Урок литературы в 7 классе «А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса "Бедность не порок"»

4
0
Материал опубликован 14 April 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации


 

Урок № 1.

Тема урока: А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок».

Цель урока: знакомство с биографией А.Н. Островского, содержанием пьесы «Бедность не порок» (обзорно), повторение литературоведческих понятий (драма, реплика, ремарка).

Задачи:

обучающие: дать представление об А.Н. Островском как о человеке и драматурге, выявить его роль в развитии русского национального театра; познакомиться с особенностями сюжета пьесы «Бедность не порок» (обзорно);

развивающие: развивать (или формировать) учебно-познавательные и информационные компетенции; формировать общекультурную компетенцию;

воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров


 

Подготовка к восприятию. Слово учителя.

Сегодня мы с вами еще раз побываем в театре, имя которому - театр Островского.

Формирование новых знаний. Обращение к эпиграфу.

- Сегодня темой нашего урока будет жизнь и творчество великого русского драматурга – Александра Николаевича Островского (1823 – 1886г).

- Обратимся к эпиграфу: как вы понимаете слова А.Н. Гончарова? О какой стороне дара писателя говорит его современник? (слайд 2)

( о том, что Островский является создателем русского национального театра) (слайд 3)

Формулирование целей и задач урока.

- Ребята, как вы думаете, какие цели на сегодняшний урок мы можем для себя поставить?

(формулируются цели: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Островского, его ролью в создании русского национального театра, знакомство с содержанием его пьесы «Бедность не порок»).

Слово учителя.

 - Вглядитесь в портрет Островского кисти художника В.Перова (1871год).

- Каким вы видите этого писателя? На что обратил особое внимание художник? (слайд 4)

(Художник сделал явно не парадный портрет: здесь мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный взгляд – перед нами — работник, об этом говорят даже руки, тяжело лежащие на коленях. Островский — писатель – труженик, он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди русских драматургов тех, кто мог бы соперничать с ним в числе прижизненных постановок его пьес. Только в столичных театрах их было около полутора тысяч!)

- Как же складывалась жизнь А.Н. Островского?

Реализация домашнего задания.

Обсуждение статьи об А.Н. Островском, ответы на вопросы, помещенные в конце статьи.

Формирование новых знаний. Подготовка к чтению пьесы А. Островского «Бедность не порок».

Слово учителя. Актуализация знаний.

- Вспомните, ребята, что такое «драма»? (слайд 5)

- Какие произведения, относящиеся к драматическим, мы изучали? Что является главной особенностью драматических произведений?

( драма — это род литературы. Драматические произведения написаны для постановки на сцене. Главная особенность – характеристика героев складывается на основе речи – реплик персонажей, их поступков на сцене. Изученные пьесы – Н.В. Гоголь «Ревизор», Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Слово учителя. Пьеса «Бедность не порок».

«Бедность не порок» была задумана автором в июле 1853 года. В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым Бог противится».

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои» (слайд 6)

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику со славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов (слайд 7)

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» (в том числе О. О. Садовская — Пелагея Егоровна, М. Н. Ермолова — Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей — артист Александринского театра Пав. Васильев).

Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест (слайд 8)

Обмен мнениями о прочитанном.

- Критик Н. Добролюбов называл произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

(отражена современная автору действительность, русский быт).

- Назовите героев пьесы.

- К какому сословию они принадлежат?

( мир купечества).

- Покажите на примере текста, что Островского действительно интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека.

Обзорная беседа по содержанию пьесы.

- Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где нет еще завязки, не обозначился конфликт? (слайд 9)

(экспозиция)

- Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию?

(ввести нас в мир семьи Торцовых, показать взаимоотношения героев, их характеры).

- Какой момент пьесы можно считать кульминацией?

(решение Гордея Карпыча выдать замуж дочь Любу за Африкана Коршунова).

- Какова развязка? Чем объяснить ее случайность?

( ссора Гордея Карпыча с Коршуновым. Вмешательство Любима Карпыча).

- Каких героев можно считать основными, каких второстепенными?

(главные герои: купец Торцов и его семья, Митя; второстепенные – Гуслин, Разлюляев и др.)

- Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?

(лучше, ярче показать русский купеческий быт, его связь с народной жизнью) (слайд 10)

Итог урока.

- Каков вклад А.Н. Островского в русскую литературу?

( драматург явился не просто «Колумбом Замоскворечья», но и создателем русского национального театра. Его пьесы не сходят со сцен театров до сих пор.)

Домашнее задание.

Характеристика героев (Гордей Торцов, Любим Торцов, Любовь Гордеевна, Митя) по группам.

Урок № 2

Тема урока: Патриархальный мир и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

Цель урока: анализ драматического произведения.

Задачи:

обучающие: дать понятие о патриархальном мире пьесы «Бедность не порок», любовном конфликте в пьесе;

развивающие: способствовать совершенствованию навыков анализа драматических произведений;

воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Оргмомент.

Подготовка к восприятию. Слово учителя. (Слайд )

- На прошлом уроке произошло знакомство с писателем А.Н. Островским, творчество которого мы будем подробно изучать в 10 классе.

- Какие ассоциации могут возникнуть у вас теперь, когда вы услышите имя Островского?

(Писатель, драматург, театр, «Колумб Замоскворечья»).

Реализация индивидуального задания.

- Театр… спектакль…зрители… Для нас, ребята, это не пустые слова. Почему?

( 1) нет, наверное, такого человека, который никогда бы не был в театре; 2) наш класс посетил несколько спектаклей в этом учебном году, мы смотрели…).

- А почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (слайд )

(За Москвой-рекой жили купцы, Островский впервые заговорил о них в своих произведениях).

- Войти в мир купечества, нагляднее представить его помогут нам художники.

Реализация индивидуального задания.

Презентация «Мир купечества в полотнах русских живописцев» (слайд )

- Как художники показывают мир купечества? (Каким вы увидели этот мир – мир купечества?)

(Он смешон и одновременно трагичен).

- Так и в пьесе Островского: за смешным стоит страшное, мягкий юмор сочетается с глубоким внутренним драматизмом.

Формирование новых знаний.

Тема сегодняшнего урока – «Патриархальный мир в пьесе «Бедность не порок» (слайд )

Формулирование целей и задач урока.

- Ребята, как вы думаете, на каких вопросах мы должны сегодня сосредоточить свое внимание?

(формулируются цели: знакомство с понятием «патриархальный мир», каковы взаимоотношения представителей этого мира, их нравственные ценности).

- А как вы понимаете значение слова «патриархальный»?

- Вы правы, все эти вопросы будут рассмотрены на уроке, потому что они лежат в основе конфликта пьесы. Без конфликта не обходится ни одно драматическое произведение.

Формирование новых знаний.

Слово учителя. Актуализация знаний.

- Как вы понимаете значение слова «конфликт»? (слайд )

(Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты. Особенно важную роль играет конфликт в драме).

- Какие герои пьесы, по-вашему, олицетворяют ее конфликт?

(Гордей Торцов, Любим Торцов, Митя, Любовь Гордеевна).

- Чтобы ярче представить себе конфликт пьесы, давайте просмотрим один из эпизодов.

Инсценирование фрагмента.

- Да, Островский – мастер!

Он очень ярко представляет нам своих героев, характер которых запечатлен в самих фамилиях и именах.

Беседа по содержанию пьесы. Презентация (слайд )

Гордей Торцов.

- Как вы понимаете слова «гордость», «гордыня». Это одно и то же?

- Каким вы видите Гордея Торцова?

- Почему Гордей Торцов выступает «злодеем» и под чьим влиянием он находится?

(Пред нами семья старого типа, глава которой — богатый купец, самодур, стремящийся сделать свою волю законом для окружающих и понимающий жизнь лишь с этой точки зрения. В начале произведения Гордей Торцов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость. «Нет, ты вот что скажи, – говорит он Коршунову, – все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал».)

- Почему Островский дает возможность ему исправиться?

( «И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то... все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно - хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось. Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова. Оскорбленный наглостью Коршунова, отец соглашается на брак дочери с Митей, говоря брату: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия. Ну, дети, скажите спасибо дяде Любиму Карпычу да живите счастливо».)

Любим Торцов.

- Какие чувства вызывает этот персонаж?

(Любим был когда-то богат, подобно брату, но, не удовлетворенный обстановкой жизни богатого купечества и не находя выхода из нее, он предается пьянству. Его богатый брат и Коршунов помогли ему «освободиться» от своего состояния, и теперь Любим, в изорванном пальто, шатается по трактирам, делая из себя шута за стакан водки. Без гроша денег, одетый в лохмотья, дрожащий от холода и голода, он приходит в помещение молодого приказчика, Мити, прося позволения переночевать — ужасный в своем падении и все же сохранивший в себе человека. Любим Торцов обличает Коршунова, напоминая ему, между прочим, как он помогал его, Любима, разорению, как он грабил бедных, как замучил первую жену… и указывает брату, какое он собирался совершить преступление, отдавая дочь за такого негодяя. Его выгоняют из комнаты, но он, становясь на колени перед братом, просит: «Брат, отдай Любашу за Митю — он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить». К просьбам дяди присоединяются просьбы матери и дочери. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым. И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его глаз).

- Это одна сторона конфликта, но есть и другая… Как вы думаете, о ком должна пойти речь?

Любовь Гордеевна и Митя.

- Что объединяет этих героев? А в чем они различны?

(Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. Митя — чрезвычайно скромный, боязливый, но честный парень, и мать очень хотела бы выдать свою дочь замуж за него: «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», – говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.

Любовь Гордеевна - дочь купца Гордея Торцова, которая влюблена в одного из приказчиков отца, Митю, и, в свою очередь, любима им, но не может бороться за свое счастье. Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити. Послушание и смирение - одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей).

- Так и в пьесе Островского: за смешным стоит страшное, мягкий юмор сочетается с глубоким внутренним драматизмом.

