12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена23

Алгоритм синтаксического разбора простого предложения.


Ищу грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркиваю, указываю части речи. Средство связи (союз), если есть, обвожу в кружочек.

Ищу группу подлежащего:

а) подчеркиваю как члены предложения,

б) указываю части речи.

Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).

3. Ищу группу сказуемого:

а) подчеркиваю как члены предложения,

б) указываю части речи.

4. Ищу группу второстепенных членов:

а) подчеркиваю как члены предложения,

б) указываю части речи.

Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).

5. Даю синтаксическую характеристику предложения:

а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

б) по интонации (восклицательное, невосклицательное);

в) по наличию грамматических основ (простое, сложное)

г) по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное);

д) указываю осложнение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова…).

6. Составляю схему предложения (указываю грамматическую основу и осложнение, средства связи пишу, но не обвожу).



Образец.

Пр. Прил. Прил. Прил. Сущ. Гл. Прил. Сущ.

На сухую, твердую, мерзлую землю упал ранний снег. (Повеств.,


невоскл., пр., распр., осл. ОЧП (опр.)).

t1618856614aa.gift1618856614aa.gift1618856614aa.gif

[ , , ].





Алгоритм фонетического разбора слова


Звуко - буквенный анализ слова

План разбора:

1.Запиши слово, раздели на слоги, запиши транскрипцию слова.

2.Сосчитай и запиши: сколько слогов, гласных и согласных букв в данном слове.

3.Обозначь ударение.

4.В столбик выпиши все буквы этого слова.

5.Слева от каждой буквы запиши в квадратных скобках справа транскрипцию звука.

6.Охарактеризуй каждый звук:

а) гласные: ударный или безударный;

б) согласный: звонкий или глухой (парный или непарный);

твёрдый или мягкий (парный или непарный);

7.Сосчитай и запиши количество букв и звуков.


Образец устного разбора:

пенал

В слове пе - нал – 2 слога, 2 гласные, 3 согласные. Второй слог ударный.

Буква пэ обозначает звук [п']. Это согласный, глухой парный, мягкий парный.

Буква е обозначает звук [и]. Это гласный, безударный.

Буква эн обозначает звук [н]. Это согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.

Буква а обозначает звук [а]. Это гласный ударный.

Буква эль обозначает звук [л]. Это согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.

В слове пенал 5 букв, 5 звуков.



Образец устного разбора:


Пе/нал - [п' и н а/л ] -2 слога, 2 гласн., 3 согл.

п - [п'] - согл., глух. парн., мягк. парн.

е - [и] - гл.,безуд.

н - [н] - согл., звонк. непарн., тв. парн.

а - [а/] - гласн., уд.

л - [л] - это согл., звонк. непарн., тв. парн.

5 б. 5зв.











Алгоритм морфемного разбора слова

t1618856614ab.gif

1.Выделяем окончание.

 

Для этого изменяем форму слова (у существительного и глагола изменяем число, у прилагательного - род):

стена - стены (существительное)

синий - синяя (прилагательное)

рисует - рисуют (глагол)

 

 

2t1618856614ac.gift1618856614ad.gift1618856614ae.gift1618856614ac.gif.Выделяем основу слова.

 

В основу входит всё, кроме окончания, глагольных суффиксов –л-, -ть, -ти,

-чь (часть корня).

 

стенка

 t1618856614af.gift1618856614ag.gif

3.Выделяем корень.

 

Называем родственные слова, выделяем общую часть.

 

стена - стенка

 t1618856614ah.gift1618856614ai.gif

4t1618856614aj.gif.Между корнем и окончанием выделяем суффикс.

 

стенка

 

5t1618856614ak.gift1618856614al.gif. Перед корнем выделяем приставку.

 

Пристенок


5t1618856614am.gift1618856614an.gif. После окончания у глагола выделяем постфикс.

 


Пример устного разбора слова по составу.

 

Стенка. В слове стенка окончание -а, потому что стенки. Основа слова всё, кроме окончания - стенк. Корень  -стен, потому что стена. Суффикс -к.



Вернулся В слове вернулся окончание - нулевое, потому что вернулАсь, вернулИсь. Основа слова всё, кроме окончания и формообразующего суффикса прош.вр.- верну-ся Корень - вер, потому что вернуть, вертеть. Суффиксы –ну, - л, постфикс - ся .







СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.


Аффиксальные.


Приставочный: гасить-погасить.

Суффиксальный: дом-домик.

Бессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь.

Приставочно-суффиксальный: изнанка-наизнанку.

Постфиксальный: мыть-мыться.

Приставочно-постфиксальный: шипеть-расшипеться.

Суффиксально-постфиксальный: горб-горбиться.

Приставочно-суффиксально-постфиксальный: шутить-отшучиваться.

Сложно-суффиксальный: старообрядческий.

Сложно-приставочный: утихомирить.

Приставочно-сложно-суффиксальный: предсенокосный.


Безаффиксные.


Сложение: путь-дорога. древнегреческий,

2. Сращение маломощный

3. Аббревиация:РФ

4.Усечение (сокращение производящей основы): мерседес-мерс.


СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.



Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую.

На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо- вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом спасся.

Лексико-семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно - плохо, нехорошо;

дурно- предобморочное состояние.

Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин-собственник).

3. Лексико-семантический (сращение в одно слово словосочетаний): с ума сшедший – сумасшедший, быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час - сейчас.







Термины

Значение

Примеры

Антонимы,

контекстные

антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные

синонимы

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения

Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Омографы

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Паронимы

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное

Меч правосудия, море света

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий

Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

Профессионализмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз, боцман,  акварель, мольберт

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.

Грамматика, хирургический, оптика

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску

Бессмертие, стимул, превалировать...

Просторечная          

лексика                    

Слова, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера

Болван, вертихвостка, вихлять

Неологизмы (новые слова)  

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы

Будет буря — мы поспорим

И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)               

Слова, вытесненные из современного языка

другими, обозначающими те же понятия

     

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,

чужестранец — иностранец

Заимствованные  

Слова, перенесённые из слова  других языков

Парламент, сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы        

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц

Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро




Алгоритм морфологического разбора слова


Имя существительное

Часть речи

I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).

II Постоянные морфологические признаки:

1собственное или нарицательное;

2одушевлённое или неодушевлённое;

3род;

4склонение;

5число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа);

непостоянные морфологические признаки:

1число (если слово изменяется по числам);

2падеж.

III Вопрос к разбираемому слову. (Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).)


В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).


(В) поезде - сущ.

I Ехал (в чём?) в поезде. Н. ф. – поезд.

II Пост: нариц, неодуш, м. р, 2 скл.; непост.:в ед. ч., П. п.

III Ехал (в чём?) в поезде.



(Из) Петербурга – сущ

I Шедшем (откуда?) из Петербурга. Н. ф. – Петербург.

II Пост.: собств., неодуш., м. р., 2 скл., ед. ч.; непост.: в Р. п.

III Шедшем (откуда?) из Петербурга.



(Для) курящих - сущ.

I В отделении (для кого?) для курящих. Н. ф. – курящий.

II Пост.: нариц., одуш.; непост.: во мн. ч, Р.п

III В отделении (для кого?) для курящих











Алгоритм морфологического разбора слова


Имя прилагательное

Часть речи

I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).

II Постоянные морфологические признаки:

разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

непостоянные морфологические признаки:

1 только для качественных прилагательных:

а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);

б) полная или краткая форма;

2 число,

род (в единственном числе),

падеж.

III Вопрос к разбираемому слову. (Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).)


После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).


(На) горячем – прил.

На песке (каком?) горячем. Н. ф. – горячий

Пост.: качеств.; непост.: в полож.ст., в полной ф., ед.ч., м. р., П. п.

На песке (каком?) горячем.

(От) южного – прил.

От солнца (какого?) южного. Н. ф. – южный.

Пост.: относит.; непост.: в ед. ч., ср. р., Р. п.

От солнца (какого?) южного.


Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

Хороша – прил.

Страна (какова?) хороша. Н. ф. – хороший.

Пост.: качеств.; непост.: в полож. ст., в краткой форме, в ед. ч., ж. р..

Страна (какова?) хороша.

Лучше – прил.

Россия (какова?) лучше. Н. ф. – хороший.

Пост.: качеств.; непост.: в сравн. ст.

Россия (какова?) лучше

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

(на) сестрины прил.

На слова (чьи?) сестрины. Н. ф. – сестрин.

Пост.: притяж.; непост.: во множ. ч., В. п.

На слова (чьи?) сестрины.

 




Алгоритм морфологического разбора слова


Глагол

Часть речи

I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (инфинитив).

II Постоянные морфологические признаки:

1 вид (совершенный, несовершенный);

2 возвратность (невозвратный, возвратный);

3 переходность (переходный, непереходный);

4 спряжение;

непостоянные морфологические признаки:

1 наклонение;

2 время (в изъявительном наклонении);

3 число;

4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и условного (сослагательного) наклонения единственного числа).

III Вопрос к разбираемому слову. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).


Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).


Любишь глаг.

I Кататься (что делаешь?) любишь. Н. ф. – любить.

II Пост.: несов. вид., невозвр., переход., II спр.; непост.: в изъяв.накл., наст. вр., ед. ч., 2 л.

III Кататься (что делаешь?) любишь.


Кататься – глаг.

I Любишь (что делать?) кататься. Н. ф. – кататься.

II Пост.: несовер. вид, возвр., неперех.,I спр.; непост.: инфинитив (неизменяемая форма).

I Любишь (что делать?) кататься.


Началась пахота (Пришвин).


Началась – глаг.

I Пахота (что сделала?) началась. Н. ф. – начаться.

II Пост.: соверш. вид, возвр., непереход., I спр.; непост.: в изъяв накл., прош. вр., ед. ч., ж. р..

III Пахота (что сделала?) началась.





Средства выразительности речи

     В художественной речи используются возможности фонетики, лексики, синтаксиса, морфологии, словообразования.

Фонетические выразительные средства основываются на свойствах звуков и особенностях их восприятия. К ним относятся:

аллитерация - повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков: Свищет ветер, серебряный ветер (С. Есенин). Повторяющийся звук [с] имитирует свист ветра.

ассонанс - повторение в тексте одинаковых гласных звуков: Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою… (Н. А. Некрасов).

Лексические выразительные средства (тропы) основываются на использовании переносных значений слов. К ним относятся:

аллегория (иносказание) - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ: Лиса - хитрый человек.

гипербола - художественное преувеличение: Жду целую вечность.

ирония -  тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому: Да куда уж мне, глупому, до тебя!

литота -  художественное преуменьшение: "мальчик с пальчик"

лексический повтор - повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания;

метафора -  переносное значение слова, основанное на сходстве: Горит восток зарёю новой (А. С. Пушкин).

метонимия -  замена одного слова другим на основе смежности двух понятий: читаю Пушкина, деревня обсуждает.

олицетворение -  перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы: компьютер ожил, ласковый дождик.

перифраза -  замена слова (словосочетания) описательным оборотом: "северная столица" (Петербург), "люди в белых халатах" (врачи).

сарказм - едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры: Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская).

синекдоха -  замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного: Пуще всего береги копейку (Н. В. Гоголь).

сравнение - сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак: Как пахарь, битва отдыхает (А. С. Пушкин).

эпитет -  образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление: золотая рожь.

К выразительным средствам синтаксиса (фигурам речи) относятся:

анафора - одинаковое начало нескольких соседних предложений: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь... (С. А. Есенин).

антитеза - противопоставление: "Преступление и наказание" (Ф. М. Достоевский).

бессоюзие - построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены: Пpямo  дopoжeнькa, нacыпи yзкиe, Cтoлбики, peльcы, мocты. (H.A. Heкpacoв)

градация - расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Взорвали, взрыли, смыли, смели (В. Маяковский).

