Анализ логопедических карт и альбомов для обследования речи детей дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 10 May

Анализ

логопедических карт и альбомов для обследования речи детей дошкольного возраста

Автор пособия

Контингент

Логопедические карты / логопедический альбом

Иншакова О.Б.

6–9 лет

Самое распространенное пособие, по которому проводят логопедическое обследование детей дошкольного возраста.

«Альбом для логопеда» состоит из шести частей: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, слоговой структуры слова; словаря, грамматического строя речи, самостоятельной речи.

В альбоме представлен широкий картинный и текстовый материал, который можно использовать для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста.

Картинный материал расположен сразу после предъявляемого ребенку задания, что очень удобно – помогает логопеду сформулировать вопрос.

Картинки не очень красочные, многие из них морально устарели, и дети их не могут правильно трактовать. При восприятии картинки ребенком огромное значение будет иметь уровень его представлений и знаний об окружающем мире.

«Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой рекомендован в качестве основного наглядного диагностического материала к карте логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи по Г.В. Чиркиной.

Для сбора более полной информации по результатам обследования в карте предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет, 6-7 лет) с ОНР:

в разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи;

в других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.

Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода.

В карте отводится соответствующее место для исследования уровня умственного развития ребенка и проведения анализа нарушений его познавательной деятельности.

К альбому О.Б. Иншаковой разработана и речевая карта О.С. Глухоедовой. Она перекликается с картой Г.В. Чиркиной. В карте даны задания, указаны страницы альбома.

Коноваленко В.В.

4-7 лет

Пособие «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста». Есть логопедическая карта + материал с инструкциями для обследования. Отдельно есть приложение – картинный материал, по которому можно провести обследование.

Смирнова И.А.

4-7 лет

Альбом для обследования звукопроизношения. Содержит наборы картинок на разные звуки. Есть перечень этих картинок, что очень удобно. Картинки крупные, яркие, но некоторые из них уже морально устарели. Картинки можно использовать в качестве картотеки по звукопроизношению.

Крупенчук О.И.

от 4 до 6 лет

Речевая карта рассчитана на 3 года; начинать можно с любого – с того года, когда ребёнка привели к логопеду: с 4, 5 или 6 лет.
Карта рассчитана на обследование детей с самыми частыми видами нару­шений речи. Диагноз ребёнка может быть изменён, и это не требует заполнения новой карты.
Представлены все традиционные виды обследования речи (состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики, мимическая и артикуляционная мускулатура, звукопроизношение, слоговая структура, фонематические процессы, грамматический строй, словоизменение, словообразование, лексический запас, обследование понимания речи, связная речь).

Многие виды обследования сведены в таблицы с возможностью просмотра динамики за время пребывания ребёнка в логопедической группе (обследование мимической и артикуляционной мускулатуры; звукопроизношение, согласование падежных окончаний); другие – также дифференцированы по возрастам.

В разделе «Словоизменение» приводится таблица согласования падежных окончаний всех трёх склонений русского языка.
Предлагается в тех местах, где ребёнок ответил правильно, ставить латин­скую букву N (норма), а в тех, где допущены ошибки, – записывать ответ ребёнка. Это нужно для того, чтобы картина нарушений не «зашумлялась» добросовестно записанными правильными ответами, а была видна сразу.
Рисунки, сопровождающие задания, освобождают логопеда от поиска со­ответствующих иллюстраций и сокращают
время обследования.

В тоже время рисунки мелковаты и для обследования речи ребенка лучше использовать демонстрационный материал к речевой карте О.И. Крупенчук, составленный Михайловой Е.В.

В разделе «Логопедическое заключение» представлена примерная схема написания этого заключения.
В разделе «Дневник логопеда» даны возможные формулировки по разделам речевой работы для детей с ОН (общим недоразвитием) и ФФ (фонетико-фоне­матическим) недоразвитием речи соответственно.

Иванова Ю.В.


Карта для логопункта. Не очень объемная. Нет анамнеза. Задания для обследования речи не разграничены по возрастам. К речевой карте есть картинный материал.

Суворова С.А., Гиленкова С.В.

6-7 лет

Альбом «Дошколенок» подойдет для индивидуального обследования или для картотеки для обследования устной речи. Идет упор на обследование ребенка перед поступлением в школу. Картинки для обследования яркие, современные. Можно использовать при проведении обследования речи по любой речевой карте.

В альбоме представлены очень хорошие задания для обследования речи. Но их три на одном листе. Происходит перенасыщение восприятия картинного материала у ребенка. Удобнее использовать, если распечатать одно задание на целый лист.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.

4-7 лет

Учебно-методическое пособие по обследованию звуковой структуры слова + альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности.

В пособии представлена методика обследования и методика формирования слоговой структуры слова и предпосылок ее становления у детей с ОНР.

В альбоме представлены серии картинок на разную слоговую структуру слова, описаны задания к сериям картинок.

Очень хорошее пособие для обследования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации