Методические указания «Алгоритм выполнение заданий экзаменационной работы в формате ЕГЭ»

0
0
Материал опубликован 2 April 2017

Техника работы с тестовым заданием, часть 1.

Внимательно прочитайте задание теста, выделите опорное слово (основное понятие, признаки которого спрашиваются) утверждения или вопроса.

Примеры смены экосистем в процессе саморазвития сообщества (сукцессии)

1. Вспомните, к какому разделу учебного предмета «Биология», теме относится это понятие, с какими понятиями оно связано.

Раздел: Эволюция живой природы

Тема: Саморазвитие и смена экосистем.

Понятия: сукцессия, первичная, вторичная сукцессия.

2. Определите категорию понятия – это ведущее биологическое понятие или частное, тогда вспомните, к какому ведущему оно относится. Также установите тип понятия – морфологическое, анатомическое, физиологическое, систематическое и т.д.  экологические

3. Не старайтесь сразу найти ответы, сначала вспомните определение этого понятия, т.е. перечислите признаки его, запишите их на черновике.

Сукцессия - развитие экосистем от неустойчивого состояния к устойчивому.

Первичная сукцессия – сукцессия начинается на любом участке суши, который обнажился в результате каких-либо причин: на осыпях, отмелях, сыпучих песках, голых скалах, отвалах горных пород.

- На первом этапе обнажившийся участок заселяется случайно попадающими сюда организмами из окружающих местообитаний: семенами, спорами, летающими и ползающими насекомыми, расселяющимися грызунами, птицами.

- На втором этапе прижившиеся виды начинают осваивать и изменять среду обитания, еще не мешая друг другу.

- На третьем этапе, когда участок полностью освоен, обостряются конкурентные отношения. Так как виды изменяют среду в неблагоприятную для себя сторону, часть из них вытесняется и появляются новые виды.

- На заключительном этапе устанавливается постоянный состав сообщества, когда виды распределены по экологическим нишам, не мешая друг другу, связаны пищевыми цепями и взаимовыгодными отношениями и согласованно осуществляют круговорот веществ. В таком биоценозе сильны регуляторные связи, и он может неопределенно долго поддерживать экосистему, пока внешние силы не выведут его из этого состояния.

Вторичные сукцессии – изменения биоценозов начинаются в том случае, если происходят какие-либо частичные нарушения в уже сформировавшейся экосистеме. Они приводят к ее восстановлению, поэтому называются восстановительными сменами.

Деятельность людей постоянно приводит к сменам различных биоценозов — в результате рубок леса, осушения и обводнения земель, выработки торфяников, прокладки дорог и т. д.

4. Приступайте к анализу признаков, предложенных в блоке ответов, сравнивая с признаками, записанными на черновике. Если Вы сразу нашли правильные на Ваш взгляд ответы, то не торопитесь выбирать их. Продолжите анализ блока ответов и подтвердите правильность выбранного ответов исключением других.

1) образование гари на месте леса в результате пожара

2) появление полей на месте степей после их распашки

3) зарастание скал лишайниками

4) зарастание водоёма и образование болота

5) заболачивание пойменных лугов при постройке плотины на реке

6) зарастание старицы реки

3

4

6

Если Вы убедились в правильности выбранных ответов, то отметьте их как требует этого инструкция. Если в ходе дальнейшего анализа Ваше мнение изменилось, то еще раз обратитесь к записанному термину в черновике, определите, каким образом может быть связан каждый предложенный признак в блоке ответов с записью в черновике. Именно эта логическая операция сопоставления позволит убедиться в измененном мнении.

Внимательно прочитайте задание теста, выделите опорное слово (основное понятие, признаки которого спрашиваются) утверждения или вопроса.

Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал.

1. Вспомните, к какому разделу учебного предмета «Биология», теме относится это понятие, с какими понятиями оно связано.

Раздел: Эволюция живой природы

Тема: Саморазвитие и смена экосистем.

Понятия: сукцессия, первичная, вторичная сукцессия.

