Урок литературы в 7 классе «А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса "Бедность не порок"»
Пояснительная записка к презентации
Урок № 1.
Тема урока: А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок».
Цель урока: знакомство с биографией А.Н. Островского, содержанием пьесы «Бедность не порок» (обзорно), повторение литературоведческих понятий (драма, реплика, ремарка).
Задачи:
обучающие: дать представление об А.Н. Островском как о человеке и драматурге, выявить его роль в развитии русского национального театра; познакомиться с особенностями сюжета пьесы «Бедность не порок» (обзорно);
развивающие: развивать (или формировать) учебно-познавательные и информационные компетенции; формировать общекультурную компетенцию;
воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.
Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:
«У нас есть свой, русский национальный театр.
Он по справедливости должен называться «театр Островского».
И. А. Гончаров
Подготовка к восприятию. Слово учителя.
Сегодня мы с вами еще раз побываем в театре, имя которому - театр Островского.
Формирование новых знаний. Обращение к эпиграфу.
- Сегодня темой нашего урока будет жизнь и творчество великого русского драматурга – Александра Николаевича Островского (1823 – 1886г).
- Обратимся к эпиграфу: как вы понимаете слова А.Н. Гончарова? О какой стороне дара писателя говорит его современник? (слайд 2)
( о том, что Островский является создателем русского национального театра) (слайд 3)
Формулирование целей и задач урока.
- Ребята, как вы думаете, какие цели на сегодняшний урок мы можем для себя поставить?
(формулируются цели: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Островского, его ролью в создании русского национального театра, знакомство с содержанием его пьесы «Бедность не порок»).
Слово учителя.
- Вглядитесь в портрет Островского кисти художника В.Перова (1871год).
- Каким вы видите этого писателя? На что обратил особое внимание художник? (слайд 4)
(Художник сделал явно не парадный портрет: здесь мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный взгляд – перед нами — работник, об этом говорят даже руки, тяжело лежащие на коленях. Островский — писатель – труженик, он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди русских драматургов тех, кто мог бы соперничать с ним в числе прижизненных постановок его пьес. Только в столичных театрах их было около полутора тысяч!)
- Как же складывалась жизнь А.Н. Островского?
Реализация домашнего задания.
Обсуждение статьи об А.Н. Островском, ответы на вопросы, помещенные в конце статьи.
Формирование новых знаний. Подготовка к чтению пьесы А. Островского «Бедность не порок».
Слово учителя. Актуализация знаний.
- Вспомните, ребята, что такое «драма»? (слайд 5)
- Какие произведения, относящиеся к драматическим, мы изучали? Что является главной особенностью драматических произведений?
( драма — это род литературы. Драматические произведения написаны для постановки на сцене. Главная особенность – характеристика героев складывается на основе речи – реплик персонажей, их поступков на сцене. Изученные пьесы – Н.В. Гоголь «Ревизор», Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума»).
Слово учителя. Пьеса «Бедность не порок».
«Бедность не порок» была задумана автором в июле 1853 года. В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым Бог противится».
К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои» (слайд 6)
Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику со славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов (слайд 7)
На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» (в том числе О. О. Садовская — Пелагея Егоровна, М. Н. Ермолова — Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей — артист Александринского театра Пав. Васильев).
Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест (слайд 8)
Обмен мнениями о прочитанном.
- Критик Н. Добролюбов называл произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
(отражена современная автору действительность, русский быт).
- Назовите героев пьесы.
- К какому сословию они принадлежат?
( мир купечества).
- Покажите на примере текста, что Островского действительно интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека.
Обзорная беседа по содержанию пьесы.
- Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где нет еще завязки, не обозначился конфликт? (слайд 9)
(экспозиция)
- Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию?
(ввести нас в мир семьи Торцовых, показать взаимоотношения героев, их характеры).
- Какой момент пьесы можно считать кульминацией?
