Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Согласно современным представлениям о структуре дефекта, для дошкольников с ФФНР типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.
При составлении диагностического комплекса для исследования фонематического восприятия у детей были использованы методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г., Коноваленко В.В., Коноваленко В.С., Волковой Г.А., Дьяковой Н.И., методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. В диагностический пакет вошли следующие задания.
I блок
1. Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов.
1) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Если ребёнок дефектно произнесёт звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).
ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА
ГА-КА-ГА, КА-ГА-КА
БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА
КА-ХА-КА, ХА-КА-ХА
СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ША-СА-ША
ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША
ЧА-ТЯ-ЧА, ТЯ-ЧА-ТЯ
СЯ-ЩА-СЯ, ЩА-СЯ-ЩА
РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА
ВА-ФА-ВА, ФА-ВА-ФА
2) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
КОТ-ГОД-КОТ
ТОМ-ДОМ-ТОМ
ПОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА
ТАПКИ-ТЯПКИ-ТАПКИ
Критерии оценки:
5 баллов—все задания точно воспроизводятся;
4 балла—имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла—задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;
2 балла—большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно—слоговые (словесные) пары;
1 балл—задания не выполняются.
II блок
2. Дифференциация звуков в произношении слов.
1) Инструкция: повтори пары слов.
КРЫША—КРЫСА
РОЖИ—РОЗЫ
ЧЁЛКА—ТЁЛКА
ЦАПЛЯ—САБЛЯ
КАСКА—КАЧКА
ЧЁЛКА—ЩЁЛКА
ГАЛЬКА—ГАЙКА
ГАЛКА—ГАЛЬКА
РАК—ЛАК
МАРКА—МАЙКА
МОРЯК—МАЯК
ПОЧКА—БОЧКА
ДОЧКА—ТОЧКА
КОСТИ—ГОСТИ
МЫШКА—МИШКА
КОСА—КОЗА
2) Инструкция: повтори за мной предложение.
СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ.
СТАРУШКА СУШИЛА ПУШИСТУЮ ШУБУ.
РЕКА ТЕЧЁТ, А ПЕЧКА ПЕЧЁТ.
ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ.
ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ.
У СОНИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.
ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.
В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ.
Критерии оценки:
5 баллов—все задания выполняются верно;
4 балла—встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в несколько замедленном темпе);
3 балла—задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок;
2 балла—задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;
1 балл—неадекватные ответы, отказ от выполнения.
3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.
1) Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно—не хлопай.
Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
ШАНКИ-ФАНКИ-СЯНКИ-САНКИ-ТАНКИ
ПТЕНЕЦ-ПТЕНЕСЬ-ТИНЕТЬ-ПТИНЕЧ
ФТАРУФКА-ШТАРУШКА-СТАЛУСКА-СТАРУШКА-СТАЮСЬКА
СЛЯПА-ШЬЯПА-ФЛЯПА-ШЛЯПА-ХЛЯПА
2) Инструкция: повтори за мной предложения.
ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.
СТЕРЕГЛА ЦЫПЛЯТ ВАРВАРА, А ВОРОНА ВОРОВАЛА.
НЕ ВОДИЛИ ФАНЮ В БАНЮ, ИСКУПАЛИ В ВАННЕ ФАНЮ.
Критерии оценки:
5 баллов—все задания выполняются верно;
4 балла—часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;
3 балла—ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла—часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 балл—задания не выполняются.
III блок
4. Звуковой анализ слов.
1) выделить первый и последний звуки в словах:
АИСТ—ОСЛИК—УГОЛ;
2) назвать все звуки в слове по порядку:
РЫБА—МУХИ—КОТИК—ЖАБЫ;
3) определить количество слогов в слове:
ДОМ—РУКА—МЕТРО—КЕНГУРУ;
4) определить 2-ой, 3-ий, 4-ый звук в словах:
2-ВРАЧ, 3-МЫШКА, 4-КРОТ, ЛОДКА;
5) добавить звук в словах:
ВОР—ДВОР, ВОЛ—ВОЛК, ЁЛКА—ТЁЛКА;
6) заменить звук в словах:
СОК-СУК-ЛУК, ЛИСА-ЛИПА-ЛУПА.
Критерии оценки:
5 баллов—правильно выполняются все задания;
4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла—правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;
2 балла—правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;
1 балл—задания не выполняются.
5. Звуковой синтез слов.
Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.
1) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 3с), и воспроизвести его слитно:
Р-О-Г; Р-О-С-А, Г-Р-О-Т, К-А-С-К-А;
2) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы даётся звуковой сигнал), и воспроизвести его слитно:
К-Л-А-Н, Б-У-С-Ы, К-У-С-Т-Ы;
3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:
Н-С-Ы—СЫН, Р-Г-У-К—КРУГ, ШАД-ЛО-КА—ЛОШАДКА.
Критерии оценки:
5 баллов—правильно выполняются все задания;
4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла—правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда—название звука или слога);
2 балла—правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;
1 балл—задания не выполняются.
Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 25. Если принять эту цифру за 100%, то по аналогии с оценкой успешности выполнения заданий, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных речевых проб или всех заданий методики и соотнести её с одним из пяти уровней:
5 уровень (очень высокий)—100% (25 баллов)
4 уровень (высокий)—80-97% (20-24 балла)
3 уровень (средний)—40%-79% (10-20 балла)
2 уровень (низкий)—13%-39% (4-10 баллов)
1 уровень (очень низкий)—12% (3 балла)
Можно дать следующую краткую характеристику данных уровней сформированности фонематического восприятия:
5 уровень—развитие фонематического восприятия выше нормы;
4 уровень—развитие фонематического восприятия в норме;
3 уровень—развитие фонематического восприятия чуть ниже нормы;
2 и 1 уровни свидетельствуют о системной речевой патологии, где отмечается несформированность фонематических процессов.
Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. При качественном анализе результатов выполнения речевой методики выявляются наиболее нарушенные стороны фонематического восприятия и анализируется соотношение речевых нарушений с отклонениями со стороны различных сторон познавательной деятельности.
Литература
1. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ,
2005.
2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г.А. Волкова.- М: «Сайма», 1993.
3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева.- Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
4. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н.И. Дьякова.- М.: Сфера, 2010.
5. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Пособие для логопедов. - М.: Гном и Д`, 2001.
6. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – С-П.: «Союз», 2001.
7. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2005.
8. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.
9. Орфинская В.К. О воспитании фонематических представлений в младщем школьном возрасте / В.К. Орфинская // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена, 1946.
10. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим нарушением / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Гном и Д», 2000.
11. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелёва // Дефектология, 1986.- № 3.