12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алла Трепетун166
4

Урок на тему «А.С. Пушкин поэма "Медный всадник": образ Евгения в поэме» (9 класс)

9 класс, литература

Тема: А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»: образ Евгения в поэме.

Цели: образовательные

обучить учащихся анализу лиро-эпического произведения;

показать два лика Петербурга в поэме;

показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”

развивающие

формировать у учащихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа

работа с учебными понятиями:

поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;

работа с метапредметными понятиями:

милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, книга

«А. С. Пушкин. Избранное».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: беседа, слово учителя, постановка проблемных вопросов.

Формы работы с учащимисяиндивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

1.Рассказ учащихся об истории создания поэмы «Медный всадник».

2. Определение жанра.

- Что такое поэма? Повесть?

- К какому жанру отнес А. С. Пушкин «Медный всадник»? Почему? (это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого).

- Как расшифровывается с латыни название города? (В названии присутствует и латынь - "санкт" (sanctus - священный), и греческий - "Пётр" (petra - камень), и немецкий - "бург", (Burg - крепость).

-На какие композиционные части его можно разделить вступление?

(1 – история строительства города; 2 – гимн городу от лица поэта; 3 - пожелания городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 – финал, в котором пафос величия сменяется повествованием об «ужасной поре»).

Объявление темы и цели урока.

Основная часть урока.

1. Беседа с элементами анализа текста и выборочного чтения «Вступления»:

- Кто главный герой вступления?

- В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга?

- К чему привели преобразования Петра? Стало ли лучше жить человеку?

- Назовите других героев произведения?

- Кто такой «маленький человек»?

- Назовите прочитанные произведения, в которых мы встречаем образы «маленьких людей»? (А. Пушкин. «Станционный смотритель». Н. В.Гоголь. «Шинель»).

-Назовите героев этих произведений? ( Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин).

-Назовите основные приемы создания образа «маленького человека»?

( Портрет, монолог, поступки героя, авторские детали, интонации, повествования, интерьер, пейзаж…).

2.Осмысление конфликта произведения.

- Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию ее основного конфликта – истории и личности.

Работа со словарем (найти определение конфликта).

Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

Однозначен ли конфликт в произведении «Медный всадник»?

( Конфликт в поэме разветвлен, сложен. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.)

3. Анализ основной части поэмы. Работа с таблицей «Образ главного героя поэмы»(заполнение правой стороны таблицы).

п\п

 

 

1

Имя героя

Евгений (благородный, знатный)

2

Фамилия

Нет

(«…хотя в минувши времена оно, быть может, и блистало…»)

 

3

Возраст

«Но что ж, я молод и здоров»

4

Где живёт

В Коломне – бедном районе

5

Род занятий

Где-то служит мелким чиновником

6

Положение в обществе

«Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег»

 

7

Семья (любовь в жизни героя)

«…местечко получу, Параше препоручу семейство наше и воспитание ребят… »
 

8

К чему стремится? О чём мечтает?

К личному счастью. «…что мог бы бог ему прибавить ума и денег».
Мечтает жениться, завести детей, прожить всю жизнь и умереть в один день:

«Но что ж, я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов,

Пройдет, быть может, год-другой —

Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят...

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба

И внуки нас похоронят...»

9

Почему несчастен?

Его любимая Параша осталась в ветхом домике

10

Что с ним произошло?

Стал безумным, захохотал. «И, полон сумрачной заботы, всё ходит, ходит он кругом, толкует громко сам с собою…»

 

11

Кого Евгений считает виновным в том, что с ним случилось

Петра I

12

Жизнь Евгения после трагедии

«Ужасных дум безмолвно полон, он скитался». Недели, и месяцы, бедный Евгений бродил по улицам. Он «…спал на пристани; питался в окошко поданным куском…», «И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек. Ни то ни сё, ни житель света, ни призрак мёртвый…».

 

13

Что случилось с «маленьким человеком»?

«Нашли безумца моего,

И тут же хладный труп его

Похоронили ради Бога» (как угодно Богу)

14

Отношение автора к герою

1.Пушкин в начале поэмы намекает, что Евгений – человек незначительный. Он даже не даёт себе труда придумать новое имя, а просто берёт то, с которым «…перо к тому же дружно. Прозванья нам его не нужно…». 

2.После перенесённых потрясений герой вызывает чувство жалости у автора: «…но бедный, бедный мой Евгений…».
 


 

Как зовут главного героя поэмы? Какая у него фамилия?

Как автор объясняет выбор этого имени?

Чем занимается наш герой? Как автор относится к образу жизни Евгения?

Какое положение занимает в обществе? Какова причина появления в обществе таких «маленьких людей»?

Опишите образ такого «маленького человека» («Ма́ленький челове́к»  — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением  реализма, то есть в  20-30 годах XIX века . Это человек невысокого социального положения и происхождения , не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый , никому не делающий зла, безобидный. Кроме того, мир его духовной жизни беден, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Это самый обыкновенный человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки).

Прочитайте, к чему стремится Евгений? О чём мечтает?

4. Работа с текстом с элементами дискуссии. Выборочное чтение картины наводнения.

К чему привели преобразования Петра I?

Кто больше всего пострадал?

С помощью каких средств выразительности автор описывает страшную картину стихии?

Где во время стихии был Евгений?

О чём или о ком он думал?

Что делает герой, когда Нева вернулась в свои берега?

Какой мифологический сюжет использует автор для описания пути Евгения на другой берег? (сюжет об Орфее и Эвридике)

Чем закончились поиски Евгения?

Как он меняется? Почему?

Какова дальнейшая судьба города и Евгения?

Кого Евгений считает виновным в своих бедах? Что произошло с героем спустя год после наводнения? Кого он встретил и какой необычный поступок совершил? и ничтожным?

В чем равновеликие? (В художественном воплощении, в эстетическом и нравственном содержании образов, созданных великим поэтом-гуманистом).

А как автор относится к своему герою?


 

Рефлексия.

Итоги урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Подготовить сообщения искусствоведов о памятнике Петру I Фальконе.

Найти сходства и различия в характеристиках образов  Петра I и Медного всадника.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.