12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубровская Ирина Андреевна14
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
1

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение"



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области


РАССМОТРЕНО на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол от _____2023 № _

Руководитель МО

__________/Дубровская Е.Б./

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/ Трухина Т.Б. /

__________2023

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы


_______ / Кострикина Н.И./

Приказ от ________ 2023№ _












АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Чтение»

для 3 класса

на 2023-2024 учебный год











Составитель программы:

Дубровская И.А.










Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых актов:


Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;

Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

«Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2028 гг, вариант 1», утвержденной приказом директора от 24.05.2023 №56;

Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2023-2024 учебный год, утвержденного директором школы, приказ №63 от 25.05.2023 г.

Положения об адаптированной рабочей программе учебных предметов (коррекционных курсов/ курсов внеурочной деятельности), утвержденного директором школы, приказ № 62 от 25.05.2023 г.


Чтение является ведущим предметом, так как от его усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет.

Основной целью является создание условий для коррекции и развития речемыслительных способностей, формирования эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения обучающихся с легкой умственной отсталостью.

В процессе обучения предусматривается решение следующих основных задач:

воспитание у обучающихся интереса к чтению;

формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.


Для реализации программного содержания используется учебник:

-Чтение. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / авт.-сост. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. – М.: «Просвещение», 2018.

Программа составлена с учетом реальных возможностей обучающихся. Система учебных заданий и в учебниках, способствует активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного подхода в обучении.


Общая характеристика учебного предмета

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная  работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно читают более облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или повторяют ответы сильных учащихся.   Осуществляется повседневный и текущий контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела.

В 3 классе продолжается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках чтения значительное место отводится развитию речи. Обучающиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и т.д.), отвечать на вопросы.

На уроках чтения формируется у детей правильная артикуляция и дикция. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно программе и учебному плану ОО количество учебных часов по предмету – 4 часа в неделю, в год – 136 часов.


Планируемые результаты

Личностные результаты: овладения учебным предметом «Чтение»:

- элементарные представления о смысловом содержании таких нравственных качеств трудолюбие – лень, аккуратность – неряшливость, отзывчивость – равнодушие, доброжелательность, зависть и др.;

- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в структурированных ситуациях (обучение, совместные занятия со сверстниками, посещение библиотеки и пр.): обращение за помощью, выражение благодарности, согласия-несогласия, сочувствия в вежливой форме, приветствие-прощание, соблюдение адекватной дистанции в общении со взрослыми, сверстниками, малышами, учителем и родственниками, проявление внимательного и доброжелательного отношения к окружающим, умение отвечать на вопросы, задавать их в процессе общения;

- умения давать элементарную оценку поведению людей на материале прочитанных (прослушанных) текстов после их разбора: хорошо-плохо, правильно-неправильно;

- умения понять эмоциональное состояние героев произведения, устанавливать несложные причины переживаний;

- соблюдение несложных нравственно-этических норм: помочь другому, выразить благодарность, сочувствие, соблюдать правила вежливого поведения, не нарушать правила поведения в общественных местах, в т.ч. в школе, беречь природу, уважительно относиться к людям, добросовестно выполнять свои обязанности, выполнять данные обещания и др.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым словом двух и трехсложных слов;

отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;

определять главных действующих лиц произведения;

соотносить иллюстрацию с определенным отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;

пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;

определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);

выразительно читать наизусть 3-5 стихотворения.

Достаточный уровень:

правильно читать вслух целыми словами;

выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

давать элементарную оценку поступков героев и событий;

читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);


Содержание программы

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

Навык чтения:

Правильность чтения

Чтение простых слов без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения.

Чтение многосложных слов и со стечением согласных без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения после предварительной отработки.

Беглость чтения

Переход к чтению целым словом.

Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре после предварительной их отработки.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов.

Чтение текстов молча с выполнением анализа учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.

Осознанность чтения

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Выборочное чтение для ответа на вопрос; соотнесения прочитанного текста с иллюстрацией.

Нахождение в тексте информации по заданию учителя или представленного в учебнике.

Объяснение поступков действующих и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт.

Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы на основе наводящих вопросов учителя.

Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение или личный опыт.

Сравнение произведений одинаковых по теме, поступкам героев, идеи произведения с опорой на вопросы учителя.

Выразительность чтения

Соблюдение пауз и интонации, соответствующей знакам препинания в предложении.

Соблюдение интонации, соответствующей характеру героя после предварительной подготовки.

Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки.

Выразительное чтение стихотворений наизусть с опорой на образец чтения учителя.

Работа с текстом.

Объяснение значения слова с опорой на наглядный материал после его предварительного разбора.

Нахождение в тексте незнакомых слов и обращение за разъяснениями к учителю или одноклассникам.

Установление последовательности действий героев; событий или поступков, описанных в произведении.

Сравнение ситуаций, поступков персонажей разных произведений, сходных по сюжету.

Элементарная оценка поступков героев; их характеров.

Обмен впечатлениями, элементарными суждениями по содержанию прочитанного и разобранного текста.

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту с опорой на картинный план или без него.

Нахождение в тексте произведения слов и выражений, характеризующих героев и использование этих языковых средств в пересказе.

Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам и иллюстрации.

Ориентировка в книге по оглавлению.

Внеклассное чтение.

Выбор книг из классной библиотечки или школьной библиотеки в связи с произведениями, читаемыми на уроке; самостоятельное их прочтение.

Называние автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги.

Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и названию.

Прогнозирование содержания книги по ее основным элементам.

Запись в школьную библиотеку.

Знакомство с расстановкой книг в библиотеке по темам или авторам (систематический и алфавитный каталоги).

Тематическое планирование

п/п

Разделы,

темы

Кол-во часов

Здравствуй, школа!

10

Осень наступила.

14

Учимся трудиться.

14

Ребятам о зверятах.

16

Чудесный мир сказок.

11

Зимушка-зима.

21

Так нельзя, а так можно.

11

Весна в окно стучится.

14

Веселые истории

6

Родина любимая.

8

Здравствуй, лето!

11

ИТОГО

136

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

С.Ю. Ильина, А.А. Богданова Чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2018.

ноутбук, проектор, экран;

предметные и сюжетные картинки

пейзаж в произведениях русских художников




Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Чтение».

Данная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана для учащихся 3 класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО, вариант1).

Цель программы: является его направленность на социализацию личности обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с данной категории.

Содержание программы по учебному предмету «Чтение» представлено разделами: «Содержание чтения (круг чтения)», «Примерная тематика произведений», «Навык чтения» «Работа с текстом».

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» - в конце каждого полугодия на основании графика проведения промежуточной аттестации.

Формы промежуточной аттестации – проверка техники чтения.

Согласно программе и учебному плану ОУ количество учебных часов по предмету – 4 часа в неделю, в год – 136.



Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

на 2023-2024 учебный год


п/п

Темы

Количество часов

План

Факт

I четверть –32 ч

1.

М. Садовский «Сентябрь»

1

04.09


2.

По В.Воскобойникову «Весёлая улица»

1

05.09


3.

В. Берестов «Первое сентября»

1

07.09


4.

По В. Драгунскому «Завтра в школу»

1

08.09


5.

По Э. Шиму «Пятёрки»

1

11.09


6.

В.Бирюков «Кто лучшим будет»

1

12.09


7.

По В.Хомченко «Обида»

1

14.09


8.

А. Аксёнова «Наша учительница»

1

15.09


9.

Урок внеклассного чтения

1

18.09


10.

Обобщающий урок по теме: «Здравствуй школа»

1

19.09


11.

О. Высотская «Осень»

1

21.09


12.

По Ю.Ковалю «Последний лист»

1

22.09


13.

А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

1

25.09


14.

По Н.Сладкову «Сентябрь на дворе»

1

26.09


15.

В. Степанов «Воробей»

1

28.09


16.

По А.Баркову «Лето на веревочке»

1

29.09


17.

Е. Благинина «Улетают, улетели …»

1

02.10


18.

По Э.Шиму «Ворона и синица»

1

03.10


19.

По Л.Воронковой «За кормом для птиц»

1

05.10


20.

Г. Ладонщиков «В октябре»

1

06.10


21.

По Н. Сладкову «Страшный невидимка»

1

09.10


22.

По Н. Сладкову «Страшный невидимка»

1

10.10


23.

А. Плещеев «Осень наступила».

1

12.10


24.

Обобщающий урок по теме: «Осень наступила»

1

13.10


25.

Урок внеклассного чтения.

1

16.10


26.

Ю. Тувим «Все для всех»

1

17.10


27.

По Д. Габе «Работа»

1

19.10


28.

В. Орлов «Мои помощники»

1

20.10


29.

По А. Потаповой «Бабушка и внучка»

1

23.10


30.

Б. Заходер «Повар»

1

24.10


31.

По М.Дружининой «Сюрприз»

1

26.10


32.

По В.Хомченко «Пуговица»

1

27.10


II четверть – 31 ч

1.

Г. Ладонщиков «Портниха»

1

07.11


2.

В. Осеева «Пуговица»

1

09.11


3.

По В.Голявкину «Как я помогал маме мыть пол»

1

10.11


4.

По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело»

1

13.11


5.

Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла». Обобщающий урок по теме: «Учимся трудиться»

1

14.11


6.

По Е. Чарушину «Лисята»

1

16.11


7.

По Н.Сладкову «Лисица и Ёж»; Е. Тараховская «Заяц»

1

17.11


8.

По М.Пришвину «Ёж»

1

20.11


9.

По А.Баркову «Материнская забота»

1

21.11


10.

По Г. Снегирёву «Белёк»

1

23.11


11.

В. Приходько «Пин и Гвин»

1

24.11


12.

По Б.Житкову «Галка»

1

27.11


13.

По В.Гаранжину «Куриный воспитанник»

1

28.11


14.

По М.Тарловскому «Добрый Волк»

1

30.11


15.

По Н.Носову «Живая шляпа»

1

01.12


16.

По Н.Павловой «Котята»

1

04.12


17.

Проверка техники чтения

1

05.12


18.

Анализ проверки техники чтения

1

07.12


19.

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

08.12


20.

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»

1

11.12


21.

