Адаптированная рабочая программа по музыке (3 класс, УМК «Школа России»)
Пояснительная записка
к рабочей программе по музыке
3 класс
Адаптированная рабочая программа по музыке для учащегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР)(вариант 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015, рабочей программы. Музыка. Москва. «Просвещение» 2015,авторы Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева - УМК «Школа России», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, 2015г.
АООП НОО обучающихся с ЗПР реализуется через УМК «Школа России».
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что учащийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.
АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 7.2), предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах, что может потребовать внесения изменений в их процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом, что не должно являться основанием для смены варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
· увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
· гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
· умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
· наглядно-действенный характер содержания образования;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-
· познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
· усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения в программу не внесены.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Изучение музыки в начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
· совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);
· расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
· активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
· накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения и дополнения в программу не внесены.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч, 1 час в неделю.
Срок реализации программы – 1 год.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и в то же время обнаруживает существенный коррекционный потенциал. Дети с ЗПР, как правило, не имеют достаточных знаний о музыке, музыкальных инструментах и исполнителях, при отсутствии опыта посещения дошкольной образовательной организации у них бывают недостаточно сформированы навыки прослушивания музыки, движений под музыку и т.п.
Для учащихся с ЗПР типичны трудности саморегуляции, которые препятствуют адекватному поведению на уроках музыки. Недостатки речевого развития нередко проявляются в несовершенном речевом дыхании, нечеткости артикуляции. Общее несовершенство аналитико-синтетической деятельности затрудняет дифференциацию звучания различных музыкальных инструментов, определение характера музыкального произведения. Бедный словарный запас и малый интерес к себе препятствует вербализации чувств, возникающих при прослушивании музыкального произведения.
Бедный словарный запас и малый интерес к себе препятствует вербализации чувств, возникающих при прослушивании музыкального произведения. Негрубая моторная недостаточность затрудняет выполнение двигательных заданий. Поэтому уроки музыки могут выполнить свою коррекционную функцию только при учете специфических образовательных потребностей обучающихся: подборе эмоционально привлекательного и доступного по возрасту музыкального материала, наглядно-действенном характере образования (обеспечения возможности познакомиться с реальными музыкальными инструментами и их звучанием), постоянной смене видов деятельности на уроке, поощрении любых проявлений детской активности, специального внимания к включению новой лексики в активный словарь.
Место учебного предмета в учебном курсе
В соответствии с календарным учебным графиком школы в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, в 1 дополнительном классе — 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 часа. На изучение предмета «Музыка» во 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего – 34 ч (34 учебные недели).
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися.
Методы: размышление о музыке, моделирование художественно – творческого процесса, музыкальные обобщения.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
· Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
· Метод эмоциональной драматургии;
· Метод создания «композиций»;
· Метод игры;
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
Примерное временное распределение учебного материала
По программе: 34 ч.
По учебному плану: 34 ч, 1 ч в неделю
1 четверть – 8 учебных недель и 1 день - 9 ч
2 четверть - 8 учебных недель - 8 ч
3 четверть – 9 учебных недель и 3 дня - 9 ч
4четверть - 8 учебных недель и 1 день- 8 ч
Всего: 34 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умений;
овладение УУД
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Содержание тем учебного предмета
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном конспекте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
В программе II- IV классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Содержание разделов
Раздел I «Россия – Родина моя»
Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов – композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру – опере – такой путь развития проходят учащиеся II– IV классов, изучая раздел «Россия – Родина моя».
Раздел II «День, полный событий»
Задача данного раздела – раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.
Содержание данного раздела во II классе – это день двух непохожих детей, запечатленных в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.
В III классе состоятся встречи с разными персонажами – музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).
В IV классе день, полный событий, мы отслеживаем на примере определённого периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области её интонационной выразительности.
Раздел III «О России петь – что стремиться в храм»
Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I –IV классов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов - классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации молитв, звучащих в православном храме.
Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две линии: святые земли русской и значимые праздники православной церкви.
Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклоры других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.
Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.
Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.
Раздел IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклоры других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.
Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.
Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.
Раздел V«В музыкальном театре»
Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В этих разделах предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка, симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов – заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе принципов музыкально-симфонического развития.
Раздел VI. «В концертном зале»
Сквозной линией содержания всех учебников является мысль о триединстве «композитор - исполнитель – слушатель», которое предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел «В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, фортепианная сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).
Восприятие и исполнение произведений этого раздела направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариативность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.
Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Смысл данного раздела заключается в том, чтобы учащиеся осознали триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, поняли их роль в жизни музыки и оценили значение самой музыки в жизни человека. В этом разделе обобщается предшествующий опыт общения детей с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях слушателями, исполнителями, «композиторами» стали сами.
Содержание тем учебного предмета«Музыка», 3 класс
«Россия – родина моя». Мелодия - душа музыки. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. «Виват, Россия!». «Наша слава – русская держава». Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек .«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
«О России петь – что стремиться в храм». Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины (Баян.Садко). «Лель, мой Лель. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей.
«В музыкальном театре». Опера «Руслан и Людмила». «Орфей и Эвридика», Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». В заповедном лесу. Опера –былина «Садко». Балет «Спящая красавица». В современных ритмах (мюзиклы).
«В концертном зале ».Музыкальное состязание (концерт).Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты (скрипка).
«В концертном зале». Сюита «Пер Гюнт». «Героическая» (симфония). Мир Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет».
Музыкальный ряд.
Раздел 1. Россия — Родина моя (6 ч)
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Раздел 2. День, полный событий (4 ч)
Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Раздел 3. О России петь — что стремиться в храм (5 ч)
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.
Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч)
Былина о Добрыне Никитиче, обработка Н. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки, русские и украинские народные песни.
Раздел 5. В музыкальном театре (5 ч)
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. В концертном зале (5 ч)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини.
Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
Волшебный смычок, норвежская народная песня.
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч)
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.
Шествие солнцаС. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.
Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Музыканты, немецкая народная песня.
Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Россия – Родина моя |
6 |
2. |
День, полный событий |
4 |
3. |
«О России петь – что стремиться в храм» |
5 |
4. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
5 |
5. |
В музыкальном театре |
5 |
6. |
В концертном зале |
5 |
7. |
Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье… |
4 |
Итого: 34 часа
УМК « Школа России».
Литература для учителя
· «Примерные программы по учебным предметам». /Составитель: Е.С. Савинов, член-корреспондент; РАО А.М. Кондаков, академик Л.П. Кезина./
(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2015г.
· Сборник рабочих программы «Школа России» Музыка. 1-4кл.
(авт.: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина)
М.: Просвещение, 20115г.
· Поурочные разработки по музыке. 3 кл. (авт. М.А. Давыдова),М.: ВАКО, 2014 г.
· Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2013г.
Литература для учащихся
Учебник. Музыка. 3 класс.
(авт. Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина)
М.: Просвещение, 2013 г.)
Музыка. Рабочая тетрадь. 3 кл.
(авт. Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина)
М.: Просвещение, 2014 г.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
(личностные, метапредметные и предметные)
АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными результатами: базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с задержкой психического развития.
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение
обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
·укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
·наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
·формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
·приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
·развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
·продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
·развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
·наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
·ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
·овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
·применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
·готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
·планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
·участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
·умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
Музыка для учащихся с ОВЗ( вариант 7.2):
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Требования к уровню подготовки учащихся с ОВЗ к концу 3 класса
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
- Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Характерные особенности музыкального языка П.И. Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А. Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Определять средства музыкальной выразительности;
- Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по музыке
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 5 ставится:
-если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
-умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
-проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 4 ставится:
-если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
-проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
-умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка 3 ставится:
-проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Сборники песен и хоров.
2. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
3. Портреты композиторов.
4. Музыкальные инструменты.
6. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
7. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.
8. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Информационно- коммуникативные средства.
Е. Д. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/
Urok.
№ |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
|
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|
|
1. Примерная программа начального общего образования по музыке. Авторские программы по музыке. 2. Сборники песен и хоров. 3.Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки). 4. УМК к программе по музыке. Учебники по музыке.
5. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
|
1
12 2
По кол-ву учащихся 1
|
|
2. Печатные пособия |
|
|
1. Комплект плакатов «Мир музыкальных инструментов» 2. Комплект «Портреты композиторов»
|
1 1 1
|
|
3. Технические средства обучения (в музыкальном зале) |
|
|
1. Магнитная доска 2. Интерактивная доска 3. Телевизор 4. Ноутбук 6. Мультимедийный проектор |
1 1 1 1 1 |
|
4. Экранно-звуковые пособия / ЦОР |
|
|
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. (CD диски с музыкальным материалом по классам) 2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов. 3. CD и DVD диски по темам курса |
4
1
|
|
5. Оборудование зала музыкального (класса) |
|
|
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев 2. Стол учительский 3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр. |
13 1 3 |
Календарно – тематическое планирование
Музыка, 3 класс
Дата |
Факт. проведено |
Кол-во уроков |
Тема урока |
Формируемые УУД |
1четв. |
1четв. |
|
Россия – Родина моя (6 ч). |
|
|
|
1. |
Мелодия - душа музыки. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
2. |
Природа и музыка. Романс. «Жаворонок». М. Глинка. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
3. |
Виват, Россия! Кантаты, русские народные песни (канты). |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
4. |
Образы защитников Отечества. Кантата «Александр Невский». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
5. |
Образы защитников Отечества. Романс из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
6. |
Образы защитников Отечества. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
|
«День, полный событий» (4 ч). |
|
|
|
7(1). |
Образы природы в творчестве композиторов. «Колыбельная» П. Чайковский. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
8(2). |
Портрет в музыке. С. Прокофьев Балет «Золушка». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
9(3). |
Портрет в музыке. С. Прокофьев Симфоническая сказка « Джульетта - девочка» из балета «Ромео и Джульетта». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
10(4). |
Детские образы. Пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
«О России петь – что стремиться в храм (5 ч). |
||
|
|
11(1). |
Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. «Аве,Мария». Ф. Шуберт. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
12(2). |
Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
13(3). |
Образ матери в музыке, поэзии изобразительном искусстве. Современные песни о маме. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
14(4). |
Образ праздника в искусстве: «Вербное воскресенье». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
15(5). |
Святые земли русской. Князь Владимир и княгиня Ольга. «Баллада о князе Владимире». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч). |
||
|
|
16(1). |
Жанры русских фольклорных песен. Былины. «Садко и Морской царь», русская былина. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
17(2). |
Певцы русской старины: Садко. Баян. Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
18(3). |
Сказочные образы в музыке: Лель. Н. Римский – Корсаков. Опера «Снегурочка». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
19(4). |
Русский народный праздник Масленица. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Н. Римский – Корсаков. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
20(5). |
Русский народный праздник Масленица. Веснянки. Русские, украинские народные песни. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
«В музыкальном театре» (5 ч). |
||
|
|
21(1). |
Музыкально- сценические жанры. Опера «Руслан и Людмила». М. Глинка. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
22(2). |
Музыкально- сценические жанры. Опера «Снегурочка». Н. Римский – Корсаков.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
23(3). |
Музыкально- сценические жанры. Балет «Спящая красавица». П. Чайковский. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
24(4). |
Музыкально – сценические жанры. Мюзикл. Р. Роджерс «Звуки музыки». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
25(5). |
Музыкально - сценические жанры. Симфоническая сказка «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
«В концертном зале» (5 ч). |
||
|
|
26(1). |
Музыкальные инструменты: скрипка, флейта. «Волшебный смычок», норвежская народная песня. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
27(2). |
Инструментально- симфонические жанры. Инструментальный концерт П. Чайковского. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
28(3). |
Инструментально- симфонические жанры. Симфоническая сюита. Формы музыки. Музыка к драме «Пер Гюнт».
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
29(4). |
Инструментально- симфонические жанры. Симфония № 3 «Героическая» Л. Бетховена.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
30(5). |
Мир композитора – Л. Бетховена. «Лунная соната», « К Элизе», «Сурок». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 ч). |
||
|
|
31(1). |
Сходство и различие музыкальных образов, языка разных композиторов. «Мелодия» П. Чайковского, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
32(2). |
Джаз – искусство XXвека. Её особенности. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
33(3). |
Мир С. Прокофьева. Итоговый тест. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
34(4).
|
Прославим радость на Земле. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
35 (5) |
Урок- концерт. Исполнение разученных за год песен.(резерв) |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |