12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Серая Татьяна Валентиновна60
Россия, Краснодарский край, ст. Каневская

Приложение 1DOCX / 18.95 Кб

/data/files/e1689940977.docx (Приложение 1)


Приложение2DOCX / 68.35 Кб

/data/files/b1689941014.docx (Приложение2)


Приложение 3DOCX / 59.46 Кб

/data/files/h1689941034.docx (Приложение 3)


Приложение 4DOCX / 22.61 Кб

/data/files/f1689941055.docx (Приложение 4)


Приложение 5DOCX / 13.92 Кб

/data/files/i1689941073.docx (Приложение 5)


ПрезентацияPPTX / 2 Мб

/data/files/c1689942006.pptx (Презентация)«Акцентологические нормы современного русского языка»

Конспект урока русского языка в рамках ФГОС


Серая Т.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия» ст. Каневской


1.

Класс

10

2.

Базовый

учебник

Гусарова И.В. Русский язык и литература: 10 класс базовый и углублённый уровень. – М.: Вентана-граф, 2018

3.

Тема урока

«Акцентологические нормы современного русского языка»

4.

Тип урока

Урок-практикум

5.

Цели урока

Образовательные: совершенствование речевого мастерства старшеклассников через овладение акцентологическими нормами, развитие умений анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач, формировать навыки использования нормированной речи, развивать коммуникативные компетенции.

Воспитательные:способствовать совершенствованию навыков этичного межличностного общения, воспитывать чуткое отношение к слову и родному языку.

6.

Планируемые результаты

Предметные: продолжить формирование основных норм русского литературного языка

Метапредметные: участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, успешная сдача ЕГЭ.

7.

Технологии и приёмы

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, диалоговая форма обучения,здоровьесберегающие технологии

8.

Формы работы

Индивидуальная, групповая, творческая

9.

Внутрипредметные связи

Лексика (лексическое значение слова), синтаксис (умение строить словосочетания, предложения), текстоведение (определять основную мысль высказывания), морфология (самостоятельные части речи).

10.

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, обобщает, регулирует, контролирует.

11.

Виды деятельности учащихся

Читают тексты, отрабатывают навыки публичного выступления; составляют рифмовки, делают выводы, оформляют плакаты

12.

Виды используемых ИКТ

Интерактивное оборудование, презентация

13.

Материалы и оборудование

Рабочий лист для учащихся, мультимедийная презентация к уроку, орфоэпический словарь под ред. И.Л.Резниченко, орфоэпический словник для подготовки к ЕГЭ, макеты плакатов «Говори правильно», тексты для чтения.


Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Краткое вступительное слово учителя о работе на уроке: класс поделён на четыре группы (1 группа – корреспонденты, 2 группа – корректоры, 3 группа – оформители, 4 группа – дикторы). Задания выполняются на рабочих листах (приложение 1).


Приветствуют учителя, настраиваются на работу, отвечают на вопрос.

Личностные УУД: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности.

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.

Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, запишите число.

ачнем наш урок с высказывания А.П.Чехова. Именно эти слова писателя я взяла в качестве эпиграфа к уроку. (Зачитывает эпиграф к уроку).

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать», - считал А.П.Чехов.

- Ребята, сформулируйте основную мысль высказывания Чехова.

Учитель делает вывод: правильная речь-показатель образованности, воспитанности человека.

Записывают число.

Слушают эпиграф.




Формулируют основную мысль высказывания А.П.Чехова.


Коммуникативные УУД: выражать свои мыслей полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения.

Познавательные УУД:

уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: моделируют учебную ситуацию.

3.

Актуализация знаний

- Ребята, русский писатель Антон Павлович говорил о правильной речи. Давайте вспомним, что такое правильная речь.


- А теперь скажите, что такое хорошая речь.




-Ребята. Как мы составим мнение о человеке, с которым встречаемся впервые?

- Да, встречаем по одёжке…

- А когда человек заговорит, у нас

появится ещё кое-что, по чему мы можем судить о новом собеседнике.

- Что это?

Учитель делает вывод: речь-это

серьёзная характеристика человека.

- Ребята, рассмотрите рисунок

и опишите его. (Приложение 2)

- А почему девушка загрустила?



Вывод: услышав речь молодого человека, девушка изменила мнение о своём собеседнике.

- А какие нормы литературного языка

нарушил молодой человек?

- А что устанавливают орфоэпические нормы?

- Ребята, предмет наших

размышлений – это правильное словесное ударение. Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Тема урока: «Акцентологические нормы современного русского языка»

- Исходя из темы урока, выскажите

свои предложения о цели урока.

- Ребята, в течение урока мы оформим два плаката «Говори правильно»: один плакат разместим в школьной столовой, а другой

в кабинете географии. Оформлением будут заниматься наши художники (в течение

урока учащиеся будут размещать

на плакатах тематические

(слова по теме «Наша столовая» и по теме «География») карточки со словами).