- Счастливым или печальным концом завершается комедия и почему? (Слайд)

(Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса).

Итог урока.??? Рефлексия???

Оцени себя на уроке.

-Работая в группах, вы общались. Как это повлияло на результат нашего урока?

- Над чем заставил задуматься каждого из вас наш урок?

Окружающая человека действительность – на страницах литературных произведений, в живописи, театре, музыке…А это все произведения искусства, которые даруют нам и радость, и печаль, любовь и ненависть… помогают жить. Я очень хочу, чтобы произведения искусства были всегда рядом с вами.

Домашнее задание.

Задание исследовательского характера: существуют две полярные оценки пьесы Островского «Бедность не порок» в критике - оценка пьесы Н.А. Добролюбовым и А. Григорьевым.

Н.А. Добролюбов: «Перед нами грустно покорные лица наших младших братий, обреченных судьбою на зависимое, страдательное существование…Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия..»

Аполлон Григорьев: « Попробуйте …приложить добролюбовский масштаб к «Бедность не порок» — ахинея выйдет ужаснейшая! Темное царство выйдет весь этот старый, веселый, добрый быт, который царствует в драме, которого так жаль старухе матери… Темное царство выйдет все, что составляет поэзию, благоуханную, молодую, чистую поэзию драмы.., поэзию, рассыпанную по ней наивно, безрасчетно.. Оставим его быть тем, что он есть – великим поэтом, первым и единственным выразителем нашей народной сущности в ее многообразных проявлениях»

Подумайте: какую точку зрения примите вы, попробуйте ее доказать, опираясь на текст пьесы.


Презентация к уроку
PPTX / 7.25 Мб

Предварительный просмотр презентации

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

Камерный театр

Драматический театр

Театр-студия «Диалог»

Замоскворечье Маковский Николай Егорович - Замоскворечье. 1873.

Купечество в живописи

Федотов П.А. "Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)" 1848 г.

Василий Григорьевич Перов.  “Приезд гувернантки в купеческий дом” 1866 г.

Борис Кустодиев “Купчиха с зеркалом” 1920 г. Борис Кустодиев “Купчиха” 1915 г. Борис Кустодиев “Купчиха за чаем” 1918 г.

Борис Кустодиев “Купец, считающий деньги” 1918 г. Борис Кустодиев “Купец в шубе” 1920 г.

Патриархальный мир в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок»

Патриархальный Патриархальный Верный старым традициям; чуждый новой культуре, устарелый и добродушно-примитивный. Патриархальные взгляды, обычаи, времена. Словарь Ушакова  Патриархальные обычаи, простые, кроткие, семейно-домашние. Словарь Даля

Конфликт в литературном произведении Конфликт - (лат. conflictus – столкновение, разногласие, спор) – воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

«Бедность не порок» О чем говорят фамилии и имена героев в пьесе Островского?

В художественной литературе фамилия персонажа, как правило, глубоко продумывается и часто используется автором для характеристики героя. Одним из приемов образования фамилий у А. Н. Островского является метафоризация (переносное значение). Так, фамилия Коршунов образована от названия хищной птицы: коршун – хищник, способный схватить добычу. Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое, хрупкое существо (Любовь Гордеевну).

Гордей Карпыч Торцов «Торец» в словаре Ожегова: 1)Поперечный разрез бревна, бруса, а также вообще поперечная грань балки, доски, стола, книги. 2) Деревянный брусок, бревно со стороны своего поперечного разреза.3) Мостовая из таких брусков. Торцов – имеющий значимость.

Имя и отчество Значение имени Гордей в Словаре русских личных имен (авт. А. Н. Тихонов и др.): имя фригийского царя (греч.). Толковый словарь Ожегова: Гордость – высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими. У Гордея Карпыча гордость перерастает в гордыню. Гордыня – непомерная гордость. Отчество Карпыч – от имени Карп (греч. «плод»).

Любим Торцов Любим Торцов – от др. русск. «любимый». У этого персонажа говорящими являются как имя, так и фамилия. Любим – потому что его все любят, сочувствуют ему. Торцов – потому, что ранее он был очень похож на брата Гордея, вел такой же образ жизни. Таким образом, через фамилию автор подчеркивает сходство братьев.

Любовь Гордеевна Любовь – имя славянское, перевод греч. имени Любовь. Ее имя – словно указатель на ее чувства к Мите. Впрочем, отчество тоже играет важную роль – от отца в ней тоже немало. Это тоже гордость, но не возведенная в ранг гордыни, в отличие от ее отца, скорее, чувство собственного достоинства.

Митя Митя – одно из 116 производных имени Дмитрий. В течение всей комедии просто Митя. Примечательно, что автор не дает нам ни его фамилии, ни отчества. Этим он словно подчеркивает простоту и скромность данного персонажа. В комедии никто не называет его полным именем, все используют именно это уменьшительное.

Пелагея Егоровна Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Это имя издавна было распространено на Руси (имеет 48 производных), оно и является ее главной характеристикой. Пелагея – приверженка старорусских традиций, «закидоны» мужа она не понимает и не принимает.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.