Алгоритм создания текста описания с помощью речевых моделей для учащихся-мигрантов с родным нерусским языком

3
2
Материал опубликован 15 October в группе

Алгоритм создания текста описания с помощью речевых моделей для учащихся-мигрантов с родным нерусским языком

(Подготовка к заданию 3 устного собеседования)

Подготовка учащихся 9 классов к устному собеседованию требует от них хорошего уровня владения речевыми и коммуникативными УУД. Зачастую у учащихся возникают проблемы при выполнении задания 3 (развернутое устное высказывание). Особенно часто данные проблемы встречаются у учащихся-мигрантов с родным нерусским языком. Для того, чтобы облегчить таким учащимся подготовку к собеседованию предлагаем использовать алгоритм для создания текста описания фотографии на основе внедрения речевых моделей (шаблонов).

Типичные ошибки при описании фотографии на собеседовании:

1. Неумение выстроить последовательное описание: «вываливание» всего сразу, концентрация на отдельных деталях без логической связи, отсутствие композиции.

2. Недостаточное владение описательной лексикой.

3. Неумение грамотно и разнообразно выстраивать синтаксические конструкции.

4. Трудности в композиционном построении текста.

Все перечисленные ошибки необходимо учитывать при подготовке к выполнению задания 3. В данной работе предлагаем ознакомиться с алгоритмом построения текста и речевыми моделями высказывания.

Алгоритм подготовки к заданию:

1. Вступление: Учимся видеть целое!

t1728960184aa.jpg   t1728960184ad.jpg

Речевые модели:

1. Передо мной______________ фотография.

Лексика: Яркая, необычная, интересная, поэтичная, веселая, динамичная

2. На фотографии изображен\о\а_____________

Найти общее слово: человек (мужчина, женщина/девушка, ребенок), семья, группа (детей, подростков, туристов, людей), процесс, событие (встреча, соревнование, прогулка), природа (лес, озеро, парк, морской пейзаж), помещение (музей, класс, библиотека, комната).

На этом этапе ищем дополнительное слово (характеристику/ эпитет).

Получаем словосочетание: веселая компания, дружная семья, яркая встреча, соревнование по футболу…

3. Рассмотрим изображение ________________

Лексика: Внимательно, повнимательнее, детально, глубоко…

4. Перед нами_________________

Более конкретно, что мы видим, где, когда: посещение музея/ музейная экскурсия,

прогулка в парке/ летнее утро/семья, которая___________, тропинка в лесу, по которой_________________

Важно проработать варианты, чтобы ученики увидели несколько ракурсов.

Лексика зависит от изображения: погода, природа, интерьер, характер события…

2. Детализация:

1. В центре изображения__________________

2. Основное внимание ___________ (притягивает, привлекает)_________________

(Человек, животное, сооружение, природный объект и др.)

Постараться подобрать эпитет, подходящий к центральному элементу изображения.

Примеры: дружные ребята, спортивная девушка, дружелюбный щенок, маленький домик, яркая молния, весенний сад…

3. Детальное описание: лицо, фигура, одежда, действие…

Лексика: радостный, задумчивый, состредоточенный, веселый, беспечный, улыбающийся…

Смешные ушки, пушистый хвост, густая шерсть, блестящие глаза…

Зеленая листва, спокойная вода, бурные волны…

Строгие колонны, тёмная крыша, большие окна…

Обращаем внимание на ВАЖНЫЕ детали (спортивная, туристическая одежда, строгий костюм, праздничное платье, музыкальный инструмент…)

Если присутствует действие, обязательно описываем!

Лексика: Сосредоточенно думает, играет на гитаре, держит кисть, бежит к цели, спокойно бредёт, неподвижно стоит…

Стараемся делать вывод:

4. Этот наряд/взгляд/ улыбка подчеркивает………………….

Лексика: атмосфера, настроение, состояние…

Далее рассматриваем второстепенные детали:

Лексика: справа, слева, недалеко поодаль, вдали, рядом, вплотную, тесно, вверху, снизу….

(Избегать: передний план, задний план!)

Снова делаем акцент на деталях: внешности и действий.

3. Завершение: ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ЭТАП

Модели:

Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о снимке в целом).

автору удалось передать….

Снимок передает/ создает/ вызывает…

Общее впечатление от изображения…

Мне понравилась эта фотография, потому что…

Лексика: настроение, чувства, эмоции, атмосферу, радостный, задумчивый, грустный, тревожный, сложный…

Возможное завершение: переключение на личный опыт:

Модель: Я/ мы/ наша семья/ класс тоже…

Поэтому фотография вызвала у меня….

Лексика: интерес, улыбка, привлекла внимание, воспоминания

Подставляем эпитеты: теплый, душевный, неподдельный, приятный, сильный…



Важные элементы для проработки:

Композиция текста;

Синтаксические конструкции с причастными, деепричастными оборотами, сложноподчиненные предложения;

​​​​​​​Лексико-стилистические особенности текста;

Лексическая сочетаемость некоторых слов и выражений (играет роль, имеет значение/ вызывает интерес, привлекает внимание и др.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое, Валентина Валерьевна! Очень полезная работа! ::smile31::

15 October

Соглашусь с коллегой! Нужная работа! Огромное спасибо,Валентина Валерьевна!

15 October