"А война жила в их душах"
"А война жила в их душах"
Исследовательская работа по истории
Выполнена ученицей 11 класса МБОУ "Вилегодская средняя общеобразовательная школа" муниципального образования Вилегодский муниципальный район" Харитоновой Любовь |
Научный руководитель - учитель МБОУ "Вилегодская средняя общеобразовательная школа" муниципального образования Вилегодский муниципальный район" Рахимова Зинаш Зейнелхановна |
Актуальность исследования: 9 мая - день Победы. Эта дата является не только государственным праздником, но и личным событием каждого человека, ведь нет почти ни одной семьи, не опалённой ужасной Войной. В связи с этим мною написана данная исследовательская работа, которая в полной мере предоставит информацию о малоизвестных героях Великой Отечественной Войны. По всей России действительно их очень много. И знать каждого – нереально. Но Вилегодск – моя малая Родина, и здесь тоже есть люди, помнить и знать которых должны земляки.
Цель исследования: анализ военной биографии Непеина Ивана Григорьевича и Ивана Петровича Воронцова.
Объект: Великая Отечественная Война.
Предмет: военная биография И.Г.Непеина и И.П.Воронцова.
Задачи исследования:
1.Проанализировать биографией данных людей
2. Охарактеризовать вклад воинов – вилежан в Победу над фашизмом.
Методы исследования: анализ информации из различных источников и бесед.
ГлаваI. «186 артиллерийский полк».
Непеин Иван Григорьевич родился в 1920 году деревне Дресвянка Вилегодского сельского совета.
В ноябре 1940 году был призван в ряды Красной армии. Учился в полковой школе 186 артиллерийского полка. Здесь ему присвоили звание сержант.
Был командиром орудия. В рядах Красной армии застала Великая Отечественная война. 186 артиллерийский полк был отправлен на фронт, на границу около города Барановичи (Зап. Украина). Здесь и принял Иван Григорьевич свой первый бой. Ввиду большого натиска противника полк был отброшен до Минска.
Целый год отступления. А потом Иван Григорьевич попал в плен. Когда их вели по дороге, охрана была малочисленная, поэтому семи бойцам удалось скрыться вместе с Иваном Григорьевичем. В лесу они попали в диверсионную группу, отряд партизан брянских лесов. В партизанском отряде прошел через брянские и украинские леса.
Немцы рвались к Москве, чтобы занять столицу нашей Родины. Надо было сдержать натиск противника. Это время он был старшим сержантом и командовал разведывательным дивизионом. Цель подрывной дивизионной группы была подрывать железные дороги, мосты, наносить противнику урон в технике и живой силе. Отряд назывался именем Меленкова бригады имени Молотова.
Приходилось отражать натиски Немецких войск, которые старались уничтожить партизан брянских лесов. Они бросили 8 танковых дивизий, много пехотных войск громились с неба и с суши, но сломить советских воинов, которые свято выполняли свой долг перед Родиной, им не удалось. Шел 1942 год. Советские войска подкрепляли свои силы. В декабре 1941 – начале 1942 года Красная армия сгруппировала свои силы и отбросила врага от столицы. В это время партизаны были переброшены Хинельские леса, где и соединились с частями Красной армии.
Иван Григорьевич попал в зенитную батарею 76-мм пушек. Иван Григорьевич в первом бою был тяжело ранен в предплечье правой руки. За этот бой он получил орден «Красной Звезды».
После госпиталя, в котором пролежал 7 месяцев был снова отправлен на фронт, Шел фронтовыми дорогами в составе 47-й ордена Хмельницкого и ордена Суворова знаменитой дивизии. В одном из боёв получил медаль «За Отвагу». Потом участвовал в боях, за взятие горда Кенигсберга, где и получил медаль « За взятие Кенигсберга». Там же получил осколочное ранение в левое плечо. Лечение проходил в медсанбате своей части. Затем был участником при форсировании реки Одер, где и встретил победу над Германией.
В день 9 мая Иван Григорьевич нёс дежурство у зенитных орудий.
Прибежал командир взвода и объявил, что Германия капитулировала.
За Великую Отечественную Войну Иван Григорьевич получил 7 боевых наград: 6 медалей и орден «Красной Звезды».
Иван Григорьевич вернулся домой в 1946 году.За войну он получил 4 ранения, одно из них тяжелое.
Глава II.«Повзрослели они до поры».
Воронцов Иван Петрович [Приложение 1] родился 26 июля 1918 года в крестьянской семье в д.Щербинская. Семья была многодетная. Он–старший сын, значит, помощник по дому, работник и нянька для младших. В школу пошел в 9 лет. Учился хорошо, но закончил только 4 класса, потому что нужно было помогать по хозяйству.
Работал в колхозе, а затем на лесозаготовках. В бригаде были только он, сестра Ольга и отец Пётр. Их называли стахановцами, писали о них в районной газете. Дочь Ивана Петровича помнит пожелтевший снимок, где бородатый дед Петр, отец с топором на плече и юная девушка с пилой – Ольга. Это была первая фотография Ивана Петровича.
Затем от колхоза его отправили на моториста в Шипицино, а в 1939 году он был призван в ряды РККА Вилегодским Райвоенкоматом. Получил звание сержанта, окончил школу погранвойск и стал пулеметчиком.
Пограничная застава, на которой он служил, находилась на реке Прут в старой помещичьей усадьбе. В мае 1941 там развернули летние лагеря школы курсантов. Штаб находился в старом доме. В саду и вокруг усадьбы разбили палатки для курсантов. А за рекой через бинокль можно было наблюдать немецких солдат. В тихую погоду была слышна речь, музыка, рокот моторов.
