Проект «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного краеведческого музея»
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ:
«Активизация гражданско-патриотического воспитания
через организацию эффективной деятельности
школьного краеведческого музея»
Автор: Жукова Ирина Николаевна,
учитель истории МБОУ СОШ №12 с УИОП
Егорьевского муниципального района
Московской области
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Введение…………………………………………………………………….3-5
Обоснование выбора темы.
Актуальность темы проекта.
Проблема и предлагаемый способ ее решения:
Ожидаемый результат использования.
2. Основная часть. …………………………………………………………5-12
Описание практико-значимого проекта «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного краеведческого музея»
Результаты апробации.
Рекомендации.
3. Заключение……………………………………………………………….12- 13
Примечания………………………………………………………………….. ….14
Список литературы……………………………………………………………...15
Приложение .……………………………………………………………… 16-20
Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать
духовную оседлость.
Если не будет корней в родной стороне –
будет много людей, похожих на иссушенное растение
перекати-поле…
Д.С.Лихачёв
Введение.
«В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной. Современному российскому обществу нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, способные сделать ее сильной процветающей державой. Только настоящему гражданину и патриоту под силу справиться с такой задачей». (1) Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и развитие молодежи является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Решение задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания определено в Законе «Об образовании» РФ и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В наши дни очень остро ощущается необходимость изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своего края, места, где ты родился и вырос. Несомненно, что это играет огромную роль в воспитании духовности и формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. «Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. С любви к своей «малой родине», к месту, где все и всё знакомо тебе с детских лет, начинается любовь к Отечеству. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу». (2)
Актуальность проекта «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного краеведческого музея» очевидна. Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов в походах и экспедициях, проведение экскурсий, разработку туристических маршрутов, встречи с интересными людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников, конкурсов, краеведческих конференций.
Проект «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного краеведческого музея» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Проект направлен на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном воспитательном пространстве; создание в школах творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Цель работы:
Приобщение учащихся к историческому наследию родного края, формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения основной цели проекта:
- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
- развитие творческих способностей;
- приобщение школьников к культуре предков, привитие чувства любви к родному краю;
- воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
-формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.
- формирование у учащихся потребности участвовать в социально значимых акциях и мероприятиях.
- повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки, учителей и классных руководителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания, практической организации школьных музеев.
- распространение опыта организации школьного музея, музейной деятельности на муниципальном уровне.
2. Описание проекта «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного краеведческого музея»
МБОУ СОШ №12 с УИОП (объект 2, п. Рязановский) находится в маленьком посёлке на юго-востоке Московской области. От столицы посёлок отделяют более 120 км., а от районного центра,г.Егорьевска,-50. Когда-то наш посёлок был многолюдным и шумным, но в начале двухтысячных торфопредприятие, на котором работало большинство жителей, было закрыто. Молодёжь начала покидать посёлок. В настоящее время количество учеников школы значительно сократилось. Сегодня в школе обучаются всего 110 учащихся. Школа в небольших населённых пунктах традиционно является не только образовательным, но и главным культурным центром.
Особое место в системе воспитательной работы школы занимает школьный краеведческий музей. Бесспорно, что школьникам необходимы героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм.
Реализация проекта «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного краеведческого музея» призвана донести до умов и сердец юных ребят героические образы, высокие понятия, великие события отечественной истории. Учащиеся должны ощущать сопричастность к истории своей страны, своей семьи, своего народа. Только тогда они начинают понимать свою ответственность за настоящее и будущее.
Ключевые идеи проекта:
-Содействовать формированию патриотизма, духовно-нравственных качеств, гражданско - правового мышления у участников воспитательного процесса.
- Способствовать налаживанию сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей, представителей общественности по освоению основных задач образования и применению их в социально значимой деятельности.
- Содействовать работе органов детского самоуправления через создание Совета музея.(3)
Основные принципы осуществления проекта:
-принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
-принцип совместной деятельности учащихся;
-принцип целесообразности («все делать с пользой»);
-принцип творческого отношения к делу.
Основные направления реализации проекта:
Поисково-исследовательская деятельность.
Учет и хранение фондов.
Экспозиционная деятельность.
Просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность.
