Статья «Интеллектуально-речевое развитие учащихся начальных классов на уроках русского языка с помощью языковых разборов»
Интеллектуально – речевое развитие учащихся начальных классов на уроках русского языка с помощью языковых разборов
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни. Развитие способности учащихся понимать, а неполучение готовой информации становится приоритетным в современной школе. Поэтому в современных условиях процесс обучения должен быть направлен на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности.
Целью уроков русского языка является развитие логического мышления, поскольку логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством. Именно логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядка проведения различных видов разборов (морфемного, морфологического и синтаксического), часто используемых на уроках. В свою очередь, процесс мышления невозможен без участи внимания, памяти, речи и, следовательно, обеспечивает их развитие.
Для развития логического мышления, внимания, умения анализировать, сравнивать, обобщать, на этапе повторения, закрепления изученного материала или на этапе проверки правильности выполнения задания можно использовать тестовые задания различного характера.
В школьной программе по русскому языку в начальных классах выделяют следующие виды разборов: орфографический, фонетический, морфемный и словообразовательный разбор, морфологический, синтаксический. Остановимся на каждом разборе подробнее.
Орфографический разбор.
Под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.
Орфографический разбор (полное объяснение орфограммы) – один из важнейших видов работы почти на каждом уроке русского языка. Он может проводиться в начале урока при повторении, на этапах закрепления вновь изученного материала, при обобщении и систематизации. Функции его не только обучающие, но одновременно и контролирующие, так как, работая над орфограммой или орфограммами в слове, учащиеся должны привести в действие весь необходимый для их объяснения запас теоретических знаний, умений, навыков.
Порядок орфографического разбора
1. Назвать и подчеркнуть орфограмму.
2. Тип орфограммы.
3. Конкретное правило правописания (в школьной формулировке).
4. Проверка или историческое объяснение написания (при необходимости)
Образец орфографического разбора
Низкие камыши тянулись до самых гор.
Низкие – правописание глухих и звонких согласных.
Правило: Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р: низкий – низок. Написание морфологическое, т. к. в корне низ всегда, независимо от произношения, пишется буква з (низ, низкий, низенький), а не с.
Камыши – непроверяемая безударная гласная в корне. Проверяется только по словарю. Написание традиционное.
В процессе своей практической деятельности я использую методику П.С.Тоцкого, так называемая "орфографию без правил", принцип которой гласит: четко произнесенное несколько раз слово (орфографически) будет написано правильно. Как выяснилось, данная технология действительно очень эффективна. Большинство учащихся, проговорив словарное слово несколько раз, запоминают орфограмму и впоследствии пишут его грамотно.
Камыши – правописание гласных после шипящих. Правило: гласные у, а, и после шипящих (жи - ши, ча – ща, чу – щу). Написание традиционное.
Тянулись – проверяемая безударная гласная в корне слова. Правило: Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением. Проверка: тянулись – тянет. Написание морфологическое.
Фонетический разбор.
В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в слове; анализ их качественного и количественного состава, способов и условий их образования, изменений в потоке речи, а также характеристику букв, их обозначающих.
Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.
«Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (искомое слово берёза):
П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А
Игра «Эхо»
Учитель громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Дети должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп.
(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.)
Вставь буквы
Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.
1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].
2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.
3. Оглянулся, – чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].
А.Фет
4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т]...
О.Григорьев
5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].
И.Токмакова
Морфемный анализ слова
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова. Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит слово.
Упражнение 1. В каком имени существительном на один суффикс больше, чем в слове морозный?
Слова: малинник, звездный, подберезовик.
Правильный ответ: В слове морозный один суффикс – н -, а в имени существительном подберезовик два суффикса: - ов -, - ик-.
Упражнение 2. Укажите в предложении имя прилагательное, в котором имеется четыре морфемы.
В остальные дни он кушает два бутерброда с повидлом и с маслом — на завтрак и отварной картофель с солью — к обеду.
Правильный ответ: В имени прилагательном отварной четыре морфемы: приставка от-, корень – вар-, суффикс – н-, окончание – ой.
