Алгоритмы для 5 класса по русскому языку и памятки по литературе
Алгоритм синтаксического разбора простого предложения.
Ищу грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркиваю, указываю части речи. Средство связи (союз), если есть, обвожу в кружочек.
Ищу группу подлежащего:
а) подчеркиваю как члены предложения,
б) указываю части речи.
Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).
3. Ищу группу сказуемого:
а) подчеркиваю как члены предложения,
б) указываю части речи.
4. Ищу группу второстепенных членов:
а) подчеркиваю как члены предложения,
б) указываю части речи.
Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).
5. Даю синтаксическую характеристику предложения:
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
б) по интонации (восклицательное, невосклицательное);
в) по наличию грамматических основ (простое, сложное)
г) по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное);
д) указываю осложнение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова…).
6. Составляю схему предложения (указываю грамматическую основу и осложнение, средства связи пишу, но не обвожу).
Образец.
Пр. Прил. Прил. Прил. Сущ. Гл. Прил. Сущ.
На сухую, твердую, мерзлую землю упал ранний снег. (Повеств.,
невоскл., пр., распр., осл. ОЧП (опр.)).
[ , , ].
Алгоритм фонетического разбора слова
Звуко - буквенный анализ слова
План разбора:
1.Запиши слово, раздели на слоги, запиши транскрипцию слова.
2.Сосчитай и запиши: сколько слогов, гласных и согласных букв в данном слове.
3.Обозначь ударение.
4.В столбик выпиши все буквы этого слова.
5.Слева от каждой буквы запиши в квадратных скобках справа транскрипцию звука.
6.Охарактеризуй каждый звук:
а) гласные: ударный или безударный;
б) согласный: звонкий или глухой (парный или непарный);
твёрдый или мягкий (парный или непарный);
7.Сосчитай и запиши количество букв и звуков.
Образец устного разбора:
пенал
В слове пе - нал – 2 слога, 2 гласные, 3 согласные. Второй слог ударный.
Буква пэ обозначает звук [п']. Это согласный, глухой парный, мягкий парный.
Буква е обозначает звук [и]. Это гласный, безударный.
Буква эн обозначает звук [н]. Это согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.
Буква а обозначает звук [а]. Это гласный ударный.
Буква эль обозначает звук [л]. Это согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.
В слове пенал 5 букв, 5 звуков.
Образец устного разбора:
Пе/нал - [п' и н а/л ] -2 слога, 2 гласн., 3 согл.
п - [п'] - согл., глух. парн., мягк. парн.
е - [и] - гл.,безуд.
н - [н] - согл., звонк. непарн., тв. парн.
а - [а/] - гласн., уд.
л - [л] - это согл., звонк. непарн., тв. парн.
5 б. 5зв.
Алгоритм морфемного разбора слова
1.Выделяем окончание.
Для этого изменяем форму слова (у существительного и глагола изменяем число, у прилагательного - род):
стена - стены (существительное)
синий - синяя (прилагательное)
рисует - рисуют (глагол)
2.Выделяем основу слова.
В основу входит всё, кроме окончания, глагольных суффиксов –л-, -ть, -ти,
-чь (часть корня).
стенка
3.Выделяем корень.
Называем родственные слова, выделяем общую часть.
стена - стенка
4.Между корнем и окончанием выделяем суффикс.
стенка
5. Перед корнем выделяем приставку.
Пристенок
5. После окончания у глагола выделяем постфикс.
Пример устного разбора слова по составу.
Стенка. В слове стенка окончание -а, потому что стенки. Основа слова всё, кроме окончания - стенк. Корень -стен, потому что стена. Суффикс -к.
Вернулся В слове вернулся окончание - нулевое, потому что вернулАсь, вернулИсь. Основа слова всё, кроме окончания и формообразующего суффикса прош.вр.- верну-ся Корень - вер, потому что вернуть, вертеть. Суффиксы –ну, - л, постфикс - ся .
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.
Аффиксальные.
Приставочный: гасить-погасить.
Суффиксальный: дом-домик.
Бессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь.
Приставочно-суффиксальный: изнанка-наизнанку.
Постфиксальный: мыть-мыться.
Приставочно-постфиксальный: шипеть-расшипеться.
Суффиксально-постфиксальный: горб-горбиться.
Приставочно-суффиксально-постфиксальный: шутить-отшучиваться.
Сложно-суффиксальный: старообрядческий.
Сложно-приставочный: утихомирить.
Приставочно-сложно-суффиксальный: предсенокосный.
Безаффиксные.
Сложение: путь-дорога. древнегреческий,
2. Сращение маломощный
3. Аббревиация:РФ
4.Усечение (сокращение производящей основы): мерседес-мерс.
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.
Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую.
На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо- вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом спасся.
Лексико-семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно - плохо, нехорошо;
дурно- предобморочное состояние.
Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин-собственник).
3. Лексико-семантический (сращение в одно слово словосочетаний): с ума сшедший – сумасшедший, быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час - сейчас.
