Мастер-класс «Анализ художественного текста с использованием технологии развития критического мышления»
Пояснительная записка к презентации
Мастер-класс
«Анализ художественного текста с использованием технологии развития критического мышления»
И.А.Крылов « Стрекоза и Муравей»
Наумова Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ№18
г.Новосибирск
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления басни «Стрекоза и Муравей» с помощью средств технологии критического мышления.
Задачи:
- обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов.
- формирование коммуникативных и организаторских способностей учащихся, умению работать в группе.
- воспитание положительных качеств человека, интерес к произведениям И.А. Крылова
Планируемые результаты:
Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения. Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.
Метапредметные:
Познавательные умения: находить сходство и различие между героями басни; систематизировать и обобщать информацию, полученную из разных источников; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Регулятивные умения: ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;
составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке.
Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать, договариваться с другими о последовательности
действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
Предметные умения: правильно, осознанно, выразительно читать;
различать речь автора и героев басни;
использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни»,
«автор»;
выделять признаки басни.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая работа.
Приемы: «Шесть шляп мышления», таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов, «Корзина идей», прием «Верите ли вы…». «Двухчастный дневник», Эссе.
Необходимое оборудование: шесть шляп, энциклопедии, раздаточный материал.
Ход урока
( Слайд 2)
l.Орг.момент .Психологический настрой.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
( Слайд 3)
ll.Подготовка речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика.
1-3 глубокий вдох, «раз» - задержка дыхания, медленный выдох – на звуках [ф], [ш], [с].
Прочитайте чистоговорку. Произнесите её медленно, а потом быстро.
(слайд 4)
Ду – ду – ду – Я по лугу иду.
За – за – за – Вот летает стрекоза.
Ук – ук – ук – а в траве сидит паук.
Ух – ух – ух – в паутину ловит мух.
(слайд 5)
lll. Актуализация знаний. Стадия «Вызов»
Прием «Корзина идей»
У меня на столе лежат два сообщения, давайте узнаем, кто их оставил?
а) В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем.Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность.
б) Я живу в необычном домике. Внутри и снаружи вечно копошатся сотни, тысячи таких же, как и я. Все они усердно трудятся. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Мы регулярно обмениваемся пищей — кормя друг друга. Сытый кормит голодного, тот передает часть полученной пищи следующему. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
(предположение детей записываются в « Корзину идей»)
2)А сейчас отгадав загадки, вы узнаете кто это.
(Слайд 6, 7, 8, 9)
Две горошины-глаза, Ножки – грабелькой, Хвостик – сабелькой, Крылья – бантиком (стрекоза) | На вид, конечно, мелковаты, (муравей) |
(Слайд 10)
3)Прием «Верите ли вы …» (дети заполняют таблицу)
Верите ли вы что произведение, которое мы будем читать- научная статья?
Верно ли, что у стрекозы есть свое жилище?
Верите ли вы, что муравей - труженик?
Верите ли вы, стрекоза делает запасы на зиму?
Верители вы, что стрекоза и муравей в природе взаимодействуют?
(Слайд 11)
lV. Стадия «Осмысления»
Перед вами лежит листочек с текстом, возьмите карандаш, слушая аудиозапись, отметьте слова, которые вам непонятны.
Словарная работа
Попрыгунья- та, которая любит попрыгать, повеселиться. Это слово разговорного жанра;
мурава – зелёная, свежая трава; (устаревшее слово)
резвость- веселье;
удручена – огорчена, опечалена;
вешние воды- весенние воды;
всякий час- всё время;
кум – родственник, приятель
Работа над басней.
-А теперь проверим наши предположения.
Во всем ли совпали наши предположения?
(Слайд 12)
-Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль.
У стрекозы нет своего жилья
Муравей трудился все лето. (Найдите отрывок и зачитайте его)
Стрекоза не делает запасов. Почему? (Читают отрывок из текста)
Каждый из насекомых живет сам по себе.
(Слайд 13)
- Сегодня мы продолжим знакомство с баснями И.А. Крылова.
(Слайд 14)
3. Беседа на первичное восприятие текста
- Какой изображена в басне Стрекоза? (Легкомысленная. Ленивая. Беззаботная. Веселая. Резвая.)
- Почему Стрекоза осталась без жилья?
. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
- Настали ли нужда и голод для Муравья?
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
-Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
4.Прием « Шесть шляп мышления»
Дети делятся на 6 групп (по цветам)
(Слайд 15)
Правила работы в группе:
Работай дружно.
Спокойно высказывай своё мнение.
Уважай мнение других.
Терпеливо выслушивай мысли другого.
Вместе находи правильное решение.
Представитель из каждой группы берет себе шляпу с заданием нужного цвета.
(Слайд 16)
Белая шляпа-ученые (дети ищут сведения о муравье и стрекозе в энциклопедиях)
(Слайд 17)
Желтая шляпа - оптимисты (что бы было, если бы муравей впустил стрекозу к себе в дом?)
Черная шляпа-критики (какие плохие поступки совершили стрекоза и муравей?)
(Слайд 18)
Красная шляпа - литераторы (выпишите положительные качества героев басни)
Зеленая шляпа – творцы (составить пословицы, определить их значение, используя прием «Двухчастный дневник»)
(Слайд 19)
Синяя шляпа-руководители (составляют вопросы по тексту используя таблицу «Тонких» и «Толстых» вопросов)
4.Выступление каждой группы.
(Слайд 20)
Vll. Рефлексия
1. Ребята, я предлагаю вам написать эссе.
-Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басни?
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Домашнее задание.
Написать письмо-пожелание Стрекозе или Муравью.
Приложение
«Двухчастный дневник»
Пословицы | Комментарии |
Составьте вопросы по тексту используя таблицу «Тонких» и «Толстых» вопросов
Тонкие вопросы Кто? Когда? Где? Как? | Толстые вопросы Почему? Правильно ли я понял..? Как вы думаете..? Как бы вы …? |
Прием «Верите ли вы…»
Вопрос | Да | Нет |
- верите ли вы что произведение, которое мы будем читать- научная статья? | ||
- верно ли, что у стрекозы есть свое жилище? | ||
- верите ли вы, что муравей - труженик? | ||
- верите ли вы, стрекоза делает запасы на зиму? | ||
- верители вы, что стрекоза и муравей в природе взаимодействуют? |
Прием «Верите ли вы…»
Вопрос | Да | Нет |
- верите ли вы что произведение, которое мы будем читать- научная статья? | ||
- верно ли, что у стрекозы есть свое жилище? | ||
- верите ли вы, что муравей - труженик? | ||
- верите ли вы, стрекоза делает запасы на зиму? | ||
- верители вы, что стрекоза и муравей в природе взаимодействуют? |