Урок на тему «А.С. Пушкин поэма "Медный всадник": образ Евгения в поэме» (9 класс)
9 класс, литература
Тема: А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»: образ Евгения в поэме.
Цели: образовательные
обучить учащихся анализу лиро-эпического произведения;
показать два лика Петербурга в поэме;
показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”
развивающие
формировать у учащихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа
работа с учебными понятиями:
поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;
работа с метапредметными понятиями:
милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, книга
«А. С. Пушкин. Избранное».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: беседа, слово учителя, постановка проблемных вопросов.
Формы работы с учащимися: индивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
1.Рассказ учащихся об истории создания поэмы «Медный всадник».
2. Определение жанра.
- Что такое поэма? Повесть?
- К какому жанру отнес А. С. Пушкин «Медный всадник»? Почему? (это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого).
- Как расшифровывается с латыни название города? (В названии присутствует и латынь - "санкт" (sanctus - священный), и греческий - "Пётр" (petra - камень), и немецкий - "бург", (Burg - крепость).
-На какие композиционные части его можно разделить вступление?
(1 – история строительства города; 2 – гимн городу от лица поэта; 3 - пожелания городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 – финал, в котором пафос величия сменяется повествованием об «ужасной поре»).
Объявление темы и цели урока.
Основная часть урока.
1. Беседа с элементами анализа текста и выборочного чтения «Вступления»:
- Кто главный герой вступления?
- В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга?
- К чему привели преобразования Петра? Стало ли лучше жить человеку?
- Назовите других героев произведения?
- Кто такой «маленький человек»?
- Назовите прочитанные произведения, в которых мы встречаем образы «маленьких людей»? (А. Пушкин. «Станционный смотритель». Н. В.Гоголь. «Шинель»).
-Назовите героев этих произведений? ( Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин).
-Назовите основные приемы создания образа «маленького человека»?
( Портрет, монолог, поступки героя, авторские детали, интонации, повествования, интерьер, пейзаж…).
2.Осмысление конфликта произведения.
- Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию ее основного конфликта – истории и личности.
Работа со словарем (найти определение конфликта).
Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.
Однозначен ли конфликт в произведении «Медный всадник»?
( Конфликт в поэме разветвлен, сложен. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.)
3. Анализ основной части поэмы. Работа с таблицей «Образ главного героя поэмы»(заполнение правой стороны таблицы).
№ п\п |
|
|
1 |
Имя героя |
Евгений (благородный, знатный) |
2 |
Фамилия |
Нет («…хотя в минувши времена оно, быть может, и блистало…»)
|
3 |
Возраст |
«Но что ж, я молод и здоров» |
4 |
Где живёт |
В Коломне – бедном районе |
5 |
Род занятий |
Где-то служит мелким чиновником |
6 |
Положение в обществе |
«Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь; Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег»
|
7 |
Семья (любовь в жизни героя) |
«…местечко получу, Параше препоручу семейство наше и воспитание ребят… » |
8 |
К чему стремится? О чём мечтает? |
К личному счастью. «…что мог бы бог ему прибавить ума и денег». «Но что ж, я молод и здоров, Трудиться день и ночь готов, Пройдет, быть может, год-другой — Местечко получу, Параше Препоручу семейство наше И воспитание ребят... И станем жить, и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба И внуки нас похоронят...» |
9 |
Почему несчастен? |
Его любимая Параша осталась в ветхом домике |
10 |
Что с ним произошло? |
Стал безумным, захохотал. «И, полон сумрачной заботы, всё ходит, ходит он кругом, толкует громко сам с собою…»
|
11 |
Кого Евгений считает виновным в том, что с ним случилось |
Петра I |
12 |
Жизнь Евгения после трагедии |
«Ужасных дум безмолвно полон, он скитался». Недели, и месяцы, бедный Евгений бродил по улицам. Он «…спал на пристани; питался в окошко поданным куском…», «И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек. Ни то ни сё, ни житель света, ни призрак мёртвый…».
|
13 |
Что случилось с «маленьким человеком»? |
«Нашли безумца моего, И тут же хладный труп его Похоронили ради Бога» (как угодно Богу) |
14 |
Отношение автора к герою |
1.Пушкин в начале поэмы намекает, что Евгений – человек незначительный. Он даже не даёт себе труда придумать новое имя, а просто берёт то, с которым «…перо к тому же дружно. Прозванья нам его не нужно…». 2.После перенесённых потрясений герой вызывает чувство жалости у автора: «…но бедный, бедный мой Евгений…». |
Как зовут главного героя поэмы? Какая у него фамилия?
Как автор объясняет выбор этого имени?
Чем занимается наш герой? Как автор относится к образу жизни Евгения?
Какое положение занимает в обществе? Какова причина появления в обществе таких «маленьких людей»?
Опишите образ такого «маленького человека» («Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века . Это человек невысокого социального положения и происхождения , не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый , никому не делающий зла, безобидный. Кроме того, мир его духовной жизни беден, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Это самый обыкновенный человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки).
Прочитайте, к чему стремится Евгений? О чём мечтает?
4. Работа с текстом с элементами дискуссии. Выборочное чтение картины наводнения.
К чему привели преобразования Петра I?
Кто больше всего пострадал?
С помощью каких средств выразительности автор описывает страшную картину стихии?
Где во время стихии был Евгений?
О чём или о ком он думал?
Что делает герой, когда Нева вернулась в свои берега?
Какой мифологический сюжет использует автор для описания пути Евгения на другой берег? (сюжет об Орфее и Эвридике)
Чем закончились поиски Евгения?
Как он меняется? Почему?
Какова дальнейшая судьба города и Евгения?
Кого Евгений считает виновным в своих бедах? Что произошло с героем спустя год после наводнения? Кого он встретил и какой необычный поступок совершил? и ничтожным?
В чем равновеликие? (В художественном воплощении, в эстетическом и нравственном содержании образов, созданных великим поэтом-гуманистом).
А как автор относится к своему герою?
Рефлексия.
Итоги урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Подготовить сообщения искусствоведов о памятнике Петру I Фальконе.
Найти сходства и различия в характеристиках образов Петра I и Медного всадника.