Обследование ребенка дошкольного возраста
Основной целью обследования ребенка дошкольного возраста является получение данных, характеризующих:
- познавательные процессы;
- эмоционально – волевую сферу;
- предречевое и речевое развитие;
- двигательное развитие.
Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов зрения и слуха.
Чтобы проверить слух ребенка, следует организовывать какую – нибудь его деятельность, а затем встать у него за спиной на расстоянии 6 м и постучать в барабан, посвистеть в свисток, позвать шепотом, тихой речью, громко высоким голосом, громко низким голосом. Нормально слышащие дети должны отреагировать на эту стимуляцию. К числу симптомов снижения зрения можно отнести: приближение картинок или предметов вплотную глазам; игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей этого возраста в центре внимания находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Для этого важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания.
Учитывают:
- степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;
- понимание и принятие инструкции;
- способность к организации целесообразного поведения, особенно для тех случаев, когда цель непосредственно не задана;
- выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок.
Обращают внимание на заинтересованность ребенка, его активность, возможность совместных действий, реакций на неудачу, обучаемость.
Наблюдая за поведением и деятельностью ребенка, необходимо обратить внимание на следующие значимые показатели:
- Общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.); его активность; наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности.
- Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослым). Отсутствие дистанции, поверхность, легкость и связанная с этим неполноценность контакта чаще всего могут быть обусловлены интеллектуальным недоразвитием, характерным для умственно отсталых детей. Затруднение в установлении контакта испытывают дети с повышенным уровнем тревожности, тормозимости, сложностями адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженности, преимущественной направленностью на предметный мир.
- Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже самого раннего возраста. У невротизированых детей при поощрении наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отношении отмечается у детей, не заинтересованных в оценке взрослого, а также у детей, не понимающих смысла и значение одобрения. Например, при выраженных интеллектуальных нарушениях.
- Эмоциональное реагирование на замечание и требования. Отмечаются: реакция ребенка на замечание, исправление ребенком своего поведения в соответствии с замечанием, а также необходимость более строгих мер для коррекции поведения. Отсутствие реакции на замечание у детей старше 3- х лет может свидетельствовать об избалованности, когда ограничения и замечания непривычны для ребенка, или об интеллектуальных нарушениях, когда ребенок не понимает смысла замечаний. Ярко выраженные негативные, агрессивные реакции на предъявленные требования говорят о том, что ребенок, понимая смысл замечания, не желает ему подчиняться.
- Реагирование на трудности и неуспех в деятельности.
Дети старше 2,5-3 лет способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий. Это фиксируется в элементарных речевых высказываниях типа «так», «не так», «а как же?», «правильно», «неправильно», «а теперь правильно?», «ой!» и пр. Обнаружив ошибку, дети сосредотачиваются на выполнении заданий и, исправляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обращаясь, по мере необходимости, за помощью взрослого.
Гомбоева Наталья Михайловна