Презентация «А.Н. Островский - «Колумб Замоскворечья»»
А.Н.Островский - «Колумб Замоскворечья» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского (1871) «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского». И. А. Гончаров
Замоскворечье - ремесленные слободы, лавки и дома купцов. «Там, за мостом — там город, а здесь — совсем другая жизнь, другая страна…»
Замоскворечье в представлении Островского не ограничивалось Камер-коллежским валом. За ним от московских застав вплоть до Волги шли фабричные села, посады, города и составляли продолжение Москвы - самую бойкую, самую промышленную местность Великороссии. Там на глазах из сел возникали города, а из крестьян богатые фабриканты. Там бывшие крепостные превращались в миллионщиков
Там простые ткачи в 15-20 лет успевали сделаться фабрикантами-хозяевами и начинали ездить в каретах. Все это пространство в 60 тысяч с лишком квадратных верст и составляло как бы продолжение Москвы и тяготело к ней
Купец интересовал Островского не только как представитель торгового сословия, но и как центральная русская натура, средоточие народной жизни в ее росте и становлении, в ее движущемся, драматическом существе
В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург. Сейчас это дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9)
Николай Фёдорович Островский (1796 - 1853 ),отец А.Н. Островского, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде, занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам среди купечества. Он был человеком незаурядным, целеустремленным, много сделал для того, чтобы его дети получили хорошее образование
Мать – из бедного духовенства, дочь пономаря и просвирни, отличалась, наряду с красотой, высокими душевными качествами, умерла в 1831 году, когда будущему драматургу было восемь лет Эмилия Андреевна Островская (1812-1898) - мачеха А.Н.Островского – происходила из старинного дворянского рода обрусевших шведов. Она преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков
Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе Фёдор Иванович Островский - дед А.Н.Островского - жил в Костроме и служил в Благовещенской церкви Большое влияние они оказали на духовное формирование мальчика
В семье Он был третьим ребенком. Его сестра и брат были детьми очень одаренными и прославились каждый на своем поприще. В семье царил культ образования Няня, Авдотья Ивановна Кутузова, женщина, щедро одаренная от природы, чувствовала красоту русского языка, знала многолюдный говор московских базаров, на которые съезжалась едва ли не вся Россия. Няня искусно вплетала в разговор притчи, шутки, пословицы, также Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки
1-я Московская гимназия, в которой учился А.Н. Островский Благодаря достатку своего отца, Островский имел домашних учителей (один из них – студент Вифанской семинарии), в 1835 году он поступил в 3-й класс 1-й Московской гимназии, в то время образцового среднего учебного заведения с гуманитарным уклоном, которую окончил в 1840 году.
Московский университет В 1840 году А.Н. Островский принят на юридический факультет в Московский университет, где в то время господствовали антикрепостнические настроения
Он знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии изучает английский, итальянский, испанский языки, страстно увлекается театром. В 1843 году, не закончив, он покидает университет, так как занятия юридическими дисциплинами стали мешать его творческим устремлениям. В университетские годы он много читал. Его формирование происходило под воздействием литературно-критических статей Белинского и реализма обличительных статей Герцена, что и определило направленность его творчества
В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутевых сыновей, имущественные и другие домашние споры
Во время службы в Московском совестном суде Островский изучил: семейные и общественные условия купеческого быта; самобытный сокровенный мир простых людей; мир патриархальной русской семьи; речь людей разных сословий и профессий; оригинальные черты отдельных личностей, выработанные семейным и общественным строем дореформенной России.
Еще с гимназических лет Островский становится завзятым московским театралом. Он посещает Петровский (ныне Большой) и Малый театры, восхищается игрой Щепкина и Мочалова, читает статьи В. Г. Белинского о литературе и театре
Каждое лето семья Островских приезжает в имение Щелыково Костромской губернии. В 1849 году здесь Островский напишет свою первую комедию «Свои люди – сочтемся!» (первоначальное название пьесы «Банкрут»)
1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции, снятый лишь в 1855 году, уже при царе Александре II
Цель: «обличение социальных пороков, тем самым способствовать нравственному очищению общества» 1847 год. «Свои люди сочтемся» Четкий конфликт и выпукло вычерченные персонажи: богатый купец Сил Силыч Большов, коварная дочь Липочка, пройдоха-приказчик Подхалюзин
Пьеса «Свои люди — сочтемся!» разоблачает торговые мошенничества, грубость, невежество, «дикие нравы» купеческого сословия. Комедия попала под цензурный запрет: было указано, что «вся пьеса — обида для русского купечества. В.Ф.Одоевский «Я считаю, на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор". На "Банкроте" я ставлю номер четвертый»- писал В.Ф.Одоевский Пьеса имела шумный успех в литературных кругах Москвы и Петербурга.
«Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас… Надо показать, что знаешь за ним и хорошее» Поиск положительных нравственных начал. Идеал – мир патриархальной семьи. Поэтизирует купечество (прочный, упорядоченный уклад, христианская мораль, вековые традиции). Но поэтическому миру народной культуры и нравственности противостоит тёмная сторона - самодурство. 1853 год. «Бедность на порок»
1848 г. – путешествия в Костромскую губернию, осмотр старинных русских городов: Переславль-Залесский, Ростов, Кострома «Измученный воротился я домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мной. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»
1856 г. – экспедиция по Волге от истоков до Нижнего Новгорода по заданию морского министерства, командировавшего литераторов для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством
В результате этой поездки родилась пьеса «Гроза» (1859) Исполнительница роли Катерины актриса Любовь Петровна Косицкая. Она, как и Катерина, выросла на Волге. Современники называли ее «лучшей из Катерин», а исследователи творчества Островского полагали, что Катерина во многом «списана» с той же Косицкой 1860 г – Н.Добролюбов высоко оценив «Грозу», пишет статью «Луч света в темном царстве»
1860 г. – поездка с гастролировавшим актером А.Е. Мартыновым в Воронеж, Харьков, Одессу, Севастополь; 1862 г. – заграничное путешествие по Германии, Австрии, Италии с посещением Парижа и Лондона; 1865 г. – поездка с И.Ф. Горбуновым по Волге; 1883 г. – поездка с братом М.Н. Островским в Закавказье
Значение поездок Островского для его творчества Изучение: нравов и быта населения; особенностей местных говоров и наречий. Описание интересных сцен из народной жизни. Создание пейзажных зарисовок. Знакомство с местной литературой.
Общая характеристика творчества 1847 – 1851 1852 – 1854 1861 – 1886 1855 – 1860
Первый этап творчества (1847-1860) В эти годы Островский сотрудничает с журналом «Москвитянин», пишет такие пьесы, как «Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», продолжающие собой гоголевскую обличительную традицию. Затем в его пьесах начинают звучать мотивы идеализации русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»). С 1856 года Островский – активный сотрудник журнала «Современник». В годы общественного подъёма перед реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве («В чужом пиру похмелье», «Гроза»).
Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович Литературное окружение А.Н.Островского 1855 – 1860 годы – в этот период А. Н. Островский сближается с революционными демократами.
Второй этап творчества (1861-1875) В эти годы Островский создаёт пьесы, отражающие жизнь России после реформы («Тяжёлые дни», «Шутники», «Пучина»). Одновременно Островский обращается и к патриотической теме, создаёт цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино». Рождается цикл сатирических комедий: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Особняком среди пьес этого периода стоит поэма «Снегурочка», созданная на основе народных поверий.
Третий этап творчества (1876-188) В этот период почти все драматические сочинения Островского печатаются в «Отечественных записках». Автором создаются социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклонники”). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности: сохраняя характерные черты своей драматургии, Островский стремится воплотить "внутреннюю борьбу" в "интеллигентной, тонкой комедии."
А.Н. Островский как театральный деятель: создает репертуар русского театра – пишет 47 оригинальных пьес, 7 пьес в сотрудничестве с другими авторами, переводит 20 пьес с итальянского, испанского, французского, английского и латинского языков; ведет режиссерскую работу; пишет статьи по теории сценического искусства; принимает личное участие в судьбе деятелей русского театра
Много занимался Островский переводами. Он начал в 1850 году с перевода шекспировской комедии «Укрощение строптивой», а всего перевёл 22 иноязычных произведения) А.Н.Островский - переводчик
Создание народного театра А.Н.Островский, 1885
А. Е. Мартынов С. В. Васильев Пров Садовский М.Г. Савина П. Стрепетова - обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию; - театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров); - неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; - ставка на всю труппу, а не на одного актёра; - «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать» «Правила» театра
Общественная деятельность А.Н. Островского инициатор и активный участник «Литературного фонда» (1859); создатель «Артистического кружка» (1865); создатель «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов» (1874); заведующий репертуарной частью и начальник театрального училища в Москве; основатель частного русского театра в Москве.
Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. Н. Островскому в Москве у Малого театра («Дома Островского») 1924 – 1929гг.
Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь, Мария, Михаил Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове
Щелыково. Костромская губерния. Усадьба Н.А.Островского. Здесь провел последние годы жизни писатель, здесь умер, здесь похоронен
Выводы: жизненный и творческий пути А.Н. Островского говорят о том, что его талант – результат воздействия на природные задатки целого комплекса факторов; истоки таланта А.Н. Островского определили: семья; образование и воспитание; особенности среды, в которой он формировался; служба; литературное окружение; путешествия и поездки; общественная деятельность; театр
Кашина Ася Васильевна
Колышкина Елена Владимировна