2. Определите категорию понятия – это ведущее биологическое понятие или частное, тогда вспомните, к какому ведущему оно относится. Также установите тип понятия – морфологическое, анатомическое, физиологическое, систематическое и т.д.  экологические

3. Не старайтесь сразу найти ответы, сначала вспомните определение этого понятия, т.е. перечислите признаки его, запишите их на черновике.

Сукцессия - развитие экосистем от неустойчивого состояния к устойчивому.

Первичная сукцессия – сукцессия начинается на любом участке суши, который обнажился в результате каких-либо причин: на осыпях, отмелях, сыпучих песках, голых скалах, отвалах горных пород.

- На первом этапе обнажившийся участок заселяется случайно попадающими сюда организмами из окружающих местообитаний: семенами, спорами, летающими и ползающими насекомыми, расселяющимися грызунами, птицами.

- На втором этапе прижившиеся виды начинают осваивать и изменять среду обитания, еще не мешая друг другу.

- На третьем этапе, когда участок полностью освоен, обостряются конкурентные отношения. Так как виды изменяют среду в неблагоприятную для себя сторону, часть из них вытесняется и появляются новые виды.

- На заключительном этапе устанавливается постоянный состав сообщества, когда виды распределены по экологическим нишам, не мешая друг другу, связаны пищевыми цепями и взаимовыгодными отношениями и согласованно осуществляют круговорот веществ. В таком биоценозе сильны регуляторные связи, и он может неопределенно долго поддерживать экосистему, пока внешние силы не выведут его из этого состояния.

Вторичные сукцессии – изменения биоценозов начинаются в том случае, если происходят какие-либо частичные нарушения в уже сформировавшейся экосистеме. Они приводят к ее восстановлению, поэтому называются восстановительными сменами.

Часто причиной смены биогеоценоза является антропогенный фактор: строительство, пожар, вытаптывание, акклиматизация и расселение животных.

4. Приступайте к анализу признаков, предложенных в блоке ответов, сравнивая с признаками, записанными на черновике. Если Вы сразу нашли правильные на Ваш взгляд ответы, то не торопитесь выбирать их. Продолжите анализ блока ответов и подтвердите правильность выбранного ответов исключением других.

1) формирование травянистого сообщества

2) зарастание мхами

3) голые скалы

4) образование тонкого слоя почвы

5) заселение лишайником

3

5

2

4

1

Если Вы убедились в правильности выбранных ответов, то отметьте их как требует этого инструкция. Если в ходе дальнейшего анализа Ваше мнение изменилось, то еще раз обратитесь к записанному термину в черновике, определите, каким образом может быть связан каждый предложенный признак в блоке ответов с записью в черновике. Именно эта логическая операция сопоставления позволит убедиться в измененном мнении.

Внимательно прочитайте задание теста, выделите опорное слово (основное понятие, признаки которого спрашиваются) утверждения или вопроса.

Установите соответствие между экологическими факторами и группой, к которой его относят

1. Вспомните, к какому разделу учебного предмета «Биология», теме относится это понятие, с какими понятиями оно связано.

Раздел: Экосистемы и присущие им закономерности.

Тема: Экологические факторы. Их значение.

Понятия: абиотические, биотические, антропогенный фактор.

2. Определите категорию понятия – это ведущее биологическое понятие или частное, тогда вспомните, к какому ведущему оно относится. Также установите тип понятия – морфологическое, анатомическое, физиологическое, систематическое и т.д.  экологические

3. Не старайтесь сразу найти ответ/ы, сначала вспомните определение этого понятия, т.е. перечислите признаки его, запишите их на черновике.

Экологические факторы — свойства среды обитания,  оказывающие какое-либо воздействие на организм.

По происхождению

Абиотические  — факторы неживой природы:

- температура, влажность, давление воздуха, газовый состав воздуха;

- механический состав почвы, химический состав почвы;

- рельеф, высота над уровнем моря, крутизна склона;

- плотность воды, течение, прозрачность; солевой состав воды;

- шум, магнитные поля, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения;

- факторы огня.

 Биотические — связанные с деятельностью живых организмов:

- влияние растений

- влияние грибов

- влияние животных

- влияние микроорганизмов

Антропогенный факторвоздействие человека на природу

- Прямое антропогенное воздействие – непосредственное влияние человека на компоненты экосистемы (биогеоценоза). Это сбор ягод, грибов, вырубка деревьев и т.п.

- Косвенное антропогенное воздействие – влияние человека через промежуточный уровень. Это изменение уровня грунтовых вод, изменение температурного режима, радиационное загрязнение.

- Условное антропогенное воздействие – это воздействие биотических и абиотических факторов, усиленных или ослабленных воздействием человека.

4. Приступайте к анализу признаков, предложенных в блоке ответов, сравнивая с признаками, записанными на черновике. Если Вы сразу нашли правильные на Ваш взгляд ответы, то не торопитесь выбирать их. Продолжите анализ блока ответов и подтвердите правильность выбранного ответов исключением других.

Экологические факторы

Группа факторов

А) лесной пожар вследствие грозы

Б) распространение семян растений птицами

В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных

Г) санитарная вырубка леса

Д) питание паразитических животных

Е) затопление лугов при ливне

1) абиотические

2) биотические

3) антропогенные

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

3

2

1

Если Вы убедились в правильности выбранных ответов, то отметьте их как требует этого инструкция. Если в ходе дальнейшего анализа Ваше мнение изменилось, то еще раз обратитесь к записанному термину в черновике, определите, каким образом может быть связан каждый предложенный признак в блоке ответов с записью в черновике. Именно эта логическая операция сопоставления позволит убедиться в измененном мнении.

Техника работы с тестовым заданием часть 2

1. Внимательно прочитайте инструкцию к тестовому заданию части 2. Обратите внимание на содержание задания - Вам предстоит продолжить высказывание одним или двумя предложениями, или представить полный развернутый ответ (если Вам предложено решить генетическую задачу, то пользуйтесь техникой решения задач).

2. Внимательно прочитайте задание. Найдите ведущее слово или словосочетание в вопросе (понятие о котором Вас спрашивают) и запишите его в левую колонку таблицы.

В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее четырёх последствий воздействия этого мероприятия на биоценоз леса.

3. Вспомните основные элементы (признаки), раскрывающие содержание этого понятия, и запишите их.

4. Внимательно читая задание, найдите сопровождающее слово или словосочетание.

5. Вспомните основные признаки сопровождающего слова и запишите их в правую колонку столбиком.

 

Ведущее – ядохимикаты

это химические препараты, используемые:

- для борьбы с вредителями и болезнями растений,

- для борьбы с сорняками,

- для борьбы вредителями и микроорганизмами, вызывающими порчу сельскохозяйственной продукции, материалов и изделий,

- для борьбы с паразитами и переносчиками опасных заболеваний человека и животных.

Отрицательные результаты воздействия ядохимикатов

- формирование привыкания у вредных организмов;

- влияние на растения и животных;

- накопление и передача цепями питания.

- они загрязняют окружающую среду — почву, водоемы, подпочвенные воды, природные угодья, моря, воздух.

Сопровождающее – биогеоценоз леса

Биогеоценозом называют исторически сложившуюся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, обитающих в относительно однородном жизненном пространстве (участок суши или акватория.

Лес – природный комплекс, в котором главной формой жизни являются деревья.  В зависимости от преобладания вида растений, леса делятся:

хвойные (еловые, сосновые);

лиственные (дубравы – широколиственные, березняки – узколиственные);

смешанные леса (лиственные и хвойные породы);

 

 

6. Найдите элементы ведущего понятия, взаимосвязанные с элементом сопровождающего понятия и которые являются ответом анализируемого задания. Уставленные связи между этими словами (элементами) являются ответом на вопрос.

7. Сформулируйте ответ, используя эти элементы в виде развернутого ответа.

