Методическая разработка «Акцентологические нормы русского языка»
Приложение 1DOCX / 18.95 Кб
/data/files/e1689940977.docx (Приложение 1)
Приложение2DOCX / 68.35 Кб
/data/files/b1689941014.docx (Приложение2)
Приложение 3DOCX / 59.46 Кб
/data/files/h1689941034.docx (Приложение 3)
Приложение 4DOCX / 22.61 Кб
/data/files/f1689941055.docx (Приложение 4)
Приложение 5DOCX / 13.92 Кб
/data/files/i1689941073.docx (Приложение 5)
ПрезентацияPPTX / 2 Мб
/data/files/c1689942006.pptx (Презентация)«Акцентологические нормы современного русского языка»
Конспект урока русского языка в рамках ФГОС
Серая Т.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия» ст. Каневской
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организационный момент | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Краткое вступительное слово учителя о работе на уроке: класс поделён на четыре группы (1 группа – корреспонденты, 2 группа – корректоры, 3 группа – оформители, 4 группа – дикторы). Задания выполняются на рабочих листах (приложение 1). | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, отвечают на вопрос. | Личностные УУД: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности. Познавательные УУД: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. | Мотивация учебной деятельности. | - Ребята, запишите число. -Начнем наш урок с высказывания А.П.Чехова. Именно эти слова писателя я взяла в качестве эпиграфа к уроку. (Зачитывает эпиграф к уроку). «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать», - считал А.П.Чехов. - Ребята, сформулируйте основную мысль высказывания Чехова. Учитель делает вывод: правильная речь-показатель образованности, воспитанности человека. | Записывают число. Слушают эпиграф. Формулируют основную мысль высказывания А.П.Чехова. | Коммуникативные УУД: выражать свои мыслей полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения. Познавательные УУД: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: моделируют учебную ситуацию. |
3. | Актуализация знаний | - Ребята, русский писатель Антон Павлович говорил о правильной речи. Давайте вспомним, что такое правильная речь. - А теперь скажите, что такое хорошая речь. -Ребята. Как мы составим мнение о человеке, с которым встречаемся впервые? - Да, встречаем по одёжке… - А когда человек заговорит, у нас появится ещё кое-что, по чему мы можем судить о новом собеседнике. - Что это? Учитель делает вывод: речь-это серьёзная характеристика человека. - Ребята, рассмотрите рисунок и опишите его. (Приложение 2) - А почему девушка загрустила? Вывод: услышав речь молодого человека, девушка изменила мнение о своём собеседнике. - А какие нормы литературного языка нарушил молодой человек? - А что устанавливают орфоэпические нормы? - Ребята, предмет наших размышлений – это правильное словесное ударение. Давайте сформулируем тему нашего урока. - Тема урока: «Акцентологические нормы современного русского языка» - Исходя из темы урока, выскажите свои предложения о цели урока. - Ребята, в течение урока мы оформим два плаката «Говори правильно»: один плакат разместим в школьной столовой, а другой – в кабинете географии. Оформлением будут заниматься наши художники (в течение урока учащиеся будут размещать на плакатах тематические (слова по теме «Наша столовая» и по теме «География») карточки со словами). - Ребята, а зачем говорить правильно? - Безусловно, правильная речь – это «кратчайший путь к успеху». А ещё знание акцентологических норм поможет нам справиться с задание № 4 ЕГЭ. Давайте вспомним, как сформулировано данное задание в КИМах. Задание 4 ЕГЭ Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) туфлЯ 2) понЯв 3) дОнельзя 4) корЫсть 5) Оптовый - Итак, чтобы справиться с заданием 4 в формате ЕГЭ и научиться правильно говорить, необходимо овладеть орфоэпическими нормами. - Ребята, неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой. А почему? - Действительно, русское словесное ударение имеет определённые особенности. Предлагаю познакомиться с особенностями русского ударения. | Работают с таблицей «Речь правильная и речь хорошая». (Приложение 4, приложение 5) Делают вывод: что такое правильная речь и что такое хорошая речь. Отвечают на вопросы, делают выводы. Работают с рисунком. Отвечают на вопросы, делают вывод. Отвечают на вопросы, делают вывод. Учащиеся высказывают предположения. Записывают тему урока. Формулируют цели урока Анализирует формулировку задания. Учащиеся слушают сообщение одноклассника об особенностях русского ударения и делают выводы об особенностях русского ударения. | Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической речью, адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач. Регулятивные УУД: определяют цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий |
