верёвка или круглый кожаный ремень.

Кнут -

это время в течение одного дня, одних суток.

Обыдёнка -

это ярко-красная анилиновая краска.

Обучающиеся читают и анализируют текст: работают над созданием кластера, дают толкования неизвестным словам.

Отвечают на вопросы:

- Эпитет – «непроглядная вьюга».

- Больной ребёнок просит красные лапти.

- Возможно, он наблюдал за крестьянскими детьми, хотел стать участником их игр.

- В такую плохую погоду.

-Крестьянин.

- Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, народная простая речь, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.

- Любит, ценит, уважает его.

- Мальчик дорог ему.

-Герой задумывается, не отправиться ли ему в путь за лаптями.

- Герой не учёл того, что на улице страшный мороз, вьюга, что ему скорее всего не дойти, не исполнить задуманное.

- В этот момент он думал только о том, как спасти мальчика, не думал о собственной жизни.

- Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.

- Домашние переживали о Нефёде. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

- Случилось что-то плохое.

Мужики нашли Нефёда случайно, лежащим в снегу.

-Решили пропадать – сдались.

- Мужики спаслись благодаря Нефёду.

- Он выполнил, что обещал.

- Да. Ради жизни мальчика.

- Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

- Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

Записи в тетради. Усвоение значений новых слов. Осмысление текста.

IV. Физминутка.

1 минута

Здоровьесбережение

Звучит композиция Г.В. Свиридова «Метель».

Отложите ручки и тетради, настройтесь на отдых. Закройте глаза и вслушайтесь в музыку. Можно ли сопоставить музыкальную композицию и сюжет рассказа? Почему? Представьте, как Нефёд пробирается сквозь вьюгу ради спасения мальчика. Почувствуйте, было ли ему трудно? Насколько?

Выполняют действия, заданные учителем.

- Музыкальная композиция и сюжет сопоставимы: в рассказе стихия решает жизнь героя, в музыке также создается образ зимней вьюги.

Первичное закрепление знаний, физический и психологический отдых детей, настрой на последующую работу.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала

10 минут

 

Учитель: Обратите внимание, что в тексте ярко представлены два цвета. Какие?

- Что символизируют данные цвета?

Как вы считаете, какие образы и символы рассказа И.А. Бунина «Лапти» можно отнести к данным цветам?

Чтобы ответить на данный вопрос обратитесь к карточкам «Что окрашено в какой цвет?» (Приложение 1). Вам нужно распределить слова в нижней части карточки на две группы на основе цветовых ассоциаций. В белый круг вписать слова, которые ассоциируются, соотносятся в вашем представлении с белым цветом, в красный – ассоциирующиеся с красным цветом.

А пока вы работаете, прозвучит мелодия «Black and White», написанная Гильдой Бата (звучит музыка).

Работа в парах

-Что у вас получилось?

 

 

Обучающиеся работают с символикой цвета, находят в тексте слова и выражения, ассоциирующиеся с тем или иным цветом.

- Красный и белый.

- Белый цвет – это добро, любовь. На стороне добра в рассказе находятся мать ребёнка, её молитва, Нефёд.

С другой стороны, белый цвет символизирует «Непроглядная вьюга», «страшные снега», «бездна снежного урагана и мрака» создают ощущение безысходности, это разбушевавшиеся тёмные силы.

Красный цвет становится символом борьбы добра и зла, символом ПОДВИГА.

Запись в тетради, карточках.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

4 минут

 

Самостоятельный анализ и оценка результатов своей учебной деятельности на уроке.

Учитель: А теперь подведем итог нашей работы. На доске вы видите слово, которое красной нитью прошло сквозь наш урок. Это слово «подвиг». Сейчас я предлагаю всем желающим выйти к доске и записать к каждой буке слово-ассоциацию к данному понятию. Например, П-путь, помощь и т.д. Тем, кто стесняется выходить к доске, можно выполнить это же задание в тетради.

Учитель: Очень много ценных ассоциаций у Вас возникло, и это чудесно, это Ваш опыт, который пригодится Вам при выполнении домашнего задания.

Обучающиеся обмениваются личным опытом, высказывают свои ассоциации, связанные со словом «подвиг» в контексте рассматриваемого произведения.

Акрослово на доске или рабочем листе.

Самоконтроль (оценка).

VII. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

5 минут

Индивидуальная работа.

- Домашнее задание дифференцировано. Вы можете:

1) Подготовить пересказ произведения.

2)Подобрать и выписать в тетрадь 5 пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. о подвиге.

3) Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам»

(д/з на экране).

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Домашняя работа, выполненная в тетради.

Список использованной литературы

Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 10 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 300 с.

Уроки литературы. 6 класс: методическое пособие. – Ф.Е. Соловьева. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 317 с.

Используемые Интернет-ресурсы:

https://slovar.cc/rus/ushakov/432103.html

Приложение 1

Предварительный просмотр презентации

ПОДВИГ - это а) Важное по своему значению деяние. б) Действие, совершенное в трудных, опасных условиях. в) Самоотверженный, героический поступок. Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Н.П. Богданов-Бельский. Девочка. 1920 г. Н.П. Богданов-Бельский. Крестьянский мальчик в лесу. 1910 г.

«В жизни всегда есть место подвигам». Рассказ И.А. Бунина «Лапти».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.