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого они были ознакомлены с методикой сбора и фиксации материалов, прошли инструктаж о правилах работы в фондах музея, архивах и библиотеках, получили представление об основных путях сбора историко-краеведческого материала:
-планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
-экспедиционный сбор;
-прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволила:
-проводить на базе музея совместную работу учителя и ученика по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
-обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
-пополнить экспонатами музейный фонд;
-создать фонд аудиозаписей и видеофильмов.
Основные формы работы, используемые в поисково-исследовательской деятельности:
Экспедиции по окрестным деревням и селам. Сбор краеведческого материала.
Переписка с интересными людьми-выходцами из деревень нашего края, выпускниками школы. Анкетирование.
Сбор статей по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы.
Учет и хранение фондов.
Основные задачи данного направления работы музея:
-создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
-правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
-правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
-точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
-организовать прием и выдачу музейных предметов;
-обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
2.3. Экспозиционная деятельность.
«Результатом поисково-исследовательской работы учащихся является музейная экспозиция. Главная задача данного направления - способствовать повышению познавательного и эстетического уровня экспозиции. Для этого необходимо было:
-освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
-учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
-использовать в работе выставки-передвижки;
-предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея стала центром просветительской работы в школе и в поселке.
2.4. Просветительская работа.
Главная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
-продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
-проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
-использовать материалы музея на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, технологии на уроках в начальных классах;
-организовать проведение на базе музея районных семинаров учителей истории, краеведения.
Главный критерий повседневной работы музея - это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и значимость, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
2.5. Участники проекта.
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также на учителей и родителей.
2.6. Управление осуществлением проекта.
Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, учитель истории и краеведения, председатель местного Совета ветеранов, представители актива музея из числа учащихся.» (4)
2.7. Оценка эффективности и результативности проекта «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного краеведческого музея».
В конце учебного года среди учащихся 5-9 классов было проведено анкетирование «Мой музей». (См. приложение №6)
На вопросы анкеты отвечали 56 человек. Анализ анкетирования показал, что 53 человека первый раз побывали в музее ещё в первом классе. 3 учащихся пришли в музей, в тот же год, когда стали учащимися школы сменив место жительства. Все ребята неоднократно бывали на различных мероприятиях музея. Особый интерес у учащихся вызывают экспозиции: «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Жизни и быт крестьян нашего края». 37 школьников использовали материалы музея для написания творческих работ. 29 ребят указали, что в музее хранятся материалы, рассказывающие об их родных, ещё 12 сообщили о том, что в музее есть материал об их знакомых. Все учащиеся обязательно порекомендуют посетить школьный краеведческий музей своим друзьям и знакомым. 20 человек систематически работают в музее, ещё 23 принимают участие в поисковой работе и проведении массовых мероприятий в музее. Все ребята с удовольствием придут в музей ещё раз. Посещение музея вызывает у большинства учащихся чувство гордости за свой народ, за свою Родину.
Участники краеведческого кружка, ребята, работающие в музее, не раз использовали его материал для написания различных творческих проектов, создании презентаций и т.д. Работа музея неоднократно отмечалась грамотами и благодарственными письмами. В 2020 г. музей нашей школы занял 1 место в смотре-конкурсе школьных музеев и уголков боевой славы, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Деятельность нашего школьного краеведческого музея вышла за пределы школы, опыт работы распространяется на муниципальном и региональном уровне. На базе музея проходят районные семинары учителей истории и заместителей директоров по внеклассной работе. Статьи о работе музея не раз публиковались в районных и областных газетах. Создатели документального фильма о лагерях военнопленных в СССР и Германии (ТВЦ), использовали материалы школьного краеведческого музея в работе над фильмом. В настоящее время опыт работы музея МОУ Рязановская СОШ используется для разработки методических рекомендаций по работе школьных музеев Институтом теории и истории педагогики (О.В. Иванова).
2.8. Рекомендации.
Проект «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного краеведческого музея» - долгосрочный проект. Наш музей работает над его реализацией уже несколько лет. Работа началась не на пустом месте. Многие поколения учеников и учителей нашей школы кропотливо собирали экспонаты, которые составили основу экспозиции краеведческого музея. Педагогам, решившим начать работу по созданию музея, по активизации его работы, предстоит решить много проблем.
