Статья «Развивающее обучение на уроках русского языка в общеобразовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения»

3
0
Материал опубликован 31 January 2020

ФИО: Федоренко Ирина Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2

с. Октябрьское» - МО Пригородный район РСО-Алания

Развивающее обучение на уроках русского языка в общеобразовательных учреждениях

с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения.

      Главная цель всякого современного учителя, изложенная в нормативных документах, — это формирование всесторонне раз­витой личности. В связи с этим на преподавателя русского языка и литературы ложится особая ответственность, так как именно он направляет учебный процесс на развитие самых разнообразных качеств личности школьника, включая память и мышление, идеа­лы и эстетические вкусы, взгляды и убеждения.

      Специфичны средства развивающего обучения, которыми располагает преподаватель русского языка. С одной стороны, это стройная многоуровневая система лингвистических понятий, являющаяся отражением столь же сложных отношений и связей между предметами, явлениями реальной действительности. Ос­воение этой системы обогащает сознание человека, служит мощ­ным стимулом развития логического мышления. С другой — это бесконечное по богатству и разнообразию содержание текстов, на которых производится обучение и которые одновременно высту­пают средством эмоционального интеллектуального воздействия на обучающихся, служат поводом для бесед на этические темы, для оценки нравственных качеств человека и его поступков. В-тре­тьих — это сведения о происхождении, развитии, общественном характере и общественных функциях языка, имеющие важное значение для формирования у обучающихся материалистических представлений о природе и назначении языковой системы. Спе­цифической особенностью занятий по русскому языку является и то, что они в большой мере направлены на развитие речи обучающихся, тесно связанной с развитием личности в целом.

      Что же касается применения системы развивающего обуче­ния на уроках русского языка в общеобразовательных учрежденях с русским (неродным) и родным осетинским языком обучения, то здесь необходимо учитывать некоторые особенности частного характера, которые иногда помогают учителю в осуществлении его планов, а иногда создают для него определенные трудности.

      Одну из таких особенностей учитывает учебная программа. В городской школе, где обучающиеся в подавляющем большинстве хорошо владеют русским языком, учитель-словесник главное внимание сосредотачивает на занятиях по русскому языку в 5-9 классах. Там, где развивающий эф­фект обеспечивается взаимосвязью преподавания русского языка и других школьных предметов, прежде всего литературы, рас­крываются пути использования межпредметных связей для всес­тороннего развития учащихся. В школах с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения (обычно это сельские школы), где уроки русского языка в 10-11 классах проводятся 2 раза в неделю, а не 1 раз в неделю, как в школе с русским (родным) языком обучения , учитель имеет возможность продолжать аналогичную работу и в старших классах.

      Известно, что целостная система принципов развивающего обучения была разработана Л.В.Занковым применительно к на­чальным классам. Этими принципами предусматривается сле­дующее: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, изучение материала в достаточно быс­тром темпе, осознание школьниками процесса учения, углуб­ление внутреннего побуждения к учению (которое создается за счет обогащения учащихся все новыми знаниями, их стремления самостоятельно доискаться до истины, выполнить сложное зада­ние).

      Научные исследования говорят о том, что развитие интеллек­туальных возможностей подрастающего человека, независимо от того, школу какого типа он посещает, должно развертываться в нескольких направлениях:

развитие внимание, памяти, воображения;

накопление знаний, навыков, умений;

развитие способности к абстрагированию и конкретизации, к обобщению и переносу, к самоконтролю;

повышение критичности и самокритичности суждений;

формирование положительного отношения к знаниям, уче­нию, школе;

развитие творческого начала и целеустремленности.

      Современные исследования все более определенно связы­вают умственное развитие с развитием нравственных качеств личности, представляя их в органическом единстве, подчеркивая включенность умственного развития в процесс формирования всесторонне развитой личности, а вместе с тем и зависимость умственного развития школьников от успехов воспитания у него различных положительных качеств личности.

