Методические указания и рекомендации «Алгоритм выполнения задания №26 ЕГЭ по русскому языку»

2
0
Материал опубликован 12 April 2019

алгоритм
DOCX / 28.11 Кб

Алгоритм выполнения задания 26 ЕГЭ по русскому языку

 

Введение

       ЕГЭ по русскому языку – это обязательная форма итоговой аттестации выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка. Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания 26. Оно проверяет умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах. За выполнение задания 26 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение (Официальный информационный портал ЕГЭ. (www.ege.edu.ru)).

     При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить терминологическому аппарату. Целью данной методической разработки является обучение учащихся упрощенной форме выполнения задания 26. Новизна работы заключается в  распределении всех изобразительно – выразительных средств на четыре группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 26. Пособие начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.  Пошагово дан алгоритм выполнения задания.  

     Также в нём предложены выдержки текстов как художественных, так и публицистических, на основе которых написаны фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов.

     Методическая разработка адресована старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.

 

 

 

Словарь терминов

Тропы

1.

Эпитет

Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями

На берегу пустынных волн

 Стоял он дум великих полн.

2.

Метафора

(Развернутая метафора)

Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов (скрытое сравнение). Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении.

Мертвая тишина.Колесом за сини море солнце скатилось.

Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет...(разв.мет.)

3.

Сравнение

Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого   (выражается через союзы будто, точно, словно, как, как будто, сравнительную степень прилагательного)

Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

4.

Литота

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого–либо явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

5.

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого – либо явления

Пот катился градом.

 

6.

Синекдоха

Разновидность метонимии, употребление части вместо целого или целого вместо части

Швед, русский колет, рубит, режет.

7.

Олицетворение

Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ

Отговорила  роща золотая.

8.

Ирония

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному,  с целью насмешки (создание комического эффекта)

Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.

9.

Метонимия

Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними

Стальной оратор дремлет в кобуре – револьвер.

10.

Перифраз

Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Унылая пора, очей очарованье (Осень).

11.

Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа

Хитрость показывается в образе лисы, жадность – в образе волка.

 

Лексические средства

1.

Антонимы

Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения

Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.

2.

Контекстные антонимы

Это слова, которые считаются антонимами только в данном контексте

Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.

3.

Синонимы

Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

Конница – кавалерия,

смелый – храбрый.

4.

Контекстные синонимы

Это слова, которые считаются синонимами только в данном контексте

Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд.

5.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

На краю света       ( «далеко»), зуб на зуб не попадает ( «замерз»)

6.

Разговорная лексика

Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной

Работяга, белобрысый, разиня, читалка

7.

Просторечные слова

Слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок

Башка (голова), муторный (неприятный)

8.

Профессиона-

лизмы (специальная лексика)

Слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе

Скальпель, капельница, шприц – в речи врачей; камбуз, кок, склянка – в речи моряков

9.

Термины (специальная лексика)

Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве

Фонетика, наклонение, рифма, косинус,

цитоплазма.

10.

Книжная лексика

Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике

Гипотеза – предположение, генезис – происхождение.

11.

Заимствованные слова

Это слова, которые взяты из другого языка

Олимпиада, энциклопедия,

жалюзи

12.

Диалектизмы

Слова, распространенные на определенной территории

Куреньсигарета, гутаритьговорить, кочет - петух

13.

Архаизмы

Устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами

Лоно – грудь,

выя – шея, лани-

ты -щеки

14.

Историзмы

Слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений

Кушак, боярин, кафтан, треуголка

15.

Старославянизмы

Это слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг

 

 

 

 

Собеседование, грядущее,

изложить

16.

Неологизмы

Это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых предметов, понятий, явлений

Портал, сайт, маркетинг, дилер

17.

Эмоционально – оценочные слова

Слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему – либо и выражающие оценку

Мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус

18.

Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении

Величественный-великий,

адресат-адресант

19.

Научная лексика

Слова для передачи научной  информации

Энциклопедия, рефераты

20.

Общеупотреби-

тельная лексика

Слова русского языка, которые известны и понятны всем, употребляются всеми

Думать, деревья, располагать, лгун

21.

Жаргонизмы (специальная лексика)

Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой

Телевизор – телек, домашнее задание - домашка

22.

Крылатые слова

Яркие и меткие выражения писателей, ученых, общественных деятелей и т.д.

Служить бы рад, да прислуживаться тошно

23.

Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-очк, -оньк, -еньк и т.д.), для выражения доброты, заботы, ласки к миру и к людям

Домик, Машуля, сказочка,столик

24.

Индивидуально – авторское слово

Авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста

Я свирел в свою свирель

25.

Эмоционально – окрашенные слова

Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной

Лузгать – грызть семечки (отрицательная),

куколка (положительная)

26.

 

Канцеляризмы

 

Слова, характерные для стиля деловых бумаг.

Имеет место отсутствие запасных частей.