20 июня командование объявило о начале военных учений, в связи с чем, почти всё вооружение было отправлено в тыл. В училище осталось несколько учебных станковых пулеметов. В ночь с 21 на 22 июня командиры разрешили отложить отбой до 12 часов ночи. Сначала у костров пели песни, а потом во тьме долго дымились красные угольки. Такой в памяти Ивана Петровича осталась эта последняя предвоенная ночь.
В 4 часа начался артобстрел. Пули били прямой наводкой по штабу, по палаткам с курсантами. В этом аду огня и дыма молодой сержант Иван и его друг лейтенант Ковалев приказывали солдатам и курсантам спасаться, укрываться за каменными заборами, окружавшими усадьбу. Взрывы, крики, стоны раненых, дым, огонь. Лейтенант Ковалев, помогавший раненому бойцу добраться до укрытия, подорвался на мине на глазах у Ивана Петровича. «Я, словно в тумане, сгребал в кучку с забора кровавое месиво с обрывками… Всё, что осталось от Ковалева» - вспоминал он.
Потом артобстрел прекратился, немцы решили форсировать реку, но оставшиеся в живых пограничники и курсанты заняли оборону. После нескольких сорвавшихся атак, немцы начали обходить лагерь с флангов. Тогда поступил приказ отступить, чтобы избежать окружения.
Отступали с кровопролитными боями, под ударами артиллерии и авиа налётами. Но всё-таки, некоторые группы оказались в окружении врага. В одной из таких групп был и Иван Петрович. Раненный, с контузией, он вывел оттуда 18 человек, за что был награжден медалью.
Он находился за линией фронта, поэтому его матери написали «пропал без вести». А его подлечили в госпитале и направили в 223 стрелковую дивизию, назначив командиром взвода. Наскоро сформировавшаяся дивизия состояла из плохо обученных солдат, вчерашних школьников, студентов, рабочих. Оружия практически не было: одна винтовка на несколько человек. «Добудете вбою»-обещал майор.Сержант Воронцов возмутился: «Что же вы делаете? Это люди, а не пушечное мясо! Их же убьют в первом бою!»Майор скомандовал Воронцову выйти в тамбур и там, приставив ему к виску наган, пригрозился расстрелять за такие речи.
223 дивизия вступила в бой 2 августа 1941 года, она попала под удар немецкой 14 танковой дивизии, была почти полностью уничтожена, и уже 15 августа в штабе армии в документах было указано «223 и 253 стрелковые дивизии не существуют».
В один из боев, при танковом обстреле, снаряд разорвался слишком близко от Ивана Петровича. Его ранило и засыпало землёй на глазах у однополчан. Все посчитали его погибшим, да и при отступлении не было времени разбираться, поэтому домой пришла похоронка. На самом деле, ночью такой же раненный солдат откопал его, увидев, что земля шевелится. Но это был тыл врага, так 26 августа они попали в плен. Идя, они поддерживали друг друга, т.к. фашисты стреляли в тех, кто не мог идти. До 1943 года он находился в лагере военнопленных в г.Белая Церковь.
Немцы любили порядок, поэтому работа была всегда: починить крышу, укрепить стулья, приходилось даже гробы делать. За это иногда давали горсть картофельных очисток и т.п.Иван Петрович мог передвигаться по лагерю только в сопровождении солдата, но это не помешало ему переносить записки из барака в барак. Готовился побег. Но планы сорвались. Среди заключенных оказался доносчик. Организаторов заговора, в том числе и Ивана, жестоко избили и перевели в другой концлагерь «Дахау» - фабрика смерти.
День и ночь там дымили трубы: сжигали тела убитых, замученных узников. Работали газовые камеры. Тысячи людей умирали от тифа и голода. Время тянулось там мучительно. Постоянно люди находились в ожидании чего-то: толи смерти, толи свободы. Выжить Ивану снова помогли навыки плотника.
В апреле 1945 чувствовался конец войны, но от этого лишь злее становились фашисты, чаще стали слышны бомбежки, и сильней дымились трубы крематориев. 1 мая выживших узников солдаты CC построили в колонну и повели на расстрел. Но на дороге появились американские танки, солдаты, разоружившие СС-овцев. Теперь, бывшие пленные обнимались, плакали, молились.
Иван Григорьевич попал в американский госпиталь. Когда-то крепкий, молодой, парень не мог ходить. Он весил всего 39 кг. В августе 1945 года он был передан советскому командованию. После всех проверок он продолжил службу. Демобилизовался он только весной 1946 года и вернулся на Родину.
После войны устроился работать в детский дом, чтобы помогать осиротевшим детям. Женился на учительнице. У них родилось 4 детей.
О войне рассказывать он не любил, разве, что, когда собирались мужики 9 мая, такие же фронтовики, как и он, и начинали вспоминать те тяжелые годы.
А война жила в нём: на протяжении всей жизни, из рыхлой, изрезанной спины выходили осколки, оставшиеся после взрыва мины.
(Из рассказов дочери Ивана Петровича)
В начале своей исследовательской работы я думала, что это всего лишь информация о почетных людях - моих земляках. На самом же деле, это – истории людей, без которых, возможно не было бы Победы. Наше поколение – последнее поколение, которое сможет вживую, а не по фотографиям увидеть ветеранов. И мы должны действительно понимать, что благодаря таким людям мы имеем свободу, мирное небо над головой, а главное – семью.
Недостаточно просто хорошо владеть фразой «Никто не забыт, ничто не забыто», нужно действительно помнить об этом, хотя бы потому, что мы просто не имеем права забывать о таких вещах!
Возможно информация, найденная мной, предоставлена не в полном объёме, но даже этого хватает, чтоб осознать всю серьёзность данной темы.
1. Материалы из бесед с ветеранами и их родствен
Приложение 1.