Доклад «Актуальность использования сенсорно-дидактического тренажера в формировании лексико-грамматических категорий у обучающихся начальной школы с легкой умственной отсталостью»

6
0
Материал опубликован 20 July 2023

Кузьменюк Валентина Яновна

учитель-логопед, первая квалификационная категория

краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №16»

Хабаровский край, г.Николаевск-на-Амуре


Методический материал, используемый в работе учителя-логопеда, выполненный своими руками. Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую,   стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.


Актуальность использования сенсорно-дидактического тренажера в формировании лексико-грамматических категорий у обучающихся начальной школы с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях.

Послушайте - и Вы забудете,

посмотрите - и Вы запомните,

сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность

ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его

речевого развития. Ведь именно при помощи устной и письменной речи

ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Между тем в общеобразовательные учреждения всё чаще поступают дети с речевыми нарушениями: фонетическими, фонетико-фонематическими, дизартрией, дисфонией, заиканием, ринолалией, дислалией, дисграфией, дислексией, общим и системным недоразвитием речи различного уровня. При этом, речевые нарушения у младших школьников встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Чаще всего расстройства речи детей младшего школьного возраста возникают в детском возрасте. В тяжелых случаях речевых нарушений, ребенок не только не может ясно и четко говорить сам - он плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас. Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к коррекции речи, у ребенка возникают серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, и, как следствие - развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Проблема нарушений речи у школьников – одна из самых актуальных на сегодняшний день, поскольку овладение навыками письма и чтения на этапе начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний обучающимися. К сожалению, количество детей с трудностями обучения чтению, письму и нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Тому подтверждением могут быть заключения психолого- медико-педагогических комиссий: ежегодно у 72% детей, прошедших через ПМПК диагностируются речевые трудности, из них, 51% - системное недоразвитие речи, 20% – общее недоразвитие речи. И это не только дети с тяжёлыми нарушениями речи.

Известно, что успех и эффективность коррекции речевых нарушений у школьников определяется системой коррекционной работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и тесное сотрудничество всех педагогов. При этом, стандартами предусмотрена не только коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда, но и работа учителей начальных классов, учителей-предметников на всех уроках. Эта работа, прежде всего, заключается в создании специальной развивающей речевой среды, в применении специальных педагогических приёмов, упражнений, методов и разнообразии форм работы на разных этапах урока.

Данные рекомендации разработаны на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусматривающего перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы начального общего образования.

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предусматривающего обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как совокупности обязательных требований при реализации основных общеобразовательных программ начального общего образования с группами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Методологической основой создания рекомендаций стали:

Исследования отечественных ученых: Р. Е. Левиной , Филичевой Т. Б..

Учебно-методических пособий: Воробьёвой В.К.; Грассе Н.А.;

О.Н. Громовой Т.А. Прокопенко ; Елецкой О.В.; Ефименковой Л.Н.;

Корнева А.Н.; Лалаевой Р.И.; Омельченко Л.В.; Прищеповой И.В.; Л.П. Савиной ; Садовниковой И.Н.; Фоминой И.В., Щербаковой И.В..

Данные рекомендации могут быть использованы педагогами школы при организации работы как с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, так и с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития.

Системное недоразвитие речи (СНР) характеризуется затруднениями в фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороне речи; мимикой ребёнок не пользуется, указательные жесты использует редко; пассивный словарь немного больше активного; связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; затруднена контекстная речь (без опоры на наглядность); часто присутствует целый комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых составляющих фонематики, лексики, а также звуковой части лексикона.

Развивающая речевая среда в школе и дома, в семье, - это условие успешного обучения ребенка с нарушениями речи, это создание условий для развития его личности. Прежде всего необходимо создать благоприятную обстановку на занятиях, установить психологический контакт, стимулируя сотрудничество учителя и ученика. Учебный материал должен соответствовать возможностям ребенка, включать различные вспомогательные средства,

активизирующие восприятие и предупреждающие утомление, стимулирующие речевое и интеллектуальное развитие младшего школьника.

Направления работы с детьми, испытывающими речевые

трудности на уроках:

Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие артикуляционных движений органов речи (губ, щек, языка).

Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции.

Совершенствование грамматического строя речи.

Обогащение, активизация словарного запаса речи.

Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков.

Выработка дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работа над правильным ударением, темпом речи.

Развитие связной речи.

Основным назначением моего логопедического кабинета является создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС. Развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Одним из составляющих является сенсорно-дидактический тренажер, который я создала в кабинете.