4. | Этап обобщения и систематизации учебного материала. Выполнение тренировочных упражнений. | -Ребята, как же добиться правильного произношения? Безусловно, слышать образцовую правильную речь. Речь дикторов телевидения всегда являлась образцовой. Поэтому я хочу предоставить слово нашим дикторам. (Приложение 5) Группа корректоров оценивает чтение учащихся-дикторов (у корректоров эталоны ответов). | Учащиеся-дикторы читают тексты (тексты были розданы в начале урока). Учащиеся-корректоры оценивают чтение. | Личностные УУД: умение чувствовать красоту и вы - разительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи |
| | -Ребята, чтобы овладеть акцентологическими нормами, нужно выяснить некоторые тенденций постановки ударения в глаголах, деепричастиях, причастиях, прилагательных. Конечно, правил нет, так как в русском языке ударение разноместное и подвижное. Но в произношении некоторых глаголов можно увидеть некоторые закономерности. Давайте запишем под диктовку глаголы в четыре столбика, проанализируем эти слова и сделаем вывод о постановке ударения в разных формах глагола: - взял взяло взяли взяла -начал начало начали начала -занял заняло заняли заняла -прибыл прибыло прибыли прибыла отбыл -отбыло отбыли отбыла Вывод: в некоторых глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на последний слог (в глаголах мужского, среднего рода и во множественном числе ударение падает на первый слог). Если от данных глаголов образуются причастия, то ударение перемещается в словах каждого рода и числа на второй слог (буква «Я» перетягивает ударение): зАнял – занЯвший,прИнял – принЯвший, занялА – занЯвшая. Есть глаголы, которые нужно запомнить: КлАраклАла, слАла,послАла. - А теперь потренируемся? - Задание для групп: расставить ударение в глаголах, правильно их произнести. 1, 2 группы. Брала, вручит, дозировать, жилось, заперла, клала, кралась, облегчит, сверлит, начался, премировать, задав, поняв. 3,4 группы. Взялась, закупорить, занял, послала, заняв, ободрить, прибыв, опломбировать, принял, осведомиться, нормировать, исчерпать. - Ребята, а каковы же закономерности постановки ударения в именах прилагательных и причастиях? Сделаем выводы, используя орфоэпический словник. - Вывод. У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основеили на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительныхили книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных илидаже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударениена основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании. Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударныйслог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы. Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но оничасто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственномчисле в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав — прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА. Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д. Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском родестоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее. Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оноостаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенЫ, проведенО. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударенияи в полной форме. Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оноперейдёт на один слог вперёд: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый,завернУть - завЁрнутый. - Давайте ещё потренируемся? - Задание для групп. 1, 2 группы. Образуйте и запишите краткие формы причастий Ж.Р. и МН.Ч. от следующих слов, расставьте ударение: Взятый Прожитый Созданный Проданный Загнутый Заселённый Принятый 3, 4 группы. Образуйте и запишите формы простой сравнительной степени имён прилагательных от следующих слов, расставьте ударение: Длинный Красивый Удобный Спокойный Глубокий Стройный Успешный - Ребята, вы хорошо справились и с этим заданием. Предлагаю ещё потренироваться. Задание «Назови слово!» (узнать слово по лексическому значению) Вид религиозной живописи. Религия, религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из её разновидностей. Человек, отступающий от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений. Предположение сделать что-нибудь, желание, замысел. Имущество, выделяемое невесте её родителями и собранное ею самой для замужества. | Слушают учителя, анализируют материал, работают в группах, делают выводы относительно акцентологических норм прилагательных, причастий, деепричастий и глаголов. ( Работают с материалами орфоэпического словника) Работают в группах. Выполняют задание. Представители групп читают глаголы. Ученики-корректоры комментируют ответы.
