Методики «Обследования развития речи детей старшего дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 19 January 2019

 Методики обследования развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика «Обследование речи старших дошкольников» (Ушакова В.С., Струнина В.М., Яшина В.И.)

Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью при построении разных типов высказываний.

1 серия заданий (словарь и грамматика)

Задание 1. Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла (мяч, зайчик, посуда)? (Можно назвать сказанное ребенком слово.)

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (это игрушки; из посуды едят и пьют).

2) Называет отдельно признаки, действия.

3) Называет 1-2 слова.

Задание 2. Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?

1) Ребенок называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая).

2) Называет два вида посуды.

3) Называет один вид.

Задание 3. Подбери слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый;, говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.

1) Ребенок правильно подбирает противоположные слова.

2) Называет слова с частицей «не».

3) Неточно подбирает слова.

Задание 4. Что бывает глубоким, мелким, (высоким, легким)?

1) Ребенок выполняет все задания, понимает переносный смысл слова, называет слова, согласовывая их в роде, падеже (глубокая яма, глубокое море, легкий ветерок).

2) Подбирает слова к двум прилагательным.

3) Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному.

Задание 5. Каких животных ты знаешь?

Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.), у зайца много…(зайчат). Аналогичные вопросы задаются о других животных (лиса, медведь, ёж, жираф, бегемот и т.д.)

1) Ребенок называет всех животных, а так же всех детенышей в правильной грамматической форме.

2) Называет правильно только одну форму.

3) Не выполняет задание.

Задание 6. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться), составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»).

2) Называет два действия (накалывать грибы, шить), составляет простое предложение («Иглой шьют»).

3) Называет одно действие.

Вторая серия заданий (звуковая культура речи)

Задание 1. Ты все звуки произносишь правильно?

1) Ребенок отвечает утвердительно и произносит все звуки.

2) Отвечает утвердительно, но не произносит сонорные.

3) Не произносит шипящие и сонорные.

Задание 2 .Отбери картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, слон, белка, волк); «л’»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф); «р’» (черепаха, курица).

1) Ребенок отбирает картинки на каждый заданный звук.

2) Отбирает 2-3 картинки.

3) Указывает на одну картинку.

Задание 3. Назови слова, в которых есть звуки «с» и «ш»? (старушка, Саша, сушка), «ж», «з» (железо, жизнь).

1) Ребенок различает мягкие и твердые звуки, дифференцирует шипящие звуки.

2) Называет более двух слов

3) Называет слово без предлагаемых звуков.

Задание 4. Какую скороговорку ты знаешь? Произнеси ее быстро – медленно, тихо – громко – шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.

2) Недостаточно четко произносит.

3) не владеет умением замедлять, ускорять темп.

Задание 5. Скажи предложение: «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации.

2) передает только вопросительную интонацию.

3) Повторяет повествовательную интонацию.

Задание 6. Назови, из каких звуков состоит слово «шар»? «ручка»? Какой первый звук, второй, третий? Сколько слогов в этих словах?

1) Ребенок называет все звуки, их последовательность и слоги.

2) Называет не все звуки и слоги

3) Нарушает последовательность в названии звуков.

Третья серия заданий (связная речь)

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке).

1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды Ёжик заботится о своих ежатах».

2) Рассказывает, пропуская начало (или конец).

3) Перечисляет отдельные качества.

Задание 2. Воспитатель показывает ребенку серию картинок (3-4), объединённых сюжетом и предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.

2) рассказывает с помощью взрослого.

3) Перечисляет изображенное на картинках.

Задание 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.

2) Составляет рассказ с помощью взрослого.

3) Рассказывает по вопросам взрослого.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации