12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукина Ирина Геннадьевна3901
Россия, Калужская обл., г.Сухиничи
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Пояснительная записка

к рабочей программе по окружающему миру

3 класс

 

           Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР)(вариант 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб. -  М.: Просвещение, 2015, рабочей программы. Окружающий мир. Москва. «Просвещение» 2015, автор А. А. Плешаков- УМК «Школа России», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития,  2015г.

 

   АООП НОО обучающихся с ЗПР реализуется через УМК «Школа России».

           Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что учащийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

           Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

           Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

          Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

            В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

           Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:

• структуре адаптированной программы;

• условиям реализации адаптированной программы;

• результатам освоения адаптированной программы.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

         Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

        Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

        Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

        В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного  продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

            В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;

• принцип целостности содержания образования.

 • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; 

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

   • принцип сотрудничества с семьей.

 

Психолого-педагогическая характеристика  учащихся с ЗПР

     Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

     Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов,  соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью  обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.

            АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.

Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 7.2), предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах, что может потребовать внесения изменений в их процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом, что не должно являться основанием для смены варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР.

               Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:

·         обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

·         увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;

·         гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

·         упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

·         организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,

·         умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

·         наглядно-действенный характер содержания образования;

·         обеспечение непрерывного           контроля        за         становлением           учебно-

·         познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

·         постоянная    помощь          в          осмыслении и          расширении контекста

·         усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

·         специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 

 

Содержание  программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения  в программу не внесены.

 

             Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального  многообразия российского общества.

         Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)  осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

        Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

       Знакомство с началами естественных и социально – гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ  (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных  и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

          Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально – гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

          Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

            Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.

      Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения  и дополнения в программу не внесены.

 

Рабочая  программа рассчитана на 68 ч, 2 часа в неделю.

Срок реализации программы – 1 год.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

      Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1)      идея многообразия мира;

2)      идея целостности мира;

3)      идея уважения к миру.

         Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно – научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

        Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

         Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

         В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно – поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно – образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

          В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа – определителя; 2)  моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого – этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

          Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

 

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

-        вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;

-        задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;

-        целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;

-        выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной (аналитико-синтетической) деятельности становится малый объем знаний и представлений, их неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет «Окружающий мир» имеет основное значение для формирования сферы жизненной компетенции

Содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью. Существенную пользу в усвоении предметного содержания могут сыграть IT-технологии, в частности компьютерные инструменты педагога, позволяющие диагностировать и расширять представления об окружающем мире в контексте формирования сферы жизненной компетенции обучающихся детей. При изучении программного материала учебник не используется. Учителю начальных классов необходимо подбирать дидактический материал, ориентируясь на представленное в программе содержание.

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.

Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной инактивности.

 

Место учебного предмета в учебном плане

 

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 270 ч:1 класс - 66 ч (33 учебные недели), в 1   дополнительном классе66ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели),  2 – 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).

 

В ходе реализации данной программы применяются следующие

 

Формы: урок, групповая работа, работа в парах, коллективная и индивидуальная работа.

Методы: наглядно-образный, словесный, проблемный, аналитико-синтетический.

Формы контроля:  самостоятельная работа, тест.

 

На уроках используются следующие технологии: игровые,                                                                                  технология проектного обучения. Неотъемлемой частью уроков является использование новых информационных технологий. Использование применяемых в учебном процессе ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач:

·         поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

·         поддержка всех видов познавательной деятельности учащегося  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

·         реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности;

Формами и средствами контроля являются индивидуальный и фронтальный опросы, пересказы, проверочные работы, тесты.

 

 

Примерное временное распределение учебного материала

 

По программе: 68 ч

 

По учебному плану: 68 ч, 2 ч в неделю

 

четверть –8 учебных недель и 1 день -17 ч

 

четверть -  8 учебных недель              -16 ч

 

четверть -  9 учебных недель и 3 дня -19ч

 

четверть –8 учебных недель и 1 день - 16 ч

 

Всего: 68 ч.

 

 

Ценностные ориентиры содержания курса

 

● Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

● Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её формы.

● Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

● Человечество как многообразие народов, культур, религий.

● Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

● Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

● Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

● Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

● Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально – нравственное.

● Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (270ч)

 

Человек и природа

       Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

       Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

      Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

      Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

      Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

       Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

       Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

       Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

       Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

        Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

        Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

        Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

        Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

        Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

       Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

       Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Человек и общество

       Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

       Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

      Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.        Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

      Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

      Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

     Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

      Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

       Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

       Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

       Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

      Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

      Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

      Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

      Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

      История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

      Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

 

Правила безопасной жизни

       Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

      Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

      Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

      Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

      Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

      Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

 

Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир», 3 класс

В 3 классе в начале учебного года изучается раздел «Как устроен мир», в котором развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и её роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в разделе «Эта удивительная природа».В нём последовательно рассматриваются различные животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается раздел «Мы и наше здоровье», нацеленный на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого.  Большое внимание уделено в этом разделе вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данного раздела является -  следующий – «Наша безопасность», в котором представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, о взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в разделе «Чему учит экономика». Учебный материал данного раздела отобран с учётом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественно -  научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и раздел «Путешествие по городам и странам», которым завершается программа 3 класса. Учебный материал этого раздела представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

 

 

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество

часов

Проекты

1.

Как устроен мир

7

«Богатства, отданные людям»

2.

Эта удивительная природа

19

«Разнообразие природы родного края»

3.

Мы и наше здоровье

10

«Школа кулинаров»

4.

Наша безопасность

8

«Кто нас защищает»

5.

Чему учит экономика

12

«Экономика родного края»

6.

Путешествие по городам и странам

12

«Музей путешествий»

                                                                      Итого:   68 ч.                           6ч.

 

Практическая часть по окружающему миру

Виды работ

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

За год

Проверочная работа по теме:

«Как устроен

мир»

 

«Эта удивительная

природа»

- «Мы и наше

здоровье»

- «Наша безопасность

- «Чему учит

Экономика?»

- «Путешествие

по городам и странам».

 

 

1

1

2

2

6

 

 

УМК «Школа России»

Литература для учителя

 

·         «Примерные программы по учебным предметам». /Составитель: Е.С. Савинов, член-корреспондент;  РАО  А.М. Кондаков,  академик  Л.П. Кезина./

(Стандарты  второго  поколения).  М.: Просвещение, 2015г.

 

·         Сборник  рабочих программ  «Школа России» .

Окружающий мир. 1 – 4 кл.

(авт. А. А. Плешаков) . М.: Просвещение, 2015 г.

 

Итоговая аттестация. Окружающий мир:

типовые тестовые задания. 3кл.

(авт. О. Н. Крылова)

М.: «Экзамен», 2013 г.

 

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» , 3кл.

(авт. Т. Н. Максимова)

М.: «ВАКО» , 2014 г.

 

Контрольно – измерительные материалы, 3кл.

(авт. И. Ф. Яценко)

М.: «ВАКО», 2014 г.

 

Окружающий мир: Тесты, 3 класс.

 (авт. А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова)

М.: «Просвещение», 2015 г.

 

Литература для учащихся

 

Учебник. Окружающий мир в 2 – х частях. 3кл.

(авт. А. А. Плешаков)

М.: Просвещение, 2013 г.

 

От земли до неба. Атлас – определитель

(авт. А. А. Плешаков)

М.: Просвещение, 2012 г.

 

Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2- х частях

(авт. А. А. Плешаков)

М.: Просвещение, 2014 г.

 

Зелёные страницы. (пособие для учащихся).

(авт. А. А. Плешаков)

М.: Просвещение, 2013 г.

 

 

 

Планируемые результаты освоения  учебного предмета

(личностные, метапредметные и предметные )

        Освоение            АООП       НОО       (вариант       7.2)        обеспечивает          достижение

обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных  и предметных

       Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

       Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

        Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

 

 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2)   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир вегоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы  из спорных ситуаций;

10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

       Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

 

 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

          Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

        С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:

Окружающий мир для учащихся с ОВЗ( вариант 7.2):

1)    сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2)    расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3)                усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

4)                развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми;

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

 

Личностные универсальные учебные действия

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья», «мир»

- уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные универсальные учебные действия.