(решение Гордея Карпыча выдать замуж дочь Любу за Африкана Коршунова).
- Какова развязка? Чем объяснить ее случайность?
( ссора Гордея Карпыча с Коршуновым. Вмешательство Любима Карпыча).
- Каких героев можно считать основными, каких второстепенными?
(главные герои: купец Торцов и его семья, Митя; второстепенные – Гуслин, Разлюляев и др.)
- Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?
(лучше, ярче показать русский купеческий быт, его связь с народной жизнью) (слайд 10)
Итог урока.
- Каков вклад А.Н. Островского в русскую литературу?
( драматург явился не просто «Колумбом Замоскворечья», но и создателем русского национального театра. Его пьесы не сходят со сцен театров до сих пор.)
Домашнее задание.
Характеристика героев (Гордей Торцов, Любим Торцов, Любовь Гордеевна, Митя) по группам.
Урок № 2
Тема урока: Патриархальный мир и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.
Цель урока: анализ драматического произведения.
Задачи:
обучающие: дать понятие о патриархальном мире пьесы «Бедность не порок», любовном конфликте в пьесе;
развивающие: способствовать совершенствованию навыков анализа драматических произведений;
воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Оргмомент.
Подготовка к восприятию. Слово учителя. (Слайд )
- На прошлом уроке произошло знакомство с писателем А.Н. Островским, творчество которого мы будем подробно изучать в 10 классе.
- Какие ассоциации могут возникнуть у вас теперь, когда вы услышите имя Островского?
(Писатель, драматург, театр, «Колумб Замоскворечья»).
Реализация индивидуального задания.
- Театр… спектакль…зрители… Для нас, ребята, это не пустые слова. Почему?
( 1) нет, наверное, такого человека, который никогда бы не был в театре; 2) наш класс посетил несколько спектаклей в этом учебном году, мы смотрели…).
- А почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (слайд )
(За Москвой-рекой жили купцы, Островский впервые заговорил о них в своих произведениях).
- Войти в мир купечества, нагляднее представить его помогут нам художники.
Реализация индивидуального задания.
Презентация «Мир купечества в полотнах русских живописцев» (слайд )
- Как художники показывают мир купечества? (Каким вы увидели этот мир – мир купечества?)
(Он смешон и одновременно трагичен).
- Так и в пьесе Островского: за смешным стоит страшное, мягкий юмор сочетается с глубоким внутренним драматизмом.
Формирование новых знаний.
Тема сегодняшнего урока – «Патриархальный мир в пьесе «Бедность не порок» (слайд )
Формулирование целей и задач урока.
- Ребята, как вы думаете, на каких вопросах мы должны сегодня сосредоточить свое внимание?
(формулируются цели: знакомство с понятием «патриархальный мир», каковы взаимоотношения представителей этого мира, их нравственные ценности).
- А как вы понимаете значение слова «патриархальный»?
- Вы правы, все эти вопросы будут рассмотрены на уроке, потому что они лежат в основе конфликта пьесы. Без конфликта не обходится ни одно драматическое произведение.
Формирование новых знаний.
Слово учителя. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете значение слова «конфликт»? (слайд )
(Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты. Особенно важную роль играет конфликт в драме).
- Какие герои пьесы, по-вашему, олицетворяют ее конфликт?
(Гордей Торцов, Любим Торцов, Митя, Любовь Гордеевна).
- Чтобы ярче представить себе конфликт пьесы, давайте просмотрим один из эпизодов.
Инсценирование фрагмента.
- Да, Островский – мастер!
Он очень ярко представляет нам своих героев, характер которых запечатлен в самих фамилиях и именах.
Беседа по содержанию пьесы. Презентация (слайд )
Гордей Торцов.
- Как вы понимаете слова «гордость», «гордыня». Это одно и то же?
- Каким вы видите Гордея Торцова?
- Почему Гордей Торцов выступает «злодеем» и под чьим влиянием он находится?
