Методические указания и рекомендации «Алгоритм выполнения задания №26 ЕГЭ по русскому языку»
Алгоритм выполнения задания 26 ЕГЭ по русскому языку
Введение
ЕГЭ по русскому языку – это обязательная форма итоговой аттестации выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка. Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания 26. Оно проверяет умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах. За выполнение задания 26 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение (Официальный информационный портал ЕГЭ. (www.ege.edu.ru)).
При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить терминологическому аппарату. Целью данной методической разработки является обучение учащихся упрощенной форме выполнения задания 26. Новизна работы заключается в распределении всех изобразительно – выразительных средств на четыре группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 26. Пособие начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ. Пошагово дан алгоритм выполнения задания.
Также в нём предложены выдержки текстов как художественных, так и публицистических, на основе которых написаны фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов.
Методическая разработка адресована старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.
Словарь терминов
Тропы
1. |
Эпитет |
Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями |
На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. |
2. |
Метафора (Развернутая метафора) |
Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов (скрытое сравнение). Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении. |
Мертвая тишина.Колесом за сини море солнце скатилось. Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет...(разв.мет.) |
3. |
Сравнение |
Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого (выражается через союзы будто, точно, словно, как, как будто, сравнительную степень прилагательного) |
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
4. |
Литота |
Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого–либо явления |
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка |
5. |
Гипербола |
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого – либо явления |
Пот катился градом.
|
6. |
Синекдоха |
Разновидность метонимии, употребление части вместо целого или целого вместо части |
Швед, русский колет, рубит, режет. |
7. |
Олицетворение |
Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ |
Отговорила роща золотая. |
8. |
Ирония |
Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному, с целью насмешки (создание комического эффекта) |
Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона. |
9. |
Метонимия |
Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними |
Стальной оратор дремлет в кобуре – револьвер. |
10. |
Перифраз |
Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
Унылая пора, очей очарованье (Осень). |
11. |
Аллегория |
Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа |
Хитрость показывается в образе лисы, жадность – в образе волка. |
Лексические средства
1. |
Антонимы |
Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения |
Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы. |
2. |
Контекстные антонимы |
Это слова, которые считаются антонимами только в данном контексте |
Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. |
3. |
Синонимы |
Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение |
Конница – кавалерия, смелый – храбрый. |
4. |
Контекстные синонимы |
Это слова, которые считаются синонимами только в данном контексте |
Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. |
5. |
Фразеологизмы |
Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову |
На краю света ( «далеко»), зуб на зуб не попадает ( «замерз») |
6. |
Разговорная лексика |
Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной |
Работяга, белобрысый, разиня, читалка |
7. |
Просторечные слова |
Слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок |
Башка (голова), муторный (неприятный) |
8. |
Профессиона- лизмы (специальная лексика) |
Слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе |
Скальпель, капельница, шприц – в речи врачей; камбуз, кок, склянка – в речи моряков |
9. |
Термины (специальная лексика) |
Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве |
Фонетика, наклонение, рифма, косинус, цитоплазма. |
10. |
Книжная лексика |
Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике |
Гипотеза – предположение, генезис – происхождение. |
11. |
Заимствованные слова |
Это слова, которые взяты из другого языка |
Олимпиада, энциклопедия, жалюзи |
12. |
Диалектизмы |
Слова, распространенные на определенной территории |
Курень – сигарета, гутарить – говорить, кочет - петух |
13. |
Архаизмы |
Устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами |
Лоно – грудь, выя – шея, лани- ты -щеки |
14. |
Историзмы |
Слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений |
Кушак, боярин, кафтан, треуголка |
15. |
Старославянизмы |
Это слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг
|
Собеседование, грядущее, изложить |
16. |
Неологизмы |
Это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых предметов, понятий, явлений |
Портал, сайт, маркетинг, дилер |
17. |
Эмоционально – оценочные слова |
Слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему – либо и выражающие оценку |
Мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус |
18. |
Паронимы |
Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении |
Величественный-великий, адресат-адресант |
19. |
Научная лексика |
Слова для передачи научной информации |
Энциклопедия, рефераты |
20. |
Общеупотреби- тельная лексика |
Слова русского языка, которые известны и понятны всем, употребляются всеми |
Думать, деревья, располагать, лгун |
21. |
Жаргонизмы (специальная лексика) |
Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой |
Телевизор – телек, домашнее задание - домашка |
22. |
Крылатые слова |
Яркие и меткие выражения писателей, ученых, общественных деятелей и т.д. |
Служить бы рад, да прислуживаться тошно |
23. |
Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами |
Слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-очк, -оньк, -еньк и т.д.), для выражения доброты, заботы, ласки к миру и к людям |
Домик, Машуля, сказочка,столик |
24. |
Индивидуально – авторское слово |
Авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста |
Я свирел в свою свирель |
25. |
Эмоционально – окрашенные слова |
Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной |
Лузгать – грызть семечки (отрицательная), куколка (положительная) |
26.
|
Канцеляризмы
|
Слова, характерные для стиля деловых бумаг. |
Имеет место отсутствие запасных частей.
|
Синтаксические средства.