«Радуга звуков и слогов»

При работе с данным тренажером решаются следующие задачи:

1t1689827710aa.jpg . Формируются тактильные ощущения пальцев рук.

2. Развивается мелкая моторика пальцев рук.

3. Формируется правильное звукопроизношение звука.

4. Формируется правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в слогах и словах.

5. Развивается фонематический слух.

6. Развиваются навыки пространственной ориентировки на плоскости.

7. Развивается память, мышление, воображение.

8. Формируется представление об окружающем.

9. Обогащается словарный запас детей.

10. Закрепляется зрительный образ звука.

11. Обучаются навыкам чтения.

Иt1689827710ab.jpg гра «Веселые дорожки»

Цель: автоматизация поставленного звука изолированно и в слогах.

Помоги снежинкам долететь до снегурочки, пройди по дорожке, произнося длительно звук «с-с-с».

Пройди по дорожке обратно, пропев песенку снегурочки (повторение слогов с автоматизируемым звуком в слогах).

Предлагаются набор карточек – картинок и слогов на автоматизируемые звуки (с,з,ц,ш,ж,ч,щ,р,л…)

Игра «Пальчики здороваются»

Цель: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); работа над слоговой структурой слов.

Поздоровайся с каждым пальчиком правой (левой) руки повторяя слоги, которые ты услышишь (са, со, су, сэ, сы).

Пt1689827710ac.jpg роговаривание слов по слогам, здороваясь с каждым пальчиком руки.

Также можно использовать для пальчиковой гимнастики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (загибают большой палец)

Листья рябины, (загибают указательный палец)

Листики тополя, (загибают средний палец)

Листья осины, (загибают безымянный палец)

Листики дуба мы соберем, (загибают мизинец)

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)

t1689827710ad.jpg Игра «Зашнуруй правильно звук»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.

В ходе игры решаются задачи:

развитие фонематических процессов;

формирование звуко – буквенного анализа слова

развитие мелкой моторики;

закрепления образа буквы.

Иt1689827710ae.jpg гра «Прищепки»

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи (формировать согласование притяжательных прилагательных с существительными, цвета); мелкую моторику рук; автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки речи в словах.

Какая картинка соответствует каждому времени года, что происходит с природой в это время года. Чем занимаются люди в разное время.

Рядом располагается «Веселый поезд звуков и слогов»,

кt1689827710af.jpg оторый способствует обучению слитного прочтения слогов. Также здесь можно разнообразить игру, подбирая картинку на данный слог и читать слова. Можно в вагончик посадить картинку с именем существительным, а в остальные подобрать имена прилагательные.

t1689827710ag.pngНе останутся без внимания и циферблаты с мягкими и твердыми согласными, гласными звуками и буквами, звонкими и глухими согласными.

Их я использую для дидактических игр на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков. Циферблаты съемные, их можно заменить на «Звуковые улитки», которые подобраны в папке. С помощью улиток автоматизируются звуки. Можно и усложнить немного задание – к каждому предмету, подобрать признак или действие.

t1689827710ah.pngt1689827710ai.png   Для подгрупповых занятий используются различные дидактические игры с карточками-символами звуков, картинками, карточками звукобуквенного и слогового анализа, компьютерные игры. Используя данные и другие пособия, создаётся ситуация занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого обучающегося, что снижает потенциальную возможность возникновения организационных проблем.

Дидактический материал для артикуляционных упражнений по звукам, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); папка слоговых таблиц.


«Сказки с картинками и подсказками»

Целью данной игры является закрепление памяти, умение составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок. Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, связную речь, расширять словарный запас детей.

Еt1689827710aj.png сли играет не один обучающийся, то развиваем умение выслушивать друг друга, взаимопомощи, внимательности.

«Составь слово по первым буквам»

С помощью этой игры у обучающихся развивается память, внимание, логическое мышление, закрепляется умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ.

«Стихи мнемотаблицы»

t1689827710ak.pngВ овладении приемами работы с мнемотаблицами, обучающиеся не только заучивают простые стихотворения, но и развивают речь и основные психические процессы – память, внимание, образное мышление.

Использую мнемотаблицы для автоматизации и дифференциации звуков.


«Зашифрованные скороговорки»

Скороговорки легко воспринимаются детьми, а замена слов на визуальный образ не только облегчает запоминание материала, но и развивает память, воображение, обогащает словарь, развивает связную речь, способствует становлению правильного звукопроизношения.

Сt1689827710al.png короговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух.

Я рассказала о части пособий, которые применяю на занятиях. Логопедический кабинет постоянно обновляю дидактическими материалами. Ведь в красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка. 

Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую,   стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации