Урок окружающего мира в 4 классе «Отечественная война 1812 года. Участие калмыков в этой войне»
«Отечественная война 1812 года. Участие калмыков в этой войне»
4 класс
Тип урока: Усвоение и закрепление новых знаний.
Цель урока:
• познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения;
• способствовать формированию чувства гордости за историческое прошлое России и Калмыкии и благодарности великим людям, служившим России;
• развивать интерес к национальной культуре и искусству.
Задачи:
• Образовательные: рассказать и показать с помощью карты о планах Наполеона; дать представление о героической борьбе российского народа с иноземными захватчиками; объяснить, почему Кутузов стал национальным героем.
• Развивающие: способствовать развитию восприятия, памяти, внимания и сравнения и закрепить навыки работы с текстом и картой.
• Воспитательные: воспитывать патриотические чувства.
Ход урока
«Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
А.С. Пушкин
План
1. Вторжение Наполеона в Россию.
2. Бородинское сражение.
3. Совет в Филях и оставление Москвы.
4. Отступление и гибель «Великой армии».
5. Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года.
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1. Организационный момент. Знакомство с классом
2. Проверка готовности.
3. Создание положительной эмоциональной направленности.
Прозвенел звонок, урок начинается.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
(слайд 1)
4. Знакомство с новым материалом. Вступление в тему.
- Поговорим!
- О чем?
- О том, что интересно.
Сегодня на уроке у нас новые имена и новые исторические личности.
1812 год.
- Кто знает, какое событие произошло в этот год?
Изучение этого события будет главной задачей на уроке.
(слайды 2, 3, 4)
- В 1812 году началась Отечественная война
5. Практика под руководством учителя.
Как вы понимаете выражение «наполеоновские планы», которое можете часто слышать от взрослых?
- Кто такой Наполеон? (слайд 5)
- Рассказ ученика о Наполеоне
6. Работа с картой
Стр. 106.
- В начале XIX века полумиллионная армия Наполеона завоевала почти всю Европу.
- Какие страны были завоеваны?
- Испания, Италия, Рейнский Союз, Австрия
- Наполеон заявил:
«Я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее».
Он провозгласил себя императором, и началась эпоха войн.
7. Работа с текстом «Отечественная война 1812 года»
а) 2 абзац, стр. 106;
б) стр. 106-107;
в) стр. 107-108;
- Когда началась Отечественная война?
- Почему эта война называлась Отечественной?
- Как складывались события в начале войны?
- Кто принял командование войсками?
- Какое значение имело для России Бородинское сражение?
Знакомство с фрагментами панорамы Рубо «Бородинская битва». (слайд 7)
- Наполеон позже признавался: «Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой».
- Почему он так сказал?
Какое знакомое вам произведение было написано в честь Бородинского сражения?
- Стихотворение Бородино получило 2-е рождение во время Великой Отечественной войны (В этом году мы отмечаем 65 лет со дня победы нашей страны над гитлеровской Германией). Зимой 1941 года в один из боев на подступах к Москве боец упал в снег и, истекая кровью, крикнул: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрем те ж под Москвой».
- Какое непростое решение принял Кутузов на совете в Филях?
- Почему он решил оставить Москву?
- Работа по картине Кившенко. «Военный совет в Филях». (слайд 8)
- Какое событие произошло после того, как Наполеон занял Москву?
- Что такое ополчение?
- Какое значение оно имело?
- Какое значение имела победа русского народа?
- Чем закончилась военная компания Наполеона?
- Возвратимся к вопросу «наполеоновские планы», какие они?
- 24 июня 1812 года
- Весь народ поднялся на защиту Отечества.
- Русские войска стали отступать.
Ученик рассказывает о Кутузове.
(слайд 6)
- Впервые Наполеон проиграл сражение.
- Во время сражения обе стороны понесли большие потери: французы – более 50 тыс. человек, русские – свыше 40 тыс.
М. Лермонтов «Бородино». Чтение отрывка
- Оставить Москву.
- Чтобы сохранить армию.
- Пожар.
Чтение отрывка из произведения Пушкина
- Крестьяне создавали партизанские отряды и нападали на французов
- Вызвала подъем освободительного движения в Европе.
- Поражением
Несбыточные планы
8. Обобщение - Имя Кутузова вписано золотыми буквами в книгу истории России. Этот человек был спасителем России. Потомки будут всегда помнить об этом человеке. В канун наполеоновского нашествия вырос на Невском проспекте в Петербурге Казанский собор. (слайд 9)
Построенный по проекту зодчего Воронихина собор стал памятником Отечественной войне 1812 года. Отсюда, из собора, после церковной службы отправился в действующую армию Кутузов. Здесь же в 1813 году был погребен его прах
9. Физминутка
10. Применение национального компонента.
- На борьбу с наполеоновской агрессией поднялись все народы России. В составе ее армии и народного ополчения вместе с русскими сражались бок о бок украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, татары, башкиры, калмыки.
Калмыки выставили 3 полка. (слайд 10)
В каждом из этих полков было по 500 человек. Калмыцкое население внесло в фонд действующей Армии.(слайд 11)
2-м Астраханским полком командовал С. Тюмень. (слайд 12)
- В честь победы над французами Тюмень построил Калмыцкий хурул. (слайд 13)
Он находится в селе Речном в 70-ти км от г. Астрахань. В хуруле хранится знамя полка, пробитое французскими пулями. (слайд 14)
Это священное знамя было вывезено калмыками из Азии в XVII в.
Русские художники Чернецовы сделали 3 рисунка с изображением хурула, Тюменя, простых калмыков.(слайд 15)
Эти рисунки хранятся в Русском музее.
От этой эпохи осталась песня «Сом Хамрта парнцс» - «ут дун» (протяжная песня). (слайд 16)
- Эпоху того времени воссоздают боевое снаряжение и одежда.
Генерал Чаплица писал о военной доблести калмыков. (слайд 17)
Рассказ ученика о С. Тюмене.
Слушание песни «Ут дун».
Ученик исполняет танец воина
11. Обзор книг Иван Борисенко «Калмыки в русском изобразительном искусстве».
Г. Прозрителев «Военное прошлое наших калмыков». (слайд 18)
Выставка книг
12. Итог урока Рефлексия деятельности.
То, что вы услышали и увидели сегодня на этом уроке – это маленькая, но важная страница из истории прошлого русского и калмыцкого народов. В 2009 году мы отмечали славную дату – 400 лет вхождения Калмыкии в состав России.
Подвиги калмыцких полков в войне 1812 года и в заграничном походе русской армии – славные свидетельства совместной борьбы русского, калмыцкого и других народов России против иноземных завоевателей. Так крепла и развивалась дружба калмыков и русских, скрепленная пролитой кровью в защиту Отечества. Эти славные боевые традиции преумножены сынами Калмыкии в битвах за Родину в годы гражданской войны и ВОВ 1941-45 годов.
Много еще нового вы узнаете на других уроках.
- Чем был для вас интересен сегодняшний урок?
- Какие чувства возникли у вас?
А урок я хочу закончить словами великого русского поэта А.С.Пушкина. (слайд 19)
Вы должны гордиться и не забывать своих предков и обязаны подхватить эстафету славного прошлого России и Калмыкии и впредь прославлять свою Родину.
- Узнали много нового об истории нашей Родины.
- Чувство гордости за то, что в России жили такие героические люди.
13. Домашнее задание
Читать и ответить на вопросы: стр. 105-109;
По желанию подготовить синквейн о С. Тюмене.
Бородино
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
Французы тут как тут.
… Полковник наш рожден был хватом
Слуга царю, отец солдатом …
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Интернет ресурсы: http://napoleonbonapart.narod.ru/kutuzow.htm, http://www.museum.ru/1812/Painting/Borodino/, http://banopart-napoleon.com/, http://www.r08.fssprus.ru/kalmyki_v_otechestvennojj_vojjne_1812_goda/
Сомова Светлана Геннадьевна