Работают в группах. Делают выводы, используя материал орфоэпического словника. Ребята работают в группах. Представители групп читают причастия и прилагательные. Ученики-корректоры комментируют ответы. Записывают слова. Читают записанные существительные. | Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, задавать вопросы, взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1.Уметь осознанно строить речевое высказывание. 2.Выполнять действия по алгоритму. |
6. | Формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного. | -Ребята, акцентологические нормы необходимо не только знать, но и усвоить, т.е. уметь применять на практике. Помочь в этом могут мнемонические, т.е. ассоциативные способы запоминания. Мнемоника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание, путём образования ассоциаций. Можно использовать словесную мнемонику. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым. Например, я кремень, несмотря на твой ремень. Предлагаю вам составить рифмовки с предложенными слова. Попробуем? Задание для групп. 1, 2 группы: составить рифмовку со словами ТОРТЫ, КАТАЛОГ, МЕСТНОСТЕЙ, ГАЗОПРОВОД. 3, 4 группы: составить рифмовку со словами БАЛОВАТЬ, ВРУЧИМ, ПОЗВАЛА, УПРОЧИТЬ. | Работают в группах. Составляют рифмовки. Представители групп читают полученные рифмовки. | Коммуникативные: разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества. |
7. | Работа с орфоэпическим словарём. | -Ребята, как добиться правильного произношения слов? Безусловно, надо обращаться к словарю. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми орфоэпическими словарями. Работа с орфоэпическим словарём. -В каком слове ударение поставлено неверно? Укажите номера этих слов. При затруднении обращайтесь к словарю. 1)бАловать 2).звонИт 3) бухгАлтеров 4) щАвель 5) жалюзИ 6) гнАла 7) закупОрить 8) клалА 9) простынЯ 10) бантЫ 11) дОнизу 12)обеспЕчение 13) лыжнЯ 14) бутИк 15) зАвидно | Слушают сообщение учащегося об орфоэпических словарях. Выполняют задание. Работают с орфоэпическим словарём. | |
8. | Подведение итогов урока | - Ребята, давайте подведём итог. Как же усвоить акцентологические нормы? - А теперь обратимся к заданию 4 (ЕГЭ) и выполним его. Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) туфлЯ 2) понЯв 3) дОнельзя 4) корЫсть 5) Оптовый - Ребята, в течение урока наши художники оформляли плакаты «Говори правильно». Давайте оценим их труд. - А теперь предоставим слово нашим диктором, которые прочитают слова, расположенные на плакатах. | Отвечают, делают вывод. Выполняют задание 4 (ЕГЭ) Высказывают своё мнение о содержании плакатов «Говори правильно» Дикторы читают слова. | Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию |
9. | Домашнее задание | -В качестве домашнего задания я предлагаю вам оформить тематические листовки «Произноси правильно» (1, 2 группы – для кабинета физики, 3, 4 группы – для кабинета истории). Учитель даёт комментарий к выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. | |
10. | Синквейн | - Ребята, предлагаю вам составить синквейн, используя слово «ударение» Ударение | Составляют синквейн. Читают составленные синквейны. | Регулятивные: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материала. |
11. | Выставление оценок. | -Ребята. Спасибо за сотрудничество! Дальнейших успехов! | | |
Калягина Ирина Владимировна
Серая Татьяна Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Серая Татьяна Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Серая Татьяна Валентиновна
Легоцкая Вера Сергеевна
Серая Татьяна Валентиновна
Ирина Владимировна Казарцева
Серая Татьяна Валентиновна