Эти правила и законы развивающего обучения применительны для всех типов школ, но на уроках русского языка в школе, где подавляющее количество детей общается между собой на родном (в том числе и на осетинском языке), учитель-словесник сталкивается с такой трудностью: русский язык для его учеников не является родным, и степень владения этим языком у учащихся может быть разной в зависимости от районов республики. Что ка­сается, например, Пригородного района, то школьники владеют русским языком чаще всего в той же степени, что и родным. Это облегчает работу русоведа. Но в более отдаленных от столицы ре­спублики районах учащиеся владеют русским языком хуже, чем родным. Тут на помощь учителю-русоведу приходит программа по осетинскому языку. Например, к началу изучения раздела «Лексика» на уроках русского языка учащиеся 6-го класса уже успевают усвоить соответствующий раздел на уроках родного языка. И такой порядок изучения одноименных тем присутствует всегда, так как роль родного, в частности, осетинского языка играет в формировании личности школьника исключительную роль.

      Этот факт подтверждается учеными, начиная с работ К.Д.Ушинского. Великий русский педагог неоднократно писал о «глубоком, центральном значении отечественного языка не только в первоначальном обучении, но и в средних учебных за­ведения» [6,263]. Педагог-классик имел в виду те случаи, когда родным языком для ребенка является русский. В школе с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения научить ребенка учиться должен в первую очередь учи­тель начальной школы, который преподает детям на их родном языке. Именно он должен изначально приобщить ученика к са­мостоятельной беседе с книгой, самостоятельному умственному труду. Путь этот лежит через развитие мышления. С 5-го класса этот труд продолжит, наряду с другими, учитель русского языка и литературы. Теперь дети должны научиться рассуждать, анализи­ровать, мыслить на русском языке.

      Говоря о развитии, К.Д.Ушинский имел в виду развитие не только мышления ученика, но и других его качеств — наблю­дательности, воображения, фантазии, желания и способности самостоятельно приобретать новые знания. «Обладая такой ум­ственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из глав­нейших задач всякого школьного учения» [6,500].

      Рассуждая о влиянии уроков русского языка на всестороннее развитие школьника, ученые-педагоги имеют в виду весь спектр свойств и качеств личности, формируемых у учащихся среднего и старшего звена. Учитель русского языка может подобрать текст для лингвистических или речевых занятий и организовать в связи с этим беседу практически на любую тему. Все зависит от воспи­тательных целей, которые он ставит перед собой.

      Одной из главных задач учителя-русоведа в школе с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения , вытекающей из потребностей нашего общества, является убеждение ребенка или подростка в необходимости овладения в полной мере и родным, и русским языком, так как оба эти языка в нашей республике государственные, их знание необходимо в производстве, при культурном взаимодействии и в других сфе­рах. Через язык ребенок приобщается к культуре народа. Принад­лежность обучающихся из школ с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения к двум культурам — их огромное преимущество, залог внимательного, уважительного отношения к культуре двух народов, живущих рядом, и культуре человечества в целом, так как чаще всего именно русская речь выполняет посредническую функцию, приобщая жителей наци­ональных регионов к сокровищам мировой культуры и литерату­ры, к нравственным поискам и идеалам человечества.

      В заключение необходимо отметить: чтобы развивающее обучение в школе с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения на уроках русского языка про­ходило успешно, нужно предъявлять высокие требования нс только к программе, к приемам, методам, формам обучения, к ди­дактическому материалу, но и к личности учителя как источнику воспитательного воздействия. Только хорошо подготовленный учитель с высоким уровнем организаторских способностей и пе­дагогического мастерства способен во многом определять фор­мирование у учащихся положительных качеств.



Литература

Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М.: Просвещение, 1983.

Нартов К.М. Русская литература в национальных школах России// Советская педагогика. 1990. № 11 С.26-30.

Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русско­го языка развивающей речевой среды // РЯШ. 2000. № 4. С.3-11.

Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов // РЯШ. 2000. № 1. С.32- 28.

Сол ом о в Н. Знание русского — ключ в мировую культуру И Российская Федерация сегодня. 1999. № 19. С.28.

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.6. С.263.


5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.