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

- определять цель учебной деятельности самостоятельно.

- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

- оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- критично относиться к своему мнению

- понимать точку зрения другого

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

 

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

         

            Основные требования к знаниям, умениям и

навыкам для учащихся  с ОВЗ к концу 3 класса

 

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

● человек – часть природы и общества;

● что такое тела и вещества, разнообразие веществ;

● основные свойства воздуха и воды, круговорот воды;

● основные группы живого;

● взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы;

● строение тела человека, основные системы органов;

● правила гигиены и здорового образа жизни;

● правила безопасности в быту и на улице, дорожные знаки;

● потребности людей; товары и услуги;

● роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; бюджет;

● некоторые города России; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы.

 

Должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать растения и животных своей местности, съедобные и несъедобные грибы;

● проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;

● объяснять взаимосвязи между природой и человеком;

● выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;

● выполнять правила личной гигиены и безопасности;

● владеть элементарными приёмами чтения карты;

● приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной России и их столиц.

 

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Окружающий мир    

         В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

        В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.

            Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

  1. Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметку за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, выполнение задания) или «-» (задание не выполнено).

Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В целях проверки уровня достижений планируемых результатов проводятся текущие проверочные и итоговые контрольные работы. Текущие проверочные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых планируемых результатов, обеспечивающих дальнейшее обучение по предмету.

В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.

 

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.

Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.

            Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.

Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Грубые ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.              

Оценка "5" - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4"-  ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Тест

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

 

 Оценивание тестов

Для обработки тестов учитель может пользоваться пятибалльной системой оценки.

За правильное выполнение всех заданий (с первого по десятое) ставится отметка «5»,

за правильное выполнение восьми – девяти заданий ставится отметка «4»,

за правильное выполнение шести – семи заданий ставится отметка «3»,

если выполнено заданий меньше шести – отметка «2».

Задание 11 оценивается отдельно и только отметка «5» за правильное выполнение задания.

Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.

Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого – либо задания, нужно предложить ему перейти к следующему заданию.

Пересказ (устный опрос)

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-3 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

 Оценка проектов

 

1.      Актуальность темы, практическая направленность и значимость работы

2.      Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений

3.      Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов

4.      Объем и полнота разработок, законченность

5.      Сложность и трудоемкость выполнения (изготовления)

6.      Применение новых информационно-конструкторских технологий

7.      Культура оформления (соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков)

8.    Качество защиты (презентации).

Оценка

Каждый из критериев оценивается по 0,1,2, 3 балла

средняя арифметическая величина:

77-81 балл - «отлично»

61-76 баллов - «хорошо»

39-60 баллов - «удовлетворительно»

Менее 40 баллов - «неудовлетворительно»

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ТЕСТОВ:

Окружающий мир

Каждое верно выполненное задание уровня:

А оценивается в 1 балл, В - в 2 балла, С - в 3 балла.

80-100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40-60% - оценка «3»;

0-40 - оценка «2».

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Печатные пособия.                                                                                                                                          Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру.

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях.. М.: Просвещение

2.Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2015.

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства                                                                                                электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1-4 классы.

 

Технические средства обучения                                                                          

-экспозиционный экран                                                                             - телевизор

-персональный компьютер или ноутбук

- мультимедийный  проектор

 

Экранно-звуковые пособия                                                                    видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по окружающему миру.

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

термометры для измерения температуры воздуха, воды                                   термометр медицинский                                                                                                 лупа                                                                                                                              компас                                                                                                                        

муляжи овощей, фруктов.

 

Натуральные объекты

коллекции полезных ископаемых                              коллекции плодов и семян растений ,                      (гербарии) культурных и дикорастущих растений                                                                            живые объекты (комнатные растения)

 

Книгопечатная продукция

Учебники

1. Плешаков А.А. Окружающий мир:  Учебник: 1 класс: В 2 ч.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир:  Учебник: 2 класс: В 2 ч.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир:  Учебник: 3 класс: В 2 ч.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир:  Учебник: 4 класс: В 2 ч.