Термины | Значение | Примеры |
Антонимы, контекстные антонимы | Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. | Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.) |
Синонимы, контекстные синонимы | Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется | Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать |
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения | Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц |
Омографы | Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению | Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт) |
Паронимы | Близкие по звучанию, но различные по значению слова | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное | Меч правосудия, море света |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности | Драники, шанежки, буряки |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква... |
Профессионализмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии | Камбуз, боцман, акварель, мольберт |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч. | Грамматика, хирургический, оптика |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску | Бессмертие, стимул, превалировать... |
Просторечная лексика | Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера | Болван, вертихвостка, вихлять |
Неологизмы (новые слова) | Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы | Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней. |
Устаревшие слова (архаизмы) | Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия
| Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец |
Заимствованные | Слова, перенесённые из слова других языков | Парламент, сенат, депутат, консенсус |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц | Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро |
Алгоритм морфологического разбора слова
Имя существительное
Часть речи
I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).
II Постоянные морфологические признаки:
1собственное или нарицательное;
2одушевлённое или неодушевлённое;
3род;
4склонение;
5число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа);
непостоянные морфологические признаки:
1число (если слово изменяется по числам);
2падеж.
III Вопрос к разбираемому слову. (Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).)
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
(В) поезде - сущ.
I Ехал (в чём?) в поезде. Н. ф. – поезд.
II Пост: нариц, неодуш, м. р, 2 скл.; непост.:в ед. ч., П. п.
III Ехал (в чём?) в поезде.
(Из) Петербурга – сущ
I Шедшем (откуда?) из Петербурга. Н. ф. – Петербург.
II Пост.: собств., неодуш., м. р., 2 скл., ед. ч.; непост.: в Р. п.
III Шедшем (откуда?) из Петербурга.
(Для) курящих - сущ.
I В отделении (для кого?) для курящих. Н. ф. – курящий.
II Пост.: нариц., одуш.; непост.: во мн. ч, Р.п
III В отделении (для кого?) для курящих
Алгоритм морфологического разбора слова
Имя прилагательное
Часть речи
I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).
II Постоянные морфологические признаки:
разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
непостоянные морфологические признаки:
1 только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
2 число,
род (в единственном числе),
падеж.
III Вопрос к разбираемому слову. (Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).)
После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).
(На) горячем – прил.
На песке (каком?) горячем. Н. ф. – горячий
Пост.: качеств.; непост.: в полож.ст., в полной ф., ед.ч., м. р., П. п.
На песке (каком?) горячем.
(От) южного – прил.
От солнца (какого?) южного. Н. ф. – южный.
Пост.: относит.; непост.: в ед. ч., ср. р., Р. п.
От солнца (какого?) южного.
Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).
Хороша – прил.
Страна (какова?) хороша. Н. ф. – хороший.
Пост.: качеств.; непост.: в полож. ст., в краткой форме, в ед. ч., ж. р..
Страна (какова?) хороша.
Лучше – прил.
Россия (какова?) лучше. Н. ф. – хороший.
Пост.: качеств.; непост.: в сравн. ст.
Россия (какова?) лучше
Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).
(на) сестрины – прил.
На слова (чьи?) сестрины. Н. ф. – сестрин.
Пост.: притяж.; непост.: во множ. ч., В. п.
На слова (чьи?) сестрины.
Алгоритм морфологического разбора слова
Глагол
Часть речи
I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (инфинитив).
II Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и условного (сослагательного) наклонения единственного числа).
III Вопрос к разбираемому слову. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
Любишь – глаг.
I Кататься (что делаешь?) любишь. Н. ф. – любить.
II Пост.: несов. вид., невозвр., переход., II спр.; непост.: в изъяв.накл., наст. вр., ед. ч., 2 л.
III Кататься (что делаешь?) любишь.
Кататься – глаг.
I Любишь (что делать?) кататься. Н. ф. – кататься.
II Пост.: несовер. вид, возвр., неперех.,I спр.; непост.: инфинитив (неизменяемая форма).
I Любишь (что делать?) кататься.
Началась пахота (Пришвин).
Началась – глаг.
I Пахота (что сделала?) началась. Н. ф. – начаться.
II Пост.: соверш. вид, возвр., непереход., I спр.; непост.: в изъяв накл., прош. вр., ед. ч., ж. р..
III Пахота (что сделала?) началась.
Средства выразительности речи
В художественной речи используются возможности фонетики, лексики, синтаксиса, морфологии, словообразования.
Фонетические выразительные средства основываются на свойствах звуков и особенностях их восприятия. К ним относятся:
аллитерация - повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков: Свищет ветер, серебряный ветер (С. Есенин). Повторяющийся звук [с] имитирует свист ветра.
ассонанс - повторение в тексте одинаковых гласных звуков: Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою… (Н. А. Некрасов).
Лексические выразительные средства (тропы) основываются на использовании переносных значений слов. К ним относятся:
аллегория (иносказание) - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ: Лиса - хитрый человек.
гипербола - художественное преувеличение: Жду целую вечность.
ирония - тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому: Да куда уж мне, глупому, до тебя!
литота - художественное преуменьшение: "мальчик с пальчик"
лексический повтор - повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания;
метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве: Горит восток зарёю новой (А. С. Пушкин).
метонимия - замена одного слова другим на основе смежности двух понятий: читаю Пушкина, деревня обсуждает.
олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы: компьютер ожил, ласковый дождик.
перифраза - замена слова (словосочетания) описательным оборотом: "северная столица" (Петербург), "люди в белых халатах" (врачи).
сарказм - едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры: Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская).
синекдоха - замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного: Пуще всего береги копейку (Н. В. Гоголь).
сравнение - сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак: Как пахарь, битва отдыхает (А. С. Пушкин).
эпитет - образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление: золотая рожь.
К выразительным средствам синтаксиса (фигурам речи) относятся:
анафора - одинаковое начало нескольких соседних предложений: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь... (С. А. Есенин).
антитеза - противопоставление: "Преступление и наказание" (Ф. М. Достоевский).
бессоюзие - построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены: Пpямo дopoжeнькa, нacыпи yзкиe, Cтoлбики, peльcы, мocты. (H.A. Heкpacoв)
градация - расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Взорвали, взрыли, смыли, смели (В. Маяковский).
именительный темы - расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Снегири! Как же я не замечал их раньше! (А. И. Солженицын)
инверсия - нарушение прямого порядка слов: Белеет парус одинокий... (М.Ю. Лермонтов).
композиционный стык - повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)
многосоюзие - намеренное использование повторяющегося союза: Как тускло пурпурное пламя, Как мёртвые жёлтые утра! Как сеть ветвей в оконной раме... (И. Анненский).
оксюморон - сочетание противоположных по смыслу слов: живой труп.
парцелляция - намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки: Пришли соседи... Женщина с ребёнком. Уже никто меня не узнаёт (С. Есенин).
риторический вопрос, восклицание, обращение - выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия: О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)
ряд однородных членов - использование однородных членов для большей художественной выразительности текста.
синтаксический параллелизм - сходное строение фраз: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура (Д.Лихачёв).
умолчание - прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять: Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... (М. Ю. Лермонтов).
эллипсис - "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи: Зверю - берлога, страннику - дорога, мёртвому - дроги, Каждому - своё (М. Цветаева).
эпифора - одинаковая концовка: - Лес не тот! - Куст не тот! - Дрозд не тот! (М. Цветаева).
Среди выразительных средств морфологии выделяют использование грамматических форм в непрямом значении и преобладание в тексте одной части речи.
Окказионализмы и суффиксы субъективной оценки являются выразительными средствами словообразования:
окказионализмы - индивидуальные авторские словообразования: Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда (С. А. Есенин).
1. Прочитайте строфу.
2. Соблюдая слоговое деление каждого стиха в строфе, схематически изобразите гласные, например:
Бу′ря мгло′ю не′бо кро′ет…
3. Обозначьте на схеме ударные гласные (в данном случае они выделены красным цветом).
4. Проследите повторяющийся рисунок (в данном случае _ _).
5. Таким образом определяется стопа.
Стопы
_’ _ - это хорей (двусложный размер)
_ _’ - это ямб (двусложный размер)
_ _ ’ _ - это амфибрахий (трёхсложный размер)
_ _ _’ - это анапест (трёхсложный размер)
_’ _ _ - это дактиль (трёхсложный размер)
ЧАСТИ РЕЧИ
Самостоятельные (к ним можно задать вопрос) | Служебные (к ним нельзя задать вопрос) | Междометия | |
Имя существительное | Предлог | | |
Имя прилагательное | Союз | ||
Местоимение | Частица | ||
Наречие | | | |
Глагол | | | |
Числительное | | | |
Причастие | | | |
Деепричастие | | | |
Категория состояния | | |
Типы речи
Повествование | Описание | Рассуждение |
Глаголы | Прилагательные | Существительные |
О чем говорится в тексте? Что произошло? | Какой? Какая? Признаки предмета | Почему? |
Событие Действие сообщение | Описание людей, животных, предметов, природы | Причины, доказательства Рассуждать – значит доказывать |
| | |
Стили речи
Официально-деловой | Публицистический | Разговорный | Художественный | Научный |
документы, законы, официальные бумаги и письма, приказы, постановления, уведомления, жалобы, заявления, отчёты, накладные. | Газеты, журналы, новостные порталы, то есть СМИ. | используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику. | Художественные произведения: романы, рассказы, стихи, поэмы. | обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи. |
Цель — точная передача деловой информации. | Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению | Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы. | Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова. | Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений. |
Лексические особенности: отсутствие эмоционально-окрашенной лексики, стандартизированные обороты речи — канцеляризмы; устойчивые выражения — штампы. | Лексические особенности: общественно-политическая лексика; логичность; образность; эмоциональность; оценочность; призывность. | Лексические особенности: эмоциональность; образность; разговорная лексика; текст без подбора слов; просторечные слова; сленг. | Лексические особенности: использование большого количества средств выразительности; употребление слов в переносном смысле; иносказательность, метафоричность; обилие эпитетов и прилагательных; образность и эмоциональность. | Лексические особенности: специальная терминология; сложные предложения; длинные абзацы; существительных больше, чем глаголов; обезличенность — вместо «я» используется «мы». |
Потамошнева Наталья Алексеевна