Обобщающий урок по теме: «Ребятам о зверятах»

1

12.12


22.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

1

14.12


23.

Русская народная сказка «Храбрый баран»

1

15.12


24.

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1

18.12


25.

Украинская народная сказка «Овечка и волк»

1

19.12


26.

Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»

1

21.12


27.

Таджикская народная сказка «Тигр и лиса»

1

22.12


28.

Французская народная сказка «Лиса и куропатка»

1

25.12


29.

Абхазская народная сказка «Куцый хвост»

1

26.12


30.

Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок»

1

28.12


31.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Обобщающий урок по теме: «Чудесный мир сказок»

1

29.12


III четверть – 41 ч

1.

«Ой ты, зимушка – зима!»

1

09.01


2.

По В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз»

1

11.01


3.

М. Садовский «Декабрь»

1

12.01


4.

По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали»

1

15.01


5.

С. Попов «В новогоднюю ночь»

1

16.01


6.

По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников»

1

18.01


7.

По А.Потаповой «Такой вот герой»

1

19.01


8.

С.Есенин «Зима»

1

22.01


9.

С. Суворова «Подарок»

1

23.01


10.

По В. Голявкину «У Ники новые лыжи»

1

25.01


11.

И. Шевчук «С прогулки»

1

26.01


12.

По М.Быковой «Неудачная находка»

1

29.01


13.

И. Суриков «Детство»

1

30.01


14.

По Е.Чарушину «Что за зверь»

1

01.02


15.

Урок внеклассного чтения.

1

02.02


17.

В. Степанов «Зайка». По Э.Шиму «Не стучать – все спят»

1

05.02


18.

По Н.Сладкову «Еловая каша»

1

06.02


19.

З. Александрова «Снежок»

1

08.02


20.

По С.Баруздину «Коллективная печка»

1

12.02


21.

В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки)

1

13.02


22.

Обобщающий урок по теме: «Зимушка-зима»

1

15.02


23.

По А.Ягафаровой «Снегирь и Синичка»

1

16.02


24.

По В.Хомченко «Птица-синица»

1

19.02


25.

Г.Ладонщиков «Дельный совет»

1

20.02


26.

По Л. Толстому «Косточка»

1

22.02


27.

По С.Георгиеву «Праздничный стол»

1

22.02


28.

В. Бесрестов «За игрой»

1

26.02


29.

С. Баруздин «Бревно»

1

27.02


30.

А. Седугин «Как Артёмка котенка спас»

1

29.02


31.

По В.Осеевой «Подвиг»

1

01.03


32.

По В.Бирюкову «Лесные доктора». Обобщающий урок по теме: «Так нельзя, а так можно»

1

04.03


33.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

1

05.03


34.

По В. Бирюкову «Весенняя песня»

1

07.03


35.

По Э.Шиму «Сосулька»

1

11.03


36.

Русская народная песня «Выгляни, Солнышко»

1

12.03


37.

С. Вербова «Мамин портрет»

1

14.03


38.

П. Синявский «Разноцветный подарок»

1

15.03


39.

Р. Сеф «Лицом к весне»

1

18.03


40.

С. Вербова «Ледоход»

1

19.03


41.

По Р.Фархади «Сон Медвежонка»

1

21.03


42.

Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»

1

22.03




IV четверть – 29 ч




5.

По В.Бианки «Заяц на дереве»

1

01.04


6.

И. Белоусов «Весенняя гостья»

1

02.04


7.

По А.Баркову «Тюльпаны»

1

04.04


8.

Обобщающий урок по теме; «Весна в окно стучиться»

1

05.04


9.

Перепутаница Р. Фархари

1

08.04


10.

Г. Остер «Эхо»

1

09.04


11.

А. Шибаев «Кто кем становится»

1

11.04


12.

По Ю. Степанову «Портрет»

1

12.04


13.

Шишки. М. Плясовский

1

15.04


14.

Булочная песенка. М. Бородицкая. Обобщающий урок по теме: «Веселые истории»

1

16.04


15.

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

1

18.04


16.

По К.Ушинскому «Наше Отечество»

1

19.04


17.

По Т.Кудрявцевой «Флаг России»

1

22.04


18.

М. Ильин «Главный город страны»

1

23.04


19.

А.Усачёв «День Победы»

1

25.04


20.

По С. Баруздину «Страшный клад»

1

26.04


21.

С. Алексеев «Тульские пряники»

1

27.05


22.

Обобщающий урок по теме: «Родина любимая»

1

02.05


23.

А. Усачёв «Что такое лето»

1

03.05


24.

М. Дружинина «Земляника»

1

06.05


25.

По В.Хомченко «Куда исчез гриб»

1

07.05


26.

По В.Хомченко «Куда исчез гриб»

1

13.05


27.

Проверка техники чтения

1

14.05


28.

Анализ проверки техники чтения

1

16.05


29.

По В.Бианки «Ёж-спаситель»

1

17.05


31.

Р. Фархади «Жарко»

1

20.05


32.

Э. Шиму «Верное время»

1

21.05


В. Орлова «Смешинка. Почему лето короткое?»

1

23.05


Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, лето»

1

24.05






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.