12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Посполита Вероника Сергеевна19

Посполита Вероника Сергеевна

Педагог-психолог

МБУ «ППМС Центр «Стратегия» г. Калуги

Актуализация чувства благодарности родителям через создание народной куклы «Отдарок на подарок»


Положительное отношение к родителям является фундаментом для нашего психологически здорового существования в этом мире. Родители –опора, отталкиваясь от которой мы идем по жизни вперед. Предлагаемое занятие направлено на актуализацию чувства благодарности родителям, наполнение ресурсами. Оно может проводиться индивидуально и в группе с аудиторией разных возрастов.

Основным методом выступает фольклорная куклотерапия: изготовление арт-продукта – народной куклы «Отдарок на подарок».


Коррекционно-развивающее занятие

«Отдарок на подарок» или благодарность родителям

Цель занятия: актуализация чувства благодарности родителям.

Задачи: повысить уровень уверенности в себе; способствовать осознанию значимости предыдущих поколений в жизни участников, формировать чувства привязанности и причастности к своему роду; способствовать выражению внутренних конфликтов; способствовать наполнению ресурсами и сформировать положительное самоощущение у участников; воспитывать интерес к русским традициям и обычаям.

Материалы и оборудование:

- клубок ниток;

- листы А4;

- ручки, цветные карандаши;

- релаксационная музыка;

- фольклорная музыка.

Для куклы:
- цветная яркая ткань размером примерно 10 -15×30 см;

- полоска ткани 2×30 см для набивки головы;

- красные нитки.

Ход занятия:

Знакомство.

Разминка. Упражнение «Желанный подарок»

Участникам предлагается невербально показать подарок, который они хотели бы получить. Остальные должны догадаться, что это.

Затем задание усложняется. А какой же подарок можно пожелать, но нельзя потрогать, пощупать, однако он тоже бывает очень нужен? Здесь можно изобразить «любовь», «счастье», «здоровье» и т.д.

Введение в занятие

Беседа по следующим вопросам:

Каково предназначение родителей и близких по отношению к детям? Каково предназначение детей по отношению к родителям и близким?

Как родители и близкие показывают, что они любят ребенка? Что при этом ребенок видит и слышит? А что ощущает?

Как ребенок может показать, что он любит родителей, благодарен близким? Что родители видят, чувствуют, слышат?

За что вы благодарны своим родителям? Что у вас от мамы, от папы, других родственников? Что они вложили в вас?

Мы часто бываем благодарны своим родителям за какие-то конкретные действия, подарки, события и не задумываемся о том, что можем благодарить их просто за то, что мы есть! Такие как сейчас. За то, что мы живем, ходим, что-то делаем, радуемся, общаемся и т.д.

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о благодарности родителям и изготовим специальную куколку, которую дети делали для своих близких именно в детстве, в 3-х летнем возрасте.

Рисунок «Генеалогическое древо»

В течение некоторого времени участникам предлагается изобразить свое генеалогическое древо, отражая на нем всех своих родственников, о которых они что-либо знают.

После того как все закончат, ведущий просит группу отогнуть то место, где они изобразили себя, оторвать и отдать часть с родственниками ведущему... Выдерживается пауза. Ведущий наблюдает за реакцией группы, затем сообщает участникам, что, конечно, отрывать никого не нужно.

Обсуждение: какие чувства возникли, когда вас попросили оторвать родных? Не хочется? Почему? Действительно. Наши предки - это часть и основа нашего бытия. Наши корни. Без этой части нам очень трудно существовать, как дерево не может существовать без корневой системы.

Вспомните о жизни своих родных. Есть ли у вас какая-то история, которая особенно запомнилась о ком-то из ваших предков (дедов, прадедов)? Поделитесь, если есть такое желание.

Визуализация «Мой род»

Закройте глаза и ощутите себя, свое тело как можно лучше. Представьте, что перед вами стоят ваши родители, папа и мама. Представьте как доброжелательно они на вас смотрят. Что вы чувствуете по отношению к ним? Если это любовь, постарайтесь выразить ее. Если это печаль и боль, обида и злость постарайтесь отпустить все плохие чувства, ведь перед вами самые близкие люди и самые важные люди, которые подарили вам жизнь. Поблагодарите их за это. Они многое вам дали: цвет глаз, волос, особенности движений. Выразите всю благодарность, насколько это возможно. Ведь если бы не они – вас бы не было.

За плечами ваших родителей стоят бабушки и дедушки. Постарайтесь представить их: как они выглядели или могли выглядеть, как они относились бы к вам. Что вы чувствуете по отношению к ним? Если это любовь – выразите ее. Если это обида и злость, постарайтесь отпустить все плохие чувства. Это ваши корни. Это те люди, которые дали жизнь вашим родителям, а следовательно и вам. Выразите всю благодарность им за это.

За плечами бабушек и дедушек стоят ваши прабабушки и прадедушки. Представьте их: как они могли выглядеть или выглядели. Поблагодарите их за то, что они были и дали жизнь следующим поколениям, от которых появились вы.

За ними стоят ваши далекие предки, они могут представиться вам в виде звезд, сияния, аморфных или конкретных образов. Наверняка от них вам достались многие особенности, они дали продолжение вашему роду, искренне поблагодарите их за это.

Выразите благодарность всему вашему роду за то, что вы – это продолжение их, впитавшее в себя их историю и жизнь. Пообещайте им уважать ваш род и ценить его. Что вы хотите им сказать? Что они вам ответят? Какое напутствие они дадут вам?

Изготовление куклы «Отдарок на подарок»

t1697635517aa.jpg

Кукла «Отдарок на подарок» изготавливалась в качестве благодарности родителям за заботу.

Она бытовала в южных губерниях России. Это простейшая кукла, которую делали дети, благодаря кого-то за подарок.

Считается, что такая кукла была одной из первых, с которой соприкасались дети на Руси. По силам ее сделать ребенку самостоятельно. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первую одежду (порты и рубаха для мальчика, рубаха и сарафан для девочки). Когда ребенок овладевал изготовлением куклы, его в первый раз сажали за общий обеденный стол со всей семьей. Вручая эту куколку родителям, ребенок произносило: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!». Эти слова дети предварительно тщательно заучивали.

Куколку дарили и другим людям, благодаря за подаренную вещь.

На Руси умели воспитать через куклу что-то важную особенность – способность благодарить. Когда-то дарение и ответное «отдаривание» были одним из очень важных обычаев. Считалось, что подарок обладает силой. Подаренный от чистого сердца -  приносит удачу, а  с «темным умыслом» - может навредить.

Для куколки нужно приготовить небольшой прямоугольный кусочек ткани (10-15 см и длиной около 30 см) и  кусочек узкий, длиной около 15 см, чтобы из него скатать голову (плотную скатку). Далее сложить больший кусок ткани пополам, вложить внутрь эту скатку. Оформляем головку. После этого нужно окрутить шейку нитью по часовой стрелке, пропустить ниточки под руками куклы, формируя косой крест, и обмотать талию. Получается кукла «Отдарок на подарок». 

Обсуждение: нравится ли вам кукла? Какие чувства вы к ней испытываете? Что хочется дополнить, исправить?

Упражнение «Письмо родителям»

В течение некоторого времени участникам предлагается написать письмо благодарности своим родителям. Как поступить с ним дальше, решают они сами.

Рефлексия «Клубочек». Передавая клубок ниток по кругу, участники делятся своими мыслями и впечатлениями о занятии.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.