Упражнение 3. Найдите в тексте (предложении) слова трех разных частей речи с таким же морфемным составом, как в слове весна. Ночью ствол дерева стонал и скрипел от сильного ветра. Утром ветер утих. Дерево тихо стояло. И вдруг запело! Тихие звуки неслись изнутри ствола. Оказывается, в дереве было дупло. В дупле гнездо, а в гнезде сидят дятлята.
Правильный ответ: В слове весна имеется корень и окончание. Такой же морфемный состав имеет имя существительное дерево, глагол сидят, прилагательное сильного.
Упражнение 4. Внимательно и по порядку соберите все морфемы, а затем составьте из них слово.
Предутренний |
Приставка |
Поговорить |
Приставка |
Слагаемое |
Корень |
Решать |
Суффикс |
Писал |
Суффикс прошедшего времени |
Решала |
окончание |
Правильный ответ: предполагала
Словообразовательный анализ слова.
Цель словообразовательного разбора состоит в развитии представлений учащихся о путях пополнения словарного запаса русского языка. В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое.
Морфологический разбор слова.
Морфологический разбор включает в себя перечисление в определенной смысловой последовательности грамматических признаков отдельных слов и его форм.
Как известно, слова классифицируются по частям речи на основании не одного, а трех признаков: 1) общее значение; 2) морфологические признаки; 3) синтаксическая роль. Понимание совокупности этих признаков лежит в основе морфологического разбора слов. Соответственно строится и план морфологического разбора каждой части речи.
При проведении полного морфологического разбора ученик характеризует в предложении каждое слово, указывая все известные ему особенности данного слова как части речи. Например, учащиеся I класса называют вопрос, на который отвечает слово, и указывают, что оно обозначает: предмет, признак предмета или действие предмета.
Со II класса после изучения частей речи морфологический разбор проводится в следующем порядке:
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает?
Н. ф.
Постоянные признаки.
Непостоянные признаки.
Каким членом предложения является?
В качестве альтернативы морфологическому разбору можно использовать занимательные задачи и упражнения, сочетая их с орфографической работой.
Например:
- Найдите в каждой группе лишнее слово, подчеркните его, объясните написание этих слов.
Класс, суббота, шоссе, солнце. (Солнце)
Темнеет, дружил, молчит, глядит. (Дружил)
Сильное, строчная, млечный, хищные. (Сильное)
- Какая общая орфограмма в остальных словах?
- По какому признаку слова распределены по строчкам? (По частям речи.)
- По каким признакам отличаются данные имена существительные? (По родам)
- Какие признаки вы видите у имен прилагательных? (Имена прилагательные ср. р., ж.р., м.р.; ед. ч. и мн. ч.)
- Назовите глагол в прошедшем времени.
- В каком времени употреблены остальные глаголы?
Синтаксический разбор.
Синтаксический разбор включает разбор простого предложения и сложного предложения.
Простое предложение
Порядок разбора простых предложений
1. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Тип предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
3. Тип предложения по своей грамматической основе (составу): односоставное (в данном предложении только один главный член, только подлежащее или только сказуемое) или двусоставное (когда в предложении наличествуют оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое).
4. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
5. Осложнённое или неосложнённое, чем осложнено: обращением, однородным членом предложения, междометием.
С высоких деревьев на малые падают тяжелые капли. (М. Пришвин)
1. Предложение простое, повествовательное
2.Невосклицательное
3. Двусоставное (грамматическая основа капли падают)
4. Распространённое
5. Ничем не осложнено
Использование всех видов языкового разбора предполагает исследовательскую деятельность учащихся, что есть один из видов проблемной технологии обучения. Задания, связанные с различными видами разборов на уроках русского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах), которые помогают развитию логики мышления учащихся. Можно утверждать, что исследовательская работа в виде языковых разборов есть способ развития интеллектуального потенциала учащихся.
Наибольшие трудности испытывают ученики на первом этапе работы, когда они познают порядок разбора, учатся оценивать анализируемый факт, отражая логические связи между отдельными признаками и так далее.
Организация исследовательской деятельности обучающихся через различные виды языкового анализа - это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует интеллектуально-речевому развитию, раскрытию его талантов. А ведь это и есть главная цель учителя начальных классов на уроках русского языка в современной школе.