Статья «Диагностического обследования детей дошкольного возраста с ЗПР»
Опыт диагностического обследования детей дошкольного возраста с ЗПР
Я работаю в детском саду комбинированного вида воспитателем коррекционной группы с задержкой психического развития. Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции. Дошкольные группы для детей с задержкой психического развития, по сути, являются диагностико-коррекционными.
Наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания. Диагностическое обследование детей в детском саду общепринято проводить три раза в год: в сентябре, с целью выявления уровня освоения основных разделов типовой программы, в середине учебного года, с целью выявления динамики, и в мае, с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка.
Педагогическое обследование воспитателя направлено на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, продуктивным видам деятельности, а также на выявление некоторых умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях специального детского сада.
Кроме того, как рекомендует программа Шевченко, важно при диагностическом обследовании изучить "уровень обученности" ребенка по основным разделам "Программы воспитания и обучения в детском саду", под редакцией М.А.Васильевой, при этом ориентируясь на программу предыдущей возрастной группы. Трудности в обследовании детей вызывает то, что ребенок с ЗПР определенной возрастной группы может в разном объеме освоить различные разделы программы. В чем-то он может приближаться к нормально развивающимся детям, а в чем-то значительно отставать, поэтому некоторые параметры показателей развития ребенка приходится комбинировать (отдельные показатели брать из разделов программы более раннего возраста, отдельные - из возрастной нормы).
Диагностическое обследование детей организую через общеобразовательные занятия, наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, либо при индивидуальной работе с ними.
Используемый на занятиях материал знаком детям, доступен для восприятия. Инструкцию детям даю словесно, в случае необходимости применяю наглядные средства (картинки, игрушки, муляжи). Всегда заостряю внимание на том, чтобы дети правильно поняли задание. Поэтому если после инструкции дети не приступили к выполнению задания или действуют неверно, при помощи дополнительных вопросов убеждаюсь в понимании ими задания. При необходимости инструкцию повторяю, делю на части.
Обследование носит диагностически развивающий характер. Если у детей при выполнении задания возникают некоторые трудности, то предлагаю им разнообразные виды помощи. Например, с помощью вопросов, замечаний, указаний, организую рассматривание предметов и иллюстраций по теме, напоминаю о сравнении с натурой, уточняю характер формы, деталей, способы изображения. При необходимости использую частичный показ способов изображения. Такие виды помощи стимулируют детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Если ребенок затрудняется в обследовании предмета, то предлагаю ему план обследования. В протоколе обследования указываю, выполнил ли задание самостоятельно, с помощью или не справился с заданием даже при оказанной помощи. При определении уровня развития, учитываю объём требуемой помощи.
Большое внимание при диагностике уделяю методике проведения занятий. Считаю важным, чтобы все занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны детям. Для этого использую методы эмоционального стимулирования: игры, игровые задания, сюрпризные моменты, художественное слово.
Результаты диагностики заносшу в таблицу, используя трехуровневую символическую систему. Обобщаю и анализирую процесс деятельности ребенка, определяю уровень развития его умений и навыков. Это позволяет правильно спланировать дальнейшую работу по обучению детей различным видам деятельности, наметить индивидуальную коррекционную работу.