 

Рабочие тетради

1. Плешаков А.А. Окружающий мир:  Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир:  Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир:  Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир:  Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.

Проверочные работы, дополнительная литература.

 

1.Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы.

2.Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по окружающему миру. Итоговая аттестация. 2-4 классы.

3.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.

4.Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.

 

Методические пособия.

 

1.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. 1-4 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

3класс

Окружающий мир

 

Дата

Факт.

проведено

Кол – во

уроков

Тема урока

Формируемые УУД

 

 

 

Как устроен мир (7 ч).

 

 

 

1.

Природа. Ценность природы для людей.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

2.

 Человек.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

3.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

4.

 Общество.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

5.

Что такое экология.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

6.

Природа в опасности.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

7.

Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа.

познавательные,

личностные,

регулятивные

 

 

 

Эта удивительная природа (19 ч).

 

 

 

8(1).

Тела, вещества, частицы.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

9(2).

Разнообразие веществ.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

10(3).

Воздух и его охрана.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

11(4).

Вода.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

12(5).

Превращения и круговорот воды.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

13(6).

Берегите воду!

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

14(7).

Что такое почва.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

15(8).

Разнообразие растений.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

16(9).

Солнце, растения и мы с вами.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

17(10).

Размножение и развитие растений.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

18(11).

Охрана растений.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

19(12).

Разнообразие животных.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

20(13).

Кто что ест.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

21(14).

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

22(15).

Размножение и развитие животных.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

23(16).

Охрана животных.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

24(17).

В царстве грибов.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

25(18).

Великий круговорот жизни.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

 26(19).

Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

познавательные,

личностные,

регулятивные

 

 

 

Мы и наше здоровье (10 ч)

 

 

 

27(1).

Организм человека.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

28(2).

Органы чувств.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

29(3).

Надежная защита организма.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

30(4).

Опора тела и движение.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

31(5).

Наше питание.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

32(6).

Наши проекты: «Школа кулинаров».

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

33(7).

Дыхание и кровообращение.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

34(8).

Умей предупреждать болезни.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

35(9).

Здоровый образ жизни.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

 36(10).

Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

познавательные,

личностные,

регулятивные

 

 

 

Наша безопасность (8 ч).

 

 

 

37(1).

Огонь, вода и газ.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

38(2).

Чтобы путь был счастливым.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

39(3).

Дорожные знаки.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

40(4).

Наши проекты: «Кто нас защищает».

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

41(5).

Опасные места.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

42(6).

Природа и наша безопасность.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

43(7).

Экологическая безопасность.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

44(8).

Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа.

познавательные,

личностные,

регулятивные

 

 

 

Чему учит экономика (12 ч).

 

 

 

45(1).

Для чего нужна экономика.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

46(2).

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

47(3).

Полезные ископаемые.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

48(4).

Растениеводство.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

49(5).

Животноводство.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

50(6).

Какая бывает промышленность.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

51(7).

Наши проекты: «Экономика родного края».

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

52(8).

Что такое деньги.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

53(9).

Государственный бюджет.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

54(10).

Семейный бюджет.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

55(11).

Экономика и экология.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

56(12).

Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа.

познавательные,

личностные,

регулятивные

 

 

 

Путешествие по городам и странам

(12 ч).

 

 

 

57(1).

Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

58(2).

Золотое кольцо России: Ярославль, Кострома, Плёс.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

59(3).

Золотое кольцо России: Иваново, Суздаль, Владимир.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

60(4).

 Наши проекты: «Музей путешествий».

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

61(5).

 Наши ближайшие соседи.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

62(6).

 На севере Европы.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

63(7).

 Что такое Бенилюкс.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

64(8).

 В центре Европы.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

65(9).

 По Франции и Великобритании.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

66(10).

 На юге Европы. По знаменитым местам мира.

познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

67(11).

Проверочная работа « Что узнали, чему научились».

личностные,

регулятивные,

коммуникативные

 

 

68(12).

Обобщение знаний по теме: «Путешествие по городам и странам».

познавательные,

личностные,

регулятивные

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.