именительный темы - расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Снегири! Как же я не замечал их раньше! (А. И. Солженицын)

инверсия - нарушение прямого порядка слов: Белеет парус одинокий... (М.Ю. Лермонтов).

композиционный стык - повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)

многосоюзие - намеренное использование повторяющегося союза: Как тускло пурпурное пламя, Как мёртвые жёлтые утра! Как сеть ветвей в оконной раме... (И. Анненский).

оксюморон - сочетание противоположных по смыслу слов: живой труп.

парцелляция - намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки: Пришли соседи... Женщина с ребёнком. Уже никто меня не узнаёт (С. Есенин).

риторический вопрос, восклицание, обращение - выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия: О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?    (Н.Некрасов)

ряд однородных членов - использование однородных членов для большей художественной выразительности текста.

синтаксический параллелизм - сходное строение фраз: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура (Д.Лихачёв).

умолчание - прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять: Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... (М. Ю. Лермонтов).

эллипсис - "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи: Зверю - берлога, страннику - дорога, мёртвому - дроги, Каждому - своё (М. Цветаева).

эпифора - одинаковая концовка: - Лес не тот! - Куст не тот! - Дрозд не тот! (М. Цветаева).

  Среди выразительных средств морфологии выделяют использование грамматических форм в непрямом значении и преобладание в тексте одной части речи.

Окказионализмы и суффиксы субъективной оценки являются выразительными средствами словообразования:

окказионализмы - индивидуальные авторские словообразования:  Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда (С. А. Есенин).
















Как определить стихотворный размер


1. Прочитайте строфу.

2. Соблюдая слоговое деление каждого стиха в строфе, схематически изобразите гласные, например:

Буря мглою небо кроет…

3. Обозначьте на схеме ударные гласные (в данном случае они выделены красным цветом).

4. Проследите повторяющийся рисунок (в данном случае _ _).

5. Таким образом определяется стопа.

Стопы

_’ _ - это хорей (двусложный размер)

_ _’ - это ямб (двусложный размер)

_ _ _ - это амфибрахий (трёхсложный размер)

_ _ _’ - это анапест (трёхсложный размер)

_’ _ _ - это дактиль (трёхсложный размер)



ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные

(к ним можно задать вопрос)

Служебные

(к ним нельзя задать вопрос)

Междометия

Имя существительное

Предлог


Имя прилагательное

Союз

Местоимение

Частица

Наречие



Глагол



Числительное



Причастие



Деепричастие



Категория состояния





Типы речи


Повествование

Описание

Рассуждение

Глаголы

Прилагательные

Существительные

О чем говорится в тексте?

Что произошло?

Какой?

Какая?

Признаки предмета

Почему?

Событие

Действие

сообщение

Описание людей, животных, предметов, природы

Причины, доказательства

Рассуждать – значит доказывать





Стили речи

Официально-деловой

Публицистический

Разговорный

Художественный

Научный

документы, законы, официальные бумаги и письма, приказы, постановления, уведомления, жалобы, заявления, отчёты, накладные.

Газеты, журналы, новостные порталы, то есть СМИ.


используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Художественные произведения: романы, рассказы, стихи, поэмы.


обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.


Цель — точная передача деловой информации.

Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.


Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.


Лексические особенности: отсутствие эмоционально-окрашенной лексики, стандартизированные обороты речи — канцеляризмы; устойчивые выражения — штампы.


Лексические особенности: общественно-политическая лексика; логичность; образность; эмоциональность; оценочность; призывность.


Лексические особенности: эмоциональность; образность; разговорная лексика;

текст без подбора слов; просторечные слова;

сленг.


Лексические особенности: использование большого количества средств выразительности; употребление слов в переносном смысле; иносказательность, метафоричность; обилие эпитетов и прилагательных; образность и эмоциональность.

Лексические особенности:

специальная терминология; сложные предложения; длинные абзацы; существительных больше, чем глаголов; обезличенность — вместо «я» используется «мы».





Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 19.04.21 в 21:56 0Ответить Пожаловаться
В заголовке лишняя буква я
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.