12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Королёва Ольга Петровна158

Как сделать урок русского языка и литературы интересным, насыщенным, а главное, продуктивным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "УГАДАЙКИ"

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). 

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

Не воробей.

На дворе, на траве.

Продукт, который маслом не испортишь.

Она пуще неволи.

Суп, сваренный Демьяном.

Мельник, работающий неделями.

Отсеминедужник.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "ПОЧЕМУЧКИ"

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?

В каком городе живет дядька, если в огороде бузина?

Как называется полуфабрикат из детской дразнилки?

Какую строчку не прочитать?

Какую шляпку нельзя надеть на голову?

Чего не следует сыпать на рану?

ЗАДАНИЯ "НА ЗАСЫПКУ"

Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). 

Задание. "Предметные" (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

Лингвистический диктант

Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде... Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль...

Литературоведческий диктант

Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.

Математический диктант

Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.

Что же касается литературы, то здесь можно придумать различные способы шифрования литературных героев, терминов, названия литературных произведений в виде:

1. «Вопрос-ответ по цепочке»

1,2 и так далее;

2. Хронология по тексту:

1. Письмо П. Гринева родителям с просьбой благословить брак с Машей.

2. Арест Гринева.

3. Встреча Гринева и Пугачева в Бердской слободе.

4. Встреча с вожатым.

5.Петр Гринев зачислен в Семеновский полк.

6. Письмо Екатерины II к Гриневу Андрею Петровичу.

7. Приезд в Белогорскую крепость. Знакомство с семьей капитана Миронова.

8.Дуэль Швабрина с Гриневым.

9. Допрос башкирца.

10. Казнь коменданта и его жены.

11. Помилование Гринева Пугачевым.

12. Швабрин – новый комендант Белогорской крепости.

13. Военный совет в Оренбурге.

14. Освобождение Маши из плена.

15. Встреча Маши с Екатериной II.

Карточки, содержащие в себе проблемный вопрос

Один из современных Пушкину критиков, Катенин, писал: « Переход от Татьяны – уездной барышни к Татьяне – знатной даме становится слишком неожиданным и необъяснимым»

Задание:

Докажи, что критик имел основание так сказать.

При ответе обрати внимание на взаимоотношения Татьяны с окружающими, с Онегиным.

Задание:

Докажи, что критик ошибся. При ответе обрати внимание на то, что Татьяна отличается от окружающих (мечты, стремления).

Ученик, готовящийся к ответу по карточке, выключается из урока, пока не дойдет его очередь. Но это с лихвой окупается тем результатом, который добывает он для себя и для класса. А ведь сколько выключенных из урока учеников имеется в каждом классе, когда мы повторяем изученное, не вводя в него ничего нового!

Подобные индивидуальные задания в сочетании с коллективной работой по тексту литературного произведения дают учащимся возможность глубже усвоить содержание прочитанного и передать его устно и письменно.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.