- Ребята, а зачем говорить правильно?

- Безусловно, правильная речь – это

«кратчайший путь к успеху». А ещё знание акцентологических норм поможет нам справиться с задание № 4 ЕГЭ. Давайте вспомним, как сформулировано данное задание в КИМах.

Задание 4 ЕГЭ Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) туфлЯ 2) понЯв 3) дОнельзя

4) корЫсть 5) Оптовый

- Итак, чтобы справиться с заданием 4 в формате ЕГЭ и научиться правильно говорить, необходимо овладеть орфоэпическими нормами.


- Ребята, неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой. А почему? 

- Действительно, русское словесное ударение имеет определённые особенности. Предлагаю познакомиться с особенностями русского ударения.

Работают с таблицей «Речь правильная и речь хорошая». (Приложение 4, приложение 5)

Делают вывод: что такое правильная речь и что такое хорошая речь.

Отвечают на вопросы, делают выводы.







Работают с рисунком. Отвечают на вопросы, делают вывод.




Отвечают на вопросы, делают вывод.

Учащиеся высказывают предположения.


Записывают тему урока.

Формулируют цели урока










Анализирует формулировку задания.











Учащиеся слушают сообщение одноклассника об особенностях русского ударения и делают выводы об особенностях русского ударения.

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической речью, адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

Регулятивные УУД: определяют цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий



4.

 Этап обобщения и систематизации учебного материала. Выполнение тренировочных упражнений.

-Ребята, как же добиться правильного произношения? Безусловно, слышать образцовую правильную речь. Речь дикторов телевидения всегда являлась образцовой. Поэтому я хочу предоставить слово нашим дикторам. (Приложение 5)

Группа корректоров оценивает чтение учащихся-дикторов (у корректоров эталоны ответов).

Учащиеся-дикторы читают тексты (тексты были розданы в начале урока). Учащиеся-корректоры оценивают чтение.

Личностные УУД:

умение чувствовать красоту и вы - разительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи



-Ребята, чтобы овладеть акцентологическими нормами, нужно выяснить некоторые тенденций постановки ударения в глаголах, деепричастиях, причастиях, прилагательных. Конечно, правил нет, так как в русском языке ударение разноместное и подвижное. Но в произношении некоторых глаголов можно увидеть некоторые закономерности. Давайте запишем под диктовку глаголы в четыре столбика, проанализируем эти слова и сделаем вывод о постановке ударения в разных формах глагола:

- взял взяло взяли взяла

-начал начало начали начала

-занял заняло заняли заняла

-прибыл прибыло прибыли прибыла отбыл -отбыло отбыли отбыла

Вывод: в некоторых глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на последний слог (в глаголах мужского, среднего рода и во множественном числе ударение падает на первый слог). Если от данных глаголов образуются причастия, то ударение перемещается в словах каждого рода и числа на второй слог (буква «Я» перетягивает ударение): зАнял – занЯвший,прИнял – принЯвший, занялА – занЯвшая. Есть глаголы, которые нужно запомнить: КлАраклАла, слАла,послАла.

- А теперь потренируемся?

- Задание для групп: расставить ударение в глаголах, правильно их произнести.

1, 2 группы. Брала, вручит, дозировать, жилось, заперла, клала, кралась, облегчит, сверлит, начался, премировать, задав, поняв.

3,4 группы. Взялась, закупорить, занял, послала, заняв, ободрить, прибыв, опломбировать, принял, осведомиться, нормировать, исчерпать.

- Ребята, а каковы же закономерности постановки ударения в именах прилагательных и причастиях? Сделаем выводы, используя орфоэпический словник.

- Вывод.

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основеили на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительныхили книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных илидаже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударениена основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и

кружковОй, запАсный и запаснОй,

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах

прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударныйслог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой

форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но оничасто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственномчисле в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав —

прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен —

стрОйно — стрОйны — стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо

с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость

обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы.

Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени.

Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе,

живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском родестоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее.

Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких

страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оноостаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание:

проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенЫ, проведенО. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударенияи в полной форме.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом. Если

суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оноперейдёт на один слог вперёд: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый,завернУть - завЁрнутый.

- Давайте ещё потренируемся?

- Задание для групп.

1, 2 группы. Образуйте и запишите краткие формы причастий Ж.Р. и МН.Ч. от следующих слов, расставьте ударение:

Взятый

Прожитый

Созданный

Проданный

Загнутый

Заселённый

Принятый

3, 4 группы. Образуйте и запишите формы простой сравнительной степени имён прилагательных от следующих слов, расставьте ударение:

Длинный

Красивый

Удобный

Спокойный

Глубокий

Стройный

Успешный

- Ребята, вы хорошо справились и с этим заданием. Предлагаю ещё потренироваться.

Задание «Назови слово!» (узнать слово по лексическому значению)

Вид религиозной живописи.