(Пред нами семья старого типа, глава которой — богатый купец, самодур, стремящийся сделать свою волю законом для окружающих и понимающий жизнь лишь с этой точки зрения. В начале произведения Гордей Торцов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость. «Нет, ты вот что скажи, – говорит он Коршунову, – все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал».)
- Почему Островский дает возможность ему исправиться?
( «И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то... все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно - хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось. Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова. Оскорбленный наглостью Коршунова, отец соглашается на брак дочери с Митей, говоря брату: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия. Ну, дети, скажите спасибо дяде Любиму Карпычу да живите счастливо».)
Любим Торцов.
- Какие чувства вызывает этот персонаж?
(Любим был когда-то богат, подобно брату, но, не удовлетворенный обстановкой жизни богатого купечества и не находя выхода из нее, он предается пьянству. Его богатый брат и Коршунов помогли ему «освободиться» от своего состояния, и теперь Любим, в изорванном пальто, шатается по трактирам, делая из себя шута за стакан водки. Без гроша денег, одетый в лохмотья, дрожащий от холода и голода, он приходит в помещение молодого приказчика, Мити, прося позволения переночевать — ужасный в своем падении и все же сохранивший в себе человека. Любим Торцов обличает Коршунова, напоминая ему, между прочим, как он помогал его, Любима, разорению, как он грабил бедных, как замучил первую жену… и указывает брату, какое он собирался совершить преступление, отдавая дочь за такого негодяя. Его выгоняют из комнаты, но он, становясь на колени перед братом, просит: «Брат, отдай Любашу за Митю — он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить». К просьбам дяди присоединяются просьбы матери и дочери. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым. И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его глаз).
- Это одна сторона конфликта, но есть и другая… Как вы думаете, о ком должна пойти речь?
Любовь Гордеевна и Митя.
- Что объединяет этих героев? А в чем они различны?
(Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. Митя — чрезвычайно скромный, боязливый, но честный парень, и мать очень хотела бы выдать свою дочь замуж за него: «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», – говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.
Любовь Гордеевна - дочь купца Гордея Торцова, которая влюблена в одного из приказчиков отца, Митю, и, в свою очередь, любима им, но не может бороться за свое счастье. Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити. Послушание и смирение - одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей).
- Так и в пьесе Островского: за смешным стоит страшное, мягкий юмор сочетается с глубоким внутренним драматизмом.
- Счастливым или печальным концом завершается комедия и почему? (Слайд)
(Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса).
Итог урока.??? Рефлексия???
Оцени себя на уроке.
-Работая в группах, вы общались. Как это повлияло на результат нашего урока?
- Над чем заставил задуматься каждого из вас наш урок?
Окружающая человека действительность – на страницах литературных произведений, в живописи, театре, музыке…А это все произведения искусства, которые даруют нам и радость, и печаль, любовь и ненависть… помогают жить. Я очень хочу, чтобы произведения искусства были всегда рядом с вами.
Домашнее задание.
Задание исследовательского характера: существуют две полярные оценки пьесы Островского «Бедность не порок» в критике - оценка пьесы Н.А. Добролюбовым и А. Григорьевым.
Н.А. Добролюбов: «Перед нами грустно покорные лица наших младших братий, обреченных судьбою на зависимое, страдательное существование…Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия..»
Аполлон Григорьев: « Попробуйте …приложить добролюбовский масштаб к «Бедность не порок» — ахинея выйдет ужаснейшая! Темное царство выйдет весь этот старый, веселый, добрый быт, который царствует в драме, которого так жаль старухе матери… Темное царство выйдет все, что составляет поэзию, благоуханную, молодую, чистую поэзию драмы.., поэзию, рассыпанную по ней наивно, безрасчетно.. Оставим его быть тем, что он есть – великим поэтом, первым и единственным выразителем нашей народной сущности в ее многообразных проявлениях»
Подумайте: какую точку зрения примите вы, попробуйте ее доказать, опираясь на текст пьесы.