 

 

Синтаксические средства.

1.

Ряды однородных членов

Несколько слов предложения, относящихся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной части речи

По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил к соседу.

2.

Вопросительные предложения

Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать  что – либо или удостовериться в чем - либо

Ты действительно был дома?

3.

Восклицательные предложения

Предложения, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего

У нас большая радость!

4.

Риторические вопросы

Это вопросы, не требующие ответа (либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику)

Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить?

5.

Риторические восклицания

 

Восклицательные предложения, которые в тексте выполняют роль усиления эмоциональности и выразительности речи

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

6.

Риторические обращения

Риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому – либо или чему – либо для усиления выразительности речи

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!

Я предан вам душой.

7.

Вводные слова

Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает

Стало жарко, значит, в доме затопили печи.

8.

Вводные предложения

 

Это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания

Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту. Время, казалось, остановилось.

9.

Вставные конструкции

 

 

Это слова, словосочетания и предложения, которые  вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения

Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.

10.

Односоставные предложения

Это предложения, имеющие только один главный член.

Видишь синий небосвод. Зима.

11.

Определенно –личные предложения

Это предложения, которые называют действие говорящего или собеседника или выражают побуждение к действию. Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения.

Взбегу на холм и упаду в траву.

Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые.

12.

Неопределенно – личные предложения

 

Односоставные предложения, в которых лицо, совершающее действие, не названо, не определено.

В кабинете спорят(гл.в форме 3-го лица наст. вр.или буд.вр.).

13.

Безличные предложения

Предложения с одним главным членом – сказуемым, в которых не называется тот, кто производит действие.

 Стоит подумать над этой проблемой. На улице вечереет.

14.

Назывные предложения

 

Это тип односоставных предложений, в которых только один главный член - подлежащее

Шепот, робкое дыханье, трели соловья…

15.

Неполные предложения

 

Это предложения, в которых отсутствуют какие – либо структурно – необходимые члены, главные или второстепенные

-Как тебя зовут?

-Меня Федей (зовут).

Летом светает рано, а зимой – поздно.

16.

Обращение

Слово или сочетание слов, называющее лицо,которому  адресована речь.

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла.

17.

Сравнительный оборот

Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения

И березы стоят, как большие свечки.

18.

Уточняющие конструкции

Это уточняющие слова и уточняющие словосочетания (уточняющие обстоятельства, определения, дополнения и т.д.)

Там, в горах, повалил снег. Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад.

Приемы

1.

Аллитерация

Повторение одинаковых или однородных согласных в тексте, придающее ему особую звуковую выразительность

Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам

 

2.

Градация

Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания  смыслового и эмоционального значения

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

3.

Инверсия

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок слов, с целью усилить выразительность речи (обратный порядок слов)

Белеет парус одинокой в тумане моря голубом

4.

Синтаксический параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

5.

Лексический повтор

Повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия

Казалось в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.

6.

Звукопись

Художественный прием, заключающий в создании образов путем подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рев мотора)

Ветер веет и вьется украдками  меж ветвей, над водой наклоненных.. (слышится ветер с помощью повторения в)

7.

Антитеза

(противопоставление)

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая.

8.

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем..

9.

Эпифора

Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех слов в конце отрывков, из которых состоит высказывание

Деточка, Все мы немножечко лошади,

Каждый из нас по- своему лошадь

10.

Оксюморон

Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художест-венном образе

Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.

11.

Цитирование

Это прямое использование текста из какого – нибудь источника

Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».

12.

Вопросно – ответная форма изложения

При вопросно – ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает

Что плохого в насмешливом взгляде?! А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз.

13.

Парцелляция

Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.

(Можно передать одним предложением)

 

                                               Формы речи

1.

Диалог

Это разговор двух лиц

-Вы?

-Я.

-Глазам своим не верю!

- Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал.

2.

Монолог

Это речь одного лица

Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо.

 

 

Алгоритм выполнения задания 24

 

 А:  (3) Мать – это первая родина. (43) Худая, тонкая рука моей матери провела меня через все сложности.

 Б:  (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

В: (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери. (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

Г: (20) В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи.

 

  « Юрий Маркович Нагибин рассуждает о серьёзных мировоззренческих вопросах. Особенно трогают слова писателя о матери. Выразить свои мысли и чувства автору помогают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_______( «Мать- это первая родина» в предложении 3; «рука моей матери провела меня через все сложности» в предложении 43) и (Б)_______( «неуловимым, неощутимым, незримым научением» в предложении 5), приём-(В)_______( «самым» в предложении 2, «мать» в предложении 5), лексическое средство – (Г)____ ( «держать чувства на привязи» в предложении 20)».

 

 

Проанализируем список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируем их:

  • Тропы  отметим буквой «Т»,
  • Лексические средства - «Л»,
  • Синтаксические средства – «С»,
  • Приёмы – «П».

 

Список терминов:

  • восклицательное предложение - С
  • метафора – Т
  • индивидуально – авторское слово - Л
  • диалектизм - Л
  • цитирование - П
  • риторическое обращение - С
  • эпитет - Т
  • лексический повтор - П
  • фразеологизм – Л

  Таким образом, область поиска указанного языкового средства сузилась.

В задании сказано, что первые два средства А и Б – тропы. Как мы видим, в списке их два:  метафора и эпитет.

Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках  примеры, обращаемся к самим предложениям в тексте.

 Третье средство – В – приём. В списке их два: цитирование и лексический повтор.

И наконец, четвертое средство – Г- лексическое средство. А их среди терминов три: индивидуально – авторское слово, диалектизм, фразеологизм.

 А теперь  сопоставляем  определения с примерами. Расставляем цифры в нужном порядке:

 Ответ:

А

Б

В

Г

2

7

8

9

 

Задание выполнено!

Давайте обобщим.

  • Прочитать рецензию.
  • Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства, приёмы.
  • Прочитать список терминов.
  • Сгруппировать понятия.
  • Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
  • Расположить цифры в нужном порядке.

 

Выполняем сами!

Задание 1.

А: (8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9) Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

Б: (13) Как наивно, как просто, как мелко!

В: (14) На самом деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15) Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (23) Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.

Г: (6) Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7) Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

 

 

Фрагмент рецензии:

  « И.А.Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)______(предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)______(предложение 13) и (В)_____       (например, предложения 14, 15, 23) придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____( «проблема …окутывается предрассудками»,   «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».    

 

Список терминов:

  • устаревшие слова  -    Л
  • термины  -   Л
  • метафора  -  Т
  • эпитеты  -  Т
  • риторический вопрос  - С
  • противопоставление  - П
  • ряды однородных членов  - С
  • восклицательное предложение  - С
  • парцелляция  -  П

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

           

Задание 2.

 

А: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

Б: (17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней.

В: (2) «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы  научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели».

 (8) « Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, - говорил Пушкин. – (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

Г: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

 

Фрагмент рецензии:

 

« Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____(предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____( «В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_______   (предложения 2-3, 8-9). Такой троп, как (Г)______( предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

 

Список терминов:

 

  • ряды однородных членов
  • литота
  • лексический повтор
  • эпитеты
  • цитирование
  • диалектизм
  • развёрнутая метафора
  • риторический вопрос
  • восклицательные предложения

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

А: (1) Он нёс меня на себе восемь километров. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.

Б: (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня…

В: (32) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

Г: (33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит.

Фрагмент рецензии.

« Герой М.Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как (А)_______( «нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров…нёс меня в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и (Б)_______(предложения  3-4) в сочетании с сравнительными оборотами задают тревожно – напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как (В)_________      ( «спас» - «предал» в предложении 32), а такой троп, как (Г)___________  ( «сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.

Список терминов:

  • контекстные антонимы
  • метафора
  • риторический вопрос
  • парцелляция
  • литота
  • диалектизм
  • ряд однородных членов
  • эпитет
  • лексический повтор

                Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

А: (21) На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

Б: (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

В: (20) Поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо. (25) Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое.

Г: (9) На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (14) Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам…

 

Фрагмент рецензии.

« Г.Н.Бочаров часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как (А)______(« атмосферу, обстановку» в предложении 21, « столкновения, конфликта» в предложении 28) и (Б)_______( «общественный» - «личный» в предложении 28) . Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как (В)______(предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как (Г)______(предложения 9, 14)».

Список терминов:

  • риторический вопрос
  • антонимы
  • диалектизмы
  • литота
  • олицетворение
  • противопоставление
  • ряды однородных членов
  • контекстные синонимы
  • восклицательные предложения

Ответ:     

А

Б

В

Г

 

 

 

 

  

Задание 5.

А: (16) На подобный вопрос Конфуций ответил: « Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания.                (17) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18) Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

Б: (19) Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20) Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве.

В: (23) Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24) Нет! (25) Именно он и победит.

Г: (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28) Хороший пример.

 

Фрагмент рецензии.

« Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как (А)______(предложения 16-18). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как (Б)______( в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как (В)______( предложения 23-25) и (Г)_______(предложения 27-28), помогает подвести итог авторским размышлениям».

Список терминов:

  • сравнение
  • термин
  • парцелляция
  • цитирование
  • риторический вопрос
  • эпитет
  • вопросно – ответная форма изложения
  • ряд однородных членов
  • гипербола

Ответ:               

А

Б

В

Г

 

 

 

 

                                     

 

Ответы к заданиям

 

Задание 1

6873

 

Задание 2

1357

 

Задание 3

9412

 

Задание 4

8267

 

Задание 5

4873

 

 

Список литературы

  • Цыбулько И.П. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Москва, 2018 год.
  • Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку. Ростов-на Дону, 2014 год.
  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: учебное пособие. Москва, 2002 год.

 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.