В последнее время появилось немало публикаций, посвященных краеведческой работе в школе. При составлении плана работы краеведческого кружка и плана работы музея большой помощью нам стали работы выпускника Рязановской СОШ, кандидата исторических наук, сотрудника научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва Валерия Евгеньевича Туманова («Школьный музей-хранитель народной памяти», «Наследие в школьном музее»).
В начале работы над подобными проектами я рекомендую коллегам:
ознакомиться с нормативно правовой базой, чтобы представлять в рамках какого правового поля может действовать педагог, какую ответственность он на себя принимает;
обсудить предполагаемую идею проекта с коллективом учебного заведения, привлечь к работе других педагогов;
сформулировать основные подходы к использованию школьного музея в учебно-воспитательном процессе;
при формировании актива школьного музея стоит учесть, что в него могут входить как учащиеся, так и их родители, представители общественности, что не должно быть какого-то жесткого ценза по возрасту, главное, чтобы на всех этапах работы активное участие в ней принимали сами учащиеся;
Работая над проектом, следует больше опираться на материал, который близок и понятен ученикам, опираться на события связанные с историей их семьи, их родных и близких, соседей и знакомых. Очень важно, чтобы ребята понимали, что история их семьи, их родного края неразрывно связана с историей всей нашей страны. Кроме того, необходимо всячески поощрять инициативу учащихся при решении организационных вопросов работы музея. Это «способствует лучшему осмыслению ими задач и содержания своей деятельности, выработке навыков практической работы, пониманию сущности демократии, своих прав и обязанностей в обществе, формирует и развивает чувство ответственности за доверенный участок работы, прививает навыки коллективной и индивидуальной деятельности, социальной активности» (5)
Заключение.
Данный проект открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в нем в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация проекта оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа учащихся в школьном музее позволяет реализовать один из основных подходов философии конструктивизма: «Мотивация обучения через включение учащихся в поиск, исследование и решение значимых проблем, прежде всего проблем из окружающей их действительности, решение которых непосредственно связано с реальной ситуацией в жизни школы, района, города». ( 6)
Сегодня в системе образования происходят кардинальные изменения необходимые для целенаправленной подготовки школьников к жизнедеятельности в информационном обществе. Работа учащихся в школьном краеведческом музее способствует решению задач:
1) «переход от усвоения значимых объемов информации, накопленных при изучении какой-либо дисциплины, к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
2) освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления».
Главной чертой образовательно-воспитательной деятельности школьного музея является то, что ребенок выступает здесь не как зритель и пассивный потребитель знаний, а как активный создатель, соавтор педагога, участник различных направлений деятельности музея.
Работа по реализации данного проекта помогает сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
Фонды музея пополняются новыми материалами, создается летопись школы, поселка, Книга Памяти жителей окрестных сёл и деревень, собран интересный материал о легендах и преданиях нашего края.
Работая в музее, учащиеся постоянно чувствуют свою непосредственную связь с событиями прошлого, они начинают осознавать, что история их семей, их предков неразрывно связана с историей нашей страны.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Школьный краеведческий музей имеет большую потенциальную возможность формирования гражданско-патриотических начал и духовной культуры у детей.
Сменяются поколения учителей и учеников, но всё также загораются глаза первоклассников, впервые переступивших порог нашего школьного краеведческого музея.
Примечания.
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/proekt-muzei-kak-tsentr-patrioticheskoi-raboty-v-shkole
http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/programma-kraevedcheskogo-kruzhka-sledopyt.
http://krasnognagsch.ucoz.ru/index/programma_raboty_muzeja
Стр 95. В.Е.Туманов. Школьный музей- хранитель народной памят: Методическое пособие.- М.: 2006.
Стр. 20 Хрестоматия «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики» .
tasoasevich.3dn.ru›sbornik-ito-2010
Литература.
Хрестоматия «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики» .
Туманов В.Е. Школьный музей-хранитель народной памяти: Методическое пособие.- М.: 2006.
Туманов В.Е. Наследие в школьном музее: Методическое пособие.- М.: 2011.
Туманов В.Е. Школьный музей: Методическое пособие. – Изд. второе, исправленное. – М.: 2003.
Школьное краеведение: программы, идеи, опыт // Наследие и современность: Информационный сборник Института наследия.- М.: 1995.
Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М.: 2006.
Сейненский А.Е. Родной край: история, традиции и современность: Методическое пособие. – М.: 2009.
Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: 1987.
Соколова И.В. Следопыты ведут поиск: Пособие для учителя. – М.: 1973.
Ашурков В.Н. и др. Историческое краеведение: Учебное пособие. – М.: 1980.
Музей и школа: Пособие для учителя . Под ред. Кудриной Т.А. – М.:1985.
Онучин А.Н. Твоё родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. – Пермь: 1992.
Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учёт, использование. Учебное пособие. Под ред. Шмидта С.О. – М.: 1988.
Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: Пособие для учителей. – М.: 1972.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.
http://davlscl7.edusite.ru/p206aa1.html
http://sho_arhn.krch.zabedu.ru/pages/myzey.html
http://krasnognagsch.ucoz.ru/index/programma_raboty_muzeja/0-37
http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/programma-kraevedcheskogo-kruzhka-sledopyt
http://www.my-teacher.ru/projects/project/879
http://poznanie21.ru/current/43819.php
Приложение.
1)
План работы краеведческого музея
МОУ Рязановской средней школы
№ |
Содержание работы |
Сроки |
|
1. Организационная работа |
|
1 |
Работа с документацией. Составление плана работы музея на год. |
сентябрь |
2 |
Формирование актива музея, привлечение новых ребят. |
сентябрь |
3 |
Продолжить составление описи музейных экспонатов музея. |
сентябрь- октябрь |
4 |
Работа по формированию экспозиции музея. |
сентябрь- октябрь |
5. |
Работа членов краеведческого кружка. |
в течение года |
|
2. Создание групп по направлениям |
|
1. |
Лекторская группа |
октябрь |
2 |
Поисковая группа |
октябрь |
3 |
Исследовательская группа, работающая с фондами музея |
октябрь |
4 |
Оформительская группа |
октябрь |
5 |
Планирование работы групп |
октябрь |
|
Лекторские группы |
|
1 |
Подготовка и проведение экскурсий в музее |
в течение года |
2 |
Помощь в проведении школьных праздников |
в течение года |
3 |
Подготовка перечня новых тем экскурсий в музее |
ноябрь |
|
Поисковая группа |
|
1 |
Поиск нового краеведческого материала, разработка заданий для классов |
октябрь-ноябрь |
2 |
Сбор сведений о ветеранах войны и труда, уточнение списка ветеранов, проживающих в поселке |
ноябрь-декабрь |
3 |
Устный журнал «Дорогая моя столица» |
декабрь |
4 |
Поиск нового материала об участниках Великой Отечественной войны в закрытом фонде музея |
в течение года |
5 |
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, сбор документов и материалов об их жизненном пути |
в течение года |
|
Оформительская группа |
|
1 |
Обновление экспозиции музея. |
в течение года |
2 |
Оформление краеведческого материала из архива музея. |
в течение года |
3 |
Оформление стенных газет к праздникам |
в течение года |
4 |
Помощь в подготовке и проведении праздников, посвященных различным памятным датам. |
в течение года |
5 |
Оформление Книги Памяти, тематических альбомов и папок |
в течение года |
|
Исследовательские группы |
|
1 |
Подготовка заданий для краеведческой работы в классах |
октябрь |
2 |
Помощь в сборе и подготовке материала для фондов музея |
октябрь |
3 |
Сбор материала по классам, работа с документацией |
ноябрь-декабрь |
4 |
Переписка с интересными людьми-выходцами из нашего поселка, деревень нашего края, выпускниками школы. |
в течение года |
5 |
Использование материала музея для написания творческих работ учащихся. |
в течение года |
|
Подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий |
|
1 |
Работа с классными руководителями по вопросам краеведческой работы |
в течение года |
2 |
Подготовка материала к проведению экскурсий в музее |
в течение года |
3 |
Подготовка к проведению встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда |
в течение года |
4 |
Встреча с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. |
февраль |
5 |
Проведение учителями предметниками уроков на базе музея. |
в течение года |
6 |
Поздравление ветеранов с традиционными праздниками |
в течение года |
7 |
Встречи с выпускниками школы «Листая старый альбом» |
в течение года |
8 |
Праздник «Память о них в наших сердцах» |
май |
2)
План работы кружка «Краеведение».