1. |
Ряды однородных членов |
Несколько слов предложения, относящихся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной части речи |
По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил к соседу. |
2. |
Вопросительные предложения |
Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что – либо или удостовериться в чем - либо |
Ты действительно был дома? |
3. |
Восклицательные предложения |
Предложения, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего |
У нас большая радость! |
4. |
Риторические вопросы |
Это вопросы, не требующие ответа (либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику) |
Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? |
5. |
Риторические восклицания
|
Восклицательные предложения, которые в тексте выполняют роль усиления эмоциональности и выразительности речи |
Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! |
6. |
Риторические обращения |
Риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому – либо или чему – либо для усиления выразительности речи |
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. |
7. |
Вводные слова |
Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает |
Стало жарко, значит, в доме затопили печи. |
8. |
Вводные предложения
|
Это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания |
Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту. Время, казалось, остановилось. |
9. |
Вставные конструкции
|
Это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения |
Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны. |
10. |
Односоставные предложения |
Это предложения, имеющие только один главный член. |
Видишь синий небосвод. Зима. |
11. |
Определенно –личные предложения |
Это предложения, которые называют действие говорящего или собеседника или выражают побуждение к действию. Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения. |
Взбегу на холм и упаду в траву. Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые. |
12. |
Неопределенно – личные предложения
|
Односоставные предложения, в которых лицо, совершающее действие, не названо, не определено. |
В кабинете спорят(гл.в форме 3-го лица наст. вр.или буд.вр.). |
13. |
Безличные предложения |
Предложения с одним главным членом – сказуемым, в которых не называется тот, кто производит действие. |
Стоит подумать над этой проблемой. На улице вечереет. |
14. |
Назывные предложения
|
Это тип односоставных предложений, в которых только один главный член - подлежащее |
Шепот, робкое дыханье, трели соловья… |
15. |
Неполные предложения
|
Это предложения, в которых отсутствуют какие – либо структурно – необходимые члены, главные или второстепенные |
-Как тебя зовут? -Меня Федей (зовут). Летом светает рано, а зимой – поздно. |
16. |
Обращение |
Слово или сочетание слов, называющее лицо,которому адресована речь. |
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. |
17. |
Сравнительный оборот |
Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения |
И березы стоят, как большие свечки. |
18. |
Уточняющие конструкции |
Это уточняющие слова и уточняющие словосочетания (уточняющие обстоятельства, определения, дополнения и т.д.) |
Там, в горах, повалил снег. Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад. |
Приемы
1. |
Аллитерация |
Повторение одинаковых или однородных согласных в тексте, придающее ему особую звуковую выразительность |
Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам
|
2. |
Градация |
Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания смыслового и эмоционального значения |
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. |
3. |
Инверсия |
Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок слов, с целью усилить выразительность речи (обратный порядок слов) |
Белеет парус одинокой в тумане моря голубом |
4. |
Синтаксический параллелизм |
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут. |
5. |
Лексический повтор |
Повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия |
Казалось в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака. |
6. |
Звукопись |
Художественный прием, заключающий в создании образов путем подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рев мотора) |
Ветер веет и вьется украдками меж ветвей, над водой наклоненных.. (слышится ветер с помощью повторения в) |
7. |
Антитеза (противопоставление) |
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. |
Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая. |
8. |
Анафора |
Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание |
Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем.. |
9. |
Эпифора |
Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех слов в конце отрывков, из которых состоит высказывание |
Деточка, Все мы немножечко лошади, Каждый из нас по- своему лошадь |
10. |
Оксюморон |
Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художест-венном образе |
Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь. |
11. |
Цитирование |
Это прямое использование текста из какого – нибудь источника |
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого». |
12. |
Вопросно – ответная форма изложения |
При вопросно – ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает |
Что плохого в насмешливом взгляде?! А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз. |
13. |
Парцелляция |
Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы |
Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда. (Можно передать одним предложением)
|
Формы речи
1. |
Диалог |
Это разговор двух лиц |
-Вы? -Я. -Глазам своим не верю! - Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал. |
2. |
Монолог |
Это речь одного лица |
Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо. |
Алгоритм выполнения задания 24
А: (3) Мать – это первая родина. (43) Худая, тонкая рука моей матери провела меня через все сложности.
Б: (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.
В: (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери. (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.
Г: (20) В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи.
« Юрий Маркович Нагибин рассуждает о серьёзных мировоззренческих вопросах. Особенно трогают слова писателя о матери. Выразить свои мысли и чувства автору помогают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_______( «Мать- это первая родина» в предложении 3; «рука моей матери провела меня через все сложности» в предложении 43) и (Б)_______( «неуловимым, неощутимым, незримым научением» в предложении 5), приём-(В)_______( «самым» в предложении 2, «мать» в предложении 5), лексическое средство – (Г)____ ( «держать чувства на привязи» в предложении 20)».