1) сократилась численность насекомых-опылителей растений,

2) снижение численности насекомоядных птиц,

3) отравление организмов разных звеньев цепей питания в биогеоценозе леса

4) загрязнение ядохимикатами почвы, воздуха, воды.

1. Внимательно прочитайте инструкцию к тестовому заданию части 2. Обратите внимание на содержание задания - Вам предстоит продолжить высказывание одним или двумя предложениями, или представить полный развернутый ответ (если Вам предложено решить генетическую задачу, то пользуйтесь техникой решения задач).

2. Внимательно прочитайте задание. Найдите ведущее слово или словосочетание в вопросе (понятие о котором Вас спрашивают) и запишите его в левую колонку таблицы.

Какую роль играют птицы в биогеоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.

3. Вспомните основные элементы (признаки), раскрывающие содержание этого понятия, и запишите их.

4. Внимательно читая задание, найдите сопровождающее слово или словосочетание.

5. Вспомните основные признаки сопровождающего слова и запишите их в правую колонку столбиком.

 

Ведущее – птицы 

Класс теплокровных яйцекладущих позвоночных животных. Способность к полёту является главнейшей особенностью птиц.

Спектр питания   включает разнообразные растительные и животные корма

Птицы: насекомыми, хищные, питающиеся плодами и семенами, они путешествуют с места на место, вместе с пометом переносятся семена.

Птицы служат пищей для других животных, поддерживая цепочку экосистемы.

Сопровождающее – биогеоценоз леса

Биогеоценозом называют исторически сложившуюся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, обитающих в относительно однородном жизненном пространстве (участок суши или акватория.

Лес – природный комплекс, в котором главной формой жизни являются деревья.  В зависимости от преобладания вида растений, леса делятся:

хвойные (еловые, сосновые);

лиственные (дубравы – широколиственные, березняки – узколиственные);

смешанные леса (лиственные и хвойные породы);

6. Найдите элементы ведущего понятия, взаимосвязанные с элементом сопровождающего понятия и которые являются ответом анализируемого задания. Уставленные связи между этими словами (элементами) являются ответом на вопрос.

7. Сформулируйте ответ, используя эти элементы в виде развернутого ответа.

1) регулируют численность насекомых, мелких грызунов,

2) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена),

3) служат пищей для хищников,

4) удобряют почву.

 

2. Внимательно прочитайте задание. Найдите ведущее слово или словосочетание в вопросе (понятие о котором Вас спрашивают) и запишите его в левую колонку таблицы.

Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

3. Вспомните основные элементы (признаки), раскрывающие содержание этого понятия, и запишите их.

4. Внимательно читая задание, найдите сопровождающее слово или словосочетание.

5. Вспомните основные признаки сопровождающего слова и запишите их в правую колонку столбиком.

Ведущее словосочетание Критерии сравнения

Сопровождающее словосочетание

Природная экосистема

Агроэкосистема

1. Источник энергии

Солнце

Солнце, дополнительная энергия через полив и удобрения

2. Функции

Продуцирует кислород и потребляет диоксид углерода.

Продуцирует кислород и потребляет диоксид углерода.

3. Сроки существования

Продолжительные, т. к. обладает способностью самосохранения и самовосстановления.

Небольшие, т. к. требует больших затрат для постоянного поддержания и восстановления.

4. Разнообразие видов

Большое биоразнообразие,

Преобладание монокультур.

5. Круговорот веществ

Все элементы минерального питания, взятые растениями, со временем возвращаются в почву

Большая часть питательных веществ изымается человеком

6. Найдите элементы ведущего понятия, взаимосвязанные с элементом сопровождающего понятия и которые являются ответом анализируемого задания. Уставленные связи между этими словами (элементами) являются ответом на вопрос.

7. Сформулируйте ответ, используя эти элементы в виде развернутого ответа.

1) сроки существования продолжительные,

2) большое биоразнообразие, разнообразие пищевых связей и цепей питания,

 3) круговорот веществ замкнутый (сбалансированный),

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.