Анализ логопедических карт и альбомов для обследования речи детей дошкольного возраста
Анализ
логопедических карт и альбомов для обследования речи детей дошкольного возраста
Автор пособия | Контингент | Логопедические карты / логопедический альбом |
Иншакова О.Б. | 6–9 лет | Самое распространенное пособие, по которому проводят логопедическое обследование детей дошкольного возраста. «Альбом для логопеда» состоит из шести частей: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, слоговой структуры слова; словаря, грамматического строя речи, самостоятельной речи. В альбоме представлен широкий картинный и текстовый материал, который можно использовать для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Картинный материал расположен сразу после предъявляемого ребенку задания, что очень удобно – помогает логопеду сформулировать вопрос. Картинки не очень красочные, многие из них морально устарели, и дети их не могут правильно трактовать. При восприятии картинки ребенком огромное значение будет иметь уровень его представлений и знаний об окружающем мире. «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой рекомендован в качестве основного наглядного диагностического материала к карте логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи по Г.В. Чиркиной. Для сбора более полной информации по результатам обследования в карте предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет, 6-7 лет) с ОНР: – в разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи; – в других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования. Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода. В карте отводится соответствующее место для исследования уровня умственного развития ребенка и проведения анализа нарушений его познавательной деятельности. К альбому О.Б. Иншаковой разработана и речевая карта О.С. Глухоедовой. Она перекликается с картой Г.В. Чиркиной. В карте даны задания, указаны страницы альбома. |
Коноваленко В.В. | 4-7 лет | Пособие «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста». Есть логопедическая карта + материал с инструкциями для обследования. Отдельно есть приложение – картинный материал, по которому можно провести обследование. |
Смирнова И.А. | 4-7 лет | Альбом для обследования звукопроизношения. Содержит наборы картинок на разные звуки. Есть перечень этих картинок, что очень удобно. Картинки крупные, яркие, но некоторые из них уже морально устарели. Картинки можно использовать в качестве картотеки по звукопроизношению. |
Крупенчук О.И. | от 4 до 6 лет | Речевая карта рассчитана на 3 года; начинать можно с любого – с того года, когда ребёнка привели к логопеду: с 4, 5 или 6 лет. Многие виды обследования сведены в таблицы с возможностью просмотра динамики за время пребывания ребёнка в логопедической группе (обследование мимической и артикуляционной мускулатуры; звукопроизношение, согласование падежных окончаний); другие – также дифференцированы по возрастам. В разделе «Словоизменение» приводится таблица согласования падежных окончаний всех трёх склонений русского языка. В тоже время рисунки мелковаты и для обследования речи ребенка лучше использовать демонстрационный материал к речевой карте О.И. Крупенчук, составленный Михайловой Е.В. В разделе «Логопедическое заключение» представлена примерная схема написания этого заключения. |
Иванова Ю.В. | | Карта для логопункта. Не очень объемная. Нет анамнеза. Задания для обследования речи не разграничены по возрастам. К речевой карте есть картинный материал. |
Суворова С.А., Гиленкова С.В. | 6-7 лет | Альбом «Дошколенок» подойдет для индивидуального обследования или для картотеки для обследования устной речи. Идет упор на обследование ребенка перед поступлением в школу. Картинки для обследования яркие, современные. Можно использовать при проведении обследования речи по любой речевой карте. В альбоме представлены очень хорошие задания для обследования речи. Но их три на одном листе. Происходит перенасыщение восприятия картинного материала у ребенка. Удобнее использовать, если распечатать одно задание на целый лист. |
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. | 4-7 лет | Учебно-методическое пособие по обследованию звуковой структуры слова + альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности. В пособии представлена методика обследования и методика формирования слоговой структуры слова и предпосылок ее становления у детей с ОНР. В альбоме представлены серии картинок на разную слоговую структуру слова, описаны задания к сериям картинок. Очень хорошее пособие для обследования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР. |