Адаптация педагога после переподготовки для работы с детьми с ментальными нарушениями
Адаптация педагога после переподготовки для работы с детьми с ментальными нарушениями.
По разным причинам воспитатель, учитель (не работающий с детьми с УО) решает пройти переподготовку и работать с детьми с интеллектуальными нарушениями, но не каждый с ними сталкивался в реальной жизни. И в таком случае, реальность в разы превышает ожидания.
Умственная отсталость (олигофрения) — это недоразвитость процессов психического развития. Основным его проявлением является низкий уровень интеллекта, при котором ребенок не имеет способностей к познанию окружающего мира и обучению сообразно своему биологическому возрасту.
Первая рабочая неделя самая сложная. Когда нужно со всеми познакомиться, всех запомнить, подстроиться под других специалистов и расписание учащихся. По мимо этого ещё, собраться с силами и заполнить все документы, которые нужны для отчётности и работы.
Голова «закипает», но справиться с этим можно, а самое главное, спокойно, без нервов и ночных посиделок за компьютером с кипой бумаг.
В этом могут помочь следующие рекомендации:
В день оформления на работу, познакомиться со своим кабинетом, расставить все пособия нужным для вас образом.
В этот же день (оформления на работу) пройтись по классам и познакомиться с классными руководителями детей, которых будите брать на занятия. Они вам расскажут про каждого ребёнка. Таким образом вы уже будите иметь представление, кто что из себя представляет и что от них можно ожидать. А также познакомиться со специалистами (логопедами, психологами, дефектологами), чтобы узнать время, когда они берут того или иного ребёнка к себе на занятие. Можно ознакомиться с личными делами.
В первый рабочий день нужно прийти пораньше, для того чтобы найти свой кабинет и подготовиться к диагностике.
Нужно понимать, что ни все дети захотят сразу идти с вами (не знакомым им человеком) куда-то. Поэтому первые пару занятий, а может и неделю, его может проводить учитель или пару дней не брать этого ребёнка, чтобы он привык к тому, что к ним в класс приходит новый учитель, который их забирает, и возвращает обратно.
Надо всегда помнить, что есть и агрессивные дети, и аутисты, и дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Они, как правило, на препаратах поэтому ведут себя спокойно, но надо быть готовым к тому, что случиться срыв, по разным причинам (не систематический приём или, и вовсе, не дают препараты, маленькая доза, сезонные обострения), и ребенок начнет метаться, мычать, кричать, щипаться, убегать и т.д. В таком случае надо постараться успокоить ребёнка (обнять, подвести к окну, говорить спокойно) если в течении минуты этого не удалось сделать, то нужно, как можно быстрее отвести его в класс или связаться с классным руководителем, чтобы тот или успокоил его, или позвонил родителям. Обычно, после звонка родители забирают их домой.
С детьми, с коллегами познакомились, диагностику провели теперь наступает следующая головная боль – отчетность. Проводя диагностику, советую, сразу вносить результаты в готовые бланки. И параллельно писать диагностические представления на каждого ребёнка. Лучше найти шаблон и вписывать свои наблюдения.
Проработав неделю, вы уже представляете, в какое время вам удобно работать и можете составить график работы. Параллельно составить циклограмму, где будет прописано в какое время, вы забираете конкретного ребёнка (детей) на занятие и время консультативной и методической работы.
Очень важно, когда составили циклограмму, писать замены, чтобы, в дальнейшем, заполнить журнал.
Адаптация, где-либо сама по себе очень сложный процесс. А адаптация в специализированных школах для детей с интеллектуальными нарушениями — это вдвойне сложный процесс с точки зрения принятия факта, что это особенные дети, каждый со своей индивидуальностью и, порой, внешностью. Главное не программировать себя на плохое и тогда точно все получиться. Потому что всегда найдутся люди готовые прийти на помощь.