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов. |
|
Теория |
Практика |
||
1-2 |
Введение. Что изучает краеведение? |
2 |
|
3-4 |
История села Высокого |
2 |
|
5-6 |
История города Егорьевска |
2 |
|
7-8 |
Исторические источники по истории нашего края |
1 |
1 |
9-10 |
Наш край в древности |
2 |
|
11-12 |
Рельеф и полезные ископаемые Мещерского края |
1 |
1 |
13-14 |
Археология и ее методы |
2 |
|
15-16 |
Археологические памятники на территории Мещерского края |
2 |
|
17 |
Археологические раскопки на территории Радовицкой равнины |
1 |
|
18 |
Экскурсия в школьный краеведческий музей «Наш край в древности» |
|
1 |
19-20 |
Быт и нравы крестьян нашего края |
2 |
|
21-22 |
Орудия труда и предметы быта местного населения. (Работа в музее) |
|
2 |
23-24 |
Топонимика и этнография. Этнографические исследования по истории Мещерского края. |
2 |
|
25-26 |
Николо-Радовицкий монастырь |
2 |
|
27-28 |
Экскурсия в школьный краеведческий музей «Николо-Радовицкий монастырь и его святыни» |
|
2 |
29 |
Наш край в 19 веке |
1 |
|
30 |
Работа с материалами школьного краеведческого музея |
|
1 |
31 |
Наш край в начале 20-го века |
1 |
|
32 |
Работа в школьном краеведческом музее |
|
1 |
33-34 |
Наш край в 20-30- е гг. 20-го века |
2 |
|
35-36 |
Наш край в годы Великой Отечественной войны |
2 |
|
37-38 |
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны |
2 |
|
39-40 |
Работа в школьном краеведческом музее. Знакомство с воспоминаниями ветеранов войны. |
|
2 |
41-42 |
Встреча с председателем Совета ветеранов |
|
2 |
43-44 |
Труженики тыла |
2 |
|
45-46 |
Строительство п. Рязановский и Рязановского торфо-предприятия. |
2 |
|
47-48 |
История Рязановской средней школы |
2 |
|
49-50 |
Учителя Рязановской средней школы |
1 |
1 |
51-52 |
Наши выпускники |
2 |
|
53-54 |
Наш край в 60-70-е гг. 20-го века |
2 |
|
55-56 |
Тревожный 1972 год |
2 |
|
57-58 |
История нашего края в истории моей семьи |
1 |
1 |
59-60 |
Работа в школьном краеведческом музее «Наш край во второй половине 20-го века» |
|
2 |
61-62 |
Наш край в начале 21 века |
2 |
|
63-64 |
Итоговое занятие. Обобщение изученного материала |
2 |
|
65-72 |
Походы по родному краю. Сбор краеведческого материала |
|
8 |
|
|
47 |
25 |
|
Итого: |
72 ЧАСА |
3) Поисковые задания классам для организации работы музея.
Каждому классу дается задание для краеведческого поиска. Примерные задания:
Собрать материал по теме «Дети войны».
Собрать материал о ветеранах войны и труда, проживающих в поселке.
Собрать материал об истории нашего поселка.
Собрать материал об истории установления памятников на территории нашего поселка и села Радовицы.
Собрать материал о выпускниках школы, воевавших в горячих точках.
Собрать материал о выпускниках школы, закончивших военные училища.
Собрать материал об учителях школы - ветеранах войны и труда.
Провести операцию «Забота» в рамках Вахты Памяти.
Провести благоустройство территории скверов у памятников павшим в поселке Рязановский и селе Радовицы.
Собрать материал на тему «История страны в истории моей семьи».
6) АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «МОЙ МУЗЕЙ».
21. Когда Вы побывали в школьном музее в первый раз?
- в 1 классе;
- когда пришёл учиться в МОУ Рязановская СОШ;
- никогда не был.
22. Бывали ли Вы на мероприятиях музея?
- был один раз;
- бываю постоянно.
3. Что понравилось в музее?
4. Использовали ли Вы материал музея для написания творческих работ?
5. Есть ли в музее материал, рассказывающий о Ваших родных и знакомых?
6. Порекомендуете ли вы посетить наш музей своим друзьям и знакомым?
- Да, обязательно
- нет
7. Какие из предложенных экскурсий у Вас наибольший интерес?
9. Какие чувства вызывает у Вас школьный краеведческий музей?
10. Хотите ли Вы посетить музей еще раз?
- да, в ближайшее время
- да, в будущем
- нет
20