Проанализируем список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируем их:
- Тропы отметим буквой «Т»,
- Лексические средства - «Л»,
- Синтаксические средства – «С»,
- Приёмы – «П».
Список терминов:
- восклицательное предложение - С
- метафора – Т
- индивидуально – авторское слово - Л
- диалектизм - Л
- цитирование - П
- риторическое обращение - С
- эпитет - Т
- лексический повтор - П
- фразеологизм – Л
Таким образом, область поиска указанного языкового средства сузилась.
В задании сказано, что первые два средства А и Б – тропы. Как мы видим, в списке их два: метафора и эпитет.
Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках примеры, обращаемся к самим предложениям в тексте.
Третье средство – В – приём. В списке их два: цитирование и лексический повтор.
И наконец, четвертое средство – Г- лексическое средство. А их среди терминов три: индивидуально – авторское слово, диалектизм, фразеологизм.
А теперь сопоставляем определения с примерами. Расставляем цифры в нужном порядке:
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
2 |
7 |
8 |
9 |
Задание выполнено!
Давайте обобщим.
- Прочитать рецензию.
- Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства, приёмы.
- Прочитать список терминов.
- Сгруппировать понятия.
- Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
- Расположить цифры в нужном порядке.
Выполняем сами!
Задание 1.
А: (8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9) Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
Б: (13) Как наивно, как просто, как мелко!
В: (14) На самом деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15) Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (23) Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.
Г: (6) Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7) Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.
Фрагмент рецензии:
« И.А.Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)______(предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)______(предложение 13) и (В)_____ (например, предложения 14, 15, 23) придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____( «проблема …окутывается предрассудками», «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».
Список терминов:
- устаревшие слова - Л
- термины - Л
- метафора - Т
- эпитеты - Т
- риторический вопрос - С
- противопоставление - П
- ряды однородных членов - С
- восклицательное предложение - С
- парцелляция - П
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 2.
А: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
Б: (17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней.
В: (2) «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели».
(8) « Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, - говорил Пушкин. – (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».
Г: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
Фрагмент рецензии:
« Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____(предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____( «В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_______ (предложения 2-3, 8-9). Такой троп, как (Г)______( предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».
Список терминов:
- ряды однородных членов
- литота
- лексический повтор
- эпитеты
- цитирование
- диалектизм
- развёрнутая метафора
- риторический вопрос
- восклицательные предложения
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 3.
А: (1) Он нёс меня на себе восемь километров. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.
Б: (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня…
В: (32) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
Г: (33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит.
Фрагмент рецензии.
« Герой М.Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как (А)_______( «нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров…нёс меня в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и (Б)_______(предложения 3-4) в сочетании с сравнительными оборотами задают тревожно – напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как (В)_________ ( «спас» - «предал» в предложении 32), а такой троп, как (Г)___________ ( «сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.
Список терминов:
- контекстные антонимы
- метафора
- риторический вопрос
- парцелляция
- литота
- диалектизм
- ряд однородных членов
- эпитет
- лексический повтор
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 4.
А: (21) На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
Б: (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
В: (20) Поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо. (25) Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое.
Г: (9) На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (14) Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам…
Фрагмент рецензии.
« Г.Н.Бочаров часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как (А)______(« атмосферу, обстановку» в предложении 21, « столкновения, конфликта» в предложении 28) и (Б)_______( «общественный» - «личный» в предложении 28) . Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как (В)______(предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как (Г)______(предложения 9, 14)».
Список терминов:
- риторический вопрос
- антонимы
- диалектизмы
- литота
- олицетворение
- противопоставление
- ряды однородных членов
- контекстные синонимы
- восклицательные предложения
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 5.
А: (16) На подобный вопрос Конфуций ответил: « Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18) Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
Б: (19) Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20) Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве.
В: (23) Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24) Нет! (25) Именно он и победит.
Г: (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28) Хороший пример.
Фрагмент рецензии.
« Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как (А)______(предложения 16-18). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как (Б)______( в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как (В)______( предложения 23-25) и (Г)_______(предложения 27-28), помогает подвести итог авторским размышлениям».
Список терминов:
- сравнение
- термин
- парцелляция
- цитирование
- риторический вопрос
- эпитет
- вопросно – ответная форма изложения
- ряд однородных членов
- гипербола
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Ответы к заданиям
Задание 1 |
6873
|
Задание 2 |
1357
|
Задание 3 |
9412
|
Задание 4 |
8267
|
Задание 5 |
4873
|
Список литературы
- Цыбулько И.П. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Москва, 2018 год.
- Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку. Ростов-на Дону, 2014 год.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: учебное пособие. Москва, 2002 год.