Статья «Развивающее обучение на уроках русского языка в общеобразовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения»
ФИО: Федоренко Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2
с. Октябрьское» - МО Пригородный район РСО-Алания
Развивающее обучение на уроках русского языка в общеобразовательных учреждениях
с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения.
Главная цель всякого современного учителя, изложенная в нормативных документах, — это формирование всесторонне развитой личности. В связи с этим на преподавателя русского языка и литературы ложится особая ответственность, так как именно он направляет учебный процесс на развитие самых разнообразных качеств личности школьника, включая память и мышление, идеалы и эстетические вкусы, взгляды и убеждения.
Специфичны средства развивающего обучения, которыми располагает преподаватель русского языка. С одной стороны, это стройная многоуровневая система лингвистических понятий, являющаяся отражением столь же сложных отношений и связей между предметами, явлениями реальной действительности. Освоение этой системы обогащает сознание человека, служит мощным стимулом развития логического мышления. С другой — это бесконечное по богатству и разнообразию содержание текстов, на которых производится обучение и которые одновременно выступают средством эмоционального интеллектуального воздействия на обучающихся, служат поводом для бесед на этические темы, для оценки нравственных качеств человека и его поступков. В-третьих — это сведения о происхождении, развитии, общественном характере и общественных функциях языка, имеющие важное значение для формирования у обучающихся материалистических представлений о природе и назначении языковой системы. Специфической особенностью занятий по русскому языку является и то, что они в большой мере направлены на развитие речи обучающихся, тесно связанной с развитием личности в целом.
Что же касается применения системы развивающего обучения на уроках русского языка в общеобразовательных учрежденях с русским (неродным) и родным осетинским языком обучения, то здесь необходимо учитывать некоторые особенности частного характера, которые иногда помогают учителю в осуществлении его планов, а иногда создают для него определенные трудности.
Одну из таких особенностей учитывает учебная программа. В городской школе, где обучающиеся в подавляющем большинстве хорошо владеют русским языком, учитель-словесник главное внимание сосредотачивает на занятиях по русскому языку в 5-9 классах. Там, где развивающий эффект обеспечивается взаимосвязью преподавания русского языка и других школьных предметов, прежде всего литературы, раскрываются пути использования межпредметных связей для всестороннего развития учащихся. В школах с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения (обычно это сельские школы), где уроки русского языка в 10-11 классах проводятся 2 раза в неделю, а не 1 раз в неделю, как в школе с русским (родным) языком обучения , учитель имеет возможность продолжать аналогичную работу и в старших классах.
Известно, что целостная система принципов развивающего обучения была разработана Л.В.Занковым применительно к начальным классам. Этими принципами предусматривается следующее: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, изучение материала в достаточно быстром темпе, осознание школьниками процесса учения, углубление внутреннего побуждения к учению (которое создается за счет обогащения учащихся все новыми знаниями, их стремления самостоятельно доискаться до истины, выполнить сложное задание).
Научные исследования говорят о том, что развитие интеллектуальных возможностей подрастающего человека, независимо от того, школу какого типа он посещает, должно развертываться в нескольких направлениях:
развитие внимание, памяти, воображения;
накопление знаний, навыков, умений;
развитие способности к абстрагированию и конкретизации, к обобщению и переносу, к самоконтролю;
повышение критичности и самокритичности суждений;
формирование положительного отношения к знаниям, учению, школе;
развитие творческого начала и целеустремленности.
Современные исследования все более определенно связывают умственное развитие с развитием нравственных качеств личности, представляя их в органическом единстве, подчеркивая включенность умственного развития в процесс формирования всесторонне развитой личности, а вместе с тем и зависимость умственного развития школьников от успехов воспитания у него различных положительных качеств личности.
Эти правила и законы развивающего обучения применительны для всех типов школ, но на уроках русского языка в школе, где подавляющее количество детей общается между собой на родном (в том числе и на осетинском языке), учитель-словесник сталкивается с такой трудностью: русский язык для его учеников не является родным, и степень владения этим языком у учащихся может быть разной в зависимости от районов республики. Что касается, например, Пригородного района, то школьники владеют русским языком чаще всего в той же степени, что и родным. Это облегчает работу русоведа. Но в более отдаленных от столицы республики районах учащиеся владеют русским языком хуже, чем родным. Тут на помощь учителю-русоведу приходит программа по осетинскому языку. Например, к началу изучения раздела «Лексика» на уроках русского языка учащиеся 6-го класса уже успевают усвоить соответствующий раздел на уроках родного языка. И такой порядок изучения одноименных тем присутствует всегда, так как роль родного, в частности, осетинского языка играет в формировании личности школьника исключительную роль.
Этот факт подтверждается учеными, начиная с работ К.Д.Ушинского. Великий русский педагог неоднократно писал о «глубоком, центральном значении отечественного языка не только в первоначальном обучении, но и в средних учебных заведения» [6,263]. Педагог-классик имел в виду те случаи, когда родным языком для ребенка является русский. В школе с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения научить ребенка учиться должен в первую очередь учитель начальной школы, который преподает детям на их родном языке. Именно он должен изначально приобщить ученика к самостоятельной беседе с книгой, самостоятельному умственному труду. Путь этот лежит через развитие мышления. С 5-го класса этот труд продолжит, наряду с другими, учитель русского языка и литературы. Теперь дети должны научиться рассуждать, анализировать, мыслить на русском языке.
Говоря о развитии, К.Д.Ушинский имел в виду развитие не только мышления ученика, но и других его качеств — наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности самостоятельно приобретать новые знания. «Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения» [6,500].
Рассуждая о влиянии уроков русского языка на всестороннее развитие школьника, ученые-педагоги имеют в виду весь спектр свойств и качеств личности, формируемых у учащихся среднего и старшего звена. Учитель русского языка может подобрать текст для лингвистических или речевых занятий и организовать в связи с этим беседу практически на любую тему. Все зависит от воспитательных целей, которые он ставит перед собой.
Одной из главных задач учителя-русоведа в школе с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения , вытекающей из потребностей нашего общества, является убеждение ребенка или подростка в необходимости овладения в полной мере и родным, и русским языком, так как оба эти языка в нашей республике государственные, их знание необходимо в производстве, при культурном взаимодействии и в других сферах. Через язык ребенок приобщается к культуре народа. Принадлежность обучающихся из школ с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения к двум культурам — их огромное преимущество, залог внимательного, уважительного отношения к культуре двух народов, живущих рядом, и культуре человечества в целом, так как чаще всего именно русская речь выполняет посредническую функцию, приобщая жителей национальных регионов к сокровищам мировой культуры и литературы, к нравственным поискам и идеалам человечества.
В заключение необходимо отметить: чтобы развивающее обучение в школе с русским (неродным) и родным (нерусским// осетинским) языком обучения на уроках русского языка проходило успешно, нужно предъявлять высокие требования нс только к программе, к приемам, методам, формам обучения, к дидактическому материалу, но и к личности учителя как источнику воспитательного воздействия. Только хорошо подготовленный учитель с высоким уровнем организаторских способностей и педагогического мастерства способен во многом определять формирование у учащихся положительных качеств.
Литература
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М.: Просвещение, 1983.
Нартов К.М. Русская литература в национальных школах России// Советская педагогика. 1990. № 11 С.26-30.
Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ. 2000. № 4. С.3-11.
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов // РЯШ. 2000. № 1. С.32- 28.
Сол ом о в Н. Знание русского — ключ в мировую культуру И Российская Федерация сегодня. 1999. № 19. С.28.
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.6. С.263.
5