Религия, религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из её разновидностей.

Человек, отступающий от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений.

Предположение сделать что-нибудь, желание, замысел.

Имущество, выделяемое невесте её родителями и собранное ею самой для замужества.

Слушают учителя, анализируют материал, работают в группах, делают выводы относительно акцентологических норм прилагательных, причастий, деепричастий и глаголов.

( Работают с материалами орфоэпического словника)














Работают в группах. Выполняют задание. Представители групп читают глаголы. Ученики-корректоры комментируют ответы.


Работают в группах. Делают выводы, используя материал орфоэпического словника.

















































































Ребята работают в группах. Представители групп читают причастия и прилагательные. Ученики-корректоры комментируют ответы.

















Записывают слова. Читают записанные существительные.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, задавать вопросы, взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1.Уметь осознанно строить речевое высказывание.

2.Выполнять действия по алгоритму.


6.

Формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного.


-Ребята, акцентологические нормы необходимо не только знать, но и усвоить, т.е. уметь применять на практике. Помочь в этом могут мнемонические, т.е. ассоциативные способы запоминания. Мнемоника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание, путём образования ассоциаций. Можно использовать словесную мнемонику. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым. Например, я кремень, несмотря на твой ремень. Предлагаю вам составить рифмовки с предложенными слова. Попробуем?

Задание для групп.

1, 2 группы: составить рифмовку со словами ТОРТЫ, КАТАЛОГ, МЕСТНОСТЕЙ, ГАЗОПРОВОД.

3, 4 группы: составить рифмовку со словами

БАЛОВАТЬ, ВРУЧИМ, ПОЗВАЛА, УПРОЧИТЬ.





















Работают в группах. Составляют рифмовки. Представители групп читают полученные рифмовки.

Коммуникативные: разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.


7.

Работа с орфоэпическим словарём.

-Ребята, как добиться правильного произношения слов? Безусловно, надо обращаться к словарю. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми орфоэпическими словарями.

Работа с орфоэпическим словарём.

-В каком слове ударение поставлено неверно? Укажите номера этих слов. При затруднении обращайтесь к словарю.


1)бАловать 2).звонИт 3) бухгАлтеров 4) щАвель 5) жалюзИ 6) гнАла

7) закупОрить 8) клалА

9) простынЯ 10) бантЫ 11) дОнизу 12)обеспЕчение 13) лыжнЯ 14) бутИк 15) зАвидно


Слушают сообщение учащегося об орфоэпических словарях.

Выполняют задание. Работают с орфоэпическим словарём.


8.

Подведение итогов урока

- Ребята, давайте подведём итог. Как же усвоить акцентологические нормы?

- А теперь обратимся к заданию 4 (ЕГЭ) и выполним его.

Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) туфлЯ 2) понЯв 3) дОнельзя

4) корЫсть 5) Оптовый


- Ребята, в течение урока наши художники оформляли плакаты «Говори правильно». Давайте оценим их труд.

- А теперь предоставим слово нашим диктором, которые прочитают слова, расположенные на плакатах.

Отвечают, делают вывод.

Выполняют задание 4 (ЕГЭ)


Высказывают своё мнение о содержании плакатов «Говори правильно»

Дикторы читают слова.

Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию




9.

Домашнее задание

-В качестве домашнего задания я предлагаю вам оформить тематические листовки «Произноси правильно» (1, 2 группы – для кабинета физики, 3, 4 группы – для кабинета истории).

Учитель даёт комментарий к выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.


10.

Синквейн

- Ребята, предлагаю вам составить синквейн, используя слово «ударение»

Ударение


Составляют синквейн. Читают составленные синквейны.

Регулятивные: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материала.

11.

Выставление оценок.

-Ребята. Спасибо за сотрудничество! Дальнейших успехов!








Опубликовано


Комментарии (10)

сменить сортировку
Калягина Ирина Владимировна, 21.07.23 в 15:26 1Ответить Пожаловаться
Как приятно встретиться с авторским материалом после "лавины" плагиата. Спасибо, Татьяна Валентиновна! Большой труд!
Серая Татьяна Валентиновна, 21.07.23 в 15:33 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Ирина Владимировна. Спасибо большое за комментарий.
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.07.23 в 15:56 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Серая Татьяна Валентиновна, 21.07.23 в 16:20 2Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, здравствуйте. Спасибо за комментарий.
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.07.23 в 16:33 1Ответить Пожаловаться
Рада знакомству! Заходите в гости!
Легоцкая Вера Сергеевна, 21.07.23 в 16:23 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Валентиновна, за содержательный, методически грамотный урок.
Серая Татьяна Валентиновна, 21.07.23 в 17:00 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, очень приятно.
Ирина Владимировна Казарцева, 21.07.23 в 16:30 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, нужный материал! Полезный!
Серая Татьяна Валентиновна, 21.07.23 в 17:01 1Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, спасибо за комментарий.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.