Анализ логопедических карт и альбомов для обследования речи детей школьного возраста
Анализ
логопедических карт и альбомов для обследования речи детей школьного возраста
Автор пособия | Контингент | Логопедические карты / логопедический альбом |
Азова О.И. | 5-10 лет | В пособии «Диагностика и коррекция устной и письменной речи у детей 5–10 лет» (2022 г.) предлагается материал для логопедического обследования старших дошкольников и младших школьников с дизорфографией при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи. В то же время материалы обследования могут быть использованы как тренировочные для коррекции нарушений устной и письменной речи. Пособие – подробная речевая карта. В содержании – обследование не только устной речи, но и языковых представлений, чтения, письма, некоторых ВПФ. На каждый подраздел по нескольку подробно прописанных заданий с речевым материалом. Рекомендуется использовать вместе с наглядными пособиями О.И. Азовой «Диагностика и коррекция устной и письменной речи у детей 5–10 лет» в 2-х частях: Демонстрационный материал часть 1. Словарь Демонстрационный материал часть 2. Грамматика Диагностический комплект «Логопедическое обследование младших школьников» (2008 г.) предлагает материал для логопедического обследования младших школьников с нарушениями письменной речи. Материалы могут быть использованы для коррекции нарушений устной и письменной речи. Рекомендуется при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи, при коррекции общего недоразвития речи. Методика исследования предполагает: ЧАСТЬ 1. СЛОВАРЬ I. Исследование состояния импрессивной речи II. Исследование состояния экспрессивной речи 1. Исследование состояния звукопроизношения и звукослоговой структуры слов 2. Исследование состояния активного словаря ЧАСТЬ 2. ГРАММАТИКА 3. Исследование состояния грамматического строя речи 3.1. Исследование словоизменения 3.2. Исследование словообразования 3.2.1. Исследование словообразования имен существительных 3.2.2. Исследование словообразования имен прилагательных 3.2.3. Исследование словообразование глаголов 3.3. Исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слов ЧАСТЬ 3. ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО 4. Исследование понимания и воспроизведения текста III. Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи IV. Исследование языкового анализа, синтеза и представления V. Исследование процесса чтения VI. Исследование неречевых функций VII. Исследование процесса письма и письменной речи VIII. Исследование орфографических знаний, умений и навыков В комплект входят методические рекомендации к иллюстрациям. |
Смирнова И.А. | 6–11 лет | «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму» предназначен для стандартного логопедического обследования. Хорошее пособие по диагностике дисграфии и дислексии у младших школьников, а так же для выявления оптико-пространственных нарушений у детей дошкольного возраста. «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи» можно использовать для логопедического обследования состояния фонематической системы у лиц с расстройством устной и письменной речи. Альбомы напечатаны на достаточно плотной бумаге. Иллюстрации яркие, понятны и доступны для детей. |
Фотекова Т.А. | 6–11 лет | Тестовая методика диагностики устной речи дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Разработана в двух вариантах: полном и сокращенном (экспресс). Отличие от традиционной диагностики: - результаты выражены в количественной форме - балльно-уровневая система оценки Достоинства: - удобна для диагностики; - удобна для уточнения структуры дефекта и оценки степени выраженности нарушений (через речевой профиль); - удобна для построения индивидуальной коррекционной работы; - удобна для комплектования подгрупп для занятий; - удобна для отслеживания динамики речевого развития. |
Садовникова И.Н. | 7-11 лет | Методика исследования навыков письма (1998 г.) для выяснения степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявления нарушений письма (характера специфических ошибок, степени выраженности). Структура методики: 1. Списывание слов и предложений с рукописного текста. 2. Списывание слов и предложений с печатного текста. 3. Запись под диктовку букв: а) строчных букв; б) прописных букв. 4. Диктант слогов. 5. Диктант слов различной структуры. 6. Запись предложения после однократного прослушивания. 7. Подписи к предметным картинкам (слова). 8. Подписи к сюжетным картинкам (предложения). 9. Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок (для учащихся 2–3-х классов). Представлен апробированный речевой материал для обследования письма, отвечающий следующим требованиям: - речевой материал включает звуки всех фонетических групп; - предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству; - включает слова различной сложности слого-ритмической структуры. В соответствии с методикой тактика обследования строится гибко – от достигнутого учеником уровня: если школьник может писать текстовой диктант – с него и следует начать. Если такое задание непосильно для ребенка, нужно перейти к списыванию текста либо диктанту слов, букв – для определения сформированных и нарушенных звеньев графо-лексической деятельности. |